От папируса до интернета

Александр Просвирнов
Не только хлебом насущным, но и хлебом духовным жив человек. Книги сейчас продаются на каждом шагу, и вопрос в том, каковы они.
Меняются времена, меняются и нравы, вкусы, пристрастия. Если в годы «застоя» люди сдавали макулатуру, чтобы иметь возможность приобрести дефицитное издание, то сейчас выбор книг гораздо больше, вот только чаще всего как раз макулатура продается в красивых обложках (впрочем, и раньше ее хватало, но в качестве литературы партийной). Невольно вспоминаются строки А.Фета (стихотворение «Псевдопоэту»), которые можно отнести к существенной части продаваемой книжной массы: «Здесь сбыт малеванному хламу». И это в какой-то степени закономерно: все диктуют законы рынка, ориентирующегося на среднего потребителя и массовую культуру, которая, как известно, отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, эмоциональной разрядке и варьируется в широком диапазоне от примитивного китча до интеллектуального детектива.
Очень условно практически на каждом книжном лотке можно выделить несколько групп продаваемой литературы (приблизительно так же идет классификация в различных рассылаемых по почте каталогах). Достаточно большая группа – учебная. Есть еще справочно-энциклопедическая, однако теперь нередко энциклопедиями без особых на то оснований называют книги по сути своей научно-популярные (причем по неизвестным причинам опечаток в них на порядок больше, чем было в «застойные» времена). Есть также литература классическая, есть детская, есть многочисленные издания с полезными советами на все случаи жизни (восходящие к старинному русскому «Брюсову календарю», содержавшему точные рекомендации, когда «власы брить» и «мыслити начинать»). Однако два самых больших пласта – развлекательный и, условно говоря, магический. Чтиво развлекательное, чаще всего безвредное и одноразовое (не случайно обычно продается в мягких обложках) включает детективы, фантастику, любовный роман, криминальную романтику (вот здесь «мусора» вроде «Ментов поганых» более чем достаточно) и другое. В этой огромной массе иногда тоже выкристаллизовываются настоящие шедевры, например, книги Конан Дойла и Агаты Кристи, востребованные и по сей день. Нынешних авторов, работающих в этих жанрах, тоже рассудит неумолимое время, которое беспощадно отсеет «шелуху» (которая, разумеется, существовала в различных формах во все века, вот только до нас в силу естественных причин не дошла, из-за чего у многих создается ложное впечатление, что в былые эпохи творили только классики, чьи труды намного пережили своих создателей).
Особый разговор о многочисленных книжках по астрологии, магии, хиромантии и прочей ненаучной белиберде. Более полутысячи лет назад С.Брант в своем «Корабле дураков» (1494 г.) написал:
По ходу звезд хотят исчислить,
О чем способна муха мыслить
И приговор судьбы грядущей:
Кому привалит куш большущий,
Кто будет счастлив, кто умрет.
Морочат чепухой народ!

Как видно, за прошедшие пять веков, хотя научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, многие, вопреки рекомендациям «Брюсова календаря», самостоятельно мыслить так и не начали, вдохновенно внимая различным древним суевериям и прочему аналогичному бреду.
Однако по неумолимым законам рынка книги эти вместе с безвредными, нужными и важными будут издаваться в количестве, необходимом для удовлетворения спроса, который в нашей стране по сравнению с эпохой социализма претерпел качественные изменения. Мы приближаемся к Западу, где сложное высокоинтеллектуальное элитарное чтение востребовано значительно меньше, чем развлекательное. Что ж, это просто является отражением жизни и не несет в себе никакой трагедии, ибо такому соотношению столько же лет, сколько человечеству.
А сейчас начинают бить тревогу по другому поводу: чтение книг вытесняется интернетом. Думается, опять же важна не форма, а содержание. Вряд ли кто испытывает сожаление по поводу того, что не читает книги, написанные на папирусе или пергаменте. Теперь происходит продиктованный техническим прогрессом переход от бумажных носителей к электронным – только и всего. Но если труды Апулея, Овидия, Цицерона дошли до нас сквозь тысячелетия, какое значение имеет материал, на котором они были созданы изначально! А процентное содержание серости и заурядности что в книгах, что в интернете, очевидно, существенно не отличаются. И все-таки человечество достаточно мудро, чтобы духовную леность части его представителей распространять на него в целом, так что хлеб духовный в любом виде будет востребован во все времена.

г.Новочебоксарск,   27 - 28 мая  2003 г.