Быть услышанным

Багира Натали Велиева
Светильник Господень – дух человека,
испытывающий все глубины сердца…
 
Книга Притч 20:27
 
 
 
 
 
Перед современным человеком по сей день стоят те же вопросы, что сотни лет назад: каковы истоки и развитие духовных потребностей, и их место в жизни человека; современная борьба идей; познаваемость разумом мира, окружающего нас; критический взгляд на религию; атеизм как составная часть материалистического мировоззрения.
 
Как хочется поговорить, задав свои вопросы, и быть услышанным; поговорить - о цене человеческой жизни, об уникальных мгновениях, отпущенных нам судьбой, о правильном выборе жизненного пути. Удивительно, что вспоминая Гусева, летописца при Льве Толстом, который донес до потомков строки: «…в Малаховке опять девушка под поезд бросилась», понимаешь, что душа человеческая не устроена до сих пор. Что тяготит эту самую душу? Взрывает в нас страсти познаний и бросает в лаву искушений?
 
Человек - это не только душа. Мне кажется, что человек - единство духовной и материальной составляющей, и нельзя отделить душу от тела. К тому же они зависят друг от друга. Но деньги, возраст, социальное положение, рост, вес, пол, цвет глаз и т.д. - это тоже составная часть человека, и не узнав ее, нельзя узнать человека целиком, как такового. Мне так кажется. А идеальная любовь, по-моему, как раз и состоит в том, чтобы любить человека всего независимо. Независимо от этих качеств, любить его достоинства, равно как и недостатки, просто и бескорыстно.
И как легко становится на душе, когда прикасаешься к светлым мыслям Платона о таком важном чувстве, как Любовь:
 
"...человеческая любовь изначально духовна и только потом телесна...
она не спешит с обладанием, а сначала насыщается духовно,
любуясь и наслаждаясь душой другого, ее гармонией
с нашей собственной.
 
" Лик любви" изначально хрупок и прозрачен, как аромат ранней весны, чист, как первый снег, и свят, как лица
мадонн Рафаэля.
 
Само ощущение тела напоено этим благоуханием
весны.
 
Это утро любви – самый возвышенный
ее праздник.
 
Вся романтика любви, ее магическая сила, жизненный нерв
и творческий импульс в высоком начале
и его продолжении.
 
Здесь начинается полет на крыльях любви, от которого
зависит ее будущее:
полнота и содержательность, радость и счастье, устойчивость и
длительность".
 
Наша душа – субстанция тонкая, и чтобы разобраться в проблемах единства духовного идеального и материального, человеку необходимо познать самого себя. По словам Николая Кузанского [11], «…любое природное даяние во всем том, что оно есть, есть даяние наилучшее. Оно происходит свыше, от бесконечной всемогущей потенции, величие искусства и премудрости которой делают ее всецело самодовлеющей (sufficientissima), всеобразующей силой… поскольку никакая данная природа не достигает актуальной ступени наивозможного совершенства своего вида, но всякое индивидуальное определение вида – кроме как в едином господе нашем Иисусе Христе – оказывается далеким от последней актуальной полноты своей потенции, то интеллект, чья потенция обнимает все, что не есть его создатель, нуждается для актуализации этого своего всепонимания в даре благодати творца. Разумное творение несет в себе различительный свет рассудка, но в этом чувственном теле он очень слаб и омрачен многими тенями, как взор совы ; его потемки просвещаются, когда веяние духа божественного слова выводит его в акт… Так, Соломон в том, что касается природы души, получил от бога наивысший дар, но не по этому дару душа его была лучше души другого человека, а по дару просвещения его душа оказалась такой, что ее интеллектуальная сила поднялась к актуальному постижению выше, чем у всех царей иудейский… этот дар премудрости сошел в него свыше от Отца светов, поскольку он просил его.
Так мы видим, что сила семени, дарованная тем отцом светов, которым является Солнце, не переходит в действительность, пока им же не будет ей даровано еще и это: растение начинает развиваться из потенции семени, лишь когда позволит Солнце, чьим даром является уже и скрытая в семени сила».
 
Как хочется еще покопаться в понятиях истинного и преходящего, священного и мирского, проанализировать влияние религии, культуры и философии на жизнь в целом, порассуждать о том, чем взгляд религиозного человека отличается от точки зрения человека, далекого от религии. И наконец, остановится и не мучить самого себя.
Вопросы души, проблемы единства духовного идеального и материального настолько тесно взаимосвязаны между собой, так переплелись за всю историю человечества, что этот вопрос остается актуальным на сегодняшний день. И каждое поколение будет задаваться вечными вопросами о смысле жизни и своем месте в ней, о своем предназначении, определять нравственные идеалы и продолжать самосовершенствоваться в процессе своего развития.
 
Человек сам выбирает путь, по которому ему идти. И каждый из нас вправе отвечать за свои деяния. В сиюминутной суете, изо дня в день все глубже становится пропасть, разделяющая два опыта – священный и мирской. И все меньше времени остается для того, чтобы остановиться и осмыслить происходящее, задуматься о наследии, которое мы передадим потомкам. Что это будет – череда продолжений в реинкарнациях из жизни в жизнь, озарение от влюбленностей, предвнесенное в нечто большее, целое, защищенное от посягательств недоброжелателей, или семена добродетели и истинных ценностей, которые попадут на благодатную почву?
 
Истинное всегда выше преходящего. Того, что отцвело и увяло, не дав урожай. Не оставив семени.
Как пройти по Земле и узнать, остался ли после тебя какой-нибудь след? Штрих или точка.
 
Пирамида нашей земной жизни невольно соткана ступенями, ярусами, по которым приходится взбираться через бездну разочарований и постижений собственной жизни.
Стать философом - быть выше сиюминутного, мира, оставшегося внизу при восхождении к вершине, мешают слабости. Сила как ни странно. Внутренний огонь собственных амбиций.
 
Взвиваются стайками мысли, кутается энергия в ДО и ПОСЛЕ, мы учимся управлять своими желаниями и укрощать время путем медитаций. Свет высот незыблемого мира не падет к нашим ногам. Вершина не покорится, пока мы не разменяем важное на более важное, совершенное на более совершенное.
Многие остаются у подножия, в сочности своих знаний, готовые в любое мгновение прервать пелену действительности иллюзорного мира.
 
Движение не по спирали, но по орбите – удел многих. Выше этого еще предстоит подняться.