Бракосочетание

Вера Боголюбова
Глава 27, последняя, роман "Российская лебедушка"
Приближался день регистрации. Родители заговорили о свадьбе, но Анна категорически отказывалась от каких-либо торжеств по этому случаю. Вот и в этот день Любовь Захаровна пыталась сломить упрямство будущей снохи.
— Аннушка, ты пойми, что мой сын женится впервые. Я хочу, чтобы он этот день запомнил на всю жизнь.
— Зачем ради одного дня идти на такие затраты? Я не понимаю этого, Любовь Захаровна.
— Но он прекрасно зарабатывает, Анечка. У него хватит денег на такое мероприятие.
— Тогда пусть подыскивает себе девушку, а не вдовушку с ребенком. Я же не могу надеть белое платье, я не девственница, так как была уже замужем. Зачем же вам афишировать, что ваш сын женится на женщине с ребенком.
— Кто будет знать об этом? Ты наденешь белое платье, и все. Ты надевала белое платье, когда выходила первый раз замуж?
— Нет, конечно. Откуда у меня могли взяться такие деньги?
— И тебе не хочется иметь такой наряд?
— Который всего на один единственный день? И ради этого тратить столько денег? Нет. Не вижу в этом особой необходимости.
— Но тогда, кому какое дело до того, что ты была замужем?
— Раз никому до этого нет дела, то и не стоит делать таких затрат. У вас деньги лишние есть? Давайте лучше сделаем семейное торжество, где будет вся ваша семья. А те деньги, которые вы хотите потратить на роскошную свадьбу, лучше просто подарите нам в качестве свадебного подарка. Мы с Семой найдем, куда их потратить.
— Хорошо, Аннушка. Я вижу, что тебя не переубедишь, — пошла на уступки Любовь Захаровна. — Но пойми, у нас много друзей, которых мы просто обязаны пригласить, так как были на свадьбах их детей.
— И все невесты были в белом? — спросила Анна.
— Конечно. Даже те, которые выходил замуж второй раз.
Анна на некоторое время задумалась.
— И много гостей вы собираетесь пригласить на свадьбу?
— Много, Аннушка. Мы собираемся снять ресторан по этому случаю.
— Понимаете, это все против моей воли. И я продолжаю настаивать, чтобы не было никаких торжеств, — упрямо заявила Анна. — Я поговорю сама с Семеном. Надеюсь, что он согласится с моими доводами. И еще вот что. Никаких кортежей машин, украшенных лентами. Иначе я просто не поеду в Загс. Мы с Семеном прекрасно нашли общий язык и уже живем с ним, как муж и жена. Мои родители прожили сорок лет без регистрации, имеют пятерых детей и десять внуков. Они ни разу за всю жизнь не сказали друг другу плохого слова, ни разу даже не поссорились. И счастливей семьи я еще не встречала. А что из того, что я была зарегистрирована со своим первым мужем? Кроме побоев и издевательств я ничего от него не видела.
— Жаль, Аннушка, что мы и на этот раз не пришли с тобой к единому мнению, — грустно произнесла Любовь Захаровна. — Семен у меня единственный сын. Я хотела, как лучше. — Она тяжело вздохнула. — Видит Бог, не получается.
— Любовь Захаровна, вы хотите, чтобы ваш сын был счастливым? — спросила Анна.
— Каждая мать хочет видеть своего ребенка счастливым. Об этом даже не надо спрашивать.
— Неужели вы думаете, что он станет счастливей, если вы выбросите на ветер столько денег? Не в этом счастье. И даже не в той бумажке, которую нам вручат в Загсе. Счастье в нас самих, в нашей любви и понимании. И хотите вы того или нет, но я буду настаивать на своем.
— Хорошо, Аннушка, поговорим об этом в другой раз. Я хочу тебя поставить в известность, что ресторан уже заказан. Сейчас готовятся приглашения для гостей.
— Не делайте этого, Любовь Захаровна. Прошу вас! Иначе вы будете поставлены перед фактом срыва свадьбы. Я даже регистрироваться не поеду. Если Семен любит меня, то пусть живет со мной без регистрации. Это мое последнее слово. Мне бы не хотелось портить с вами отношения, я люблю вас, как мать самого дорогого мне человека, как женщину, которая приняла меня в своем доме, несмотря на то, что у меня нет образования, что я уличная торговка, что я была уже один раз замужем и что у меня есть дочь. Простите меня! — Анна стала всхлипывать, шмыгая носом.
— Что ж поделаешь, придется все отменять, — с грустью произнесла Любовь Захаровна. — Мне только непонятно, почему ты так упорно отказываешься от свадьбы.
— Потому что я знаю цену деньгам и знаю, как трудно они достаются.
— Только из-за этого? Но с тебя никто не требует денег, Аннушка. Все сделаем мы сами. Ребята сейчас много зарабатывают. Ты даже не можешь себе представить, сколько. А я прекрасно знаю, так как помогаю им вести бухгалтерский учет и в курсе всех их дел.
— Здесь вопрос стоит не в том, сколько они зарабатывают, Любовь Захаровна.
— А в чем тогда?
— Зачем бессмысленно тратить деньги?
— Неужели свадьба является бессмысленной тратой денег? — удивленно спросила Любовь Захаровна.
— Да, именно так. Свадьба — это деньги, пущенные на ветер. Мне такого удовольствия не надо. И роскошного разового наряда мне тоже не надо. Я пойду в своем синем платье. Это все, что у меня есть лучшего. Меня Семен в нем впервые увидел и полюбил.
— Что ж, Аннушка, поставим на этом точку. Сегодня я скажу Григорию, что все отменяется. Гостей приглашать не будем, отметим все по-семейному, как ты того желаешь. Сообщи своим родителям, пусть приезжают.
— Зачем их беспокоить? Они уже один раз выдали меня замуж. Хватит. Я приглашу их в гости через месяц. Этого будет вполне достаточно.
В назначенный день и час к дворцу бракосочетаний подъехали две машины. За рулем первой из них был Константин Иванович. На заднем сидении сидели Анна и Семен, между ними была Света. Во второй машине приехали Григорий, Любовь Захаровна и Наташа, которую Анна пригласила в свидетели. Свидетелем от жениха был Григорий. Невеста была в светло-голубом платье с серебристым шнуром вместо пояса. Жених был одет в темно-синий костюм и светло-голубую рубашку. Светочка выглядела самой нарядной в белоснежном воздушном платье с огромным бантом в золотистых волосах. В Загс Анна вошла, держа дочь за руку.
И, несмотря на скромный наряд, Анна выглядела великолепно. Она много времени потратила на прическу. Ее волосы отливали золотом, тугие локоны свисали ниже плеч. Легкий макияж подчеркивал красоту лица. У всех в руках, кроме Анны и Семена, были цветы. Светочка гордо несла алую розу. После соблюдения всех формальностей стали дарить цветы молодоженам. Дома всех ждал роскошный стол. Все было именно так, как хотела Анна.
Когда разлили шампанское, первый тост произнес Григорий.
— Дорогие Анна и Семен, поздравляем вас с большим событием в вашей жизни. Сегодня вы стали мужем и женой. Желаем вам море любви, океан счастья, семейного благополучия и безоблачной жизни. Пусть вам всегда сопутствует удача везде и во всем. Поскольку вы отказались от пышных торжеств, то разрешите от всех нас преподнести вам наш подарок. — В руках Григория появилась синяя папка. — Мы дарим вам путевки в круиз по Средиземному морю. Путешествие будет длиться двадцать четыре дня. Вы побываете во всех крупных портах Средиземного моря, посмотрите мир, так как вы еще нигде не бывали. А это вам лично от меня, — он позвенел связкой ключей. — Это ключи от трехкомнатной квартиры в центре города, где ты Семен родился и вырос.
Это было неожиданностью для всех присутствующих. Все дружно зааплодировали.
— Спасибо, брат, — взволновано произнес Семен. — Лучшего подарка уже и не придумаешь. Как тебе удалось ее выкупить?
— Секрет фирмы, — неопределенно ответил Григорий.
Застолье было непродолжительным, и вскоре Анна и Семен вместе со всеми остальными заходили в квартиру, подаренную молодоженам. Казалось, что они вернулись в прошлое на семь лет назад. Все стояло на прежних местах.
— Многое мне не удалось разыскать, — объяснял Григорий, — так я старался найти что-нибудь похожее. Мягкая мебель вся новая, но почти такой же расцветки, а пианино то же самое, мне его охотно вернули. Только не все картины мне удалось выкупить. Некоторые категорически отказываются с ними расставаться.
— Гриша, ты просто умница! — в восхищении произнесла Любовь Захаровна. — Я такого от тебя не ожидала. А свою квартиру ты не собираешься выкупить?
— Пока нет. Вот найду свою Анну, тогда будет видно, — он вздохнул тяжело и бросил мимолетный взгляд на Семена, который стоял в обнимку с Анной перед одной из картин и что-то ей объяснял.
Саратов, ноябрь, 2001 г.
Издательство «Надежда», Саратов 2002
Дорогй читатель! Спасибо, что дочитал до конца мой роман.
С уважением, Вера Боголюбова