Звезда Вологды знает Швейка женского рода

Галина Щекина
Вы  помните  такого  Швейка? Покладистый и некапризный, шпыняемый и неуязвиый.Вот  такая, оказывается  есть  героиня  у писательницы[http://www.proza.ru:8004/author.html?starvol]
Повестью «Здравствуй Сомова» Звезда-Вологды фотографировала нашу жизнь и свою. Это повесть писалась долго и так же долго так склыдвался ненповторимый физиогический очерк нашего времени – таков был бы жанр, будь он серьезным жанром. Но автор все карты путает, как Кошкина отдаваясь боссу путает все документы 1-й,2-й и 3-й степени важности на своем стол [http://www.proza.ru:8004/2004/02/23-26]
Но чаще поводом была не конкретная история а общее состояние тоски и безысходности. Которому женщина-автор противостояла. Ей говорили - хватит уже извращать! - А она все равно свое. Такая самозащита от действительности.

Поэтому у этой повести терапевтическое воздействие. Не относиться слишком серьезно к тому, что на само деле серьезно. События которые происхдят с Сомовой – удручющие ужасные. Что хорошего в том, что девочка мечала о балете, но ей так и не дался? Что хорошего втом что жених накушался на свадьбе и потерял ключ от квартиры, где они должны были провести первую ночь? Хотя все равно бы он ничего не смог в таком состоянии. Ее бросают мужчины [http://www.proza.ru:8004/2004/01/15-18]
– ну и что? Будут другие. Ее выгнали с работы? Она нашла себя и в этом смысле.
Откуда взялась Сомова – да из подруги Сомовой. Но только частично. Остальное – сложный сплав выдумки и реальности, как и положено в художественной прозе.Что же думает о случившейся книге окрестный читающий народ?
Думает следующее - что это все удивительно упруго и оптимистично.От этих событий можно умереть. И умрет кто угодно только не Сомова. Она в себя беду не пустит.( Да уж, меня мои прообразы так не жаловали…)
Поэтому данный женский образ так важен в русской унылой литературе где героини то и дело жертвуют собой, а обществу выгодно, и оно их восхваляет. А может хватит жертвовать? Может лучше пусть другие жертвуют ради нее Женщины с большой буквы?[http://www.proza.ru:8004/2003/08/26-14]
То есть эта герояиня совсем с другой непрывычной психологией. Она спотыкает и попадает в ситуациии, но она выдержит все. Вы помните как героиня «Служебного романа» то и дело падает в истерику от своего романа? Но речь не о начальнице а о ее секретарше.Вот близкий по значению типаж.
Особняком и в другой стоит «Ах какая женщина», хотя если задуматься то она могла бы быть одной из общежитских подруг Сомовой, а сама Сомова – в числе гостей.
Все время хочется усилить связи между отдельными рассказами, слепить отдельные эпизоды в единое целое….
Все  время  хочетстя надеяться, что Сомова  не  дура, просто она  чего-то не догоняет.Да  ну  пусть!

Есть ли аналогии живучей Сомовй в литературе? Я их не знаю. Виктория Токарева? Нет, даже она – нет. Кто знает - подскажите.

Теперь надо с казать о недостатках. Структура повести приблизительная. Она как бы идет вслед за биографией Сомовой причем вырывая отдельные эпизоды. И структура неполная: некоторые рассказы не удалось найти. Но даже в самих рассказах автор глотает середины и окончания. Особенно меня не устраивает рассказ [http://www.proza.ru:8004/2004/01/11-55]: из балета сразу на день рождения и на курсы. В то время как я подозреваю - самое интересное было в институте. Да и Сомова это подтвердила: уних была тетрадь куда они писали на лекциях приколы между абзцами кое-как записынных лекция. Боже мой! хочется закрчать мне. Да это же конфетка:
«Лекции по тепловым машинам» или еще лучше «Лекции по сопромату» Потому что жизнь Сомову давит и искажает(извращает, усугубляет), а Сомова ей сопротивляется. Вот вам и сопоротивление материалов!Вот Сомова и пишет лекцию про это а между лециями торчат любовные записки и приколы.
Разве плохая идея? Срочно надо заказать у Сомовой институтскую тетрадь и начинать компоновку.

Но в повести о Сомовой «Вершки и корешки» я нахожу только вершки. Корешков нет. Сборник анекдотов - пожалуй. Хочется вглядеться в Сомову,а она уже ушла в следующий анекдот…

Иногда она прямолинейна очень: вот спор с автором о голубином помете. Я пыталась его исправить на голубиный полет, чтобы читатель видел на стекле не только глубиный помет но голубиный полет. Нет, не согласилась, поддалась на удочку редактирования… А ведь есть и еще такие места.
Вся Сомова неровная – то выступает, то размазывается.
Последние рассказы написаны более зрело. И мне кажется чем меньше она обобщает как в рассказе Сомова и пожар, тем лучше вырисовыавется характер.
Рассказ «Признание» стоит не там и не так. Он дожен быть частью какого-то другого расссказа.

Плюс -в рассказе [http://www.proza.ru:8004/2003/06/09-24] изобрела летящий диалог. Как жаль что больше нет рассказов в этом стиле. Хотя лучшим считаю [http://www.proza.ru:8004/2003/06/09-26]
Рассказ «Пересортица» слишком динамичный, событийный. Его можно было разбавить карусельной лирикой и было бы глубже. И сама героиня Ниночка даже в постели строит планы, вот прямо синдром менеджера уже. Нравится мне или нет но Ниночка жизненный типаж![http://www.proza.ru:8004/2003/08/26-12]

К числу достонств и плюсов прозы Звезды  Вологды кроме умения шутить над грустными вещами я отнесла бы обыкновение соединять несодиняемое, это развернутые оксюмороны – роман с распростанителем был в самом начале но они уже целовались а в буфете давали шампанское. И вот вот это праздничныей привкус все сразу объясняет…