Чистые руки у нечистых?

Мурзин Геннадий Иванович
Недавно один ответственный чиновник ГИБДД нашей области, глядя мне прямо в  глаза, заметил: « Мы хорошо знаем, что наши сержанты берут взятки. Но иначе им не выжить. Знаете, какая у них зарплата?..» Я честно ответил, что не имею представления. Но потом полюбопытствовал. И выяснил, что рядовой полуграмотный сотрудник ГИБДД, с большим трудом научившийся заполнять протокол, имеет зарплату больше моей и больше, чем учитель средней школы.

Это что же получается? Ему не «выжить» а я выживаю? И учитель выживает? Итак, он, сержант, не может, а все остальные могут. Он, сержант, без взятки и дня прожить не в силах, а все другие как-то обходятся. Я так думаю, что именно по этой причине до отвращения ненавижу взяточников в погонах. И для меня нет разницы, сержант это или генерал.

…Краснотурьинск. Утро - время, когда все нормальные люди спешат на работу.
 Половина восьмого. Полчаса назад заступили на дежурство местные инспекторы дорожно-патрульной службы Андрей Флеер и Виталий Карпецкий. Они  стали зорко следить за всем тем, что происходит на улицах этого северного городка, то есть занялись непосредственно обеспечением безопасности дорожного  движения.

В то же самое время начальник транспортного цеха одного из местных предприятий Михаил Михайлов отъехал на личном автомобиле от дома и направился  на работу.

- По пути, - рассказывает он, - остановился возле коммерческого киоска. Пошел, чтобы запастись сигаретами. Купил. Вернувшись назад, к машине, увидел  инспектора ГАИ, а чуть поодаль - патрульную машину...

Так произошла встреча должностного лица, находящегося при исполнении  служебных обязанностей, и водителя транспортного средства. Далее события развивались следующим образом.

- Ваши документы, - представившись, сурово попросил автоинспектор.

Михайлов спросил:

 - Я что-то нарушил?

Инспектор показал рукой в сторону знака «Остановка запрещена», в зоне которого стояла машина Михайлова.

- Видите?

Он увидел, но слишком поздно: теперь от наказания не отвертишься. Естественно, поскольку нарушение ПДД слишком очевидно.

Михайлов достал документы и передал инспектору. Последний предложил пройти к машине ГАИ. Прошли. Водителю было предложено сесть в машину. Он  сел. Там находился еще один сотрудник - за рулем. Он и заполнил протокол по  факту нарушения водителем ПДД. Михайлов расписался в нем и заплатил штраф.

 Инцидент благополучно завершился. Главное - обе стороны остались в  правовом поле. Пока. Михайлов с легким сердцем попытался выйти из машины.  Напомню: утро и его ждут на работе.

Не тут-то было!

- Одну минуту, - сказал тот, кто только что заполнял протокол, и последовал вопрос, ошарашивший водителя. - Вы употребляли спиртное?

- Нет, - ответил Михайлов.

И это была правда. Но он не знал, что от него несет перегаром и что этот характерный  запах учуяли автоинспекторы.

Михайлову было предложено через трубочку надуть целлофановый мешочек (для непосвященных поясню: это такой первичный способ проверки на трезвость - прим. авт.}.

 - Я это сделал, - рассказывает Михайлов. - И трубочка изменила свой цвет.

- А это как понимать? - показывая на трубочку, спросили его.

Водитель стал оправдываться:

- Это - остатки вчерашнего. Вечером засиделись допоздна. Сегодня - я трезв. 

- Значит, вы продолжаете утверждать, что трезвы?

 - Да.

 - Тогда придется нам проехать в психдиспансер на предмет экспертизы. 

Михайлов рассказывает:
- Мы подъехали к диспансеру, Я вышел из своей машины. Пересел в патрульную машину. Там, в салоне я предложил урегулировать вопрос... без экспертизы, потому что уже опаздывал на работу...

От себя скажу: это не единственное, что вызывало опасения водителя. Поэтому стал вновь говорить о возможности решить вопрос полюбовно.

 - Понимаете, - сказал он, - меня могут лишить права управления на три года, так как я уже лишался такого права на год.

 Сидевший за рулем Флеер, ответил на его объяснение делом, протянув заполненный протокол, предложив его подписать. Михайлов подписал. А что, скажите, в такой ситуации оставалось делать? Вина – налицо. Наступила пауза. Обе стороны хранили молчание. Каждая из сторон думала о своем.
Первым нарушил повисшую в салоне патрульной машины тишину Флеер.

- Сколько «стоят» права? – загадочно спросил он.

Михайлов охотно ответил:

- Не меньше пяти тысяч.

Флеер уточнил стоимость:

 - Десять тысяч.

Обрати внимание, читатель, как все элегантно держатся? Это тебе не Шурик  Балаганов, нахально пристававший на улице к Корейко и кричал: «Отдай миллион! Отдай миллион!» Тут, пожалуй, действует система, более близкая и понятная товарищу Бендеру, у которого, как известно, было двести способов честного отъема денег. Он  считал, что надо создать такие условия, при которых гражданин сам захочет поделиться деньгами. И никакого хамства!

Михайлов рассказывает:

- У меня не было выбора. Я согласился. Но такой суммы не имел. И поэтому попросил подождать до субботы. Автоинспекторы согласились. Договорились,  что встречаемся вечером, в субботу на площадке у железнодорожного вокзала.

Встреча такая состоялась. В девять вечера, заняв деньги у знакомого, Михайлов прибыл в условленное место. Вскоре подкатила патрульная машина, в которой находились опять же Флеер (за рулем} и на переднем пассажирском сидении Карпецкий. Михайлов пересел к ним. Деньги (десять купюр по  тысяче  каждая) он передал Карпецкому. После этого Михайлов попросил отдать ему протокол, подписанный им.  Флеер - не лыком шит. Он достал протокол, дал убедиться Михайлову, что это именно тот, где стоит его личная подпись, и тут же, в  салоне сжег документ.

На этом в затянувшемся инциденте (к обоюдному удовлетворению сторон) была поставлена последняя точка.

Когда я рассказал об этом случае знакомому водителю, то он искренне удивился.

- Так мало?

Теперь пришла моя очередь удивляться.

 - Что значит  «мало»?

- В Краснотурьинске-то еще по-божески берут. У нас, в Екатеринбурге,  водило бы так легко не отделался.

 - Почему?

- У нас за такое берут  в три раза дороже. И каждый, сидящий за рулем, цену знает. Конечно, лучше вовсе не садиться за руль, не  протрезвев. Но если такое случится и попадешься, то выкладывай и не гоношись.

Вернемся, однако, к моим героям сегодняшнего очерка.

А они разъехались с привокзальной площади, каждый занявшись своими неотложными делами. Все трое никак не были заинтересованы в продолжении истории. Но это все  же случилось. Почему?

В детали не стану вдаваться. Скажу лишь, что милиционерами заинтересовались. Но пока негласно. Поэтому для начала побеседовали с  Михайловым. Он же, поняв, что оказался под «колпаком» (дача взятки, как и получение оной, наказуемо в уголовном порядке – прим. авт.), избрал верный путь: в позиции взяткодателя единственное спасение – говорить правду: авось, и повезет. 

Рассказал, короче, все как было. Не утаил даже того, что инициатива все же  исходила от него, хотя ему это было крайне невыгодно. Отметил он также и то,  что инспекторы действовали крайне вежливо. Не стал валить все на парней в погонах. Понимал: лишь его искренность позволит избежать уголовного наказания.

От себя скажу: он исключительно благоразумно поступил: безудержная самозащита, полное отрицание, несмотря на очевидные факты,  всего и вся лишь усугубляет положение, а не облегчает. Впрочем, это я так, в качестве зарубки на память.

 ...Я читал показания Флеера и Карпецкого, те самые показания, когда они еще проходили в качестве свидетелей. И я так думаю: если бы случившееся с ними было простым недоразумением (бес попутал), то они могли бы сразу во всем  признаться, а не «финтить».

Следователь скрашивает Флеера:

- Вы работали седьмого апреля? Если да, то в какое время?

- В тот день работал вместе с инспектором Карпецким с семи до девятнадцати.

 - Вы останавливали  машину, стоявшую под знаком «Остановка запрещена»?

Извини, читатель, что вопрос звучит глупо. Но таков уж уровень наших российских следователей (тоже, наверное, жалуются на низкую зарплату), что не в  состоянии грамотно сформулировать вопрос. Можно ли останавливать уже  стоящую машину?

Ответ достоин вопроса:

- Я не помню, какая это была машина, но мы останавливали и взяли штраф за стоянку в неположенном месте.

Следователь:

 - Предлагали водителю подуть в трубку?

 - Не помню.

- Предлагали водителю проехать на экспертизу в диспансер?

 - Нет, не предлагали.

- Но, может, все-таки ездили в диспансер?

 - Нет, не ездили.

 - Вы еще раз встречались с тем водителем?

- Нет, мы больше не встречались.

 Проходит всего каких-то два часа. И тот же самый Флеер уже более откровенен: догадался-таки, что следствию уже все известно. В конце протокола того самого допроса я видел сделанную им собственноручно запись следующего содержания: «Деньги взял в связи с тяжелым материальным положением. Жена в декрете. Зарплату вовремя не выплачивают. Вину признаю и раскаиваюсь».

Запоздалое раскаяние.

Карпецкому повезло в этом смысле поменьше. Потому что он не женат и не смог ссылаться на трудное семейное положение.

Прошло меньше года.

И состоялся суд, на котором председательствовал судья Свердловского областного суда Л. Г. Вальтер.

Свердловский областной суд признал виновными и Флеера, и Карпецкого в  получении взятки должностными лицами. Каждый получил свое: Флеер - три года лишения свободы, Карпецкий - два  года. Оба лишены права занимать должности, связанные с исполнением властных  полномочий, на определенный срок. Приговор вступил в законную силу.

 Мое небольшое резюме.

 Можно ли ждать еще чего-то, если офицер ГИБДД оправдывает сержантов-автоинспекторов. берущих на службе взятки, их «тяжелым материальным положением»? Слыша это, подчиненные и ссылаются на сие «алиби». А в такой ситуации я не верю в успех некой операции «чистые руки», о которой так охотно говорят милицейские начальники, что руки станут у милиционеров чистыми. Впрочем, могут и стать. Но лишь в том случае, если, несмотря на некие  «объективные причины», начальство хорошенько будет бить по тем самым хапающим рукам.

КРАСНОТУРЬИНСК -  ЕКАТЕРИНБУРГ, 1998-2004.