Топи утопий. Западноевропейский утопизм 15-17 вв

А.С.Иванов
  Человечество всегда стремилось к наилучшему устроению своей жизни. Появление первых государств повлекло за собой и мечты об их наилучшей и идеальной формах. В XV – XVII вв. эти мечты проявились в творчестве выдающихся гуманистов: англичан Томаса Мора и Френсиса Бэкона, и итальянца Томмазо Кампанеллы.

  Томас Мор родился в Лондоне в 1478 г. Учился в Оксфорде, знал классические языки, находился в среде гуманистов. В 1499 г. Мор познакомился с Эразмом Роттердамским, завязав с ним дружеские отношения. Карьера Мора строилась достаточно успешно. Он был избран в Лондонский парламент, награждён званием рыцаря. Гуманистические идеи Мора причудливо соединялись с его приверженностью католицизму, который он защищал от реформации, лично выступая против Мартина Лютера. Преданность королю Генриху VIII позволила Томасу Мору в 1529 г. стать лорд-канцлером Англии. Но с 1532 г. король рассорился с папой римским и объявил себя главой Англиканской церкви. Ревностный католик Мор не захотел ставить короля выше папы, и был заточён в Тауэр. А в 1535 г. Томас Мор был обвинён в государственной измене и казнён. Спустя 400 лет Католическая церковь причислила его к лику святых.

  В 1516 г. была издана "Утопия", обессмертившая имя Томаса Мора. Она была написана на латыни как документальное повествование самого Мора о его встрече с мореплавателем, который и рассказал ему о самом справедливом и совершенном государстве, находящемся далеко за океаном, на острове Утопия.

  Это государство давным-давно основал прибывший издалека правитель Утоп и его солдаты. Он "довел грубый и дикий народ до такой степени культуры и образованности, что теперь они почти превосходят в этом отношении прочих смертных". Вокруг острова много острых скал, опасных для вражеских кораблей, а сам остров прекрасно укреплён от вторжения. На нём почти равномерно располагаются 54 города утопийцев, имеющих одинаковый язык и обычаи. В деревнях есть обустроенные дома, в которых по очереди (чтоб избежать зависти) проживают крестьянские семьи (около 40 человек), ими руководят отец и мать. А каждыми 30 семьями управляет филарх. Каждый год 20 человек из каждой семьи переселяются в город, а из города к ним приезжает 20 горожан. Это делается, чтобы никому "не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь", а так же для обучения всех граждан сельскому хозяйству.

  Все города утопийцев похожи друг на друга. Длинные ряды одинаковых домов, которые имеют две двери: на улицу и в сад, за домами. Двери почти никогда не закрывают. Кроме того, через определённое время люди меняются домами, чтобы не иметь никакой собственности.

  10 избранных семьями филархов возглавляет протофиларх. Филархи, а их 200, тайным голосованием избирают князя из 4-х кандидатов, выбранных народом, на пожизненный срок. Протофилархов переизбирают ежегодно. Так же имеются Сенат и Народное собрание, следящие за общественным устройством и разбирающие споры.
 Кроме земледелия, каждый утопиец должен изучить какое-либо ремесло. Каждая семья шьёт себе одежду. Она одинакового покроя на всём острове, используется и зимой и летом. Трудятся утопийцы не тяжело, но регулярно.

  "Они делят день на двадцать четыре равных часа, причисляя сюда и ночь, и отводят для работы только шесть: три до полудня, после чего идут обедать; затем, отдохнув после обеда в течение двух послеполуденных часов, они опять продолжают работу в течение трех часов и заканчивают ее ужином. Так как они считают первый час начиная с полудня, то около восьми идут спать; сон требует восемь часов. Все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для... лености. Эти промежутки большинство уделяет наукам".

  В ответ на возможные упрёки утопийцев в нищете, Мор пишет, что у них изобилие, т. к. работает абсолютное большинство населения. В то время как в остальном мире работают немногие: есть аристократы, священники, нищие и многие другие. В Утопии почти нет технических проблем, ведь всё вовремя чинится всеми вмести как своё личное. Нет и непомерных излишеств. Если в остальном мире богачи имеют множество дорогих одежд, то утопийцы обходятся одной. Нет у них и денег, от которых, по мнению Мора, всё зло в мире. Золото как бесполезный металл не ценится, но имеется в изобилии от торговли с другими странами. А чтобы никто из утопийцев не извратился, из золота делают ночные горшки и массивные цепи для рабов. А драгоценные камни разрешается иметь только детям в качестве игрушек. 
 
  Численность населения искусно контролируется на всех уровнях. Утопийцам предписано иметь в семьях от 6 до 16 взрослых, число детей не регламентируется. Но при количественных перекосах, взрослых перемещают из семьи в семью, из города в город. А при избытке населения на всём острове, утопийцы колонизируют часть материка принадлежащую туземцам. Если те согласны соседствовать с утопийцами, то всё происходит мирно. А если туземцы против, утопийцы начинают войну, считая "справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну территорией, которой не пользуется сам, отказывает всё же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от нее".

  Продукты деятельности семейств (как съестные, так и ремесленные) свозятся на склады, а оттуда на специальные рынки, где каждому выдаётся по его потребностям всё, что нужно. Обедают утопийцы, за исключением больных, лежащих в больницах, в больших дворцах. Где на всех женщинами и рабами приготовлены изобильные кушанья. Вот как это описывается: "За обедом садятся за тремя или за большим количеством столов, сообразно числу кушающих; мужчины помещаются с внутренней стороны стола, у стены, а женщины напротив, чтобы, если с ними случится какая-либо неожиданная беда (а это бывает иногда с беременными), они могли встать, не нарушая рядов, и уйти оттуда к кормилицам. Эти последние сидят отдельно с грудными детьми в особой назначенной для того столовой... Каждая мать сама кормит ребенка, если не помешает смерть или болезнь. Блюда с едой подаются не подряд, начиная с первого места, а каждым лучшим кушаньем обносят прежде всего всех старейших, места которых особо отмечены, а потом этим блюдом в равных долях обслуживают остальных. А старцы раздают по своему усмотрению сидящим вокруг свои лакомства, если запас их не так велик, чтобы их можно было распределить вдоволь по всему дому. Таким образом, и за пожилыми сохраняется принадлежащий им почет, и, тем не менее, их преимущества постольку же доступны всем. Каждый обед и ужин начинается с какого-либо нравоучительного чтения, но все же краткого, чтобы не надоесть. После него старшие заводят приличный разговор, однако, не печальный и не лишенный остроумия".

  Путешествовать утопийцам разрешено только с разрешительной грамотой от князя, где указан день обязательного возвращения. Пойманных без грамоты первый раз жестоко наказывают, а рецидивистов обращают в рабство.

  Как уже говорилось всякие деньги и драгоценности в Утопии презираются. Мор пишет: "Удивительно для утопийцев также и то, как золото, по своей природе столь бесполезное, теперь повсюду на земле ценится так, что сам человек, через которого и на пользу которого оно получило такую стоимость, ценится гораздо дешевле золота; и дело доходит до того, что какой-нибудь медный лоб, у которого ума не больше, чем у пня, и который столько же бесстыден, как и глуп, имеет у себя в рабстве многих умных и хороших людей исключительно по той причине, что ему досталась большая куча золотых монет; ну, а если судьба или какой-нибудь подвох законов (который нисколько не меньше самой судьбы способен поставить всё вверх дном) перенесет эту кучу от упомянутого господина к самому презренному бездельнику из всей его челяди, то в результате, несколько позже, господин переходит в услужение к слуге, как привесок и придаток к деньгам. Но гораздо большее удивление и ненависть вызывает у утопийцев безумие того, кто воздает чуть не божеские почести богачам, которым он ничего не должен и ничем не обязан; он поступает так только из уважения к их богатству и в то же время признает их в высшей степени жадными и скупыми и вернее верного понимает, что при жизни этих богачей из такой огромной кучи денег ему никогда не перепадёт ни одного грошика". 
 
  В Утопии имеется и свой язык, который "не беден словами, не лишён приятности для слуха и превосходит другие более верной передачей мыслей". Не смотря на огромную историю, утопийцы крайне мало контактировали с нашим миром. "И всё же, – отмечает Мор, – в музыке, диалектике, науке счета и измерения они дошли почти до того же самого, как и наши древние философы. Впрочем, если они во всем почти равняются с нашими древними, то далеко уступают изобретениям новых диалектиков... Зато утопийцы очень сведущи в течении светил и движении небесных тел. Мало того, они остроумно изобрели приборы различных форм, при помощи которых весьма точно уловляют движение и положение Солнца, Луны, а равно и прочих светил, видимых на их горизонте. Но они даже и во сне не грезят о содружествах и раздорах планет и обо всем вздоре гадания по звездам. По некоторым приметам, полученным путем продолжительного опыта, они предсказывают дожди, ветры и прочие изменения погоды. В том отделе философии, где речь идет о нравственности, их мнения совпадают с нашими: они рассуждают о благах духовных, телесных и внешних, затем о том, присуще ли название блага всем им или только духовным качествам".

  Добродетелью утопийцы считают следование законам природы. Цель этой добродетели – удовольствие и счастье. Удовольствием они считают "движение и состояние тела и души, пребывая в которых мы получаем наслаждение по указанию природы". Бессмысленными и ненастоящими удовольствиями утопийцы считают накопление каких-либо богатств, не понимая радости по поводу золота, лежащего под замком, или зарытого в землю. Не понимают в Утопии и “неразумных” наслаждений, когда человек рад только настоящему бриллианту, хотя сам не сможет отличить его от стекла. Нет на острове и азартных игр, и охоты, и птицеловства. Основным удовольствием утопийцы считают здоровье, так же ценя духовную жизнь.

  Рабами утопийцы делают своих граждан, преступивших основные законы, а так же иноземцев, осуждённых на казнь у себя на родине. При этом отношение к рабам настолько хорошее, что бедняки из других стран часто приезжают в Утопию, чтобы стать рабами, и иметь прожиточный минимум.

  Утопийцы ухаживают за больными, но приветствуют эвтаназию (добровольное самоубийство безнадёжно больных или сильно страдающих). Таких людей всячески почитают.

  В Утопии запрещены любые внебрачные половые связи. Разводы запрещены. При вступлении в брак жених и невеста показываются друг другу обнажёнными, чтобы выявить любые телесные недостатки и отказаться от свадьбы вовремя.

  Считая войну грязным делом, утопийцы тем не менее оказывают военную помощь своим союзникам или нападают на страны обидевшие утопийских купцов или путешественников. При этом вручаются огромные награды тем, кто убьёт царя, или поджигателей войны во вражеском стане. Используются подкуп и вербовка вражеских военачальников и т. п. А в самих боевых действиях утопийцы предпочитают использовать многочисленных наёмников.

  Религия не регламентируется. Почитаются как небесные светила, так и божества, но большая часть населения верит в единое Божество "неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространённое во всём мире не своею громадою, а силою: его называют они Отцом". Распространено в Утопии и христианство, которое принимает всё больше граждан. Основатель государство Утоп разрешил каждой религии только мирные и ненавязчивые способы привлечения новых последователей. Но для блага страны он "с неумолимой строгостью запретил всякому ронять так низко достоинство человеческой природы, чтобы доходить до признания, что души гибнут вместе с телом и что мир несется зря, без всякого участия провидения. Поэтому, по их верованиям, после настоящей жизни за пороки назначены наказания, а за добродетель – награды. Мыслящего иначе они не признают даже человеком, так как подобная личность приравняла возвышенную часть своей души к презренной и низкой плоти зверей". Считается, что души умерших наблюдают за земной жизнью своих родственников. Официальная религия сделана таким образом, чтобы говорить о божестве лишь в общих чертах, и приверженец любой конфессии мог бы представлять своего бога. Народ выбирает не более 13 священников в каждый город. Они (кроме служения в немногочисленных храмах) блюдут нравы, воспитывают мальчиков и юношей, устраивают выговоры нарушителям законов. Священники утопийцев пользуются таким авторитетом, что имеют почтение и неприкосновенность даже в соседних странах. Вот как описывается богослужение: "Народ в храме одет в белое платье; священник облекается в разноцветное, удивительное по работе и по форме... Когда священник в таком наряде впервые появляется из святилища, все немедленно с благоговением падают ниц на землю. При этом со всех сторон царит самое глубокое молчание, так что самая внешность этого обряда внушает известный страх, как будто от присутствия какого-нибудь божества. Полежав немного на земле, они поднимаются по данному священником знаку. Затем они поют хвалы Богу, которые чередуют с игрой на музыкальных инструментах, по большей части другой формы, чем те, которые имеются у нас...  Напоследок священник, равно как и народ, торжественно произносит праздничные молитвы. Они составлены так, что читаемое всеми вместе, каждый в отдельности может относить к самому себе". 

  Подводя итог рассказу об Утопии, Томас Мор пишет: "В других странах каждый знает, что, как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично. Поэтому в силу необходимости он должен предпочитать собственные интересы интересам народа, то есть других. Здесь же, где всё принадлежит всем, наоборот, никто не сомневается в том, что ни один частный человек не будет ни в чем терпеть нужды, стоит только позаботиться о том, чтобы общественные магазины были полны. Тут не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее, все богаты".

  Об идеальном государстве писал и Томмазо Кампанелла. Он родился в Италии в 1568 г. В 1582 г. вступил в Доминиканский орден. В 1599 г. за участие в антииспанском заговоре в Калабрии Кампанелла был подвергнут пыткам, и провел 27 лет в тюрьме, в течение которых написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике и политике. Произведения Кампанеллы распространялись в списках, и приглянулись даже папе Урбану VIII, по протекции которого Томмазо был в 1629 г. освобождён и оправдан. Опасаясь новых арестов, Кампанелла в 1635 г. бежал во Францию, где продолжал творческую деятельность под покровительством кардинала Ришелье. Во Франции он и умер в 1639 г.

  В своей работе "Город Солнца" (вышедшей в 1602 г. и опубликованной через 20 лет) Кампанелла пишет о городе-государстве, руководимом религиозно-жреческой кастой. Этот город лежит где-то на экваторе. Он разделён на семь кругов с мощными стенами, причём, взять каждую последующую в 2 раза сложнее, чем предыдущую. В центре города, на горе, находится площадь с круглым Храмом. В храме содержатся изображения звёзд и планет, геометрических фигур, портреты выдающихся представителей человечества.

  Руководит городом правитель Солнце. У него вся духовная и светская власть. А помогают ему соправители Мощь, Мудрость и Любовь. В ведении Мощи всё, что касается войны. Ведению Мудрости предоставлены искусства, ремёсла и науки. Ведению Любви принадлежит селекционная работа по деторождению, образование, медицина, земледелие, скотоводство, и "вообще всё, относящееся к пище, одежде и половым сношениям". Солнцу же принадлежит руководящая и направляющая роль.

  Все жители называют друг друга братьями, или (соответственно возрасту) отцами и сыновьями. Мужчины и женщину имеют почти одинаковую одежду, приспособленную к войне. С 2-х до 7-и лет дети ходят босиком и без головных уборов. Занимаются спортом, и выясняют к какому ремеслу имеют больше способностей. На 8-м году приступают к изучению естественных наук.

  Должностных лиц избирают на Совете, где руководители различных областей деятельности выбирают наиболее успевающих и талантливых. Почти невозможно занять должность Солнца, т. к. он должен быть своеобразным полиглотом: знать ремёсла, физические, математические, астрологические науки, языки, метафизику, богословие. Такого кандидата определяют заранее, и к 35 годам он занимает должность, оставаясь в ней "пока не найдется такого, кто окажется мудрее и способнее его к управлению".

  Всё имущество в городе общее. Через каждые 6 месяцев начальники даже назначают кому в каком круге и в какой спальне спать. Мужчины и женщины работают одинаково, но в соответствии с выносливостью. К работе относятся строго: "Для наблюдения за исполнением всех обязанностей приставлены маститый старец со старухой, которые распоряжаются  прислуживающими и имеют власть бить или приказывать  бить нерадивых и непослушных; и в то же время они замечают и отличают мальчиков и девушек, лучше других исполняющих отдельные обязанности.  Вся  молодежь прислуживает старшим, кому минуло сорок лет".

  С особым трепетом относятся жители города к деторождению. Половые контакты до 19 лет запрещены. За исключением сношений с беременными и бесплодными, т. к. нет опасности последствий. Гомосексуализм запрещён под страхом бесчестия и смерти. Воздержание всячески поощряется и почитается. Вот цитата, описывающая селекционную деятельность властей: "Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях обнажаются, то  начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и  крепкими мужами; полные же – с  худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали  друг друга. Вечером приходят мальчики и стелют им ложа, а затем их ведут спать согласно приказанию начальника и  начальницы. К совокуплению приступают, только переварив пищу и помолившись Богу небесному. Спят в отдельных комнатах  до самого  часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час этот определяется астрологом и врачом, которые стараются уловить время... хороших астрологических аспектов". Кампанелла особо отмечает, что всё главное  внимание должно  быть сосредоточено на деторождении, и надо  ценить природные качества производителей,  а не приданое и обманчивую знатность рода. Уже через две недели после рождения мать возобновляет работу. Выкормив ребёнка, она отдаёт его на попечение начальниц или начальников в соответствии с его полом. Женщине под страхом смерти запрещено пользоваться косметикой и т. п., т. к. считается, что таким образом она обманывает окружающих, делая себя здоровее и привлекательнее, чем есть на самом деле. Любовь допускается, но если партнёры не имеют нужных физических данных, совокупление запрещается. В целом, "любовь у них выражается скорее в дружбе, а не в пылком любовном вожделении".

  В Городе Солнца работают по 4 часа в день, остальное время проводят в занятиях наукой, прогулках, развитии ума и тела. Запрещены все сидячие игры (в т. ч. шахматы), вместо них – спортивные и военные развлечения. Даже люди с телесными недостатками не освобождаются от работы, а выполняют то что могут.

  Сражаются жители города с индийцами и другими племенами, почти всегда выигрывая, из-за своей ловкости, хитрости и технического преимущества. Для тренировки и развлечения практикуется охота, пешие и конные манёвры.

  Особо искусно занимаются земледелием, причём без использования удобрений. Отмечается что, "всего у них изобилие, потому что всякий стремится быть первым в работе, которая и невелика и плодотворна, а сами они очень способны".

  Женщинам предписано пить вино только разбавленным. А мужчинам употреблять его до 19 лет запрещено, после разрешено, но, разбавленным, а после 50 лет позволяется вино не разбавлять.

  Главный юридический принцип в Городе Солнца – "око за око, зуб за зуб". Смертная казнь совершается народом через побивание камнями.

  Главным священником является правитель Солнце. Он руководит общей исповедью граждан, называя перед Богом их наиболее тяжкие грехи. Умершие сжигаются на кострах. А изобретателям или иным выдающимся людям после смерти ставятся памятники. Молятся граждане утром и вечером, на четыре стороны света, прося у Бога здоровья и блаженства. Верят в бессмертие душ, и то, что они после земной жизни люди станут добрыми или злыми ангелами.

  Вся жизнь в Городе Солнца пронизана астрологией, и хоть граждане не признают своей полной зависимости от звёзд. Тем не менее, утверждается, что их мягкое воздействие благотворно для посвящённых. Завершая своё повествование, Кампанелла пишет: "Звезды чувственных людей склоняют к ереси, а людей разумных – к разумному истинному и святому закону изначального разума и слова Божия".
   
  Своё представление о совершенном обществе оставил и современник Кампанеллы Френсис Бэкон. Он родился в Лондоне в 1561 г. Уже в 12 лет Бэкон поступил в Кембридж. В 23 года стал членом Палаты общин, и критиковал королеву Елизавету I. К 1618 г. стал лорд-канцлером Англии. Но, как и Томас Мор, Френсис Бэкон не долго наслаждался высокой властью. Через три года его обвинили в коррупции и заключили в тюрьму. Позже Бэкона оправдали, но в политику он не вернулся, занявшись наукой. В 1626 г. он умер от простуды.

  В 1624 г. Бэкон написал "Новую Атлантиду", где рассказывается о загадочной стране Бенсалем. Она расположена на острове и является христианской. Эту религию принёс туда сам Господь через Апостола Варфоломея.

 Эта страна имеет многотысячелетнюю историю, находится почти в полной изоляции от остального мира, но её граждане хорошо осведомлены обо всех важнейших событиях планетарного масштаба. У них был развитый флот, но их древний правитель запретил путешествовать в другие страны, и (кроме несчастных случаев) приказал никого не пускать в его страну. Он постановил группе учёных и мудрецов каждые 12 лет отправляться в далёкие края под видом купцов для выяснения обычаев, законов, искусств, добычи образцов техники и т. п.

  В государстве Бенсалем высоко ценится семья. Многожёнство не допускается. Нет никакого разврата и публичных домов. Вступать в брак разрешается через месяц после знакомства партнёров, и с согласия родителей.

  Страна условно делится на 3 сферы: нижнюю – рудники глубиной более 4,5 км. Они "применяются для всякого рода сгущения, замораживания и сохранения тел... Для воссоздания природных рудников и для получения новых, искусственных металлов... Для лечения некоторых болезней и для продления жизни отшельников, которые соглашаются поселиться там... и живут очень долго". Верхняя сфера – башни высотой 800 метров, построенные на высоких горах. В этих башнях наблюдают за природными явлениями, в них так же живут отшельники. Поверхность земли называется средней сферой. Это большие озёра с пресной и солёной водой, получаемыми по необходимости. Скалы и заливы для различных работ. Для выработки энергии используются водопады, потоки и ветер. В Бенсалеме много искусственных источников, садов, где можно заставить "деревья цвести раньше или позднее положенного времени, вырастать и плодоносить скорее, нежели это наблюдается в природных условиях". Там могут вылечить почти любые болезни. Имеются заповедники для животных, птиц и рыб. Бенсалемский мудрец повествует: "С помощью науки делаем мы некоторые виды животных крупней, чем положено их породе, или, напротив, превращаем в карликов, задерживая их рост; делаем их плодовитее, чем свойственно им от природы, или, напротив, бесплодными; а также всячески разнообразим их природный цвет, нрав и строение тела. Нам известны способы случать различные виды... Мы знаем заранее, из каких веществ и соединений какое создание зародится".

  Пища в Бенсалеме может служить питьём и наоборот. Её синтезируют под любой вкус, под любую индивидуальность.

  Техника бенсалемцев тоже оставила современную им Европу далеко позади: "Мы умеем усиливать свет, который передаем на большие расстояния и можем делать столь ярким, что при нем различимы мельчайшие точки и линии... Мы нашли способы видеть предметы на большом расстоянии, как, например, на небе и в отдаленных местах; близкие предметы мы умеем представить отдаленными, а отдаленные – близкими, и можем искусственно создавать впечатление любого расстояния... Есть стекла и приборы, позволяющие отчетливо рассмотреть мельчайшие предметы... и найти... вещества, невидимые иным способом". Так же в Бенсалеме продвинулись в изучении звука, запаха, движения, механики, математики, астрономии, биологии и др.

  Движущей силой государства является Соломонов дом – сообщество из нескольких десятков учёных-мудрецов, изобретателей и исследователей, решающих оглашать ли новые открытия остальному обществу или нет.

  Рукопись Бэкона о Новой Атлантиде осталась незаконченной.

  Таковы проекты идеальных государств, высказанные тремя выдающимися авторами в XV – XVII вв.

  Само название произведения Томаса Мора "Утопия" (в переводе с греческого "место, которого нет") означает, что он прекрасно понимал несбыточность построения такого государства в реальном мире. Его утопийцы живут в гармонии с природой, но даже при всём уважении со стороны окружающих земель, вынуждены иметь армию. А спасает их от недругов как раз те богатства, то золото, которое они ненавидят, но с помощью которого так искусно манипулируют остальными. Таким образом, отказавшись от частной собственности, астрологии, суеверий, утопийцы всё равно вынуждены применять строгие санкции к тем, кто хочет уехать, желает думать по-своему. В презрении утопийцев к любым излишествам и своеобразию виден страх перед стремлением человека к собственности, страх, что рабы разорвут свои золотые цепи.

  В "Городе Солнца" Томмазо Кампанеллы милитаристские настроения общества достигают своего апогея. Это общество подобное древней Спарте, вынуждено постоянно сражаться и защищаться. Оно может показаться счастливым и знающим, но, приглядевшись, мы увидим, что здесь царит строгая иерархия, при которой начальник может "бить или приказывать бить". Полный государственный контроль за жизнью каждого гражданина, который может закончиться для недовольных побиванием камнями, обесценивает даже 4-х часовой рабочий день. Для частых войн нужны солдаты – здоровые, сильные и безропотные. Этим, а отнюдь не моралью, обуславливается жёсткая селекция граждан, и разлучение детей даже не с родителями, а с простыми производителями потомства. Такому обществу не нужна любовь, непризнающая границ и субординации, зато весьма кстати астрология. Она, в отличие от Утопии, распространена и поощряется, т. к. даёт властям "небесную санкцию" на их дела.

  В "Новой Атлантиде" Френсиса Бэкона правят учёные. В наше время она воспринимается с наименьшими возражениями. Особенно поражает, что ещё в начале XVII в. Бэкон смог описать предметы, явления и изобретения, действительные осуществлённые человечеством. В одном абзаце Бэкона можно найти намёки на электрические прожекторы, лазеры, голограммы и многое другое! Но при всём своём совершенстве, Новая Атлантида почти полностью закрыта от мира. Она находится на затерянном в морях острове. И её посланники вынуждены лгать всем остальным землянам о своей родине. Мечты Бэкона о вмешательстве в природу смотрелись хорошо 400 лет назад. Но в начале XXI века, когда и мы "из множества составных частей получаем как бы природное вещество", стала видна обратная сторона этих опытов. Игры с генетикой привели нас ко многим проблемам, тем более, что наши учёные мало задумываются над последствиями своих действий.

  Любая утопия имеет право на жизнь, позволяет человеческой мысли разобраться в нюансах сложнейшего изобретения человечества – государства. Но нельзя допускать, чтобы утопические идеи безоглядно и догматично внедрялись в реальность, порождая насилие и отсталость. В местах их насаждения с горечью говорят: "Мы попали теперь в такое положение, когда не выдерживаем уже никакого сравнения с другими государствами". Это слова Гитлера, сказав их, он, сам того не желая, предрёк судьбу своей страны. Его пример должен всегда вразумлять и предостерегать мир от слепого следования теориям.
 
2004 г.

Литература
1. Мор Т. «Утопия».
2. Кампанелла Т. «Город Солнца».
3. Бэкон Ф. «Новая Атлантида». — Интернет.
4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». «К и М», 2003 г.
5. Крейг А., Росни К. «Наука. Энциклопедия». — М.: «Росмэн», 1996 г.
6. Гитлер А. «Моя борьба». — «Т-ОКО», 1992 г.