Сигнал бедствия в людском море

Сибирячка Татьяна Муратова
Однажды в милицию пришла 16-летняя девушка и горько заплакала. Оказалось, что она с родителями жила в Заречном, потом семья переехала в новый микрорайон Северобайкальска. В Заречном остались друзья и танцы, куда родители запретили ездить… На девушке золотые сережки, дорогая меховая шапка, изящное пальто, импортные сапоги. Дома у нее есть джинсы и джинсовая куртка с американской наклейкой. Ей все купили, а похвалиться своим богатством она не может - из-за запрета. Может быть, и не рыдала бы от горя эта девушка, если бы жила она интересами своих родителей и сверстников. Может быть, тогда девочка стремилась бы достойно учиться, окончить школу как можно лучше и продолжить дело своих родителей. Но она мечтает вырваться из «папи-маминого» плена.
Или другой пример. Папа и мама – хорошие работники. Но семья распалась: папа живет своей семьей, мама – своей. А двенадцатилетний сын все каникулы ночевал в теплотрассах. Узнала об этом, и подумала: каким же большим сердцем обладал железный Феликс, когда в разруху, голод, холод, нашел душевные силы устроить жизнь 6 миллионам беспризорных ребятишек! И как же мы можем пройти мимо такого случая, когда дети в сорокаградусный мороз ночуют в теплотрассах, имея «благополучных» мам и пап! Может быть, стоило бы прервать на 15 минут производственное совещание и сказать на планерке: «У нас ЧП: мальчик нашего сотрудника ночует в теплотрассе». И тут же вызвать отца парня и в присутствии мастеров, начальников отделов, представителей профсоюза, поговорить с ним о судьбе сына?..
Во всех организациях есть доски производственных показателей, есть доски Почета для лучших работников. Но почти ни в одной нет досок Почета учеников, как нет и списка тех, кто плохо учится, пропускает занятия, хулиганит. Кому-то нужно просто помочь словом, советом. Бывает так, что родители – передовики, а дети плохо учатся. Может быть, стоит прийти в школу товарищам этих пап и мам, рассказать о том, как работают родители этих детей. Тогда не нужно и наказывать ребенка: авторитет родителей поднимет и его авторитет в глазах сверстников, он сам будет лучше учиться.  Можно привести много примеров, когда дети, гордясь успехами своих родителей, и сами стремятся быть лучше.
Когда я бываю в Иркутске, то всегда останавливаюсь у Дятловых. В комнате хозяйки квартиры стоит шкаф. В нем, как объяснила мне Нина Константиновна, участница блокады Ленинграда, находится самое ценное. Да, там нет ни золота, ни хрусталя, ни драгоценных украшений: на всех четырех полках находятся награды этой большой и дружной семьи. Многочисленные грамоты, значки «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования». Теперь сюда добавляются и похвальные листы внуков. Награда и поощрение любого члена семьи – праздник. Может, поэтому и люблю бывать в этой семье, что душой чувствую мир и согласье в доме, ощущаю тесную духовную связь отцов и детей. Когда уезжаю от Дятловых, мной овладевают мысли светлые и благородные. От души хочется, чтобы в семьях моих друзей больше было таких простых и великих  нравственных ценностей – грамот, знаков отличия, медалей, орденов и других  свидетельств с душою выполненной работы. Пусть маленький человек из семьи в мир выносит простые и великие истины – судьба человеческая измеряется величиною доброго дела, а не красотою и удобством модной вещицы.
А слезы той девчушки, о которой на родительском собрании в школе рассказала инспектор детской комнаты милиции, “SOS” – сигнал бедствия в бурлящем человеческом море, посланный каждому из нас…
  26.12.1985