Русское величие

Ю.Золотарев
РУССКОЕ ВЕЛИЧИЕ

Первая треть 2004 года. ОРТ показало дивный фильм «из прошлого» - «Юлия ВРЕВСКАЯ».

Пока смотрел, просто изнывал: Бог мой, какие были ДУШИ в русском народе! Возвышенные, сентиментальные, чистые, сострадающие! Какие военачальники, бойцы, какие характеры! А великие имена той эпохи: Скобелев, Пирогов, Верещагин… И на их фоне – чудесная русская девушка «княжеских кровей», баронесса Юля Вревская, добровольно ушедшая в сестры милосердия. Фильм рассказал не только об узловых событиях русско-турецкой войны последней четверти ХIХ-го, но и о том, как сентиментальность и горе, столкнувшись на перекрестках той безжалостной войны, рождали величие русского духа. И продолжали формировать историческое величие России. И в столкновении с дремучей звериной жестокостью тогдашних турецких войск и с сопутствующими войне лишениями эта российская сентиментальность, переродившаяся в величие, сделала невозможное: выстояла и победила. Хотя и очень дорогой ценой. Сколько смертей! Сколько потерь! Погибла и прекрасная, героическая девичья душа – Юленька Вревская… Погибла, заразившись тифом от больных солдат, за которыми она самоотверженно ухаживала. ВеликА цена русского величия!

Позже, мы знаем, были две русские революции, которые постарались низвести истинное величие России до всякого рода «буржуазных штучек». Сколько достойных русских людей было уничтожено, выгнано за пределы России, а впоследствии многие из тех, что поверили новой России и пытались ей служить, были безосновательно объявлены «врагами народа»! Они исчезали сперва на Соловецких островах, потом в холодных и безжалостных просторах Сибири и Колымы, став обитателями «архипелага» по имени ГУЛАГ. Так большевики расправлялись с подлинным величием России.

И все-таки что-то из былого российского величия непостижимым образом сохранилось. Иначе чем объяснить, что в конце концов стали появляться художественные фильмы, подобные названному выше? Что продолжала развиваться История России как наука? Что в конце концов в открытую заговорили о достоинствах русского дворянства и российских царей? Царские дворцы и прочее великолепие прошлого объявили национальным достоянием и стали бережно следить за их состоянием. Видимо, даже большевикам-разрушителям в какой-то мере был свойствен инстинкт самосохранения: они нутром почуяли, что разрушение прошлого – это гибель нации.

История - такая штука, которая не выносит сослагательного наклонения: «если бы» да «кабы»… В истории присутствует только причина – А, и ее следствие – Б, и ни шага в сторону. Что произошло – то произошло.

И все же… все же… Очень трудно избежать соблазна помечтать: ЧТО было бы, какой стала бы нынешняя Россия, не случись в ее истории октябрьского переворота как результата всех предыдущих десятилетий «революционного» раздрая, начиная от цареубийц-народников (а может, начиная от декабристов?..).

О-о, наверное, это была бы страна великих духовных традиций, да плюс к тому широкого материального благополучия. ГДЕ была бы сейчас Америка с ее голливудами, «оскарами» да уолл-стритами? И авиа-космической державой Россия стала бы много раньше, и наверняка была бы ПЕРВОЙ державой мира. И никто, никакие террористы и прочая нечисть не то что пикнуть не посмели бы – вообще не появлялись бы в границах великой России. Ведь сколько высочайших душ и умов сохранилось бы и умножилось в российских пределах, не будь кровавой Первой мировой, развязанной в том числе и завистниками России, не будь затем октябрьского тарарама, профинансированного теми же завистниками!

А сохранись Россия в то время столь сильной и богатой, какой стала к 1913 году, да приумножь свои всесторонние богатства (включая человеческие души) – какому там Ленину-Сталину позволили бы всё это великолепие разрушить?! И какой на фиг Гитлер посмел бы сунуться в российские пределы?!

О-о, это была бы страна-сказка!

Но чтО теперь говорить! История России – факт свершившийся. И как бы ни хотелось помечтать о возможностях той «России, которую мы потеряли», иметь дело все равно приходится с тем, что имеем. И жить россиянам приходится в этой России, которая есть, а не в той, которая могла бы быть.

Да простятся мне чересчур возвышенные «стенания»: я слишком люблю эту страну, ее историю, чтобы оставаться равнодушным ко всему, что сделали с нею алчность, тупость и жадность прошлых и нынешних «деятелей» от политики и экономики. Я родился и вырос на просторах России, но против своей воли оказался теперь для нее «иностранцем». Когда-то я умру, а Россия продолжится – не такая, как мечталось и мечтается мне, но что-то, зерно какое-то в ней все равно останется таким, какое выпестовала она в моей душе в виде своего ОБРАЗА.

И всё-таки жаль былого, утраченного ныне русского величия. Тем более жаль, что бывают ведь и невосполнимые потери.

11-12.03.2004 - 25.12.2006
Таллинн