Острова Истории

Всеволод Липатов
 
 
 
ОСТРОВА ИСТОРИИ
Титры:
Телевидение «Северный Ветер»
по заказу Администрации города Салехард.
Посвящается 410-летию г. Салехарда

«Острова истории»

З/К. Салехард – город древний, почтенный, с богатой историей. Гуляя по его старым улицам, можно встретить старину, до сих пор у нас остаются островки истории, которые выстояли под давлением безжалостной цивилизации.

Музыка, отбивка

Надо особо отметить, что практически весь город построен на очень древних и мощных языческих жертвенных местах, о которых было известно далеко окрест. Одно из них, известное во всем мире как «городище, жертвенное место Усть-Полуйское». Оно было открыто в 1932 году, во время строительства здания Гидропорта. В это время, в Салехарде проездом был ученый Василий Адриянов. За два года раскопок он собрал около 18 тысяч артефактов. В 1936 году молодого ученого репрессировали и расстреляли, а исследования археологического памятника были остановлены.
Гораздо позже археологическую коллекцию, хранящуюся в Кунсткамере города Санкт-Петербурга, исследовали ученые Валерий Чернецов и Ванда Мошинская. После изучений, историки даже выделили особую Усть-Полуйскую культуру. В начале 90-х годов двадцатого столетия памятник стали исследовать археологи из Екатеринбурга под руководством кандидата исторических наук Натальи Федоровой. В результате кропотливых раскопок свет увидел уникальнейшие вещи, которые сделали бы честь и столичным музеям. Была установлена дата одного деревянного предмета – 47-й год до нашей эры. В результате исследований стало ясно, что на этом высоком и красивом берегу Полуя было не только жертвенное место местных древних народов, которое было известно за много сотен километров отсюда, но и поселение, а люди здесь селились на протяжении нескольких веков. Во многом благодаря этому археологическому памятнику, в XX веке Салехард был внесен в реестр городов исторического Федерального значения.

Музыка

На это продуваемом всеми ветрами высоком мысу вдающимся в реку Полуй, открывается великолепный вид на бескрайнюю тундру. Вот сюда летом 1595 года выехал отряд казаков. Место казакам понравилось, и на следующий год они вернулись сюда и срубили острожек. Тогда это называлось ясачное зимовье. За крепостными стенами о четырех башнях размещались: казармы, несколько домов, часовня. Острожек стоял на этой площади, даже не верится, что здесь могли размещаться все эти постройки. Хотя, за четыреста с лишком лет, весенние половодья существенно подмыли берег.

Еще долгие годы, казаки сюда приезжали лишь летом, для сбора ясака, своеобразного государственного налога пушниной с местных народов, ловили контрабандистов. В конце августа застава пустела, жизнь в крепостце замирала до следующего июня, до навигации. Однако оставались склады, и их кому-то нужно было охранять. Да и за деревянным укреплением нужен был глаз да глаз. Дерево на севере всегда было в сильном дефиците. Поэтому в острожке со временем стали оставлять сторожей.
От той крепостцы до наших дней ничего не сохранилось, в конце 90-х годов двадцатого столетия было решено воссоздать часть облика острожка. Под руководством архитектора Александра Викторовича Ополовникова была срублена Никольская башня, воссозданная по всем канонам древнего зодчества. Она была названа в честь Николы Чудотворца, этого святого издревле глубоко почитали северяне. Подобные крепостные башни с широкими сквозными воротами венчали входы почти всех деревянных крепостей Руси. Сейчас, в России, есть только три подобных башни, но только Никольская башня возведена на своем исконном месте.
С течением времени люди здесь стали оставаться и на зиму, так как торговля с инородцами шла ходко, давала большие барыши. Но не всегда здесь было спокойно, В делах Сибирского приказа есть сообщение, что в 1678 году в Обдорск пришла “воровская самоядь более 400 человек и ясачных остяков… и убили 32 человека”.
Но торговля развивалась. С 1825 года зимой в Обдорске стала проходить ярмарка, слава о которой раскатилась далеко. На месте нынешнего Зооветеринарного техникума, с декабря по март, шла оживленная торговля между русскими и кочевниками. Благодаря ей, село стало строиться и развиваться. Со временем появилась улица, с красивым названием Миллионная. Правда, говорят, у нее было и другое название – Царская.

Музыка, отбивка

Издревле у православных было правило «где зимовье ясачное, там и часовня». Так и в Обдорском острожке одним из первых зданий была построена часовня, ее несколько раз перестраивали. А в XIX веке обдоряне решили построить большой храм. Его строительство затянулось, пока за дело не взялся немецкий архитектор Готлиб Цинке. Сохранилось его письмо брату: «Пятнадцать лет назад до меня семь русских архитекторов строили эту церковь и наконец заявили о невозможности строительства каменной церкви. Теперь я должен снести каменный фундамент и за три года закончить строительство. И чтобы в этой отапливаемой церкви, даже при морозе – 50 тепло достигало +16. Стены алтаря украшены резными изделиями и другими украшениями, полностью позолоченными золотом 96 пробы». В 1894 году храм был священ.
Когда-то собор опоясывала ограда, сложенная из белого камня в виде арок, высотою в два человеческих роста. Внутри ограды у южной стены церкви располагалось небольшое кладбище, где хоронили наиболее уважаемых и влиятельных обдорян.
В тридцатых годах безумного двадцатого столетия Храм Петра и Павла сильно пострадал, были разрушены колокольни и купола. В храме жили спецпереселенцы, позже был склад, потом детская спортивная школа. И лишь в конце 90-х годов храм был восстановлен в своем первозданном облике.
Но каков был вид самой первой часовни, построенной на заре юности Обдорска? На старом кладбище стоит небольшая часовенька, посвященная святому Владимиру. Она тоже воссоздана архитектором Ополовниковым, прообразом была взята часовня Кирика и Улиты из Архангельской области.

Музыка, отбивка

В самом начале улицы Республики до сих пор стоит дом, в котором до революции располагалась земская и инородческая управы, то есть сидело начальство, которое занималось делами коренных народов-кочевников. Инородную администрацию представляли мировой судья, становой пристав, полицейский урядник, объездной участковый врач, фельдшер. Во время знаменитых обдорских ярмарок в большом зале управы останавливались на ночлег небогатые ненцы и ханты.
Но не только этим знаменит дом. 24 апреля 1918 года, с его крыльца была провозглашена новая власть. Революционер Тихон Сенькин, которого, в 1905 году сослали на вечную ссылку в Обдорск рассказал собравшимся обдорянам о наступившем политическом моменте. Летом власть в селе захватили восставшие белочехи, Тихона Даниловича отправили в Тобольскую каторжную тюрьму. Через два года восстание было подавлено и Сенькин вернулся в Березов. В 1921 году во время очередного восстания крестьянства отряд красногвардейцев, под командованием Сенькина потерпел поражение. Сам он попал в плен и после жестоких пыток был расстрелян. После подавления восстания тело Тихона Даниловича было похоронено в Березове с воинскими почестями. Спустя сорок лет, морозным декабрьским днем 1969 года в Салехарде был открыт бюст этому революционеру.
На площади перед Речным вокзалом стоит еще один памятник, свидетельство тех бурных и кровавых событий. Когда в 1921 году крестьянский мятеж докатился до Обдорска, часть красногвардейцев ушла к селу Ошвор, где их окружили и почти полностью уничтожили и на Маре-Сале. Другие остались в Обдорске и многие, во время боев погибли.

Когда советская власть вновь пришла на Ямал, то тела погибших похоронили в братской могиле, позже на этом месте поставили памятник, а в 1967 году его заменили на обелиск.
Мало кто знает, что с обратной стороны обелиска написаны фамилии героев, отдавших жизнь за советскую власть.

Музыка, отбивка

Рядом стоит дом, больше известный как Республики 7. Построенный в 1933 году для окружного комитета партии большевиков, он долгие десятилетия оставался единственным административным зданием. Надо отметить, что само по себе здание всегда вызывало невольное восхищение приезжих. Построенное по оригинальному архитектурному проекту, оно хорошо вписалось в окружающий ландшафт и стало украшением города.
С этого балкона долгие годы партийные и хозяйственные руководители принимали демонстрации трудящихся. В его стенах принимались важные решения по развитию округа.

Музыка, отбивка

Вернемся снова в Обдорск конца XIX века и посмотрим, какие еще острова истории остались на улицах нашего города.
В 1895 году в Обдорске было выстроено первое кирпичное здание. Когда-то тут помещались контора, пушной склад, лавка и квартира доверенных лиц, хлебопекарня, где пекли хлеб для промысловых рабочих. Все это принадлежало торговому дому купца Ивана Корнилова.
С левой стороны к зданию примыкал высокий дощатый забор с высокими резными воротами и двумя калитками. После революции дом у Ивана Николаевича отобрали.
В конце 90-х годов XX века, стены дома были выкрашены под кирпич, другого пути, для восстановления первоначального облика не было. Так как если штукатурку попытались снять, то очень бы сильно разрушилась кирпичная кладка.

На старых фотографиях хорошо видно, что Обдорск в позапрошлом веке выглядел достойно. Сохранились воспоминания путешественников, восхищавшихся селом. Торговля с инородцами шла бойко, жители села жили неплохо, поэтому могли позволить себе построить дома на свой вкус.
На улице Миллионной было несколько таких, украшавших центральную улицу. Рядом с жилищем купца Корнилова, поставил двухэтажный особняк его коллега из Тобольска Голев-Лебедев. Он был хозяином двух пароходов, его компания владела многими рыбными промыслами в обдорском крае. Сам Голев-Лебедев здесь не жил, а всем заведовал его доверенный. Купцу принадлежали кроме двухэтажного особняка, еще один одноэтажный дом, большой амбар, конюшня, хлебопекарня для выпечки хлеба и кренделей, и даже лестница под гору.
В этих двухэтажных хоромах на первом этаже размещались торговые и хозяйственные помещения, под которыми находился огромный подвал. Из залы на втором этаже на балкон, украшенный изящными коваными перилами, вела дверь. В 1967 году балкон убрали, разломали все дворовые постройки, а несколько лет назад, при ремонте здание разрушилось. Теперь здесь возводиться его точная копия.

Музыка, отбивка

Но все же такие имения были скорее исключением.
Не все обдоряне могли позволить себе выстроить дома из кирпича или двухэтажные хоромы. Дерево здесь стоило дорого. Поэтому издревле наловчились возводить свои жилища из барок, или говоря по-другому из барж.
Недалеко от храма святых Петра и Павла сохранились уникальные дома, которых по всему русскому северу насчитывается несколько десятков. Например, вот этот сарай построен из барочных досок. Когда пароходы привозили баржи, то их было невыгодно гнать обратно, поэтому разбирали на доски. Тем более, в районе Обдорска хорошего леса для строительства найти было нелегко, вот и приспособились разбирать барки на дома и на сараи. Вот хорошо видно круглые отверстия, через которые протягивали соответствующего диаметра деревянные шканты скреплявшие несколько досок. Благодаря этому корпус судна становился исключительно прочным, способным противостоять сильным волнам и даже натиску льдов.
Эта городская усадьба по улице Ламбиных 1 наглядно дает представление об архитектурно-художественном колорите обдорской застройки конца XIX века.

Музыка, отбивка

Наверно среди купцов было своеобразное соревнование. Поэтому невозможно не упомянуть еще об одном старинном доме. Когда-то он принадлежал купцу Ивану Рочеву. За его неугомонный характер шутники односельчане ему дали кличку «моторов». Под ней он и вошел в историю нашего города. Например: Рочев-Моторов в 1895 году решил вести торговлю с инородцами без водки, но через несколько лет он потерял больше половины своих торговых партнеров. Кстати, он был первым обдорским фотографом.
Рачитый хозяин построил двухэтажный амбар, конюшню. В прошлом –оба уличных фасада здания имели высокие заборы с торжественными входами – воротами, как подобало по обычаям Обдорской купеческой старины.

В этом районе хорошо сохранился дух старого Обдорска, который был до начала 20-х века. Кстати, за чистотой в селе усиленно следили, сохранился указ по которому «в первый и последний раз предупреждалось», что мусор на улицах сваливать категорически запрещено. И всякий хозяин обязан положить перед своим домом по две доски, чтобы малолетние дети не утонули в грязи и не испачкались.
Про это провинциальное село, жители Тобольска говорили, что через семь верст от Обдорска на север начинается ад. Архивные изыскания показали, что село не было медвежьим углом. О нем было известно далеко за пределами Березовского уезда благодаря ярмарке.
Ярмарочная площадь располагалась на месте нынешнего Зооветеринарного техникума. С 1825 года с декабря по март здесь шла оживленная торговля между купцами и инородцами. Например, в 1850 году на обдорской ярмарке было «всяких товаров на 44 тысячи рублей серебром».

Музыка, отбивка

В двадцатом веке Обдорск, который в 1933 году переименовали в Салехард, стал сильно меняться. Советское правительство поднимало промышленность на окраинах страны. Но рабочих рук не хватало, поэтому сюда стали ссылать спецпереселнцев: крестьян из России, западной Украины, из Прибалтики, немцев Поволжья. В основном этими людьми был построен рыбозавод. Позже, в самом конце 40-х годов, последовала вторая волна репрессированных. На севере стали строить железную дорогу, которая по замыслу кремлевских стратегов должна была стать альтернативой северному морскому пути. Стройка № 501 должна была соединить Воркуту, Лабытнанги и Салехард с Надымом, навстречу из Норильска тоже тянулась железнодорожная трасса. Десятки тысяч заключенных везли в Салехард в закрытых вагонах. Развернулось бурное строительство. С тех пор в городе остались названия районов: Мостострой, 2-е отделение, улицы Игарская и Деповская.
Руководство строительством располагалось в этом одноэтажном здании, позже здесь разместили Санаторно-лесную школу.
Одновременно на стройке работало до 60 тысяч заключенных, около 20 тысяч вольнонаемных рабочих и служащих. За время строительства было проложено почти 900 километров трассы. Но железнодорожную магистраль так и не успели достроить, в 1953 году умер Иосиф Сталин.
Как ни странно, даже в то беззаконное время искусство не умирало, выживая даже в таких суровых условиях.
Начальник 501-й стройки Василий Барабанов этому уделял особое внимание. По его инициативе при управлении была создана театральная труппа из артистов-профессионалов, осужденных по 58-й статье. Они давали представления не только в Салехарде, но и ездили по всей стройке.
Среди артистов крепостного театра была Валентина Григорьевна Иевлева-Павленко, космомолка, обвиненная в шпионаже. Алексей Григорьевич Мороз, военный корреспондент газеты «Известия». Леонид Оболенский, преподаватель ВГИКа и актер. Писатель, офицер Роберт Александрович Штильмарк написавший роман «Наследник из Калькутты».
Рядом с управлением строился театр. Но после смерти Сталина, стройка в срочном порядке была свернута, и в театральном здании так и не было дано ни одного представления, не успели достроить. Потом здесь располагалось здание редакции газеты «Красный Север», пока в 2003 году там не произошел пожар.
Со времен 501-й стройки в Салехарде до сих пор осталось немало следов. Вот этот неприметный домик, сейчас здесь хранятся документы государственного архива. А до этого был архив стройки.
Одним из украшений архитектурного зодчества в городе стала проходная больничного городка, построенная по проекту знаменитого архитектора Александра Дейнека. Скорее всего, проходную строил кто-то из учеников архитектора попавшего под безжалостный молох репрессий. Хотя и сам известный живописец и график отбывал срок где-то в Заполярье, после того как стал действительным членом Академии художеств СССР. Изначально, небольшая по объему проходная будка имела высокое узкое крыльцо с фигурными перилами, скульптурной формы консоли, поддерживающие свесы кровли, ныне, после ремонтов они частично утрачены.
В память о безвинно пострадавших от сталинских репрессий, в 2002 году, в Салехарде был открыт памятный знак и установлены мемориальные доски на Речном вокзале и Рыбоконсервном комбинате.

Музыка, отбивка

Очередная эпоха наступила с открытием в Тюменской области нефте и газовых месторождений. В честь первооткрывателей на объездной дороге была поставлена стела со своеобразным названием «Романтикам 70-х». То есть всем тем, кто осваивал Северные просторы, искал нефть и газ, прокладывал дороги, строил города в округе.

Музыка, отбивка

Расположение Салехарда на планете уникально, он единственный город в мире на Полярном круге. Эта стела стоит как раз в месте условного прохождения 66 градусов 33 минут северной параллели. Полукруг между двумя трехгранными пирамидами и символизирует, что здесь проходит эта параллель, более известная как Полярный круг.

Титры:
В прошлое всматривались:
Автор Всеволод Липатов
Режиссер Ольга Соколова
Операторы
Монтажер
Звукооператор

Благодарим Музейно-Выставочный комплекс за предоставленные материалы