Зло и добро относительное и абсолютное

Виталий Иванов
Зло и добро относительны выбранной системы отсчета. В качестве таковой могут быть:
- тот или то, кто действие совершает;
- тот или то, на кого направлено действие;
- некто или же нечто конечное третье, непосредственно не участвующее в данном взаимодействии.
В разных относительных системах отсчета зло и добро могут меняться местами. Для одних некоторое совершенное действие - добро, для других - зло. И это случай обыкновенный.
Можно утверждать, что для любого совершенного действия всегда найдутся минимум две такие относительные системы отсчета, что в одной системе данное действие будет добром, а в другой - злом.

Что же тогда добро и что зло? Можно ли понимать их абсолютно? Можно, но только в абсолютной системе отсчета. Таковою является уровень развития материи во Вселенной, определяемый относительно субстанции, располагающей минимальной единичною информацией.
Если некоторое взаимодействие ведет к развитию, т.е. к увеличению количества исчерпывающей информации во Вселенной, это - добро абсолютное. И, наоборот, если взаимодействие ведет к невосполнимому разрушению материальных или идеальных структур, снижению количества исчерпывающей информации, тогда это - абсолютное зло.

Разрушение отдельных участков Вселенной, являющее собою случайностную перегруппировку структур и не ведущее к снижению общего количества исчерпывающей информации - зло относительное, которое также есть и относительное добро.
Если такая перестройка приводит к фактическому рождению нового, т.е. к возрастанию исчерпывающей информации во Вселенной, это - добро абсолютное. Но оно может быть относительно некоторых, возможно, даже и многих систем отсчета - злом, но злом относительным.

В абсолютной системе отсчета добро и зло всегда вполне определены и разграничены. В этой системе любое взаимодействие, изменение можно однозначно классифицировать по шкале "зло - добро".
Один человек и даже все человечество - не абсолютные, но относительные системы отсчета. Некоторое совершенное добро или зло по отношению даже ко всему человечеству не совпадают автоматически с абсолютной мерой добра и зла во Вселенной. Хотя здесь относительные и абсолютные меры существенно пересекаются, поскольку сегодня в основном развивает мир именно человек.
И, пока человечество является главным двигателем развития, зло по отношению к нему весьма близко к злу абсолютному. Если же человечество отойдет от исполнения функций сознательного развития мира, целенаправленного поиска и создания нового, тем более станет сдерживать рост количества исчерпывающей информации, зло по отношению к такому человечеству окажется еще дальше от зла абсолютного.

То, что сегодня добро, завтра может стать злом; или наоборот.
Например, открытие атомных сил и создание атомной бомбы - добро, как открытие нового, расширение материальной и идеальной Вселенных. Первое применение атомной бомбы, как новый опыт, дающий существенный толчок развитию идеального мира всего человечества, а соответственно, через него, развитию материального мира Вселенной, в абсолютной системе отсчета - добро. Однако, относительно уничтоженных сотен тысяч людей, материального и идеального мира большого сообщества применение атомной бомбы - безусловное зло. Но результаты такого, относительного все-таки зла, в других относительных системах отсчета, для других общностей людей - добро, т.к. это, видимо, - неизбежный на пути развития цивилизации опыт. Не будь этого опыта, был бы другой, возможно, более страшный.

Если человечество уничтожит себя в ядерной катастрофе, относительно него это - зло. А в абсолютной системе отсчета?
Представим себе, что человечество в межзвездном космосе наткнется на погибшую от атомного конфликта цивилизацию. Будет ли чужая катастрофа уроком для человечества, а через него - опытом всей материи? Безусловно. Так же и опыт катастрофы Земли послужил бы, возможно, уроком кому-нибудь. И во вселенной, вероятно, такой урок неизбежен. Где-нибудь это случилось уже или однажды случится. Материи нужно перепробовать все.
Надо надеяться, что эта "проба" состоится не на Земле. И не только надеяться, но и делать от нас все зависящее. Гарантом здесь может быть только Разум, осознавший силу свою и собственную опасность.

Абсолютные зло и добро отрицают сами себя. Для значительных количеств материи, обладающих достаточно сложной структурой, в которой непрерывно происходит значительное число изменений, то и другое в том смысле, чтобы все изменения были только абсолютным добром или, наоборот, злом - невозможно. Абсолютные зло и добро движутся маленькими шажками среди бесчисленных хаотичных явлений относительного зла и добра. За относительным очень трудно разглядеть абсолютное. Но я утверждаю, что абсолютное добро в целом делает больше шагов, чем абсолютное зло, т.е. во Вселенной происходит процесс развития, по крайней мере, в нашей Вселенной.

Почему развитие идет маленькими шажками? Потому что взаимодействия, пусть и поддающиеся многим ограничениям, все же процесс случайностный. И для любых структур процессы непрерывного абсолютного совершенствования или, наоборот, всеобщего, полного разрушения одинаково невероятны. Шаги развития и регресса запутаны и элементарны в своих явлениях. Чем ближе к абсолюту, тем труднее движение; материя как бы сопротивляется новому, предпочитая уже существующие, привычные для нее формы и отношения. От абсолютного зла и добра структуры материального и идеального отбрасываются к «золотой середине», которая в условиях возрастающей множественности реально обеспечивает стабильность. Это относится к большим совокупностям - природе, человечеству и, конечно же, ко Вселенной.

Сознание одного человека подвижнее коллективного сознания миллионов. То же можно сказать и об отдельных фрагментах сознания - понятиях и представлениях, меняющихся быстрее совокупного сознания человека.

Заложенная природою глубоко в генах стратегия выживания не позволяет существенному подмножеству индивидов какого-либо сообщества слишком приближаться к максимальному злу - глобальному уничтожению всех подобных; или, наоборот, к некоему пределу добра - всеобщему альтруизму и жертвенности, когда каждый желает отдать жизнь за другого. Во всем хороша мера. Именно она обеспечивает выживание и дает шансы развитию.
Надо жить! И тогда естественное движение случайностей, даже и бессознательное, закономерно будет создавать новое необходимое.

Со временем (течением изменений) границы добра и зла друг от друга отодвигаются, расширяются. То, что вчера считалось ужасным и гибельным или, наоборот, недостижимо прекрасным, несбыточным, невозможным для достижения духом и телом, сегодня входит или завтра непременно войдет в круг обыденного, привычного для сознания.
Но это все в идеальном. В материальном с развитием мира зло может и должно все в большей степени ограничиваться. Параллельно неизбежному возникновению нового зла, которое надо понять и освоить, т.е. познать, известное, неплодотворное, ненужное в данный момент для развития зло надо убирать из практики мира материального. При этом все знания о зле необходимо бережно сохранять и без ограничений предоставлять всем. Самое ценное - опыт, особенно, отрицательный. При утере его неизбежен повтор с новыми, уже абсолютно напрасными разрушениями мира материального.

Один, лучший из всех, пробует на себе или дает другим на себе испробовать, испытать, осознавая, что принимает, может быть, даже и смерть – да, даже и смерть! – чтобы другие узнали и научились, жили другие. В этом великий подвиг искупления грехов человечества и охранение большинства от ошибок, кому как больше нравится. У такой жизни есть смысл. Есть ли он у других жизней?
Без жертв не рождается откровений и не возникает Пути.
Но миром нам дано право приносить в жертву только себя. Кто же на себе испробует бомбу? Атомную! Здесь один может погубить миллионы.
Может быть, чем могущественнее человечество, тем меньше один человек в силах дать ему и больше отнять; незначительнее для всех его жертва, несущественнее добро и, наоборот, опаснее зло, которое может он совершить?
Думаю, в целом творимое людьми добро соразмерно с совершаемым злом, и все-таки добра люди делают больше - иначе, не было бы развития мира, цивилизации.
Создается мир миллиарды лет, а распасться может мгновенно. Чем масштабнее наши возможности разрушения, тем осторожнее ими надо распоряжаться.

Все живое, уже одним существованием собственным - зло для чего-то другого. Каждый из нас непрерывно убивает миллиарды мельчайших существ - зло это или добро? По отношению к этим существам - зло.
Одни образования, слои материи, перемещаясь, неизбежно влияют на другие, соседние, изменяют или же разрушают их; а те изменяют первые. Все изменяется и все изменяет. Все разрушается, и все разрушает. Но и все созидает! Все материальное и идеальное - течет, изменяется…

Голый материализм заводит человека в тупик. Отрицая Бога, он отрицает и назначение человека, обесценивает всякую жизнь, хотя сам утверждает обратное. Но то же творит и фанатичная вера, иногда оправдывая самые страшные преступления именем Бога.
Только фанатик, все равно материалист или верующий, зомбированный какою-нибудь теорией, способен сбросить на человечество бомбу. Он ведь окажет услугу материи и Вселенной в самопознании и саморазвитии; пожертвовав собой вместе с другими, «искупит грехи всего человечества». Все «вознесутся» одновременно! И когда-нибудь иная цивилизация, может быть, назовет разрушителя своим Богом-Спасителем и будет молиться ему тысячи лет. Если найдет его имя среди останков нашей планеты.
Планета "Христос"… Сгореть всем сразу за свои и чужие грехи, - неплохо придумано! Но это всего лишь «возможность», которая не будет реализована, потому что, того, кто знает ответ, перестает мучить вопрос. Что может принести людям атомное оружие, все уже знают.
Поэтому, пора его уничтожить. Перепробовали идеально все варианты. А некоторые - даже материально. Ни один из них не продуктивен. Атомную энергию надо использовать исключительно в мирных целях.

Что бы ни изобрело человечество, в первую очередь, оно пытается использовать это для уничтожения подобных себе, т.е. пробует на себе. И только потом, удостоверившись в чудовищных результатах, постепенно начинает применять открытие и в областях мирных.
Нет ли здесь жертвы и жертвенности во Вселенских масштабах? Всем, вроде, ясно: некоторые опасные эксперименты надо остановить. Но возможно ли это?
Когда технологией, позволяющей делать разрушительное оружие, овладевают практически все, использовать ее в этих целях просто теряет смысл. Взаимное уничтожение – не чья-то победа, а всеобщее поражение.