Топ 20, или Лучшие тексты прозы ру сентябрь 2003 - февраль 2004

Виктор Йог
Топ 20, или Лучшие тексты прозы ру (сентябрь 2003 -  февраль 2004)
1. Фурта Станислав «О».

Повесть С.Фурты напечатана в журнале «Кольцо «А» (2003, № 24). В ворде это 139 138 печатных знаков (с пробелами).

Смысл названия раскрывается от имени повествователя в начале текста. Это история, хроника, моя любовь, о главном, главное. Короче, обо всей жизни. «О» - это  начало,  конец жизни, её тщётность, бессмысленность  и попытки обрести смысл. Это уничтожение и возрождение, рождение и смерть.

У меня сложилось благоприятное впечатление от прочитанного. Автор в небольшой повести попытался объять необъятное. Старый, уставший от жизни человек, пишет историю своей жизни  с раннего детства до старости. В конце жизни перед его мысленным взором проплывает вся его жизнь на фоне истории  страны (от усатого вождя до седого президента).

 Особенно интересно было читать первую часть (детство и отрочество). Во второй части больше хроникальности, перечислительности, меньше подробностей и образности. Через всю повесть проходит тема виртуальных взаимоотношений с Т. (Ириной). Это первая любовь маленького мальчика к соседской девчонке, замешанная на сексуально – эротических дрожжах. Персонажем она описывается, как сексуальное влечение. Хотя на деле, может быть, это вытесненная в подсознание любовь, которая так и не стала реальностью. Персонаж сублимировал её в математике, карьере и творчестве. Вместо любви с Ириной  у героя секс с Мариной Х., похожий на однообразный гороховый суп… Вторая  линия -  история становления характера Б., человека с физическим недостатком, который в непростых жизненных обстоятельствах сумел выжить и выстоять физически, погибнув нравственно (убийство офицера и его красотки).

Фоном для последующих действий  служит раннее детство героя, его гэбэшные родители  и предвоенный сталинский Советский Союз.

Толчком к развитию событий является заочное знакомство с Т. и яркая деталь женского туалета – белые трусы  в красных ягодках. Завязка определяет то, что герой всю жизнь будет стремиться к своей ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ и даже убивать людей, напоминающих ему о ней.
 
Дальнейшие события приводят к тому, что судьба не даёт возможности главному герою в реальности соединиться со своим  фетишем, и он переносит его в своё воображение. Персонаж действует одновременно в двух планах: в реальном и идеальном. Кажется, что для его воли не существует преград.

Кульминацией повести является убийство ни в чём не повинных людей. Здесь крыша у героя окончательно съезжает. Он перестал различать реальности и перепутал их.

В итоге перед нами старик, потерявший свою нелюбимую жену, достигший успехов  в построении своей карьеры  и  пытающийся найти  хоть какой – то смысл в жизни. Иногда перед ним мелькают какие - то проблески истины.

Главный герой повести  Б. – инвалид от рождения. Автор подробно и детально описывает его физический недостаток. Что же заботит Б., о чём он переживает? В старости это муки творчества и поиск слова.  В детстве, молодости и зрелости все переживания концентрируются вокруг трусов в алую ягодку, непринятия в пионеры, избиения, ревности, мести, тайного оружия, наблюдений за тем, как занимаются сексом, эротических снов, репрессий, самоубийства отца, драгоценностей, гибели матери, слежки, реабилитации отца, выбора (убивать или не убивать), войны, влечения к математике, интимной жизни с одной женщиной при грёзах о другой, карьеры, разговора с гэбэшником, предопределённости и бессмысленности жизни,  убеждения в тщётности жизни и неверия в бога.

Собственно прямой речи немного. В тексте в основном внутренняя речь и несобственно прямая. Автор проводит своего героя почти по всем основным событиям, которые есть в жизни любого человека. В  тексте замечательные картины природы, которые оттеняют состояние героя. Так преодоление бессмысленности и тщеты жизни происходит на фоне ярких красочных описаний неба.

Б. мстит за себя (избиение Кольки, убийство офицера и его подруги), отказывается быть стукачом, просится добровольцем на фронт, спасает свою жизнь в сталинские годы. Среди деталей его обстановки выделяются часы с ангелом, как некий символ быстротекущего времени.

Общественные явления идут фоном. Главное - частная жизнь героя. Б. беспартиен, остепенён, учёный, доктор наук, профессор, ловкий убийца, который не раскаивается в содеянном.
 
Б. тесно связан с Т.  виртуальной мистической связью. Реально связан с Мартой Х., Валькой, Мурашом. Мать не любит Б., но заботится о нём перед смертью. Отец по - своему любит, заботится, воспитывает, наставляет и обучает стрелять.

Кто же такой Б.? Как ни странно, герой нашего времени… Он без тени сомнений отрекается от отца, когда его признают врагом народа. Без колебаний возвещает всем о его реабилитации. Рационалист. Человек без чувств.
 
Характер Б. автор выстраивает как рассказ от первого лица человека, вспоминающего свою жизнь. Это объясняет её фрагментарность  и неравномерность. Главный герой показан на житейском, социальном и мировоззренческом уровне.

Б. сторонится людей. Это интроверт, который не имеет друзей. Он одинок. Он всю жизнь стремится к женщине, которая его не замечает. Женщина, которую он выбрал (Марта Х.), вариант Вальки (Виолетты), но в брачном смысле. Если следовать идее: брак без любви – это завуалированная проституция.

Порядок событий в повести, в основном, прямой, последовательный. Основные действия несколько раз прерываются вставками о творчестве, рефлексией повествователя.

Текст организован, как единое целое без разделения на части и главы. На первый план автор выдвигает частную жизнь персонажа. Смена вождей, вторжение комитетчиков описываются иронически.

Итак, перед нами образное изображение совкового интеллигента. Б.- психологический тип рафинированного рационалиста, человека без нервов, этакая ЭВМ, которая всё просчитывает наперёд (самоубийство отца, а Б. первым делом заботится о том, чтобы забрать пистолет).

Основная идея произведения -  предопределенность, бессмысленность, тщётность жизни её тупиковый характер. Надежды на творчество, бога и любовь иллюзорны.
 
Как известно, художественная форма – мера определённости непосредственного содержания произведения. С этой точки зрения форма «О» хороша. Вопросы вызывает идейное содержание. В повести нет положительного героя. Идея перехода из п… в могилу сродни библейскому из праха в прах. Объективно историческое содержание текста – упадническое скуление интеллигента, оказавшегося на обочине жизни, который из-за излишнего рационализма не смог приспособиться к изменившимся обстоятельствам, потерпел фиаско в личной жизни: не смог соединиться со своей второй половинкой, довольствовался её ерцацем.
 
Идея – жизнь человека ничто, «О». В этом смысле есть перекличка с моим рассказом «Пыль на дороге». По сути дела, автор ставит вопрос: в чём смысл, если всё бессмысленно?
Считаю, что текст номинирован вполне заслуженно. Рекомендуется для серьёзного осмысленного чтения. 

2.Виктор Винчел «Первая смородина».

В начале рассказа главный герой теряет сознание. Что это? Болезненное состояние, сон или клиническая смерть? На его внутреннем ментальном экране появляется ветка смородины.

Рассказчик описывает то необыкновенное чувство благодати и счастья, которое он впервые испытал в музее - усадьбе Спасское –Лутовиново.

Двадцатилетний студент любим и любит. Когда любишь одного, любишь всех, обожаешь весь мир. В любви нет социальных законов и запретов. Она  притягивает других. Наташа выделяет любящего и любимого.

На материальном плане двое совершают ночную прогулку и спорят. На духовном встретились две сущности. Это было общение душ, глаза  в глаза. «И звезда с звездою говорит»…

В этой точке сталкиваются все три временных плана: прошлое, настоящее и будущее. Герой понимает, что требование разрушает единство между людьми.

Утро. Веточка смородины в керамическом стаканчике, как вопрошание: «Как любить всех, оставаясь верным одному?»

Печаль и грусть охватывает рассказчика по несостоявшейся прошедшей любви. Он не ищет Наташу, своего ангела-хранителя, проявляя нерешительность и боязнь поражения. Это она дала ему веру в мудрость жизни, любовь, чистоту и искренность. Встреча с Наташей - это диалог с Мечтой, дарящей предощущение счастья.

Есть некое сожаление в размышлениях автора о том, что он так и не нашёл Наташу. В нём страх смерти и усталость от жизни. Как разъять чувство на составные части? В боли есть наслаждение, а в радости страдание.

Между Наташей и главным героем существует незримая связь, которая есть между всеми людьми. Это та самая серебряная нить, которая связывает нас на духовном уровне.

В финале возникает туманный образ матери и ангела – хранителя, женщины – матери и  женщины любящей. И СВЕТ, как возвращение домой.

Весь текст похож на описание клинической смерти. Это рассказ о жизни, любви и смерти, попытка выразить словами  и образами то, что за границами слова, НЕВЫРАЗИМОЕ.

Рассказ необыкновенно лиричен. Это поэтическое воспоминание в прозе.

3. Дмитрий Александрович «Лявониха Нагила».

У главного героя рассказа заболела любимая собака. Подозрение на рак. Рассказчик сильно переживает и страдает, как будто умирает сам. Как обычно в экзистенциальной ситуации перед глазами начинают появляться картинки из жизни. Герой вспоминает своё детство, непростые взаимоотношения с отцом. Отец тоже  умирает, но рассказчику не жалко его так, как собаку. Звучит кощунственно, но по сути искренне и верно. Так устроено в обществе, что своих родных мы, якобы, должны любить. Не должны. Сердцу не прикажешь.  Отец не любил сына. Сын создаёт видимость отношений с отцом. История заканчивается выздоровлением собаки.

Мат оправдан в данном случае. Рассказчику плохо, очень плохо. Его переполняют эмоции.

Начало грамотное. Сразу захватывает. Короткие рубленые фразы воспринимаются как сдерживаемое рыдание. Дальше идут воспоминания о нелёгком детстве с просмотром фоток.

На формирование мальчика оказали влияние скандалы родителей, несложившиеся взаимоотношения с отцом, тонкая душевная организация, доставшаяся по наследству ребёнку - полукровке.

Кульминацией для меня при чтении стал эпизод на странице 6. «И, растирая сопли вымазанными в земле руками, сказал, что хочу к ней». Очень сильное впечатление.

Гомосексуальная тема представлена выступлением мальчика в женской одежде, дружбой с Яном в Мозыре.

Однополые отношения с Яном, вероятно, реакция на нескладывавшиеся взаимоотношения с противоположным полом  и отцом. Мальчик рос без отца. Женское воспитание даёт себя знать. Внутренний мир формируется по женскому типу. Отсюда отвращение к технике, интерес к приготовлению торта, женским нарядам и выступлениям на табурете.

Текст написан очень искренне. Конец непонятный. Что устроили, кто устроил, и кто это говорит?

4.  Стас Айнов «Вечный автостопщик»

Кто исполняет наши желания? Бог? Подсознание? Мы сами? Провидение? Рассказ читается с интересом несмотря на фантастичность сюжета, а может быть, именно поэтому…

О чём он? Об исполнении желаний, о любви и ревности, о жизни в канун крушения социализма и  в постсоветский период.
 
Язык и стиль почти безупречны. С предыдущими рецензентами не согласен. Минусы, которые вы видите, на деле особенности стиля Стаса.

Образы мужчины и женщины живые для данного контекста. Деталей вполне достаточно. Автор передает своё чувство страха, настороженности, недоверия, а также желание любви и сочувствия к людям.

Самая сильная часть – концовка. Вот здесь меня торкнуло, как говорят марафетчики. Алексей вернулся ДОМОЙ и нашёл ЛЮБИМУЮ  несмотря на все перипетии  ДОРОГИ.

КЛИМ И АЛЕКСЕЙ – две половинки нашего сознания в период перестройки (перестрелки, порностройки). Один живёт сочувствием, сердцем (старый русский). Другой безжалостный новый русский на джипе, с мускулистыми руками и мобилой. Как стать новым русским? Кинуть своих друзей, обобрать их и уехать на их деньги в Москву.

Изменилось время, и каждый из нас может обнаружить в себе Клима и Алексея. То, что произошло с нашей страной и её людьми за последние 15 лет, похоже на изображённое Стасом Айновым.

Главный герой обретает себя в любви и возвращении к себе.

5. Элла Дерзай «Шутка».

Текст напоминает рассказ Лермонтова «Фаталист» и «Шагреневую кожу» Бальзака.

Начало динамичное, но не оригинальное. Построен как рассказы в рассказе в пересказе.
Женщина в белом – это, с одной стороны, каждый из нас, а с другой – смерть!

День рождения – одновременно день смерти! День смерти – одновременно день рождения.

Несчастные случаи  можно объяснить с помощью понятия СКО (системы конденсированного опыта). «Это – динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определённого рода или общими важными элементами» (подробнее у Станислава Грофа). Это я про утонутие, попадание под поезд, выпадение из окна, спасение в катастрофе самолёта.

Вы очень целостная девушка. Каналы восприятия у Вас чистенькие. Хорошо видите, звучите, чувствуете и пахнете. Чем мне и нравитесь.

Нет смерти! Да здравствует жизнь! Для этого нам не надо подтверждения никакого авторитетного человека. Тем более цыганки.

Основной приём – несобственно прямая речь.

Дело было 1 апреля 2004 года. Если всё, что рассказала Клара, шутка, то это становится реалистичным. Если всё, что поведала Клара ложь, то, в связи с тем, что это 1 апреля, это начинает соответствовать действительности. Короче говоря, рассказ мог бы быть назван «Чистая правда» или «Быль».

У меня в миниатюре «Подарок» тоже про высшие силы, смерть и судьбу.

Главная героиня – бессмертный дух, который никогда не рождался и никогда не умрёт, лишь только меняет формы своего существования.

Когда мы радуемся, надо чётко осознавать, что там где радость там и печаль, где смех там и слёзы, где жизнь там и смерть. Выбирая одно, мы автоматически выбираем другое.

Будущего нет, как нет и прошлого. Есть только ВЕЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕ.

Смерть Клары:
- гипноз цыганки, программирование на смерть;
- осуществление СУДЬБЫ,  влияние ВЫСШИХ СИЛ.
Конец:
- Пукин – идиот!
- всё, что рассказано, первоапрельская шутка;
- если это на самом деле 2 апреля, то скоро в стране будет всё очень СЕРЬЁЗНО ПЛОХО. Не будет 1 апреля, а будет 2 вторых.

Я увидел в тексте ТРЕВОГУ за судьбу страны, мира (разделяю как президент всея земли),  свою и людей в связи с тем, что нами правят дебилы.

 К языку и стилю придраться не могу. Всё отработано, как будто я сам писал. Вы мои рецензии – то читаете? Знаете, что я требовательный и въедлевый рецеписатель?

«Жизнь – такая пустая и глупая шутка»,- вопрошает автор.  Или серьёзная многотомная эпопея, сложная, умная, мудрая и бесконечно глубокая…

Кто знает…

Рассказывают:
Жил в селе старик, у которого была одна дохлая хромоногая кляча с серыми подпалинами на боках. Соседи ему сочувствовали и жалели его. «Тебе уже так много лет, а ты так беден…». Он усмехался в усы и спокойно отвечал:
- Кто знает…

Пришла война. Всех лошадей забрали, осталась только старая кобылка старика. Все давай ему завидовать: «Ой, какой ты счастливый!».
- Кто знает, - отвечал бедняк и прятал ухмылку в кулак.

У старика был единственный сын, который как - то ехал на лошади, упал с неё и поломал ноги.

Опять все заголосили: «Ой, какой ты несчастный. Тебе уже столько лет, а сын, единственная твоя опора, стал калекой!».
- Кто знает,- грустно улыбался старик и задумчиво глядел вдаль.

Всех сыновей забрали на войну, только один сын старика остался дома. И опять соседи стали завистливо шушукаться. А старик печально улыбаясь, привычно отвечал:
- Кто знает…

Ну, и так далее…

6.Виктор Винчел «Музыка».

Начало.
 Очень грамотно, музыкально построенные абзацы.
Фабула.
 Кириллову снится сон о том, что он великий маэстро. В реальности он скромный библиотекарь и хорист художественной самодеятельности. Живёт с беременной женой и двумя детьми в двухкомнатной квартире. Он изменяет своей жене с Розой, руководительницей хора. Ему снятся сны, в которых он мечтает о будущем. Просыпается он на репетиции хора в реальности.

Композиционно текст построен на противопоставлении мечты и реальности. В мечтах: хорист, Роза, влюблённый мужчина. В реальности: библиотекарь, Клавка, мужчина – изменник. И всё это перемешивается, переплетается в какой - то фантасмогории.

Идея.
 Ты думаешь, что ты гений, а ты, на самом деле, обычный человек. Слава – дым…Надо просто делать своё дело. Женщина, уводящая мужчину из семьи, такая же эфемерная, как слава. Это последний шанс сорокалетних Роз. Делом может быть что угодно: парикмахерское дело, исполнение музыки, руководство хором. Ему противопоставляется безделье: трёп и шмотки.
 
В целом рассказ отражает наши идиотические мечты о величии и славе. Ты представляешь себя великим маэстро. А на самом деле ты хорист в художественной самодеятельности и библиотекарь, выдающий музыкальную литературу. Триумф - игра на рояле без звука. Великий маэстро перед толпой - заспанный мужик в сатиновых чёрных трусах. В сцене осмотра врачом перед концертом есть мистический налёт. Что говорит нам ВЕСТНИК?

Образ Бориса Петровича Кириллова – это тип бессознательного существа. Герой нашего времени. С другой стороны вневременной тип - человек плавающий между мечтой и реальностью, между Дон Кихотом и Санчо Пансой.

На бытовом уровне - это рассказ о том, как мы изменяем своим жёнам. На социальном -  текст о проблемах семейных и профессиональных. На философском – о своём предназначении, о самореализации.

Язык насыщенный, мастерский.

Недочёты.
«Музыка приносит чувство упоения, всесилия, полета. Уносимый неведомо куда, он хочет, во что бы то ни стало сохранить эти ощущения. Однако возвращение не приносит разочарования».Затемнение смысла, связанное со словом «однако».
«Клава тяжело прошагала из комнаты в коридор, и он понял, что проснулись дети, что надо младшему сменить пеленки, старшего будить, будить, а то опоздает в школу». Второе слово «будить», по - моему, излишне.

7. Виктор Винчел «Я ненавижу зеркала…».

Я попытался посмотреть на текст с трёх позиций: читателя, писателя и критика. И вот что из этого вышло.

Позиция читателя.
Рассказ был прочитан взахлёб с монитора. Интерес не пропадал до самой последней строки. Читается легко. Сюжет лихо закручен. После чтения возникает ощущение «погруженности» и какие-то  мурашки по всему телу. Похоже, что автор нашёл способ оглушить меня, читателя, силой своего творческого обаяния. Другой  читатель (искушённый) отметил, что хорошо написано и мастерски выстроена композиция.

Позиция писателя.
Я бы так не написал. Когда читал, всё время думал: откуда это автор всё знает?

«залессировать морщинки у глаз, подкрутить прядку плоечкой…». Ну, не макияжусь я, не бигудюсь!

С другой стороны, думалось, что, если бы смог, написал про это именно так!

Как ловко автор, в монологе героини, незаметно вводит её портрет! Подробности прямо математические. Я бы дал портрет одной деталью, коротко. Подчеркнул бы самое характерное, то, что выводит её внешний облик на уровень художественного обобщения характера.

Современную красавицу характеризуют  ноги от ушей. Дальнейшее описание излишне. Все они стандартны.

Хороша деталь с директором, протирающим стёкла очков и аккуратно складывающим платок. Передаёт состояние начальника, которому хотелось немедленно трахнуть девушку, но он сублимировал своё желание и заставил её приносить ему не плотские, а вполне материальные утехи.

Сцена съёма девочки  (рекрутирование) выписана великолепно: ни убавить, ни прибавить.

Совещание новой заведующей со своей командой - высший класс! Речевая характеристика героини вновь безупречна.
Портреты «разведчиц» поданы точно и ненавязчиво в разговорном стиле.

«Расстегнешь – а там короткие топики подчеркивают выдающиеся формы…». Я, как писатель, и слов то таких не знаю! (Учиться, учиться и учиться!). Это я про топики.

А вот эта фраза меня покоробила: «Но стол из натурального дерева, глубокие мягкие кресла, покрытые натуральной кожей, кондишн, на столе золотой «Паркер», факс и пять телефонов – присутствовали». Опять перечисление, подробности, а я тяготею к детали. И построение фразы не моё.

 Про длинноногую секретаршу, ревнующую к шефу очень метко и точно.

В портрете заведующего – неточность. Героиня не могла определить точно его возраст. А портрет даётся в её восприятии.

Сцена покупки Ольги Павлом Ивановичем напомнила мне, почему-то, «Очарованного странника» Лескова. Однако, здесь есть некая размытость: Павел Иванович говорит про её зарплату, а она думает о сумме спонсорской помощи. Я думаю, здесь нужно сделать смысл ситуации более прозрачным, так как читателю точно хочется знать, сколько дал заведующий и за сколько он переманивал Ольгу.

«- Я поняла. Знаете, Павел Иванович, Вы мне очень симпатичны. Правда. – Я положила свою ладошку с длинными музыкальными пальчиками на широкое запястье банкира».

А это в НЛП называется «якорением». Да уж не заканчивали ли вы, батенька, курсы энэлпистов?
 
Тема Москвы и регионов очень популярна и, что называется, в лузу.

Итак, Оля кинула филиал Московского банка. И расплата не заставила себя долго ждать…

Маленькие главки рассказа заканчиваются так, как в сериалах – на самом интересном месте и интригуют читателя.

Разговор Ольги и Дениса Игоревича: непонятно, что понял зав. отделом? Что за ней нет никакой силы? Что внешний лоск - бутафория? Что она продажна?

Неясно…

«И постарайтесь сделать то, что от Вас требуется, так же эффектно, как все, что Вы делали до сих пор». Скорее, эффективно. Это больше соответствует тому, что хочет от Ольги Денис Игоревич.

Денис  тоже «художник»…Философия этого художника в отрицании искусства. Он за иную эстетику. Для него красота в замысле и его осуществлении в жизни. Это «искусство» 21 века, где героями «произведений» выступают живые люди. Такой подход уродует культуру, искусство и делает красоту функциональной, уничтожает её…

Этика новоявленного «мыслителя» - бандита тоже перевёрнутая – это садомазохизм, иерархия власти и беспредел. Он поступил с Ольгой так, как поступали  с ним и его ждёт судьба не менее страшная, чем у его жертвы. Палач и жертва в действительности – две стороны одной медали.

У нашей КУЛЬТУРЫ выбиты зубы. Она теперь не кусается…

Критик.
Автор задумал показать взаимоотношения КУЛЬТУРЫ (бюджет, красота, беззащитность, женщина, женское начало, Ольга) и ВЛАСТИ (бандиты, банкиры, деньги, мужчины, мужское начало, Денис со товарищи). От их насильственного общения появился МАЛЬЧИК (массовая культура, ширпотреб, Иван Иванович Иванов).

Надо сказать, что персонажи получились такие живые и яркие, что про второй и третий план (символы и обобщения) читатель забывает.

Замечания три.
1. Несколько назойливо звучит дважды повторённая «отвисшая задница».

2. Штамп – широко поставленные глаза, дважды в разных портретах.

3. Нужен ли портрет директора? Вообще, не многовато ли портретов? (Ольга, её команда, директор, Павел Иванович, Денис Игоревич, Ольга глазами повествователя).


Но все эти мелочи не заслоняют главного: рассказ удался!

8.Элла Дерзай «Прощание с Серафимой».

СДЕРЖАННЫЙ АРОМАТ БЕЗУМИЯ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЯ

1.

«Траурным покрывалом укрыто прекрасное весеннее небо». Эта строка напомнила мне Булгаковскую: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Первая фраза настраивает читателя на трагический лад. Подготовкой к трагедии служит размолвка между влюблёнными. Любимая молода и прекрасна. Она совершенна, как небо.

Янина воспринимает мир гротескно, но сейчас её нескучное существование посетила печаль…

«Я не люблю тебя и никогда не любила!». Все мы, в конечном счёте, жаждем любви и погибаем без неё, как в пустыне от жажды. Все наши героические усилия в самосовершенствовании, стремление к признанию и славе - жалкие потуги заменить её отсутствие.

Жестоко ли радоваться чужому отчаянию и боли? У ребёнка нет этих понятий. Серафима целостна (как дитя) и живёт импульсами. Вначале импульс любви, а затем ненависти. И ночь любви сменяется разрывом, подтверждая известную истину, что от любви до ненависти один шаг.

Если ты хочешь счастья, будь готов испытать несчастье: одно без другого не бывает. Диалектика бытия…

«- Осторожно, ступенька!»

2.

Вторая главка начинается с городского пейзажа. Это подробности или детали? Я думаю, что на деталь они не тянут. Деталь предполагает выразительную подробность, несущую значительную смысловую, идейную или эмоциональную нагрузку. Подобных перечислений в рассказе многовато, и они перестают уточнять, прояснять и обнажать авторский замысел. Остаётся только изобразительная функция.

А вот пластмассовый заяц удачная, на мой взгляд, деталь. Выпускник школы вроде ещё живой, но уже пластмассовый, нашпигованный взрослой чепухой, застрявший между миром детей и взрослых. Однако, в этом отрывке обращает на себя внимание некоторое однообразие построения предложений. Похоже автора здесь заклинило… Или рецензента.

Некроидиллия и жестокость Серафимы на кладбище повторяют в других обстоятельствах тему любви, единения и разрыва, жестокости.

Крымское счастье вновь построено, как ночь любви и кладбищенские прогулки: вначале восторг и идиллия, а затем конфликт и ссора. И только утро обнаруживает эквивалент яблока…

Найти свой путь иногда означает потерять его. Ибо искать СМЕРТИ бессмысленно так же, как искать ЖИЗНИ.

«- Осторожно, ступенька!».

3.

Для Янины Серафима осталась живой. Тело погибло, а дух продолжил существование. Мировоззрение Серафимы отличалось восточными крайностями: страсть и ненависть в одном флаконе в конце концов давали философию человека, как песчинки на пляже.

Янина обвиняет Серафиму и одновременно испытывает чувство вины. Убийца и его жертва в реальности одно целое!

Серафима - ярко выраженный харизматический лидер. Харизма не зависит от красоты, здоровья, ума и т.п. Она либо есть, либо её нет! И это непостижимо и иррационально.

«- Осторожно, ступенька!».

4.

Янина убила Серафиму, потому что любила. Любовь убивает?! Хотя она же и рождает! Как примирить сей парадокс нашему рассудку?!

Можно ли спасти человека, если он сам хочет смерти? И не убивая, мы всё равно убиваем…

«- Осторожно, ступенька!»

5.

Эта главка переходная. Янина переживает гибель любимой, вспоминает садомазохистские забавы и возвращается на кладбище. А дальше: с обыденной точки зрения она сходит с ума. А с позиций холономного подхода попадает в расширенное состояние сознания с выходом за границы своей идентичности.

«- Осторожно, ступенька!».

6.

В шестой главке повествователем неожиданно становится умершая ранее Серафима. Голос из-за оттуда…От её лица описывается Янина. Серафима зовёт её Нинель. Однако время от времени Серафима сомневается в своей идентичности. Её вопросы свидетельствуют о том, что она не знает, кто она: Серафима или Нинель. Она сомневается в том, кто кого убил,  и было ли вообще убийство.

Вопрос кто я? Главный, основной вопрос в человеческой жизни. Тема самоидентификации и двойничества неоднократно поднималась в мировой литературе.

Тот, кто искренне задаёт себе эти вопросы и мучительно ищет на них ответ, стоит на границе, а дальше…

«- Осторожно, ступенька!».


7.

Версия врачей и друга: Нинель – плод фантазии Серафимы, которая в Гурзуфе писала роман о двух девушках, а потом упала в море. Девушки любили друг друга  и убили себя из-за любви.

Философы и психологи неоднократно заявляли о двойственной природе человека. Человек шизофреничен?! Он безумен?! Для меня это совершенно очевидно…

Но вот, как воссоздать это в художественном тексте? Элла находит неожиданный приём: безумное сознание материализуется в образах двух влюблённых подруг.

Великолепно показаны проекции сумасшедшего. «Они приделали решетки на окна.

Я заперта. Они не пускают меня к ней».

Идентификация с лабрадором тоже весьма характерна. Одна моя знакомая со съехавшей крышей, глядя на меня, говорила ОЧЕНЬ УВЕРЕННО, что рядом со мной сидит бог. Но в клетку каждый из нас попадает с помощью общества и не без своих усилий. Решётка виртуальна. Просто осознай это.

«- Осторожно, ступенька!».

8.

А! Так это был сон! На самом   то деле всё не так уж и плохо. В третьей части появляется ещё одна сумасшедшая – Галина Шапокляк. Никто так не безумен, как те, кто считает себя здоровыми.

Она пишет статьи для журнала «Женское счастье». Одна из них подтолкнула её на написание романа. Она успешно работала над ним. Но тут вмешались сны о Янине и Серафиме. Обследование показало, что Галина здорова. Но однажды во сне Галина поняла, что начала путать себя с Яниной и Серафимой.

Однажды мудрец проснулся в задумчивости. Ученики спросили его о причине печали.
- Мне приснилось, что я бабочка…
- Что же в этом странного?
- Я подумал: это мне приснилось, что я бабочка или бабочке снится, что она - это я…

«- Осторожно, ступенька!».

9.

В последней главке появляется автор? Или это старуха Шапокляк?

О чём этот рассказ? Это текст о попытке прощания с безумием, иррациональностью, подсознательной частью каждого из нас. Но не всё так просто.

Дудки! Подсознание занимает девяносто процентов, а сознание десять. Проститься с подсознанием значит стать ПРОСВЕТЛЁННЫМ. А это по желанию не происходит. Это может СЛУЧИТЬСЯ. Это существует, как ВОЗМОЖНОСТЬ. Поэтому подавляющее большинство людей обречено жить в тёмном океане бессознательного и только изредка выныривать на его поверхность, чтобы глотнуть порцию холодного рацио.

Авторская идея – усталость от раздвоенности и стремление к целостности. И всё же автору жаль этого хаоса, опьянения и сдержанного аромата безумия!!!

«- Осторожно, ступенька!».

9.Анна Гамаюн «Вознесение Ивана Клязьмина».

В момент взрыва гранаты Иван Клязьмин превратился в сойку и полетел в родной город к своей тётке Степаниде. Там его находит капитан Таранов и пытается убить, но неведомая сила выкалывает ему глаза, а Иван вновь чудесным образом оказывается у своей тётки Степаниды…
 
В рассказе показаны два варианта одной и той же тупой воинственной силы, против которой выступает Анна. Капитан Таранов и отец Ивана уничтожают всё живое. Для одного это профессия, для другого сама жизнь…

В рассказе Анны переплетается фантастика с реальностью и возникает особый мир, в котором тётки не удивляются, когда племянники приходят голыми через балкон. Это мир, где человек умеет превращаться в птицу.

Если без мистики, то девятнадцатилетний солдат погиб на войне и его отправили в гробу на родину. Или солдат сбежал домой из армии, показав фигу всем этим капитанам. Или его вообще не смогли призвать, так как он превратился в сойку ещё до призыва.

10.Элла Дерзай «Уснувший рядом с Ли».

С кем мы спим: с реальными женщинами или с воображаемыми?
Почему реальная женщина становится нежеланной?
Фантазия и реальность: что лучше?
Реально ли воображение?

Рассказ начинается со взаимного недовольства друг другом Виктора и Ани. Жена требует ласки, а у мужа отвращение к её внешнему виду. Он уходит от неё в свой внутренний мир.

Когда – то у них была взаимная страсть. Активная Аня сама женила на себе Виктора. У Ани очень сильное мужское начало (непреклонность, активность). У Виктора ярко выраженное женское начало (пассивность, богатое воображение, интравертированность, стремление к покою, слабость и апатичность).
 
Рассказ Эллы с одной стороны живая картинка, а с другой стороны обобщение. Так и бывает в семьях…

Виктор живёт в двух мирах: в одном он с Ли, в другом с Аней.
 
На самом деле, когда люди влюбляются, то они втюриваются в образ, а не в живого реального человека. Потом образ начинает тускнеть и заменяться реальностью. А реальность всегда иная чем фантазия. Это закон жизни.

Тот, кто ради мечты ничего не делает, у того и нет ничего…

Как жить: во сне или наяву?
На самом деле дилеммы нет: и там и там! Или не там и не там!

Реальность  властно вторгается в жизнь Виктора. Романтический ужин, стоны брачного ложа и всё такое. Ли покидает Виктора. Пощёчина. Разрыв. Идёт сближение с Аней, а затем её измена и признание. Виктор умирает для Ани, но, наверно, соединяется навечно с Ли (сходит с ума).
 
У нас два типа  сумасшествия: принимать за чистую монету разделяемую с другими реальность или полностью уходить в мир грёз. Выхода тоже два: или быть гибким и, как мистики, свободно ходить туда и обратно. Или выйти за пределы обеих, трансцендировать, то есть фактически перестать быть человеком.

11. Анны Гамаюн «Охотники на единорога».


Перед нами очень ярко, живо и образно описанная историческая картинка похода на Москву Ричарда Лешека в смутное время. По просьбе Марины Мнишек Ричард Лешек с сотней наёмников пытается помочь захватить Москву. В дело вмешивается якобы  мистика. Легионеры встречают единорога и в погоне за ним гибнут в Тихом озере. А единорог оказывается обыкновенным конём, хитроумной крестьянской выдумкой.

На втором уровне восприятия текста прослеживается патриотическая идея. Россия порабощена Западом. Она стала колониальной демократией (здесь налицо историческая параллель). Но сопротивление западнизации нарастает. Враг не пройдет, и победа будет за нами!
 
Ещё можно увидеть символическое изображение интервенции иностранных конфессий в России и безнравственность завоевателей (они нищие духом). Ситуация в России  -  страдания чистой Ксении и благословение собственных мучителей.
 
Единорог – символ избавления, спасения России от раздробленности. Россия стала «добычей обильной и лёгкой». Сами всё отдали по дурости и из-за предательства.

«Поселяне оказались покладистыми, отдали всё, что потребовали». Доходит до абсурда: толстые русские бабы худеют по всей России с помощью патентованных западных средств!

Охотников 13 человек. Не божеское это дело, скорее дъявольское. В процессе агрессии нападающий становится объектом атаки. Растут силы сопротивления: серебряная сеть, рука с копьём, лучник. Повествователь предсказывает гибель захватчиков.

На третьем (философском) уровне возникает тема судьбы, её неизбежности и предопределённости. Мы предполагаем, а судьба располагает. Мы хотим сделать одно, а получаем совсем не то, что задумываем.

12. Анны Гамаюн «Часовой мастер с улицы Наримана».

Мастер  «обладал даром видеть души людей в металлических телах их часов». А вы, Анна, обладаете даром писать великолепные рассказы!!!

«Он всё больше замечал, что вереницы образов были не такие уж и пёстрые и, в сущности, совершенно одинаковые». Действительно, люди только сверху такие разные, а в сущности удивительно похожи. Поразительно глубокое замечание!

И вот Мастер и его Маргарита встречаются сначала в пространстве, а потом во времени. Анна описывает таинство встречи МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ. Внешность женщины и её сущность не совпадали. Мастер любил, но его не любили. Это рассказ о трагедии безответной любви.

Мастер излечился от болезни, дара и от любви. Авторская мысль: счастье в любви между мужчиной и женщиной невозможно…

13.Дмитрий Александрович «Сервиз на шесть персон».

В рассказе Дмитрия Александровича «Сервиз на 6 персон» создан образ семьи с  четырьмя  детьми, образовавшейся в результате второго брака. Автор изображает сексуальную, интимную составляющую жизни семейства. Перед нами, с одной стороны, реальная картина конкретной  семьи Петровых - Кузнецовых, а, с другой стороны, обобщение, рисующее сложную гамму сексуальных пристрастий, возникающую во вновь создаваемых семьях.

Шесть персонажей этой секс группы написаны экономными мазками. Ярко и зримо показаны характеры: педагога Палыча, тайного педофила и гомосексуалиста (хочет Ваню); завуча Анны Фёдоровны, «бойлаверки» наших дней (хочет Игоря); мужеподобной лесбиянки Светы (хочет Анну Фёдоровну); натуралки Маши (хочет Палыча); натурала Игоря (хочет Машу); скрытого женственного гомосексуалиста Вани (хочет Свету).

Изображённый комплекс характеров помогает разобраться в противоречии, которое существует между тёмной, животной, инстинктивной природой животного начала в человеке и воспитанным, культурным, привитым социальным началом.

Автор показывает нам 6 типов сексуального поведения человека:
- мужчина, мужественный гомосексуалист - педофил;
- юноша, женственный гомосексуалист;
- юноша - натурал;
- женщина, женственная лесбиянка – педофилка;
- девушка, мужеподобная лесбиянка;
- девушка-натуралка.

Дмитрий исследует психосексуальные типы людей, которые  на самом деле существуют в действительности. Если внимательно приглядеться к сексуальным пристрастиям, то станет ясно, что каждый хочет того, чего ему лично не хватает для того, чтобы быть целостным существом. Целое включает в себя и мужское, и женское, и старое, и молодое.

Секс – это  одна из дверей  к целостности. Не зря у Ошо есть следующая градация пути к богу: секс – любовь – молитва – медитация.

Сюжетная линия развёртывается вокруг сексуальных проблем каждого члена семьи. Каждый получает сексуальное удовлетворение в одиночку, в форме психического онанизма, когда во время мастурбации идёт фантазирование про объект страсти.

Основная идея рассказа – сексуальные пристрастия людей неоднородны, они властно требуют своего удовлетворения, но прикрываются фальшивыми социальными масками.

Автор текста идёт по чеховскому пути и показывает сложные жизненные процессы в простейших жизненных ситуациях.

Текст состоит из трёх частей. В первой все сидят  вместе у телевизора и целого сервиза. Здесь есть видимость благополучия после строительства новой семьи. Во второй части все уже порознь. Каждый показан в наиболее интимный момент на физическом, психологическом и ментальном уровне. В третьей части сервиз видимого благополучия рассыпается, предвещая серьезные потрясения в будущей жизни семьи Петровых - Кузнецовых и обнажая истинное положение в отношениях её членов.
 
Автор умело использует детали и подробности в создании живых картин происходящего. Очень необычные интересные сравнения наполняют текст дополнительными смыслами («Света, словно очнувшись, бросилась с боеготовностью санитарки на поле боя»). Конечно, она хочет исполнить свой долг, но, по большому счёту, ей на фиг это не надо.

Описание ночи дано одной фразой – просто мастерски! («В распахнутой форточке поеживалась беззвездная октябрьская ночь»).

Средства, подобранные автором для создания конкретных картин, используются очень умело.

Каково же содержание рассказа?

Объективное (идеологическое) содержание – сексуальная жизнь новой семьи.

Идейное содержание - что не сложилось, вместе не сложишь; семья обречена на развал; автор стоит на позиции наблюдателя и исследователя.

Непосредственное содержание:
-    онанизм мужской и женский;
- педофилия, гомосексуализм, лесбиянство пока в фантазиях;
- половое влечение, которое скрывается;
- удовлетворение сексуальных потребностей в фантазиях за закрытыми дверями;
-    культурные запреты подавляют сексуальные животные желания, и они находят выход в иной форме.

Художественная форма почти не вызывает нареканий за немногими исключениями. Главное – неудачный конец рассказа. Последняя строчка звучит диссонансом ко всему тексту  наподобие слов в конце школьного сочинения «Вот так я провёл это лето, запомнившееся мне надолго». Эту строку надо либо убрать, либо заменить. Над концовкой ещё надо подумать! Конец – это Вам не… Ну, Вы сами понимаете!

Автор, безусловно, талантлив! Посмотрите, как он одной чертой передаёт самую суть («Съезжались весело, дружно - дети, КАЗАЛОСЬ, рады полной и большой семье»).

Хотел ли автор растлить читателей своим рассказом, как написал кто-то из рецензентов?
 
Авторская идея в более широком и свободном взгляде на сексуальность. Я не заметил в тексте  смакования, осуждения или любования изображённым. Скорее это взгляд художника - исследователя глубин человеческой психики.
 
 Автор написал рассказ о культурных ценностях, которые рассыпаются в прах под давлением природных сексуальных инстинктов. Интересно, что культурные ценности (сервиз) подарены роно (образованием)!

14.Иль Ю «Стрела Зенона»

Начало рассказа о рождении и смерти, о их взаимопереходе и загадке бытия. Рождение и смерть только кажутся совершенно разными явлениями. На деле это целое, различаемое только нашим мышлением. В самом деле, когда плод умирает, то рождается ребёнок. Когда умирает тело, появляется (рождается) труп.

«Едва родившись, начинаем умирать.
И в этом жизненная суть таится…».

В раннем детстве нам кажется, что стрела Зенона  до нас не долетит.

Итак, пуля летит, а персонаж видит своих родителей, как они помогали ему встать на ноги. Хотелось ли родителям сделать ребёнку приятное, дав жизнь? Вряд ли… О тебе позаботилась природа. Мимолётный кайф и 25 лет сроку расплаты за него. Хорошо ещё хоть не по пьянке, а то бы родился дебилом. Сейчас есть программы сознательного родительства, но они для избранных. До них надо дорасти.

Во 2 и 3 абзацах звучит обида на родителей. Вы хотели приобрести игрушку (как я собаку), но меня то вы не спросили, а хочу ли я рождаться и быть вашим плюшевым мишкой? Вывод - люди эгоисты, они заботятся только о себе.  Вывод по - детски наивный и не соответствует действительности. Во взаимоотношениях людей есть и эгоизм, и альтруизм. В каждом конкретном случае пропорции перемешаны.

Что же такое мысль? Вульгарные материалисты говорят, что мозг рождает мысли, как печень производит желчь. Но, во - первых, о каких мыслях мы говорим? О тех, что плавают в нашем сознании  в виде огрызков воздействия на нас Мира? Или о МЫСЛЯХ с большой буквы, как о прорывах в другое измерение бытия? Наблюдения показывают, что первые роятся, как мухи, назойливо жужжат в голове, а иногда всплывают, как бы невзначай, и ты точно знаешь, кому принадлежит эта мысль. Это не означает, что он её автор, но что он «наградил» тебя ею, ты точно знаешь. Вторые бывают очень редко и воспринимаются, как  откровение свыше или шепот нашего глубинного внутреннего я.  Возникает вопрос: мысли мои или не мои? Это я их произвожу, или  просто их запоминаю, трансформирую, а потом озвучиваю, выдавая за свои? Или это шёпот бога? Мне кажется, что дилемма здесь надуманна. Как человек представляет собой и отдельное тело, и всё человечество одновременно, так и мысли принадлежат  отдельному человеку и всем людям. Мир грезит, что всё существует по отдельности. На самом деле всё невидимыми нитями взаимосвязано со всем. Отморозки, избивая героя, не ведают  что метелят себя.  Когда – то, видно, издевались над ними и т.д… Кого из нас в детстве не били? Доброта и жестокость – две составляющие мира людей. Обидно? Да, конечно. Так ведь не ведают, что творят…

Два. Любовь и черчение. Как это узнаваемо… Да не надо было выбирать, лучше было сочетать! Страшно идти в армию. Ещё как! Но от судьбы не уйдёшь. Кому суждено быть повешенным, тот не утонет. Герой сожалеет, что не выбрал отцовство вместо армии. И обижается на прапорщика.

Два с половиной метра.
«Вот уж действительно,
Всё относительно.
Всё, всё - всё!».

Полтора метра. Мужчина и женщина, любит, не любит, плюнет, поцелует. Семья и брак. Сколько погибло здесь великих начинаний! Муж и жена. Две разные Вселенные. Жить рядом ещё не означает быть вместе. Любить не умеем и не хотим учиться.

Ты есть то, о чём ты мечтаешь. Блажен, кто верует. Труднее, когда иллюзии утрачены, и ты знаешь, что мечты сбываются только в воображении.

Парадокс в том, что Зенон и прав, и не прав одновременно. Стрела и долетит, и не долетит, движение и есть, и его нет. Всё зависит от точки зрения, от уровня рассмотрения вопроса. Представим, что человечество исчезло. Тогда, что движение, а что покой? Для тела никакого потом не будет. Оно перейдёт в иную форму. А вот для сознания… Неоднозначно! Это область непознаваемого.

Концовка интересная. Сознание перед смертью фокусируется, собирается в одну точку. Человек становится целостным. Это изменённое состояние сознания. Время и пространство сливаются. Миг и вечность, пуля и я, жизнь и смерть, покой и движение, форма и содержание – всё едино. Это прикосновение к истине, проблески СВЕТА, ПОНИМАНИЯ и МУДРОСТИ.

15. Т. Тигра «Подруга»
Очень метко схвачена инфантильность мужа Веры в самом начале и подана читателю крупным мазком в виде уменьшительно - ласкательного имени Стасик.

«Сама не знаю, почему, но эта девушка меня очень заинтересовала». Может быть, у главной героини скрытые гомосексуальные наклонности?

«Это положило начало нашей дружбе и дошло до того, что уже через неделю мы не могли и дня прожить друг без друга». Я как - то обратил внимание на близость звучания двух слов «преданность» и «предательство». Язык как бы говорит нам, что в человеческих существах есть и то, и другое.

«Тогда начались первые обиды и разногласия. Вера не понимала, почему я, например, не могу оставить малыша дома с мамой и прийти к ней в гости – потрепаться или посмотреть видик».

Как это напоминает отношения в семейной паре между мужем и женой…Вера  (молодой муж) ревнует мамашу к новорождённому. Всё, как в жизни и как пишут в книжках о молодых семьях.

«Дело в том, что детей она иметь не могла, а не просто не хотела». Думала, что не могла. В конце рассказа - то она родила.

Сын подрос, и отношения наладились. Именно так всё и бывает в обычной семье. Поскольку брак главной героини и Васи распался, можно предположить,  что её брак с Васей был фиктивным, то есть на телесном уровне. На духовном уровне у неё был союз с Верой.

Очень сложная ситуация  со сценой в ванной и изменой. Здесь переплетаются два уровня отношений: телесный и духовный, но поскольку персонажи их не осознают, то для них их и не существует. Вначале подвыпившая Вера перешла с духовного уровня на физический. Ничего не говорится о негативной реакции главной героини, когда Вера залезла к ней в ванну. Итак, можно говорить о попытке соблазнения. Муж застаёт жену и её подружку голыми в ванной. Для него факт измены жены налицо. Ему никогда ничего не объяснить, что не виноватая я, она сама пришла, что мы хотели только душ принять. Здесь работает жесткий стереотип. Вера - гениальная соблазнительница. Она переходит и с Васей на физический уровень. Лучшая защита – нападение. И она интуитивно, находясь под шафе, находит лучший для себя выход. Вася, увидев, что жена ему наставила рога, решает отплатить ей той же монетой.

 «Я подумала, что она шутит и глупо захихикала». Для главной героини это был явный перебор. В этой ситуации она теряла всё: мужа и подругу, духовное  общение и физическое. К жизни втроём она была явно не готова. С мужем у неё, скорее всего, не было яркой физической близости, но отдавать его, и вдобавок лишаться духовной связи с Верой, она не могла. Главная героиня фактически разрешает мужу переспать с Верой, хотя в душе не может примириться с полным для себя крахом. Её поменяли и в духовной и физической сфере на другого. Смириться с этим, значит признать, что ты полное ничтожество…Почему героиня ненавидит Васю? Потому что любит его обычной человеческой любовью, которая качается как маятник… А почему она оправдывает Веру? А потому что на духовном уровне, другой - это ты сам и есть. Оправдывая Веру, она оправдывает себя.

Вера на содержании, а главная героиня завидует ей не осознавая этого. Да, и кто бы не позавидовал? Только мертвец! У каждого из нас есть весь диапазон чувств. Другое дело, что некоторые из них мы предпочитаем не осознавать и вытеснять в подсознание. В основе зависти лежит неприятие сложившегося положения дел. Не завидует тот, кто всё принимает и не стремится изменять ситуацию. Но это святые… Надеюсь, главная героиня не святая?

Читая историю  жизни главной героини, я прихожу к выводу, что она мазохистка. Для мазохиста характерно чувство вины, которое он стремится загладить «добрыми» делами. А Вера типичная садистка-вампирша, которая пила кровь главной героини по её собственному желанию!

16.Фурта Станислав «Кто там идёт?»

Пушкин - выразитель самосознания русского народа, олицетворение нашей культуры, искусства и литературы. Поднять вопрос об убийстве Пушкина в наше время значит заострить внимание общественности на гибели нашей культуры, духовности и литературы, на судьбе русского народа.

Русский народ перестал существовать как целое, и вместе с ним исчезла великая   литература. Из золотого века русской литературы мы перешли в век каменный.

Кто убил Пушкина? Кто виновник этой трагедии? В чём причина дуэли? Какую роль в этом сыграли Дантес, свет, власть, Натали, сам Пушкин, судьба? Это вопросы о судьбе великого русского народа, его культуры, искусства и литературы.

Повесть Станислава Фурты о последних часах жизни Пушкина… и каждого из нас. Человек всю свою жизнь ведёт безнадёжную дуэль со смертью. В этом поединке можно вести себя как ничтожество и трус, или как герой повести,  как великий воин. Схватка Пушкина с Дантесом – это последний шедевр великого поэта. В нём он, со свойственной гениям выразительностью, запечатлел своё завещание  человечеству: СМЕРТИ НЕТ ДЛЯ ТОГО, ДЛЯ КОГО ОНА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
 
В повести Станислава Фурты показан живой Пушкин. Для любого человека убить другого, это всё равно, что убить себя. Убивая другого, он погибает САМ! Дело в том, что только в действительности каждого люди разделены на единицы и клетки. В РЕАЛЬНОСТИ – человечество один живой организм. Поэтому, убивая других, мы убиваем СЕБЯ.

В повести главный герой предстаёт в двух ипостасях: умирающий Пушкин и бес с жёлто-красными белками глаз. Человек двойственен. В нём всю его земную жизнь борются  два начала: животное и человеческое, божеское и дьявольское, светлое и тёмное, высокое и низкое. И только единицам удаётся ещё при жизни стать ЦЕЛОСТНЫМИ  и выйти за границы этой двойственности. Для большинства это происходит обычно в момент смерти. Отсюда это удивительное спокойствие на лицах и благодать в душе умирающих, которых причастили и соборовали.

Получить высшее знание до смерти тела – главное достижение для смертного. Тогда он хотя бы часть жизни проводит вне этой жизненной карусели.

Итак, оба дуэлянта только ранили друг друга. И это весьма символично, так как, хотя убить человека так же легко, как задуть свечу, убивает на самом деле не человек, а сама жизнь!

Кто же такой бес? Он многолик. Это и судьба, и Натали, и Пушкин, и сам автор, и свет, и Дантес, и оккультизм и современный киллер. В конечном итоге – часть нашей человеческой жизни. Причём, неотъемлемая.

Умирающий Пушкин – это часть в человеке, которая сомневается в существовании бога, верит, грешит, кается и прощает.

Через весь текст проходит одна замечательная деталь: у беса необычные глаза. Они остановившиеся, жёлто – красные. И его личина постоянно меняется. Это то самое общество, которое при рождении отнимает у нас сущность и даёт нам взамен пустышку личности.

Серая пирамида, бес, всё, что связано с бестелесным миром, наводят на мысль о том, что Пушкин уничтожен вначале на ДУХОВНОМ УРОВНЕ.

Друзья не детализированы автором, так как подлинные друзья Пушкина – КНИГИ. «- Хотите, чтобы я сходил пригласить ваших друзей?
Пушкин обвёл взглядом полки с книгами.
-Друзья… Да надо попрощаться с друзьями…».

Образы врачей напоминают привратников перед входом к господу Богу из религиозной литературы. От них уже ничего не зависит. Как это напоминает современных врачей!

Пушкин испытывает тотальную вину перед женой, детьми и богом. Он устал жить, устал мучаться. И в этом он обычный человек:
« На свете счастья нет,
Но есть покой и воля…».

Пушкин исповедуется отцу Петру. Опять символ: у врат господних стоит апостол Пётр. «Как наверху, так и внизу».

Натали – бес. Она чувствует вину перед мужем, она вела Пушкина 2 года к смерти. Любопытно, что Отто Вейнингер в своей знаменитой книге «Пол и характер» отрицает наличие души у женщины (речь идёт о женщине по понятию, а не о живой реальной женщине).

Свет считает причиной дуэли ревность Пушкина, студенты винят Натали, Пушкин обвиняет Дантеса. А подлинная причина в стечении обстоятельств: и то, и другое, и третье. Пушкин нарушал правила в свете, в творчестве, в морали. Он решил преступить правила самой жизни и смерти, бросить вызов судьбе, как его Дон Жуан. Но командор на этом свете не он! Или он?!

Через весь текст идёт деталь: жёлтые глаза с красноватыми белками. Хотя сознательно ни Пушкин, ни автор не обвиняют Натали, в глубине души они всё же не могут простить её благосклонного отношения к Дантесу (жёлтый цвет – измена, красный – кровь).

Пушкин и на смертном одре продолжает жить по своим законам: он просит передать золотую цепочку Александре Николаевне, сестре Натали, чтобы никто об этом не знал…Наивный, он не знал, что любопытное человечество больше всего любит копаться в чужом грязном белье…

Сцена с пистолетами, которые ему подаёт верный Никита, позволяет сделать предположение, что в конечном счёте, вся история гибели Пушкина, не что иное как суицид, выполненный руками другого. В хорошем произведении должна быть эффектная концовка. «Тварь я дрожащая или право имею?»

Описание первого утра Пушкина после дуэли вызывает очень сильное чувство. Умирающий прощается с жизнью. Может быть, больше такого утра он не увидит НИКОГДА.

Всё - таки Пушкин обвиняет Натали. Он считает, что его предали. Но в конце повести, перед самой смертью, оправдывает, так как обретает совершенно иной взгляд на жизнь и смерть, на общество, людей и счастье.

Откуда же появляются бесы? В сцене с Далем есть ответ: из книг, всё врут календари…

Кто там идёт? Звучит, как «Кто следующий?».
«… Так у нас повелось:
Только явится парень
Неуёмной души.
И сгорит, как Гагарин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнёт.
Словно кто поразмыслив,
Стреляет им влёт».

Самая последняя строка: автор (или Пушкин) просит прощения у бога. Все мы ВИНОВНЫ. В итоге появляется главная христианская идея о всеобщем грехе и вине. 

Повесть остросовременна. Современного художника, как и двести лет назад терзает БЕС. Он говорит:
- стань богатым любой ценой;
- стань знаменитым;
- брось семью, купи героин и т. д. и т. п.

Когда говорят: «Бес попутал» - это не про прошлое, это про ВСЕГДА. БЕС - это ВЕЧНОЕ ИСКУШЕНИЕ быть великим, главным, значимым, начальником, лауреатом, генералом, Наполеоном, иметь право осчастливить Человечество, перешагнуть через черту (стать Чёртом), убить старушку, надругаться над ребёнком…

Каждому из нас приходится сражаться внутри себя с Бесом БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ И СВОЕВОЛИЯ. И борьба эта идёт с переменным успехом.
 
Бесовскому в человеке противопоставлена ВЕРА, ЦЕРКОВЬ, БОГ, христианская идея покаяния, прощения, и СМИРЕНИЯ. Ты не ниже, но и не выше. Перед БОГОМ мы ВСЕ РАВНЫ.


17.Т. Тигра «Исповедь».

Рассказ безупречен с точки зрения языка и стиля. Тема вечная – любовь между мужчиной и женщиной и препятствия, которые они сами же себе поставили, а  потом героически  преодолевали.

Повествование ведётся от первого лица. Перед нами два характера: мужской и женский. Главная героиня любит своего мужчину, но не может быть с ним вместе. Он её тоже любит, но взять на себя ответственность за эту любовь не в состоянии. Русский человек на рандеву…

«Во мне два я,
 Два полюса планеты,
 Два разных человека,
Два врага.
Когда один
Стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега».

Героиня, обусловленная нашим дебильным  чопорным обществом молчит тогда, когда ей нужно было кричать во весь голос.

Начинается действие с погасшего света им и заканчивается. В конце свет гаснет в душе у главного персонажа. И она стоит в темноте своей души и вопрошает: «Кто виноват? Почему я несчастна?».

Не бывает любви несчастливой. Любовь она или есть или её нет. Главным героям выпала уникальная карта. Другое дело, как они ею распорядились. Можно сказать, что виноваты оба или не виноват никто. Всё дело в том, в какой логике мы будем рассуждать: в позитивной или негативной.

Если ты любишь, то сами страдания становятся благословением.

Итак, молодая семнадцатилетняя девушка влюбилась во взрослого мужчину. Он в неё тоже, но сам не признаётся себе в этом. В обществе не приветствуется большая разница в возрасте между мужем и женой. И он подавляет в себе любовь.

Она боится ему открыться, так как девушке не пристало первой признаваться в любви. Все помнят Татьяну Ларину…

И вот Женя женится… Начинается борьба характеров. Ах, ты так, ну, тогда и я так! Эта вечная борьба полов берёт своё начало на заре развития человечества. Любовь, месть, ненависть, гордость, ревность, боль, обида,- всё смешалось у героини в душе.

Выйти замуж назло! Нет ничего глупее этого. Сам брак, как социальный институт прогнил насквозь. Но лезть в эту петлю назло? Это всё равно, что стреляться, стоя на табурете с петлёй на шее!

Всё, что делается наЗЛО, к нам и возвращается. Потому что другой - это и есть ты!
 
Все мы живём, как во сне…Женя решает уехать в Америку от любимой женщины и «своего» сына. Потому что, главное в человеке ДУХ, а не плоть. Героиня жила своим любимым и в её лоно вселился ДУХ их ЛЮБВИ.

Объяснение в любви по – советски…Оба перекладывают друг на друга ответственность, а в конечном счёте на обстоятельства.

Проклятое материалистическое воспитание сыграло злую шутку в их судьбе. Какой ребёнок роднее: духовный или физический? Для неё несомненным было второе.

Кто нас в нашей совдепии учил управлять собой?! Мы то улетаем в героическое прошлое, то уносимся в светлое будущее, которое никогда не наступает.

Будущего нет! Как и прошлого! Есть только ВЕЧНОЕ СЕЙЧАС! Если бы знали это главные герои, их свидание не было бы таким пресным…

Какая к чёрту измена? Измена была тогда, когда героиня вышла замуж за нелюбимого. Ибо единственным оправданием брака является ЛЮБОВЬ, а не морковь.

Оставить ребенка от любимого – это самый естественный и правильный поступок.

Почему не писал Женя? Не отвечать за свои слова безнравственно. Это было предательство. И их любовь, воплощённая в маленьком  неродившемся ребёнке, умерла…

Она умерла вначале духовно, а потом физически. Любовь умирает от предательства.
Так оно и есть: день рождения младенца, день смерти плода. Женя оказался по своему уровню развития младенец, как, впрочем, большинство советских граждан.

Его взросление стало происходить только, когда он узнал о неродившемся младенце и испытал чувство вины и  досады на себя.

Женя обвиняет во всём жизнь и не знает, что в ней изменить. А героиня обвиняет Женю  в том, что он сломал ей жизнь. А иногда, сомневаясь в этом – себя. И напрасно. Ибо, НИКТО НИКОГДА НИ В ЧЁМ НЕ ВИНОВАТ!!! ПОКА МЫ ЖИВЁМ ЧУЖИМ УМОМ, С НАМИ ВСЁ ПРОСТО СЛУЧАЕТСЯ.

Чтобы выстраивать свою жизнь так, как хочешь ты, надо взять на себя всю полноту ответственности за себя, свою жизнь и судьбу.

Но тогда ни о какой вине и речи быть не может. Ты становишься самим собой. Делаешь осознанные выборы  и отвечаешь за них.

Неплохое достижение взамен воронежских страданий бессознательности!

18.  Ani «Свеча»

Ani! Вы написали замечательный рассказ!

Прежде всего, он подкупает искренностью и тем, что вызывает чувства. Рассказ живой и рисует образ человеческой жизни и судьбы.

Вам удалось описать замечательные женские характеры. У кого из нас не было бабушки, и кто не пережил в детстве встречу со смертью?!

Итак, перед нами персонажи, которые своими взаимоотношениями заставляют нас задуматься о вечном: о жизни, смерти и любви.

Домна – тип русской женщины вполне конкретный и узнаваемый и в то же время это обобщение. Это - то и делает её персонажем и переводит из разряда воспоминаний о бабушке  в художественное произведение.

Характер «баушки» отличается энергией, трудолюбием, непоседливостью, неутомимостью. Эта женщина из тех, кого, когда - то раскулачили. У моих предков была та же история.

Основная идея произведения в не проходящей боли по близкому, любимому человеку. Здесь нет слов о любви, но она есть: материнская и дочерняя…Автор показывает нам простейшие жизненные ситуации, но мы понимаем, что это рассказ о ЖИЗНИ и СУДЬБЕ русской женщины. Лучше всего иллюстрирует его главную мысль фраза из песни «пока горит свеча…».

Одним из средств, используемых автором для создания атмосферы рассказа, является речевая характеристика героев. Автор умело играет бытовым и литературным языком, показывая, как влияет на маленькую девочку её бабушка.

Содержание рассказа определяется мыслью об угасании человеческой жизни. И тогда возникает вопрос: а зачем всё это?..

Объективное содержание – история жизни советской семьи и взаимоотношения её членов на протяжении тридцати лет.

Автор с безусловной симпатией и любовью описывает бабушку Домну, несколько иронически Люську, как - то отстранённо - равнодушно её родителей.

По форме, может быть, это должна была быть повесть, если судить по художественному времени изображённому в тексте (30 лет).

Драматичность ситуации показывает глубину характера Люськи.

Ключевой момент – финал рассказа, раскрывающий его суть – не утихающую боль от потери близкого человека…

Тема рассказа – человеческая жизнь и судьба. Идея – боль от того, что уходят близкие нам люди, и тает свеча жизни вообще…

В целом, по мысли автора, жизнь – борение между огнём времени и мягким воском судьбы. Победа огня предрешена. Но, сгорев, свеча выполняет своё предназначение!

18. Анна Гамаюн «Искушение Луки Несвятова»

«Чувства должны дать разуму крылья, а разум чувству глаза»!

Интересный рассказ.

Похоже, что Вы, Анна, живописуете не только словом, но и красками.

Это рассказ о жертвенной любви женщины к человеку, волею судьбы попавшему в беду. Катерина готова для своего мужчины на всё: копить деньги, отказаться от чулок, лишиться волос …
Текст построен на смешении реальности и фантастики. Вспоминается гоголевский кузнец Вакула, отправившийся за черевичками для своей возлюбленной.

Я вижу в этом тексте, выраженную в образной форме идею предназначения мужчины и женщины. Мужчина должен осуществить в этой жизни НЕЧТО великое, а помочь ему в этом своей ЛЮБОВЬЮ должна женщина. Без любви женщины мужчина – калека на деревянных ногах. Женщина своей самоотверженностью даёт ему целостность, без которой он не может осуществить своё предназначение. Но идиоты – мужчины не могут разглядеть ИСТИННУЮ женщину среди размалёванных тряпичных кукол и тогда той приходится доказывать свою женственность чуть ли не СВЯТОСТЬЮ.

«Зачарованная, Катерина смотрела, как корова парила над землёй». Этот эпизод, казалось бы, не вписывается в изложенную выше схему. Однако его смысл в том, что УСПЕХ нужен не сам по себе, а лишь, как средство. Катерина достигла успеха в своём предприятии, и он исчез, как корова, отлетающая на юг. Здесь показана  иллюзия и абсурдность успеха в мире, где нас на каждом шагу подстерегает трясина…
 
 А главное – взаимная любовь! «Деньги – прах, одёжа - тоже, а любовь всего дороже»!

Рассказ мог бы быть назван «Искушение Святой Катерины».

19.Любава Бородина «Вариация первая»

Название не соответствует тексту. Миниатюра про любовь. Может быть «Испытание любви»? Здесь будет сразу заявлена та боль, которую переживает главная героиня и сразу станет ясно о чём текст.

Почему люди изменяют? Наверно, этот вопрос подвигнул автора на написание миниатюры. Подавляющее большинство людей бессознательны, живут в полусне, не умеют управлять собой. Как дети, хотя тела имеют взрослые. А с малышей какой спрос… Ирина проявила смелость, знание человеческой психологии и мудрость в борьбе за своё счастье. И победила!

Короткие предложения, описание осени соответствуют внутреннему состоянию героини.

«Провела ладонью по равнодушной трубке». В одном предложении характеристика разлучницы и соперницы, отношение  Светланы к Ирине.

Возможно, это первая измена. Это всегда проверка чувств на прочность и глубину.

Кульминация великолепна! Но  «шарф венчал белье жены» надо поправить. Непонятно, что вы хотели сказать.

«Да как…ты…..В Нашей спальне?!! На….нашей кровати!!!». Будто какая то разница есть где… И фраза сразу выдала его. Любит. Потому как НАША спальня, НАША кровать.

Действия Ирины безупречны. Дон Хуан сказал бы, что она ВОИН ДУХА.

«Послушай, Ирина…я…натворил ошибок. Ты тоже…Прости меня. Давай всё оставим в прошлом и будем жить дальше». МУЖСКАЯ ПОЛОВИНКА ОКАЗАЛАСЬ ДОСТОЙНА ЖЕНСКОЙ. ПОБЕДИЛА ЛЮБОВЬ.

20.Александр Арген «Любовь, война и разлука».

Название немного не соответствует тексту. Сам рассказ охмурительный. Написан мастерски. Автору удалось соединить увлекательный  сюжет с созданием двух выпуклых, отлично прописанных характеров. Сорокалетний мужчина и двадцатилетняя девушка описаны в динамике, ярко, образно и ненавязчиво. Начало рассказа сразу втягивает читателя в свое пространство. Повествование ведётся от первого лица, и это вполне оправдано, так как рассказывается о довольно интимных вещах.

Язык  нарочито разговорный. В текст незаметно вплетается множество незаметных подробностей и деталей, украшающих его. Действительно, у мужчин есть определённый тип женской красоты, который разит их наповал. Возможно, Лена, напомнила Сергею его мать. Есть такая теория, что мы любим женщин, похожих на наших матерей. Отсюда муки совести, стыда и стремление избегать таких женщин. Запрет на инцест. Наше подсознание плохо различает лица, зато хорошо награждает нас когда-то подавленными негативными эмоциями. Злость на себя, борьба с собой, чувство вины и стремление уйти от ГРЕХА вроде бы подтверждают эту гипотезу.

Каждый абзац тщательно выверен. Не к чему придраться. Автор умело рисует словом. Портреты персонажей выписываются буквально одним мазком. Их сразу видишь: Лена, Сергей, Палыч… Хотя прочитано ещё три абзаца. Удивительная насыщенность текста. Ко всему прочему автор умудряется ярко описывать эмоции, чувства и ощущения.

Энэлписты бы сказали, что автор работает на всех каналах восприятия: зрение, слух, кинестетика, запах и  вкус. Результатом стал маленький шедевр. Открытость каналов у автора  превратилась во вполне осязаемый общественный продукт, который вызвал столько восторженных откликов.

Говорят, что философию человека можно восстановить по одной фразе. Какова же авторская картина мира на основе этого рассказа? Жизнь, по Александру Аргену, это автобус, мчащийся с Востока на Запад, в котором случайно возможно таинство любви между мужчиной и женщиной. Настоящий мужчина спасает свою будущую возлюбленную от бандитов. Она отдаёт ему себя в порыве страсти. «Но я другому отдана и буду век ему верна». Но жить она будет с другим, воспитывая сына Сергея. Любовь по-русски: люблю одного, замужем за другим, а сплю с третьим…

Троянская война тоже началась из-за Елены, Прекрасной. Говорящая фамилия вызывает в памяти строчку из песни: «Поздно мы с тобой встретились…».

Натиск Елены после того,  как эпизод с бандитами закончился, напомнил мне анекдот. Лежат мужики на берегу реки, загорают, пиво потягивают. Вдруг, видят на том берегу обнаженных девушек. Двадцатилетний тут же без разговоров кинулся в воду и поплыл к ним. Тридцатилетний заметался  в поисках лодки. А сорокалетний   лениво усмехнулся и уверенно изрёк: «Сами приплывут…».

Концовка рассказа похожа на  сатори: «И снова небо было синее, а трава зелёная…».