Солнцерукая Гела

Туммо
Не было в день тот удачи Грому в охоте,
Словно кто стрелы его отводил от добычи.
Лук сняв с плеча, тетиву натянув, восклицал он:
«Выйди навстречу Афсати, сразися со мною!»

Уст не успел Гром сомкнуть, как лес расступился,
Весь разошелся, свободу давая хозяйке.
Девою вышла она красоты несказанной в тунике.
Были глаза у нее синее озер безмятежных,
Золотом кудри струились ее по плечам белоснежным,
Губы двумя лепестками розы краснели,
Бился о чресла сверкая рожок красномедный.

«Кто ты?» – спросил зверолов изумленный девицу.
«Дали – богиня охоты», – она отвечала.
«Та, что владеет лесами Колхиды зеленой,
Та, что удачу приносит достойным из смертных!
Жертв мне не нужно отныне обильных добытчик,
Только одно есть желанье с героем быть первым!»
Гром ей ответил, достоинства редкого полн:
«Нет красивее тебя в целом свете, богиня,
Но как жене изменю, Гмерти данной супруге,
Столь добродетельной, сколь может быть только небо?»

Гневом лицо исказилось прекрасное Дали:
«Разве любви я стою смертной девицы?
Гордость свила гнездо в твоем сердце, жилище.
Каждую ночь тебе путь освещает супруга,
Руки тянет навстречу чрез страшную пропасть.
Всякий завидев ее в этот час неурочный,
В мыслях уж с ней возлежит, солнцерукой, на ложе!»
С тем удалилась охотница в чащу лесную,
Семя сомненья в душе великана посеяв.

Он возвратился тучи осенней чернее,
Добрую Гелу свою напугавши изрядно.
«Что приключилось с тобою?», - жена вопросила.
Он ей ответствовал, брови нахмурив густые:
«Каждую ночь ты мне путь освещаешь, дорогу.
Руки тянешь навстречу чрез страшную пропасть.
Всякий завидев тебя в этот час неурочный,
В мыслях с тобой возлежит на супружеском ложе!
Будь же послушна, меня не встречай ты как прежде,
Помня, что скромность в ночи не сияет безлунной». 
 
Вечером поздним, домой возвращаясь с охоты,
Он на тропинку ступил, ведущую к дому.
Мыслит как бросит добычу пред Гелою, тигра,
Шкурою зверя как стан ненаглядный укроет.
Ветра порыв вдруг кинулся в грудь великану,
Тот же, не струсив, смелее вперед устремился.

Злобою дикой полна, буря волком завыла,
Ношу похитив из рук, словно алчущий хищник.
В эту минуту Гром пожалел, что супруге
Дома сидеть наказал, его дожидаться. 
Стал он кричать, призывая Гелу на помощь,
Только ветра он вой не мог пересилить.

Ощупью двинувшись, дома достиг он преддверья,
Ногу занес для последнего твердого шага,
Но оступился. Не чуя земли под собою, 
В бездну обрушился, путь не осилив желанный.    

Примечания
 
1. Согласно кавказской легенде, дом красавицы Гелы стоит на крутом берегу реки, через которую переброшен полотняный мост. Если муж Гелы, Гром, возвращается из похода темной ночью, она протягивает из окна свои светлые руки, освещая ими словно солнцем мост, и ее муж легко перегоняет коней. Неблагодарный муж запрещает Геле освещать мост руками. Темной ночью он падает с моста и тонет, после чего Гела выходит замуж за нарта Фэрико, наделенного солнечными атрибутами. Народное грузинское стихотворение «Молодец из Тавпаравани» содержит аналогичный сюжет, основывающийся на мифе о герое, который каждую ночь переплывает море, чтобы достичь своей возлюбленной; девушка оставляет зажженную свечу, указывающую берег плывущему, но из-за козней злой колдуньи свеча во время бури гаснет, герой не находит берега и погибает. Оба текста, по всей вероятности, восходят к общему иберийско-колхскому преданью, оказавшему влияние на древнегреческий миф о Геро и Леандре.
2. Гела – солнечная богиня вайнахов, дочь Азы. Возможно, имела генетическую связь с западнокавказской Андиюх. Светящиеся руки Гелы-Андиюх позволяют видеть в ней реминисценцию древнего мифа о богине утра, розовые пальцы которой озаряют край утреннего неба. Как и в случае с Громом образ богини в балладе снижен. Ее красота необычна (о чем свидетельствует эпитет «белолокотная»), но сюжетно роль Гелы не выходит за рамки представлений об обычной сказочной героине. 
3. Гром – лакское божество. Баллада представляет Грома полубогом, титано-человеком, функционально отождествляя его с богоборцами типа Арэваманука и Амирани. Черты, характеризующие погибшего возлюбленного из грузинского варианта легенды: красная одежда, зажженная свеча, плаванье ночью, жернов, который он несет, и, наконец, смерть, сближают Грома с божествами, или героями, погибающими из-за любви к богине.
4. Дали - в грузинской мифологии богиня охоты, покровительница диких животных. Согласно преданьям, которые распространены в горных районах Грузии (преимущественно в Сванетии). Дали живет на неприступных скалах, откуда свисают ее золотые волосы. Дали – оборотень, она может являться человеку в виде животного или птицы. Избранному Дали охотнику, разделившему с ней любовь, она помогает в охоте до тех пор, пока он хранит тайну их любви. Нарушивший это условие охотник неминуемо гибнет. Сыном Дали считается Амирани. Соответствует аланскому Афсати, греческой Артемиде.
5. Гмерти - верховное грузинское божество.