Искажение естественности образования человека

Сергей Бородин
Осознанное образование человека – естественное явление всестороннего осмысления людьми окружающей действительности. Сама Жизнь, во всём её многообразии проявлений, является для них и строгим учителем, и неподкупным экзаменатором. Люди, как одно из проявлений Жизни, естественным образом принимают обязательно участие в образовании других членов общества, хотят они того или нет. Одни – эпизодически, другие, кто профессионально этим занимается, – систематически. Но при любых обстоятельствах образовывает человека, то есть сотворяет соответствующие качества его личности для соответствующих целей и времени, многогранная палитра жизни, в которую основательно вписан конкретный индивидуум в качестве объекта образовательного процесса.

За время цивилизованного существования человечества «образование человека» по мере усложнения социальной организации общества постепенно всё более и более абстрагировалось от конкретного человека, пока не превратилось, в конце концов, в удушающе-бюрократизированную  схоластическую «образовательную систему». Эта система, как таковая, больше калечит естество человека, нежели совершенствует его для адаптации к реалиям современности. Краеугольная основа естественного процесса образования человека – личностное проживание им определённых жизненных ситуаций. В этом случае информационные компоненты конкретного знания, обретая эмоциональный окрас, постепенно создают гармоничный образ того или иного человека.

Существующая «система образования» однобока и ущербна, так как из неё уже давно выпал процесс «проживания объективных знаний» учеником с помощью учителя. В связи с таким искажением понимания основ образования стала неестественной и роль учителя. Если изначально призвание педагога состояло во всемерной помощи ученику образоваться в соответствии с требованиями Жизни, то сейчас от учителя требуется только одно: любыми способами заставить учащегося заучить определённый набор абстрактных сведений и научить его правилам манипуляции такими категориями и  величинами.

В такой неестественности положения учительства – трагедия многих одарённых педагогов, воспринимающих своё призвание как творчество, а не как занудно-механистическое ремесло. Досконально понимая порочность фундамента здания современной системы образования, они, тем не менее, не в силах преодолеть её косность и консерватизм, оставаясь внутри этой системы. Собственно, преподаваемые в современной школе дисциплины применимы только для искусственной среды обитания человека, под которой  понимается технократическая цивилизация сегодняшних дней. Существующая ныне цивилизация, уже несколько столетий культивирующая самоубийственную для людей доминанту «машинизированного» образа жизни, уродующего всё живое на планете, привела в действие естественные механизмы самозащиты Земли, которые с нарастающей силой разрушают априори агрессивную  «искусственную жизнь» современного человечества. Всё возвращается на круги своя: натурно-реальная жизнь на планете всё увереннее вступает в свои права. И для этой жизни омертвлённые, то есть личностно не проживаемые учениками, знания – ненужный хлам.

Дети лучше консервативных взрослых чувствуют это. Именно поэтому статистические показатели успеваемости в школах за последнее десятилетие резко снизились. Многоопытные учителя не могут объяснить даже самим себе невосприимчивость школьников к, казалось бы, незыблемым понятиям и фактическим знаниям, подвергать сомнению которые всегда считалось верхом неприличия. На самом же деле, педагоги не готовы признать очевидный факт того, что фиксируемая ими в своей повседневной практике отторжение учащимися, казалось бы, незыблемых ортодоксальных знаний современных образовательных стандартов – это подсознательный протест молодых людей против необратимого разрушения своего природного естества с помощью методологии действующей в стране образовательной системы. Чувствуя гибельную направленность для своего мировосприятия искусственной стереотипности системы знаний прошедшего времени, дети требуют от учителей новых знаний. Тех знаний, что отражают естество реальной жизни планеты, всё явственнее проступающую сквозь уродливые формы современного человеческого мироустройства.

Но беда в том, что такими универсальными знаниями владеют единицы из всего дипломированного корпуса педагогов. Поэтому сегодня так необходим новый подход к образованию человека. Но сами убелённые сединами, остепенённые и обласканные всевозможными званиями педагогические гранды с подобной задачей вряд ли смогут справиться. Парадокс же ситуации заключается в том, что этими новыми знаниями неосознанно владеют сами дети. В силу этого введение новой педагогики невозможно без активного участия детей в качестве равноправных сотрудников. А из старой образовательной системы будут востребованы только те учителя, которые будут способны относиться к детям, как к своим наставникам, и, внимая им, смогут создать совершенную педагогику грядущего.

Новая концепция образования человека, открываемая нам нашими детьми, способна устранить ущербность действующей образовательной системы, проповедующей неестественные принципы жизни человека на нашей планете. Человек приходит в этот мир в соответствии с всеобщими канонами мироздания. И, следуя им, он должен быть адекватен натурным условиям земной жизни, поскольку всё искусственное, отклоняющееся от естественных законов, рано или поздно сметается с лица земли. А поэтому современный педагог – это учитель жизни, а не ментор ущербной неестественности мира, придуманного изощрённым человеческим умом.

Печальное состояние земной биосферы говорит само за себя – искусственному миру людей нет места на планете. А значит и существующая так называемая «научная картина мира», которой принудительно стараются накачать молодое поколение в учебных заведениях, – это ложная в своей основе система знаний, принимающая частное за общее. Для вычленения же из неё жизнеспособных частей необходимо довериться детворе – этому самому достоверному «датчику» степени  соответствия чего бы то ни было истинности законов жизни.

Если взрослые современники, погрязшие в пороках мира развлечений и удовольствий, не смогут принять в качестве маяков праведности сущего чистоту детских душ, у человечества не будет будущего. Крушение научных доктрин и фиктивных эталонов человеческого бытия настоятельно диктуют необходимость формирования в среде научных работников движения за переосмысление вклада детей в оздоровление и сохранение человеческой цивилизации с приданием им заслуживаемого ими статуса. И девиз этого движения должен быть таким: «Откройте разум и сердце детям – и тогда мир будет спасён!» 


16.08.1999



Сергей БОРОДИН