Слово

Дмитрий Гаршин
Русское слово... Сколько о тебе сказано, сколько написано толстых книг, сколько спето песен... А ты всё звучишь над своей землёй и будешь звучать ещё долгие годы, века и тысячелетия.
Корни твои тонут в седой старине, в тех временах, когда таинственные древние русы ходили по исконным своим землям. И речь их была, наверное,  гордой и суровой, но вместе с тем бесконечно нежной и мягкой...
Века сменяли века, дни, месяцы, годы тянулись долгою чередой - а ты жило, словно вне всего этого бега, впитывая историю своей родной великой и неделимой Руси. Какие только испытания не выпадали на твою долю, какие только языки не травили тебя, изгоняя из столиц и городов. А тебе всё нипочём - схоронилось в деревнях, сёлах да ждало своего часа, чтобы вновь грянуть над миром в словах Суворова или стихах Пушкина, в холодном своей решительностью генеральском приказе или шёпоте мамы у кроватки младенца...
И так ты неколебимо прошло сквозь века, сохранив в себе лучшие черты и традиции старины и сочетая их с лучшим из современного. Кто-то скажет: "Грубо русское слово, не такое уж оно и благозвучное, как, например, французское". Пусть говорят... Ты же отражаешь суть народа - создателя, в котором есть место и крестьянам - труженикам, и смелым воинам, и великим учёным да художникам – сотням тысяч совершенно разных людей, живущих одним сплочённым миром. Так и тебе удаётся совместить в себе сотни сотен черт, порою вовсе не сочетаемых, но всё же живущих в согласии. И поэтому ты можешь появляться всюду, куда только ни занесёт русского человека. Нежно и тихо ты шелестишь на первом свидании при луне, убаюкиваешь детей, изгоняя все страхи из их мирка,  витиевато струишься в стихах и песнях. Но вместе с тем чётко и неумолимо отсчитываешь последние секунды перед торжественным стартом стальной стрелы-ракеты, коротко и точно выражаешь всю суть вопроса в сухом докладе. А коли оскорбят тебя или твой народ - загремишь над полем брани, размётывая врага и вырывая с корнем деревья, будто былинный Соловей, и поведёшь в атаку бесчисленные тьмы воинов. Ты такое: можешь и обласкать, и ободрить, и так оттолкнуть, что не взвидишь света белого!
Ты прожило тяжёлую жизнь в веках, нелегко тебе и ныне... Но я верю, не погибнешь ты, затерявшись в бездонных анналах истории, и ещё не раз прогремишь над миром, возвещая о новых подвигах своей простой и вместе с тем безгранично глубокой по сути Родины!
30.01.2004