Русский православный капитализм и коммунисты

Alex Reznik
Религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама собой.
К. Маркс

Совсем недавно в Сергиевом Посаде начал свою работу "Седьмой Всемирный русский народный собор", окрещенный в "Русском журнале", как "Православный Давос". Какова же связь между недавней тусовкой в Давосе, где буржуазия всей Земли обсуждала проблемы всемирного бизнеса, и "собором", где обсуждаться должны "дела духовные"? Оказывается, это то, что объединяет всех сторонников классовой системы всего человечества, то, без чего не могу существовать ни капиталисты, ни, тем более, паразитирующие на бедах капитализма, сторонники Церкви… Да, разумеется, это дела экономические, это просто земной бизнес.
К нынешнему собору представители РПЦ и делового сообщества подготовили проект "Свода нравственных принципов и правил хозяйствования" в России в условиях рыночной экономики. Выглядеть это будет как своего рода "10 заповедей" российского православного предпринимателя. Предполагается, что текст документа будет одобрен и подписан в торжественной обстановке на Восьмом Всемирном русском народном соборе. Таким образом, по словам митрополита Кирилла, "будет завершена работа, начатая еще на предыдущем Всемирном русском народном соборе, проходившем в 2002 году и посвященном теме экономики и морально-этическим основам экономической деятельности в условиях рынка". Таким образом, Русская православная церковь хочет научить отечественных предпринимателей вести бизнес "по совести".
Однако "божественное " вмешательство РПЦ проявляется не только в нравоучении - в современной России РПЦ сама является весьма активным субъектом рыночной экономики. Как говорил философ Гольбах, духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно. Православная церковь настолько глубоко интегрирована в рыночную действительность, что совсем недавно была названа среди организаций и компаний, замешанных в незаконных операциях с иракской нефтью при Саддаме Хусейне. Очевидно, правда, РПЦ в этой истории фигурирует в связи с деятельностью нефтеторговой компании РАО "МЭС", которая в 90-х годах осуществляла поставки нефти из Ирака в рамках гуманитарной программы "Нефть в обмен на продовольствие". Тогда РПЦ контролировала около 40% акций РАО "МЭС", одного из крупнейших российских нефтетрейдеров.
Также было заявлено о своеобразном сращивании капиталов, пускай и "духовных" - РПЦ с Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). В этом объединении очень сильна экономическая составляющая. Как было отмечено в "Русском журнале", "если сегодня РПЦ - это крупнейшая национальная корпорация с богатейшим имуществом, разветвленной филиальной сетью, к тому же наделенная колоссальными налоговыми, таможенными и имущественными льготами и обладающая мощным лоббистскими возможностями, то объединенная церковь станет мощнейшей транснациональной корпорацией".
Вообщем, мы наблюдаем довольно приземленную и пошленькую картинку: как в "темные" времена царизма, Русская Православная Церковь вновь сращивается с государственным аппаратом подавления личности ради общих целей. Объединяется не просто так, но, очевидно, для того, чтобы бороться с процессом объединения рабочего класса, чуждого желания рабства как экономического, так и духовного. Власть, бизнес и церковь работают вместе, а в "самые лучшие капиталистические времена" являются одним целым. Как говорил Энгельс, религия есть акт самоопустошения человека. А в союзе с капиталом это есть акт еще и опустошения карманов рабочего класса. А бог выступает здесь, выражаясь словами Ленина, как комплекс идей, порожденных тупой придавленность человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.
На Собор приехал весь бомонд нашей буржуазно-политической тусовки. Но если с этими "святошами" (как и с "красной шапочкой" Глазьевым) все довольно ясно, то, что же там делали "товарищ коммунист" Зюганов?! Ведь последний не перестает кидать в народ фразы о преемственности КПРФ и Ленинской партии, а Алексий II в своей пафосной речи не приметнул напомнить, что проблемы у церкви начались "при большевиках". Позже только Сталина признала РПЦ (как и белогвардейцы, увидевшие в нем "настоящего самодержца"). Господин Зюганов сидел во время этой речи в почетном третьем ряду, но никаких комментарий с его стороны не последовало (хотя, если разобраться, что могло последовать со стороны человека, назвавшего Иисуса Христа "первым коммунистом). Неувязочка тут получается, особенно со взглядом Ленина, который еще 1905 году вполне четко написал об отношении "левых" сил и религии:

"По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождения рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относится к бессознательности, темноте и мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основывали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачивания рабочих".

Комментарии Ленинских слов здесь будут излишними, потому что для сознательных рабочих уже давно не секрет, что как КПРФ - это вовсе не коммунистическая партия, так и религия - это не "спасение", а опиум. Хотя, пускай зюгановцы верят в какие угодно догмы. Мы же, коммунисты, сторонники правды реальной жизни, говорим вслед за Марксом: религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм.

www.revkom.com
Алек Стерский.