Товарищ из Америки

Виталий Французов
Ко мне только недавно приехал товарищ из Америки.
Он в 26 лет очень плохо выглядит. Даже по стравнению со мной в 39. Он веселый и уверенный человек. Но...
... плохо выглядит.
Он несется к американским ценностям. Ради чего этот весь его марафон? Давайте будем хоть немного объективны. Нашему капитализму всего 10 лет. Прочим капитализмам (Шведскому особенно) иногда приписывают социалистическое лицо. Но, мой друг менее свободен, чем бомж с полоцкого вокзала, бывший морской офицер, бывший депутат Верховного Совета 12-го созыва Щукин Валерий Алексеевич (+375296653917) или обычный брайтонский бомж (Великобритания). Мой друг более боязлив (он не захотел идти в гродненскую дискотеку выпимши) чем этот же бомж.
Бомж свободен абсолютно и в тоже время невероятным образом уверен в завтрашнем дне. Вы смеетесь? А я - серьезно. Это две противоположности, но я видел и здесь (хотя, меньше) и там - бомжей по убеждению. По-моему, нужно понимать две принципиально разных и в тоже время единых формы существования человека: внутренняя и внешняя. Их обобщенное взаимодействие и есть человеческая сущность. Экономические, юридические и тому подобные социальные элементы общества лишь позволяют человеку искать инструмент для собственной самоидентификации, адекватной связи внутреннего и внешнего. Человеку страшно, если его жизнь текла по накатанному, и вдруг, на 52 минуте полета на чрезвычайно надежном БОИНГЕ 575 он вдруг не знает что с ним происходит.
Его так долго убеждали, что в таких случаях достаточно звонить 911.
В телерепортаже даже мальчик, который полез за мороженным и вдруг его язык прилип к внутренней металлической стенке морозильной камеры холодильника дотянулся до телефона и позвонил... "Где вы находитесь? - спрашивает оператор, - в каком БОИНГЕ?". У оператора тоже нет инструкции - что делать, чем помочь? Это трагедия. Это страх. Примитивный внутренний мир создает внешний хаос, но в таком хаосе человек удивительным образом быстрее приспосабливается к ситуации неожиданной, быстрее находит выход. Более сложное внутреннее устройство цивилизованного человека - позволяет появляться цивилизациям более сложного порядка. Это их резервация. Им кажется, что они на высоте. Но, это не так.
Или, почти не так. Это просто такой период, это просто некоторая по счету попытка. Сегодняшняя попытка - это медиацивилизация, когда созданные образы и привнесенные ценности еще какое-то время сдерживают внутренний мир.
Об этом писал Толстой в "Войне и мире" или просто я так это понимаю.
Наташа Ростова долго воспитывалась как некая леди, но как только зазвучала народная мелодия, вся ее внутренняя, ранее сдерживаемая энергия девушки из иной культурной среды - взорвала ее и понесла... Напьемся? Да, мы напьемся, когда нас водит теми дорогами и теми делами, которые нам не нравятся. Но, так было и так есть. Высокоразвитые цивилизации уже не раз падали под натиском варварских племен. Попытка американцев и европейцев сдерживать собственный страх, нагнетая мускулы перед "варварами" - это попытка не раствориться в низших цивилизациях. И что необычно: такое отношение лишь провоцирует ускорение процесса собственного падения. Попытка "поделиться" с эсэсэсэрами, попытка западных учителей (помните клич русских разночинцев) пойти в народ закончится "1905 годом". Не спасет инициатива раздачи земли и земель. В киевской опере убьют Столыпина. Волнует ли нас факт, сбудется ли главная стратегическая попытка Запада добраться до "плодородных земель Сибири"? Об этом писал в теории Вернадский. Предугадывая интерес к углеводородам в этой земле.
Думаю, нет. Попытка "удаленно" вырастить гедонистический клан, а потом поставить на колени всех, вдоль трансатлантической магистрали, закончится, как заканчивались все, подобного рода походы на Сибирь.
ПОЧЕМУ?
Вы же сами знаете. Если пришлось взглянуть на себя со строны! Никто просто и предположить не может что вы прекрасно себя чувствуете на 100 долларов в месяц, только если бы не "мерседесы" и новая псевдокожанная курточка вашей подруги и если бы не новая тумбочка от цэптэр для тещи.
В этом главное противоречие: наша ментальность вдруг оказалась с американцами, но наши возможности остались те же.
Растворимся ли мы в новой идеологии, даже если каждый второй среди нас будет волонтером с Запада? Никогда. Невероятная тайна устойчивости и непостижимости жизни таится там, в дремучести и плодовитости земли, взрастившей такого же дремучего волонтера с Востока, прикинувшегося волонтером с Запада.
16 July, 2002 01:47:53 MSK