О Боге и не только Еретические размышления

Александр Рычков
Был у меня в своё время философский разговор с одним человеком по поводу Библии, в течение которого я имел смелость отметить, что в переводе начала одного из наиболее древних вариантов сказания о всемирном потопе есть строки: "И не раз сыны богов, посылаемые с неба на землю, прельщались красотой дочерей человеческих..." За это я получил обвинение в следовании официальному атеизму советских времён.
Но за что? Святое писание создавалось людьми, похожими во многом на нас, в большей или меньшей степени неидеальными. Оно и в современном виде, признанном церковью, не лишено противоречий. Если бы главы Ветхого и Нового завета были изначально даны нам свыше, то не возникло бы двояких толкований того или иного суждения, не было бы разделения христианских церквей, кровавых религиозных войн, сожжения еретиков на кострах и прочих далеко не добрых деяний "во имя Господа".
Бог сотворил человека, но человек постоянно творит Бога в своём сознании. Любые попытки навязать то или иное клише рано или поздно приводят к отрицательным последствиям. Каждый из нас по-своему верит, ибо даже неверие есть вера в то, что Бога нет. Нельзя говорить о том, что вера, скажем, христиан или мусульман истинна, а все остальные религии - ложны. Дело в том, что Тот, в ком люди видят божественное начало, бесконечно многолик, представители каждого вероисповедания обращены лишь только к одной из бесчисленных граней. Можно видеть в нём великий всемирный разум, можно считать его олицетворение живой и неживой природы, можно ассоциировать его с неким могущественным существом или духом. И в любом случае вы будете по-своему правы.
Если бы Богу была угодна только одна религия, все остальные давно бы ежу исчезли и, быть может, даже бы и не появились. Человек вообще склонен к поиску божества, видя в нём некую опору в нашем неспокойном мире. Незря в своё время, если не изменяет память, Вольтер отметил, что если бы Бога не было, то его следовало бы придумать. Но как верить - это дело каждого, более того, не абсурдна как вера, так и неверие. Главное не то, где и как вы молитесь, молитесь ли вообще, поклоняетесь ли иконе, солнцу или каменному истукану. Главное - то, по каким принципам вы живёте, к чему стремитесь. Положительна только та деятельность, которая направлена, в конечном счете, на созидание. А тут уже не важно, что вас вдохновляет на это.