Учительский излом

Сергей Бородин
Говоруны от педагогики каких только сентенций не обрушивают на голову педагогической аудитории. Проекты, прожекты, советы, наставления, обвинения как из рога изобилия летят в адрес школы со всех сторон. Но почему-то все эти велеречивые глашатаи в своих тирадах старательно обходят вниманием животрепещущий глубинный вопрос о персонально-личностной  противоречивости учительства, что впору назвать «учительским изломом». Этот излом не сулит ничего хорошего учителям по призванию. А вот учителя  по должности его просто не замечают.

Состоит же этот излом вот в чём. Весь пафос учебной программы – формирование у ученика позитивной жизненной позиции. Ему преподаются благородные истины о честности, радушии, взаимопомощи, служении общему благу, уважении к другому человеку и т.д. В советское время следование таким благородным истинам предполагало полноценную реализацию человеком своих личностных способностей в процессе осуществления имеющихся у него жизненных целей с  обретением общественного признания его благостных свершений, что ассоциировалось с достижением таким индивидом состояния личного счастья. При этом материальный достаток считался всего лишь сопутствующим приложением к моральным достоинствам человека. Так было. Ну а сейчас всё перевернулось с ног на голову. Любой подросток теперь знает, что следование в общественных отношениях этим высокоморальным принципам обрекает человека на положение «белой вороны», что сулит ему нескончаемую беспросветность нищеты и унизительную социальную невостребованность его пусть и выдающихся достоинств и талантов.

Такие суждения нынешние учителя постоянно выслушивают от учащихся на своих уроках. Никто не сомневается в факте того, что, если перед учениками находится  настоящий учитель, то он наверняка беден и живёт в стеснённых обстоятельствах. Это отражается на его и профессиональных качествах, и   внешности, и манере поведения. Такой педагог постоянно впадает в состояние противоречия между преподаваемыми ученикам высокими принципами Человека Разумного и окружающей жизнью, современное общественное устройство которой породило культ «бездушного мерзавца» – стяжателя всего золота мира. В деле обогащения любыми доступными способами человечность – только ненужная помеха жизненному успеху такого стяжателя, ибо для него деньги «не пахнут», а потому для их добычи все средства хороши, даже самые мерзкие и изуверские.

Естественно, учитель всё это прекрасно понимает, ощущая весь подобный  негатив всеми фибрами своей души. По программе он должен учить детей благостному отношению к жизни, хотя за стенами школы балом правит низость и гадость, а в героях ходят откровенные зверообразные особи. Те ученики, что искренне поверили словам учителя о всеблагом справедливом мироустройстве, при первом же столкновении с жестоких нравов реальностью испытывают шок, когда вдруг начинают понимать, что  в реальных условиях действительность оказывается даже отдалённо не похожа на ту, о которой рассказывает учитель в рамках школьной учебной программы. И далеко не все ученики после таких потрясений изъявляют готовность продолжать осваивать идиллическую школьную премудрость. Сегодня вне стен школы большинство школьников старших классов быстро ожесточаются при освоении звериных законов человеческих джунглей, становясь глубоко аморальными приверженцами любой формы плотских удовольствий в мире материального богатства финансово-имущественного плана.

Оторванность от реалий жизни официальных образовательных стандартов и действующих педагогических концепций, подспудно калечащих души людей молодого поколения, вынуждает школьных учителей отправлять в большую жизнь своих учеников с ущербной жизненной позицией. По этой причине рано или поздно каждый настоящий учитель переживает состояние внутреннего мировоззренческого конфликта, когда он должен избрать для себя один из следующих вариантов своей последующей деятельности: либо изменить профессию, либо занять формально-бездушную позицию в отношении будущего своих учеников, либо в меру сил и возможностей бороться с существующей системой школьного образования и воспитания. Учителю по призванию, наверняка, хотелось бы избрать третий вариант своей профессиональной жизнедеятельности, но при этом любому здравомыслящему человеку понятно, что воевать в одиночку с официально утверждённой на государственном уровне системой – это однозначно самоубийственный акт. Однако реалии жизни со строгой правдивостью подсказывают, что на какое-либо объединение с другими оппонентами  существующей «официальной педагогики» особо не стоит рассчитывать. Так что же делать? Полностью отрешиться от всех крамольных мыслей по этому поводу, тем самым бросив подрастающее поколение на произвол судьбы?

Во имя своей пожизненной призванности нести детям свет знаний Учителям с большой буквы, дабы оставаться честными перед собственной совестью, следует обратиться к духовному Завету Учителей прошлых времён. В соответствии с этим Заветом  высшая доблесть современного Учителя состоит во всемерном расширении своего педагогического арсенала в части преподавания школьникам благословенных истин высокодуховного Человека, но при этом все ученики должны быть чётко вооружены своим Учителем  недвусмысленным пониманием всех тягот жизненного пути одухотворённого Человека. И даже если большинство из них в последующем напрочь откажутся в пользу Золотого Тельца от такой жизни, исполненной непрерывным оборением последствий человеческой бездуховности, оставшиеся в меньшинстве ученики, в тонкостях осознавая тернии пути служения человечеству и, тем не менее, готовые идти по этому пути, – это те самые духовные воители, с которыми связана общая надежда людей доброй воли на выживание человека как такового. Выявление и становление таких воителей за лучшее будущее человечества без помощи Учителя невозможно.

К сожалению, далеко не все из педагогических кадров способны к такому пути бескорыстного служения праведным существам горнего мира, пришедшим в земные пенаты в телах мальчиков и девочек, которые на каждом уроке пытливо вглядываются в учительские глаза, которые, как известно, являются зеркалом души. В этой-то неспособности служению детям в их божественных ипостасях как раз и проявляется означенный «учительский излом», когда большинство из учительского корпуса в силу слабоволия и компромиссности, присущих их личностям,  предпочитают принять на себя статус «формального преподавателя узкой учебной дисциплины» и не более того, тем самым изо дня в день умертвляя в себе истинного Педагога.

Только мужественные, самоотверженные люди учительской когорты способны доносить до своих учеников весть о неотступном приближении царствия света. Во взращивании в душах учеников светлой надежды на скорый приход эры всеобщей гармонии земной биосферы состоит истинное призвание Учителей, исконно достойных называться этим великим словом.


13.08.1999



Сергей БОРОДИН