Шахматная жизнь или Ее величество Игра

Мария Динзе
Хочешь, я расскажу тебе, что такое «шахматы»?

Квадратная клеточная доска. Представь себе, только: черный квадратик, белый квадратик… Но ты не думай, не всегда попадаешь на квадратик только одного цвета и совсем не всегда получается чередовать черные квадратики с белыми по строгому порядку, чтобы они были друг за другом. Здесь, ведь это, как в жизни, как получится. Хотя это, конечно, неправда. Ты же понимаешь, все зависит от того хода, который ты сделаешь.
Сначала тебе нужно выбрать, какими ты фигурами хочешь играть. Если ты решишь играть белыми, тогда тебя ждут сложности. Тебе придется делать шаг первым. Если же на стороне черных, тогда твоя стратегия – выжидание. Ты смотришь на ход оппонента и должен правильно среагировать. Хотя, знаешь, на чьей бы ты стороне не начинал играть, это вскоре станет не важным. Уже через пару ходов все будут на равных, и каждому из игроков придется следить внимательнейшим образом за своей игрой.
Знай, ты должен просчитывать не только свои ходы. Ты должен уметь думать за своего оппонента. Надо научиться предугадывать его ходы заранее, тогда тебе будет проще сориентироваться. В любом случае, самое главное не впадать в панику и в агрессию. Нужно уметь трезво оценивать ситуацию и уметь выбираться из сложных ситуаций спокойно.
Ну, и, если все же тебе не повезло, помни: ты должен уметь проигрывать. Это очень важно, может быть даже важнее, чем умение выигрывать. Надо уметь признавать свои ошибки и радоваться за того, кому ты проиграл. Не повезло в этот раз, повезет в другой! Потому что в другой раз ты будешь умнее, опытнее и не забудешь уроков, преподнесенных Ее величеством Игрой тебе в этот раз. Научись проигрывать достойно!
Теперь немного о фигурах. Ты уже догадываешься, они все очень разные и у каждой свой характер. Тебе стоит прислушиваться к каждой фигуре, тогда тебе будет легче понять ее характер, ну, а значит, - договориться с ней. Но ты сможешь, я верю.
Ладья. Очень прямолинейная фигура. Она ходит строго по прямой. Она любит открытую атаку и поэтому никогда не выскочит из-за угла. Ладья сильна именно своей прямолинейностью и ударами «в лоб».
Конь. Очень изворотливая фигура. Она ходит буквой «Г». Конь может сделать такое, что и не снилось другим фигурам. Конь перепрыгивает всех, поэтому его очень трудно заметить. Это та фигура, которая прячется за спинами других, и никогда не выходит на открытое сражение. Она наносит удар тайком. Берегись Коня, это очень опасная фигура!
Слон. Гибкая, подвижная фигура. Слон ходит наискосок и тем самым не редко приводит врагов в замешательство. Слон любит наносить неожиданные удары с другого конца поля. Следи за Слоном очень внимательно.
Ферзь. Это королева. Пусть тебя не смущает ее название, ты же знаешь, в наше трудное время многим женщинам приходиться брать себе «мужское лицо», т.е. становиться «сильным полом». Ферзь самая сильная фигура, потому что отличается силой и прямолинейностью Ладьи и при этом сохраняет стратегичность и хитрость Слона. И хотя способности Коня ей не подвластны, поверь мне, она очень умна и опасна.
Пешка. Пешек много, и они очень похожи на «рядовых». Они слабые и неприметные. Зачастую ими просто прикрываются другие фигуры. Начать свою игру они могут, перепрыгнув через клетку, но потом они обязаны передвигаться маленькими шажками, не пропуская ни одной клеточки. Запомни: все фигуры, победив, «съев», своего врага становятся на его место, все, кроме пешек. Пешки ходят только вперед, а бьют тех, кто рядом, наискосок. Если перед Пешками возникает препятствие, они останавливаются в нерешительности и не двигаются более, ожидая помощи от других фигур, которые очень нечасто приходят к ним на помощь. Но никогда, слышишь, никогда не надо недооценивать Пешек. Сила Пешки - в ее упрямости, настойчивости. Пусть маленькими шажками, но, если все-таки, ей удается добраться до назначенной цели, - до самой последней линии на территории врага, - она может стать любой фигурой, которую «съели» перед этим. Даже Фрезем.  А с Ферзем в силе и могуществе никто поспорить не может, это ты уже знаешь.
И, наконец, Король. Он считается самой важной фигурой, хотя, если честно, для меня, наверное, навсегда останется загадкой, почему. Король самая слабая фигура. В большинстве своем все Короли глупы и самовлюбленны. Каждый Король понимает, что игры без них не будет, и поэтому уверен, что все обязаны его защищать. Король вечно влипает в какие-нибудь истории, а остальные фигуры, действительно, вынуждены его вытаскивать. Король всегда прячется за чьими-нибудь спинами и может даже иногда меняться местами с Ладьей. Но об этом я тебе расскажу как-нибудь в другой раз.
Вообще-то, фигуры придумали огромное количество разнообразных уловок, чтобы им было проще существовать, и каверз для врагов, чтобы было проще победить. Однако чтобы они не делали, правила остаются неизменными, и их все фигуры обязаны соблюдать. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат Королю соперника.
Шах - это когда какая-нибудь фигура угрожает Королю. Это, как предупреждение. Король обязан бежать или звать на помощь. Мат – это когда Королю уже некуда бежать, и никто не в силах его защитить, и он находиться под ударом. Тогда игра окончена, увы, для всех фигур. Существует еще и Пат – это когда, Король не может ходить, хоть и должен сделать ход, но при этом ему никто не угрожает. Это, как тупик. Тогда это считается «ничьей», но игра все равно заканчивается.
Честно говоря, очень трудно подружиться с каждой фигурой, найти к ней подход, научиться понимать ее сильные и слабые стороны. Каждая фигура обладает определенными качествами, присущими только ей, и надо научиться ценить их в ней. Но ты сможешь, я знаю.

Е2 – Е4. Сыграем?…


                10.02.04