Обретение решительности

Сергей Бородин
Чем отличается уличное воспитание подростков от воспитания в стенах школы? Как представляется, главным отличием более эффективного воспитания девочек и мальчишек в составе уличных компаний является обретение ими навыка принятия решений при его постоянной тренировке. Ватага молодых людей, вроде бы бесцельно слоняясь по улицам или обретаясь где-нибудь в подъезде, на чердаке или в подвале, на самом деле пребывает в состоянии постоянного тренинга способностей своих членов, обучения правилам общественного общежития и развития в себе  новых  социальных качеств характера. Эти ребята вживаются в свои знания, пусть эти знания и достаточно специфического характера. Но это как раз то, чего дети за небольшим исключением лишены в семье и школе, где властвует принуждение, подавление воли ребёнка, отношение к детям, как к живым куколкам. Мало кто из родителей и педагогов способен доверять ребятам самостоятельные дела, при выполнении которых у ребёнка и происходит обретение практики принятия самостоятельных решений.

Любой молодой человек сознательно или интуитивно ощущает необходимость умения принимать свои собственные решения, поскольку в жизни может случиться какая-нибудь опасная ситуация, когда от проявления им  решительности будет зависеть многое в его жизни. Если человек не способен самостоятельно действовать в сложных нестандартных обстоятельствах, то этой своей инфантильностью он может поставить под удар большое число людей из своего окружения, равно как и своё здоровье, собственное благополучие, а то и саму свою жизнь. Поэтому здравомыслящий, реально осознающий себя человек тем или иным способом стремится обрести практический опыт собственных самостоятельных поступков в различных жизненных ситуациях. И если подобное ему не удаётся осуществить в рамках семьи или образовательного учреждения, он ищет такую практику на стороне, в том числе и на улице.

Для иллюстрации высокой эффективности социального выживания и адаптации к жёстким условиям жизни можно привести целый ряд примеров неимоверной жизнеспособности беспризорников, выросших в жестоких условиях улицы, когда от человека ежемоментно требуется та или иная реакция на изменение окружающей среды. На фоне благовоспитанных отпрысков богатых семей эти люди, натренированные на использование в своих интересах любых бытийных обстоятельств, имеют гораздо больше шансов стать хозяевами нестандартных жизненных ситуаций.

Именно к такому положению вещей вот уже какое столетие приводит так называемое «классическое воспитание и образование». Эта система закостенела в своей консервативности, поскольку до сих пор она нацелена исключительно на информирование учащихся и не предполагает их самодеятельности в освоении окружающего мира. Учителя и ученики вынуждены работать в механическом режиме приёма-передачи тех или иных информационных сообщений. Помимо того, что это приводит к омертвлению учебного материала, такая методика преподавания совершенно не предусматривает творческого применения в социуме уже полученных учеником знаний. И это при том, что социальное окружение человека – это жесточайший экзаменатор того, что реально представляет собой в жизни тот или иной конкретный человек. Молодые люди интуитивно чувствуют, что современная ирреальная школа скрывает от них нелицеприятные реалии большой жизни. Некоторые бунтуют против всей этой схоластики, формализуя свои взаимоотношения со школой до минимальных пределов. Основную же сферу своих интересов такие бунтари переносят за стены школы, пускаясь во все тяжкие ради обретения так необходимого им жизненного опыта выживания в античеловеческой среде современного общества. Кто-то выигрывает в этой свистопляске, кто-то – проигрывает, кто-то – ломается, кто-то – успешен в гонке за титул «хозяина жизни».

Для учителей и родителей крайне нелицеприятно сознавать, что весь этот процесс  происходит без какого-либо их участия в нём, по причине чего им нужно честно признаться самим себе в том, что они по жизни безвозвратно потеряли этих ребят. В их резко сузившейся компетенции остаются только те учащиеся, которых почему-то устраивает неприкрыто ложная концепция современной школы, которая с крайней лицемерностью обозначается как «школа жизни». Эти ученики самозабвенно играют с учителями в отрешённую от реалий жизни игру под названием «оценки», вызубривая мало кому понятные школьные учебники. И хотя жизнь за школьной оградой идёт своим чередом, в школе усилиями таких учеников происходит постоянное воспроизведение системы сознательного игнорирования реальных жизненных  проблем, ибо им несравненно приятнее воображать жизнь в качестве некоего пространства сладких выдумок и инфантильных фантазий.

Для многих учеников оказывается психологически комфортно закрываться школьными иллюзиями от суровости жизненных реалий. Одних это устраивает из-за страха личной ответственности за результаты самостоятельных решений и действий (в этом плане школа позволяет ученику вплоть до его совершеннолетия находиться в состоянии «большого ребёнка», за которого взрослые, родители и учителя, несут полную ответственность). Другие сознательно не хотят знать ничего из «грязи жизни», поскольку являются отпрысками семей, принадлежащих к элитарным слоям общества. Таких учеников на радость педагогам полностью устраивают любые школьные программы ирреальной направленности. В случае формирования такой смычки иллюзорность школьной жизнедеятельности усиливается до предельных значений.

Но как бы то ни было, проблем в жизни так много, что рано или поздно каждому человеку всё же неизбежно приходится сталкиваться с ними. И тогда уже никого не волнует вопрос о том, обучен ли такой индивид принятию самостоятельных решений: от него просто требуется оптимальным образом разрешить стоящую перед ним проблему. Не умеешь или не желаешь решать – жди неприятностей. Поэтому современная молодёжь интуитивно не доверяет надёжности насаждаемых в школе нежизненных знаний. Инстинкт самосохранения подталкивает молодых людей не к обретению общепринятого чопорного образования, которое, на самом деле, очень далеко от реальной жизни, а к освоению методов выживания в критическо-экстремальных условиях. И это тем более актуально, что нынешнее общество находится в тревожном состоянии ожидания предстоящих в скором времени многочисленных катаклизмов как природного, так и техногенного характера.

Так не пора ли пульс времени, наконец, уже услышать как в школах, так и в семьях, которые к тому же сбросили с себя труд привития своим детям навыка самостоятельности в мышлении и поступках на тех же школьных учителей, как на стрелочников, обычно назначаемых виновными во всех бедах современной молодёжи? Давно пора. Иначе будет слишком поздно: дети сами найдут требуемое им и быстро уйдут далеко вперёд, да так, что умудрённым жизнью взрослым уже никогда не удастся догнать их. А посему педагогика и семейное домашнее воспитание просто обречены быть открытыми свежему ветру небывалого по масштабам вызова нового времени. И не болтать об этом нужно на бесчисленных конференциях и семинарах, а действовать, подвижнически обучая молодых искусству принятия оптимально-взвешенных решений в любых условиях своего конкретного местонахождения. И не на уличной недоброкачественной фактуре дети должны обретать опыт самостоятельных действий, а в нравственно здоровых условиях общества добра и справедливости, что всецело зависит от взрослых – социально ответственных  сограждан России.

Пусть же каждый из читающих эти строки взрослых граждан заглянет в тайники своей души и ответит для себя всего на один несложный вопрос: «Скольких человек из молодого поколения он обучил решительности перед лицом неординарных обстоятельств? И если ни одного, то может реальная своей объективной правдивостью жизнь обошла стороной и его самого?»


17.08.1999



Сергей БОРОДИН