Метод cosa nostra

Фурта Станислав
Станислав Фурта

Метод COSA NOSTRA

Уважаемые авторы и читатели сайта Проза.Ru! Это вторая редакция заметки "Метод COSA NOSTRA". Я счёл необходимым внести в неё изменения, поскольку:

1) не владею полной историей вопроса, который насчитывает 12 лет и приводимые мною ссылки на материалы, размещённые в Интернете в 2001г. не проливают света на то, что происходит вокруг Дома Ростовых сегодня.

2) перечитав статью ещё раз, я понял, что изложенный в ней обширный материал затеняет МОЮ СОБСТВЕННУЮ позицию, которую я хотел бы высказать более чётко.

**********************************************************

Уважаемые авторы и читатели сайта Проза.Ru! Этой заметкой я хочу привлечь Ваше внимание к событиям, происходившим в течение последних дней вокруг Дома Ростовых в Москве, что находится по адресу Поварская, 52. С самого начала хочу оговориться, что всё, что я пишу, следует рассматривать, как мнение частного лица. Я не являюсь членом ни одной писательской организации, ни официальной, ни неофициальной, и, тем более, не имею права высказываться от имени огромного коллектива авторов сайта Проза.Ru. Я – человек абсолютно далёкий от политики, как "глобальной", так и "локальной", то есть от конфликтов, происходящих в последнее время в "офф-лайновой" писательской среде. Тем не менее, отголоски баталий литераторов постоянно попадают в средства массовой информации и не могут остаться незамеченными даже для тех, кто сравнительно редко читает периодическую прессу и включает телевизор. У меня, прежде всего, как у читателя, эти баталии вызывают горечь и сожаление.

К своему стыду признаюсь, что о событиях 22-го января 2004г., когда Союз писателей Москвы, Союз российских писателей и редакция журнала "Дружба народов" остались без крыши над головой, узнал совершенно случайно от одного из сотрудников редакции газеты "Литературные вести". Он же сообщил мне, что 31-го января в 22:00 в "Новостях культуры" 5-го канала будет репортаж о происшедшем.

Для тех читателей, кто совершенно не в курсе событий, напомню. Особняк на Поварской, 52 называется Домом Ростовых с лёгкой руки Льва Николаевича Толстого, который именно в него "вселил" семейство графа Ростова в романе "Война и мир". Дом Ростовых в 1933г. был передан советским правительством в распоряжение тогдашнему Союзу писателей СССР. С распадом Советского Союза закономерно распался и Союз писателей СССР, на развалинах которого образовалось несколько творческих союзов, каждый из которых до известной степени может считать себя правопреемником того, старого Союза писателей. С этого самого момента и не прекращается борьба за особняк на Поварской, перипетий которой я не знаю и, пожалуй, не стану предлагать читателю собственную реконструкцию событий и оценку правовой стороны дела. Дело в том, что, как я уже писал, история конфликта вокруг особняка на Поварской насчитывает 12 лет. Вопрос этот в высшей степени непростой, и попытки разобраться в сути происходящего не "изнутри", а "со стороны", на основе материалов СМИ, разнородных и зачастую противоречащих друг другу, обречены на провал. Любой сторонний анализ почти неизбежно превратится в то, что называется модным сетевым словечком "флуд". Приведу лишь одно соображение, отнюдь не оригинальное, поскольку почерпнул его в достаточно старой Интернет-публикации Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, также оказавшегося участником конфликта. Дом Ростовых является памятником культуры федерального значения, поэтому является федеральной собственностью, и арбитром в разрешении всех споров вокруг особняка на Поварской могут быть исключительно государственные органы. Другое дело, что роль эту государство пока, на мой взгляд, выполняет неэффективно.

Упомянутая мною телевизионная передача была весьма короткой, достаточно неумело, даже на вкус непрофессионала, "порезанной" и смонтированной, но хронику последних событий позволяла восстановить достаточно полно. Факты таковы: 19 января 2004г. Сергей Владимирович Михалков, председатель исполкома Международного сообщества писательских союзов подписывает ультимативное решение исполкома МСПС, в котором Союзу российских писателей, Союзу писателей Москвы и редакции журнала "Дружба народов" предлагается в трёхдневный срок освободить занимаемые ими помещения в особняке на Поварской 52. При этом, ни на какие решения судебных властей исполком МСПС не ссылается. Однако ещё до указанного срока сотрудники перечисленных организаций не были допущены к своим рабочим местам. 22 января 2004г. они оказались перед запертыми дверями. Несколько дней спустя часть из них в сопровождении охраны (!) была допущена к своим рабочим местам, но только для того, чтобы "упаковать вещи". По описи. Что смогут унести в руках.

Отказавшись от реконструкции 12-тилетней истории конфликта на основе материалов СМИ, буду последовательным и не стану также анализировать публикации, посвящённые непосредственно событиям 22-го декабря. Остановлюсь лишь на некоторых деталях, "штрихах к портрету", на которые, на мой взгляд, стоит обратить внимание. 23-го января 2004г. "Московские новости" процитировали слова Сергея Владимировича Михалкова, брошенные им в сторону изгнанных собратьев по перу: "Ну какие вы писатели!" Не знаю, к КОМУ конкретно обращался Сергей Владимирович, но ему стоило бы учитывать, что в сложившейся ситуации это высказывание с писателя, поэта или критика NN автоматически переадресовывалось изгнанным с территории Дома Ростовых творческим союзам, членами которых состоят настоящие мастера художественного слова. Потом сам стиль высказываний типа "Батенька, да вы графоман!" я лично не приемлю даже на нашей "площадке молодняка" по имени Проза.Ru, тем более, странно слышать подобное от писателя маститого.

Второй момент. Ссылаюсь на ту же статью в "Московских новостях". Пресс-центр МСПС получил указание никаких комментариев средствам массовой информации не давать. Но я очень хорошо помню, что в иных ситуациях, когда МСПС отстаивал собственные права, его функционеры были куда как более красноречивыми. Почему? Да потому что на этот раз МСПС боролся не с "акулами бизнеса", настоящими или вымышленными, а со своими же собратьями-писателями, многие из которых, увы, влачат полунищенское существование.

Лично для меня, пожалуй, и не столь важно, какая писательская организация имеет больше прав на площади в особняке на Поварской. Важно (и страшно) другое: КАКИМИ методами МСПС утверждает своё "эксклюзивное" право на эти площади. Напомню, постановление исполкома МСПС от 19-го января 2004г. не основано НИ НА КАКИХ решениях государственных органов. К сожалению, уважение к закону никогда не относилось к числу почитаемых добродетелей в российском обществе. Не стоит связывать превращение беззакония, "жизни по понятиям" в социальную норму с теми или иными политическими переменами в стране. Это наша давнишняя, общероссийская историческая болячка. Однако воцарение беззакония, как средства разрешения споров, в творческой среде, которая, исходя из имманентных представлений о добре и зле, должна бы быть кристально чиста, вселяет тревогу.

Методы решения конфликта с позиции силы, используемые МСПС иначе, как мафиозными, назвать трудно, именно поэтому я позволил себе употребить знакомое всем словосочетание "COSA NOSTRA" в заголовке этого очерка. По некой иронии судьбы перевод "COSA NOSTRA" с итальянского, как "НАШЕ ДЕЛО" – не единственный. Итальянское слово "cosa" имеет ещё одно значение – "имущество", поэтому пресловутое "COSA NOSTRA" можно прочесть, как "НАШЕ ИМУЩЕСТВО". С прискорбием приходится признавать, что идеологические битвы, зачинателем которых частенько является МСПС, имеют в соответствии со старинной формулой Маркса "Бытие определяет сознание" чисто имущественную подоплёку. Иначе тот факт, что из Дома Ростовых "попросили выйти вон" три некоммерческие творческие организации, а не питейное заведение "Каретный ряд", не объяснить.

Сетевые прозаики, прочитав эти строки, могут задать вполне резонные вопросы: "А какое всё это имеет отношение к НАМ? Почему автор рассчитывает на реакцию возмущения в НАШЕЙ среде? Сетевая литература возникла как альтернатива официальной, бумажной. С какой стати МЫ должны оказывать поддержку писательским организациям, которые НАС не публикуют и НАШЕГО существования по большому счёту не замечают?" Что ж, это вполне оправданная корпоративная логика. По поводу очень многих размещаемых в сети текстов скажу так: "Не печатают – и правильно делают", но… я могу выразить только глубокое сожаление по поводу того, что по настоящему талантливые произведения писателей-сетевиков, как правило, остаются незамеченными официальными литературными кругами. Сейчас не время и не место обсуждать, будем ли мы в дальнейшем "дружить", и если будем, то на каких условиях… Я прошу авторов сайта высказаться в поддержку изгнанных из Дома Ростовых демократических писательских организаций из… элементарного чувства самосохранения. Наша "литературная песочница" уже сейчас является достаточно раскрученным сайтом. Через какое-то время она может стать неплохим сетевым брендом. Я имею ввиду не качество Прозарушных текстов, а более "прозаические" вещи: хосты, статистику кликов и т.д. Представьте себе, что на нашу "песочницу" бросит взгляд бизнесмен или чиновник от литературы, и она ему сильно приглянётся или, наоборот, сильно не приглянётся. Находящиеся на грани законности механизмы прикрытия СМИ или передачи прав собственности достаточно хорошо в нашей стране разработаны и неоднократно опробованы. Так что происшедшее 22 декабря 20004г. в особняке на Поварской имеет к НАМ, уважаемые авторы сайта Проза.Ru НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ отношение. Как отреагировать на эти события, решать уже каждому в отдельности.

Разумеется, каждый человек пристрастен и поступает в соответствии со своими желаниями, представлениями и вкусами. Наверное, и меня можно обвинить в некоторой тенденциозности в изложении материала. Поэтому в качестве приложения к своему очерку я хочу привести документ, в котором по определению не может быть искажения или тенденциозной трактовки фактов.

Читайте и делайте выводы.

***************************************

Р О С С И Й С К А Я       Ф Е Д Е Р А Ц И Я

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ

Президенту Российской Федерации

ПУТИНУ В.В.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с чрезвычайными обстоятельствами, поставившими под угрозу существование крупнейшей творческой организации - Союза писателей Москвы (СПМ), у истоков которого стояли Булат Окуджава и Юрий Нагибин; Союза насчитывающего ныне полторы тысячи прозаиков, поэтов, драматургов, литературоведов, критиков и переводчиков. Имена многих из них известны во всем мире - Белла Ахмадулина, Григорий Бакланов, Андрей Битов, Александр Борщаговский, Борис Васильев, Константин Ваншенкин, Андрей Вознесенский, Александр Гельман, Леонид Жуховицкий, Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Александр Рекемчук, Елена Ржевская и другие, в том числе - талантливая молодежь, активно развивающая замечательные традиции русской литературы.
22 января этого года мы были выставлены на мороз ультимативным решением исполкома Международного сообщества писательских союзов (МСПС) от 19 января за подписью Сергея Михалкова, потребовавшего от нас, а также от Союза российских писателей и журнала “Дружба народов” освободить без каких-либо судебных или властных предписаний занимаемые помещения по Поварской улице в доме № 52 (Дом Ростовых).
Этот старинный памятник архитектуры и культуры, находящийся, насколько нам известно, в федеральной собственности, в ХХ веке стал центром писательской жизни.
Союз писателей Москвы, организованный после раскола Союза писателей СССР литераторами, одобрившими наметившиеся в стране реформы и преобразования, с момента своего создания находился в Доме Ростовых. После развала СССР образовалось несколько Союзов писателей -  равноправных общественных объединений. Однако неизвестно, по какому праву здание бывшего Союза писателей СССР заняло МСПС, образовавшееся значительно позже и Союза писателей Москвы, и Союза российских писателей, но голословно объявившее себя правопреемником Союза писателей СССР. Это правопреемство было опровергнуто Постановлением Верховного суда РФ в феврале 1994г.
Союз писателей Москвы занимает в здании на Поварской 88 кв.метров, а МСПС - более 1000 кв.метров, остальные площади – более 2000 кв. метров МСПС сдает коммерческим структурам.
Прошедшая  по инициативе СПМ 22 января под открытым небом  пресс-конференция по поводу беспрецедентных действий руководства МСПС собрала многочисленных представителей телевидения, радио, газет и еженедельников; резонанс от произвола МСПС выплеснулся на телеэкраны ТВЦ, НТВ, Культуры, RenTV, разошелся по страницам многих СМИ, неоднократно прозвучал и продолжает звучать на радиостанции “Эхо Москвы”, в репортажах “Маяка” и Радио России, вырвался за пределы России, нарушая стабильность культурной и общественно-политической  атмосферы страны.
Уважаемый Владимир Владимирович! Конфликт вокруг Дома Ростовых длится уже 12 лет. Несмотря на это, Союз писателей Москвы ведет большую организационно-творческую, просветительскую и пропагандистскую работу - ежегодно проводит совещания молодых писателей, присуждает престижную премию “Венец”, издает газету “Литературные вести”, “толстый” литературный журнал “Кольцо А”, регулярно проводит литературные вечера в Центральном доме литераторов, поддерживает постоянные творческие контакты с российскими и зарубежными коллегами Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Польши, Словакии, Украины... Но в условиях вопиющего произвола поддерживать литературный процесс нам становится всё труднее.
Мы просим федеральную власть разобраться с ситуацией, сложившейся вокруг памятника архитектуры и культуры, а также с фактом выбрасывания на улицу крупнейшей писательской организации столицы. 
Мы надеемся, что Дом Ростовых вернет себе значение писательского центра Москвы и России и напоминаем - это памятник культуры Российской Федерации, и собственником его может быть только она. Для этого не требуется никаких судебных решений.

С уважением

Председатель
Юрий ЧЕРНИЧЕНКО

Первый секретарь
Римма КАЗАКОВА