Отныне и навсегда

Николаев
рассказ

 Сонная кондукторша зевнула и, вглядевшись в тёмное запотевшее окно, объявила: - "Улица Седова". Скрипнув тормозами, автобус остановился. Двери медленно открылись и Валерка, выдернув зажатый пассажирами чемоданчик, выскочил в темноту. Мокрый асфальт отражал тусклый свет фонарей. Впереди виднелись большие освещённые окна его интерната.
       Валерке нравилось жить в интернате. Несмотря на свои десять лет, он понимал, что матери не прокормить трёх сыновей. А в интернате одевали "с головы до ног", кормили хорошо, да ещё на выходные выдавали "сухой паек". Валерка привозил его домой, ничего не трогая из содержимого, даже если там среди прочих продуктов были конфеты или фрукты. Дома мать делила "сладкое" на всех, а остальные продукты убирала про запас. Это было хорошим подспорьем для семьи.
       Валерка вошёл в ярко освещённое фойе интерната. Там было уже полно ребят. Около младших суетились их родители. Он спустился в раздевалку и скинув пальто, и кепку, убрал всё в шкафчик. Потом открыл Дунькин и понял, что тот уже здесь.
       Отучившись полгода в пятом классе, Валерка за плохую успеваемость, был переведён опять в четвёртый, где и подружился с Сашкой по прозвищу "Дунька". Эту кличку ему дали за длинные чёрные ресницы и большие глаза. Яркие пухлые губы делали его ещё больше похожим на девчонку. А может эту кличку ему присвоили из-за сестры, которая училась в параллельном классе. Валерка сидел за одной партой с Дунькой, и в спальне их кровати стояли рядом.
       Вприпрыжку поднявшись по лестнице, Валерка прошёл в гостиную, увешанную длинными, до самого пола, огромными картинами, со сказочными героями. Щёлкнул нарисованного волка по носу и подошёл к своей спальне.
 Приоткрыв дверь,  он увидел, что у его кровати, среди столпившихся ребят, стоит их классный руководитель Эрнест Иосифович. Высокий и худой, прозванный за это Каланчой, он строго распинал стоящего перед ним Дуньку, хмуро смотревшего мимо учителя в окно.
       Валерка тихонько проскользнул в спальню и встал у двери.
       - Сейчас пойдём к директору. Там будем разбираться, - донеслось до него.
       Учитель хотел взять Сашку за локоть, но тот неожиданно резко развернувшись, бросился из спальни, чуть не сбив Валерку.
       Ребята затихли и ожидающе смотрели на Каланчу. Он нервно потёр руки.
       - Всем собраться у столовой. Я сейчас подойду, - проговорил, и быстро вышел.
       Ребята загалдели и стали выходить из спальни. Когда все вышли, Валерка засунул чемоданчик под свою кровать и пошёл искать Сашку. С тех пор, как они подружились, он никуда без него не ходил.
       Заглянув сначала в туалет, Валерка спустился в раздевалку. Открыв Дунькин шкафчик, увидел, что тот пуст. Тогда он надел пальто, взял кепку и стараясь быть незамеченным, вышел на крыльцо.
       Уже посветлело. Было холодно и неуютно. Серые облака заволокли небо. Моросил мелкий дождь. Валерка немного постоял, раздумывая куда идти.
       Подняв воротник и натянув поглубже кепку, он спустился с крыльца. Перепрыгивая через лужи, направился к школе, которая стояла рядом. Подёргав дверь и убедившись, что школа ещё закрыта, пошёл к старой легковушке, стоявшей на заднем дворе. В этой заброшенной "Шкоде" они часто прятались, когда играли в "дурака" или спасались от дождя. Валерка подошёл к машине и заглянул в мутные запотевшие стекла. Открыл дверцу и свистнул в салон, Сашки не было.
       Он дошёл до стадиона, находившегося неподалёку. Там было одиноко и пусто. Футбольное поле было залито лужами, а на двери раздевалок висел большой замок. Дёрнув его, Валерка сплюнул и пошёл назад.
       Подумав, что на уроки он всё равно опоздал, и торопиться уже нечего, решил сходить до магазина, где они с ребятами в складчину изредка покупали конфеты.
       Войдя в магазин, Валерка сразу же увидел стоящего у прилавка "Дуньку".
       - Ты чего смылся? - спросил он, подходя к нему.
       - Да ну! – нахмурившись, ответил Сашка, нисколько не удивившись.
       Они постояли немного, разглядывая конфеты в ярких обёртках. Сашка порылся в карманах и среди хлебных крошек и всяких немыслимых железок, наскрёб мелочи, и купил леденцов в красивой коробочке.
       Вышли на улицу. Дождь прекратился. Возвращаться в интернат сразу не хотелось и они не торопясь, пошли вдоль больших блестящих витрин, посасывая леденцы и обсуждая случившиеся утром.
       - А чего ты не сказал, что это Генка разбил? - спросил Валерка, продолжая начатый разговор.
       - Вот ещё! Пусть сам раскалывается.
       - Да, Санька, врежет тебе Каланча...
       - Ладно, каркать. Что будет, то будет - перебив, философски заметил Сашка.
       Они прошли мимо очередной витрины и свернули под арку. Навстречу им из-за угла вышла компания ребят. Самому старшему, высокому прыщеватому парню было лет семнадцать, остальные, года на два старше Валерки.
       - А, интернатские - вглядываясь в Сашку прищуренным взглядом, проговорил высокий   парень растягивая слова и переводя взгляд на Валерку. - Чего здесь делаем?
       - А тебе чего? – насупившись, ответил Сашка, оглядываясь на окружившую их компанию.
       - Ты не груби, а то ведь, можно схлопотать. Что у тебя там? Дай-ка посмотреть, - проговорил он, показывая пальцем на оттопыренный карман Сашкиного пальто.
       - Ещё чего! - и Сашка прикрыл рукой карман.
       Прохожих, как назло, не было. В предчувствии драки у Валерки неприятно засосало под ложечкой и стало сухо во рту. Они оба готовы были удрать, но внезапно двое ребят схватили Сашку за руки и завернули за спину так, что он согнулся, а другие вцепились в Валерку. Друзья пытались вырваться из цепких рук мальчишек, но те были гораздо сильнее.
 - Слушай Король, а может набить им морду? - обратившись к высокому парню, спросил рыжий мальчишка, крепко удерживая Валерку.
 - Успеется - ответил Король, залезая в Сашкин карман.
 Достав коробку с конфетами он переложил её в карман своего прорезиненного плаща. Затем из внутреннего кармана Сашкиного пальто достал записную книжку и стал листать её.
       - Не трогай! - взвизгнул Сашка, рванувшись так, что мальчишки чуть не повалившись, едва удержали его.
 - Спокойно. Не дёргайся, - сказал Король, продолжая листать страницы. Наткнувшись на вложенную между страницами фотографию, стал внимательно её разглядывать. По мере того, как он разглядывал, выражение его лица менялось, пока не приобрело удивлённый и немного растерянный вид.
       - Откуда у тебя это? - спросил Король, показывая фотографию.
       - А тебе какое дело! Не трожь её! – всё ещё пытаясь вырваться прохрипел Сашка.
       - Откуда она у тебя? - протягивая назад Сашке записную книжку с фотографией, - добавил – Пацаны, отпустите их.
       Ничего не понимая, что происходит, ребята разжали руки. Освободившись, Сашка выхватил из рук Короля свою драгоценность и засунул себе карман.
       - Откуда, откуда. От верблюда, - проворчал он, поняв, что самое худшее миновало, хотя компания стояла рядом готовая вцепиться в них по первой команде вожака.
       - Я серьёзно спрашиваю. Без балды, откуда она у тебя? – повторил Король, не обращая внимание на Сашкино ворчание.
       - А тебе чего? - не унимался Сашка. - Отдай конфеты!
       Король достал коробку и безропотно протянул ее Сашке. Ребята обалдевши смотрели на Короля, пытаясь понять, что с ним произошло. С чего это он вдруг переменился и стал выполнять желания незнакомого ему пацана, которого только сейчас готов был обчистить.
       - Король ты чего? - удивлённо уставился рыжий на Короля.
       - Погоди, не мельтеши - даже не повернувшись, ответил он, и снова обратился к Сашке. - Так ты скажешь или нет?
       - Ну, отец! А тебе чего?.
       - А рядом с ним, знаешь кто? - волнуясь, не обратив внимания на Сашкин тон, спросил Король.
       - Не а, мать не рассказывала. Какой-то друг его.
       - Дай-ка ещё раз посмотреть.
       Сашка перевёл взгляд на Валерку, но тот стоял, сам ничего не понимая. Тогда он нерешительно достал фотографию и протянул её Королю. Тот неожиданно бережно взял её и стал пристально разглядывать. Затем спросил:
       - Твой отец жив?
       - Не а! А тебе чего?
       Король оглянулся на свою компанию, словно взвешивая, стоит ли говорить при них или нет.
       -Так это мой папаша, рядом с твоим. Дружили они. Мой отец, после войны, всё твоего искал.
       - Иди ты! Врёшь! - искренне удивился Сашка.
       - Дурак ты! Что я тебе трепаться буду. Я же на полном серьёзе.
       - Во дела! - выдохнул изумленно Сашка, сглотнув набежавшую от волнения слюну.
       Король опять посмотрел на компанию и продолжил:
       - Приходи ко мне, там поговорим. Отец рад будет. Только не тяни, а то он может не дождаться, - запнулся, и кашлянув продолжил - Болен он. Запиши адрес.
       Король вернул фото и протянул авторучку. Сашка достал книжечку, вложил фотографию между страниц и записал адрес.
       Ребята стояли потрясённые от такой неожиданной для всех развязки. Король протянул Сашке руку в знак примирения, и тот, смущенно пожал её, всё ещё удивляясь происшедшему.
       Наконец вся компания вышла из оцепенения.
       - Ну ладно, нам надо идти, а то ругаться будут - неуверенно сказал Сашка, посмотрев на Валерку.
       - Слушай, Сашка, обязательно приходи. Мы с отцом будем ждать. Можешь с ним. - кивнул Король, в сторону Валерки.
       Король последний раз пожал руку Сашке и повернувшись, словно забыв про свою компанию, пошёл прочь. Его друзья потянулись за ним. Отойдя немного, он вдруг обернулся и прокричал:
       - Сашка! Можешь ходить здесь спокойно, никто тебя никогда не тронет!
Понял! Отныне и навсегда!


        ноябрь 2001г