А воз и ныне там

Фома Заморский
А воз и ныне там
(Об инвестициях и инновациях)

«Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить» -
из сборника Владимира Даля «Пословицы русского народа».

    Станет ли Россия когда-нибудь заметным экспортёром промышленного оборудования для производства товаров народного потребления и самих этих товаров, хотя бы среднемирового качества? Может быть, станет, но не через десять лет и не через двадцать.  А нужно ли это нам русским и другим этносам, проживающим в России? Попробуем разобраться.    
     «Монокультурная» экономика страны, основанная на вывозе углеводородов, является тупиковой. С одной стороны – это полная зависимость от мало предсказуемого мирового спроса, а с другой – малая величина добавленной стоимости в цене главной продукции страны. Значительная часть российских предприятий не обслуживает потребностей газового и нефтяного комплексов страны, то есть не получает даже косвенной выгоды от экспорта газа и нефти. Немаловажным является и то, что при данном положении дел рост среднедушевого валового внутреннего продукта возможен только при более или менее постоянном снижении численности населения.
   Центральный банк страны практически не кредитует промышленность через коммерческие банки, что сдерживает безинфляционную эмиссию рубля, обслуживающего отечественный товарооборот, с одной стороны, и развитие промышленности с другой. Теневой ВВП, по некоторым данным примерно равный официальному ВВП, обслуживается наличными денежными средствами, в основном американскими долларами (ввиду их высокой ликвидности и недостатка наличной национальной валюты), что не позволяет реально планировать бюджет страны, инвестиции, то есть осуществлять эффективное государственное управление. Однако этот теневой ВВП является питательной средой, вроде планктона, для многочисленного российского чиновничества (журналист Караулов по поводу удивительных расходов некоторых чиновников, милиционеров и военных каждую неделю кричит «караул»). Следует ожидать, что именно поэтому правительство не даст опуститься доллару до паритетного курса, чтобы накопленные ими долларовые авуары не подешевели в рублёвом выражении. Хотя суммы, используемые Центральным банком на валютные интервенции (иногда около $1 млрд. в неделю), могли бы пойти на инвестиции в бедствующие отрасли и территории.  В советские времена на ежегодное приобретение около 100 иностранных технологических лицензий (которые в большинстве своём полностью осваивались) расходовалось около $200 млн. в год в течение последних 25 советских лет.
     Имеются другие препятствия, такие как обоснованное недоверие коммерческих банков к заёмщикам, дороговизна российских денег  и бедность ресурсов у коммерческих банков.
    Российские готовые товары гражданского назначения не обладают конкурентоспособностью, в том числе ценовой – себестоимость их раздута из-за непроизводительных расходов, направляемых на защиту производства товаров и услуг от внешней (часто враждебной) среды и выплачиваемых сверх официальных налогов. Мировой опыт подсказывает, что если не пытаться экспортировать эти готовые товары, то они никогда (в отсутствии конкуренции на мировом рынке) не приобретут надлежащего качества.
    Одним из возможных выходов из создавшейся ситуации может быть создание государственных или полугосударственных компаний, нацеленных на осуществление инноваций в российском народном хозяйстве, в том числе с помощью инновационных фондов, предназначаемых для финансирования венчурных (рисковых) проектов.
     Подобные инновационные компании (ИК) должны определённо знать стратегические (приоритетные) направления инноваций и иметь доступ к источнику финансирования. Кроме того, эти компании должны знать источники новых технологий.   
     Предприятия-заёмщики одного стратегического направления должны проходить конкурс на получение кредита, то есть финансирование должно осуществляться на конкурсной и возвратной основе.
     Значительными препятствиями в распределении ресурсов будут все проникающая коррупция и казнокрадство. Следовательно, необходимы условия обеспечения безопасности работы инновационных компаний и фондов.
      Таким образом, сформулировано шесть главных условий, необходимых для осуществления инновационного процесса в российском хозяйстве.
1) Наличие инновационных компаний;
2) Наличие значительных финансовых ресурсов;
3) Знание стратегических направлений развития российского народного хозяйства;
4) Знание источников новых технологий;
5) Наличие инновационных фондов и их управляющих компаний;
6) Обеспечение безопасности работы инновационных компаний и фондов.

Создание компаний
    По-видимому, в каждом федеральном округе, или как говорили при Екатерине II, в каждом наместничестве, должна быть создана крупная ИК. На первом этапе государству легче и быстрее всего создать такие компании в форме федеральных унитарных предприятий, хотя качество работы компании от формы собственности не зависит – всё определяет качество менеджмента. Не менее 51% акций по определению будет принадлежать Минимуществу России. Остальные акции – корпоративным акционерам, например, Торговой палате, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, другим объединениям и крупным промышленным, кредитным и научным предприятиям.   
   Компании должны работать под общим надзором одного из компетентных в вопросах технологии органов российского правительства.
   Должна быть создана внутренняя структура ИК, отвечающая поставленным целям. В частности руководящим органом может быть Совет из представителей собственников, промышленности, кредитных институтов и науки.
Возможная управленческая структура ИК:
-сектор планирования кредитов по приоритетным направлениям;
-сектор связей с общественностью;
-сектор организации конкурсов;
-сектор оценки предложений конкурсантов;
-сектор оценки эффективности и рисков внедрения;
-сектор связи с Кредитором по контролю над выделением  кредитов и использованием этих кредитов заёмщиками;
-сектора импорта (по отраслям);
-сектор контроля над импортными ценами, числом и добросовестностью конкурентов-поставщиков;
-сектор взаимодействия с управляющей компанией инновационного фонда.

Финансовые ресурсы
     Валютные резервы, созданные к 2004 году Центральным банком страны, могут быть существенным источником первоначальных вложений на первом этапе. Выигравшее конкурс предприятие должно финансироваться непосредственно из бюджета, механизм работы которого в этом направлении должен быть разработан. Выделенный кредит должен поступать на предприятие не в денежной форме, а в товарной. ИК заключает импортный контракт, а бюджет его оплачивает. 
     Другим источником кредитования может быть значительный (по некоторым данным до 4,5 триллионов долларов США) российский капитал, временно вложенный за рубежом в различные финансовые инструменты и в недвижимость. Привлечение этих средств в Россию - дело стратегии и тактики трёх ветвей российской власти.

Стратегические направления развития российского народного хозяйства
     Здесь нет ясной картины. Программа приоритетных направлений, созданная Министерством науки, промышленности и технологий представляется косной.
     Если начать самостоятельное перечисление таких направлений, то список следует начать с продуктов животноводства и растениеводства (производство которых может быть весьма прибыльным,  вопреки противоположным утверждениям, скрывающим бесхозяйственность и хищения в сельском хозяйстве). Вторым пунктом можно назвать строительство платных автодорог  – без этих артерий хозяйство России ещё долго будет в тупике. Необходимо отказаться от копирования импорт замещающих товаров, в производстве которых Россия отстала навсегда (производство чипов, легковых автомобилей, многих других видов техники). Пищевая и лёгкая (особенно швейная и обувная) промышленности (гарантирующие инвестору постоянное извлечение прибыли) уже уверенно встали на ноги благодаря западным технологиям, приобретённым частным капиталом.
     Развитие космической техники, высосавшей из советских людей все соки, должно быть ограничено достижением баланса сил, достаточных для обороны, ведением национальной разведки и обеспечением национальной связи. Все остальные космические направления должны финансироваться на основе международного разделения труда и быть окупаемыми.
     Список приоритетных направлений – продукт труда группы учёных и практиков, проживающих в наместничестве и реально представляющих себе положение России на мировом рынке технологий. Эта группа и должна составлять ранее упомянутый Совет ИК.
    Кроме того, для России приоритетными направлениями сейчас являются не столько технологические, сколько территориальные. Есть зоны большой беды – где нет производства, нет рабочих мест, нет понятий о том, как оно должно быть, а есть только тупое времяпрепровождение. В этих зонах просто необходимо развивать производство всего, чего не хватает, то есть почти всего.  Иными словами любое производство там будет инновацией! Там даже не знаешь, с чего начать – то ли с дорог, то ли со средств связи, то ли со строительства удобного жилья. Говорят, что если деревенскому хозяину дать денег на строительство коттеджа, то всё равно у него получиться изба, но большая и каменная.

Источники технологий
     Со времён Петра I ( и до него) и до 1917 года Россия импортировала западные технологии производства идентичных готовых товаров. Для промышленного развития привлекались, наряду с отечественным капиталом, западные связанные кредиты, создавались совместные предприятия со смешанным капиталом. Наука была оторвана от практики – прикладная наука  была практически не развита в сравнении с фундаментальной. Импорт результатов прикладной науки осуществлялся путём импорта машин и оборудования, привлечения иностранных технологов для работы  на российских предприятиях или путём обучения русских специалистов за границей.
     После 1917 года индустриализация страны продолжилась с привлечением результатов всё той же западной прикладной науки в периоды с 20-х по 30-е годы и с конца 50-х годов прошлого века до настоящего времени. Период 40-х - начала 50-х годов принято называть годами автаркического развития, когда советская готовая продукция (и услуги) вообще не испытывала мировой конкуренции, что привело к известным результатам. 
     Советская фундаментальная наука была намеренно сконцентрирована в отдельных центрах страны, территориально и социально оторванных от гражданского производства. Для внедрения результатов фундаментальных исследований в стратегически важных областях (каковыми всегда признавалось производство средств разрушения) создавались проектные институты (прикладной науки) с приданными им опытными (экспериментальными) заводами. Некоторые из этих «опытных» заводов уже к концу 50-х годов прошлого столетия представляли собой градообразующие гиганты (гипертрофированные предприятия) оборонной промышленности. В связи с тридцатикратным сокращением расходов бюджета страны на оборону после 1991 года эти гиганты постигла невиданная нигде и никогда катастрофа.
     После 1991 года российские предприниматели, прекрасно оценивая жалкий уровень российской прикладной науки гражданского назначения и не практичность российской фундаментальной науки, без задержки начали массированный импорт сначала готовых товаров, в которых остро нуждались люди, а затем и средств их производства с использованием западных технологий производства, упаковки, хранения, транспортировки, сбыта товаров и управления ресурсами. В этом и заключается основная причина современной недооценки российской науки и, как следствие, бегство более или менее способных учёных на запад или на восток.
    Таким образом, главным источником технологий на современном этапе остаются результаты прикладной науки промышленно-развитых стран. Окружные ИК могли быть стать импортёрами этих технологий и промышленного оборудования за счёт целевых государственных кредитов. При этом необходимо иметь в виду, что быстрое внедрение без больших потерь возможно только на частных предприятиях, где существует более или менее жёсткий контроль над ресурсами.
    Для того чтобы происходило развитие отечественной прикладной науки, необходима организация научных центров внутри частных промышленных предприятий или подключение отдельных научных работников к подрядным работам (что имеет место). Здесь начинания возможны тоже с помощью государственных мер поощрения. В то же время не следует ожидать благотворительности от частного капитала – нанимаются учёные, способные приносить прибыли предприятию уже в ближайшем будущем.   

Инновационный фонд
     Внедрение результатов отечественной прикладной науки подразумевает замещение импорта аналогичной иностранной технологии. Однако внедрение требует финансовых ресурсов, которые можно черпать из инновационного фонда.
     Пайщики инновационного фонда должны быть заинтересованы в помещении туда своих средств, то есть фонд должен давать прибыль его участникам. Одним из пайщиков инновационного фонда может быть и государство на первоначальном этапе.
     Управляющая компания инновационного фонда отбирает изобретения отечественных патентообладателей и создаёт венчурные компании (например, в форме обществ с ограниченной ответственностью) на базе профильных промышленных предприятий, заинтересовывая их арендной платой за площади и используемое оборудование. Венчурная компания, доведя изобретение до мелкосерийного производства и разработав рабочую документацию, может продавать результат (права пользования промышленной собственностью) наравне с импортируемыми технологиями  профильным предприятиям на конкурсной основе, по той же схеме работы ИК. В случае если ни одно российское предприятие не заинтересуется по каким-либо причинам инновацией (и только в этом случае), имеет смысл продавать технологию за рубеж, что с успехом можно делать и сейчас. Было бы что продавать!
     Здесь надо иметь в виду, что вероятность успешного внедрения достаточно мала (около 10%), и только при большом числе венчурных предприятий, созданных по проектам, отобранным комиссией из квалифицированных экспертов, инновационный фонд может получать прибыль. Вероятность же внедрения в России опробованных на западе технологий значительно выше из-за более высокого чувства ответственности, присущего западным работникам.
      Эффективность работы фонда рассчитывается с использованием теории вероятности, почти также как и эффективность работы страховых компаний.

Обеспечение безопасности работы инновационных компаний.
    Схема принятия решения о кредитовании должна быть в инновационных компаниях (и фондах) прозрачной – должно быть обеспечено публичное объявление о начале и условиях конкурса и публичное подведение итогов конкурса между предприятиями с указанием всех заявленных конкурсантами показателей. То есть, не так как это делалось при организации торгов, то есть «в тёмную» или с недомолвками.
    Необходимо также публичное освещение хода инновационного процесса до момента внедрения новой технологии у выигравшего конкурс предприятия (например, в «Российской газете»). Деятельность работников инновационной компании (фонда), управляющего персонала заёмщиков и задействованных государственных служащих должна, кроме того, находиться под гласным и негласным наблюдением ФСБ (здесь предполагается, что работники ФСБ люди честные). Необоснованные темпы роста благосостояния поднадзорных и их родственников должны своевременно и  публично пресекаться доступными законными методами.  Безопасность работы инновационных компаний и фондов должна быть организована на уровне, не худшем, чем у Центрального банка.
 
     Ну и что, скажет читатель. Это всё техника. Создают хорошие товары люди, и смогут ли русские люди с их неуёмными страстями хорошо работать? Ведь сборочный завод Форда в России выгнал русских и нанял турков. Правильно – производственные отношения должны соответствовать современным производительным силам. Перестройка производственных отношений (отношений людей по поводу производства и собственности) это самый длительный процесс, который начался после 1991 года. Собственно, поэтому в самом начале упомянуто о десятилетних сроках выхода России из технологического тупика. Турки прошли большую школу работы в Германии, начинали с дворников, а теперь работают там и в Турции высококвалифицированными рабочими, инженерами и коммерсантами западного толка. Долгие годы Турция была ассоциированным членом ЕЭС, пока она не получила там членства,  и эти годы не прошли даром.

Copyright© 2003 foma zamorski