Банальная история

Рис Крейси
Одноактная пьеса.
Действующие лица:

Он – грузный потрепанный мужчина, под пятьдесят.
Она – приятная опрятная, далеко за сорок. Очень далеко.

     Действие происходит в летнем августовском парке. Она – в лёгком платье без претензий - сидит на скамейке и читает. Он в официальном костюме при галстуке прохаживается, поглядывая на неё, потея и мурлыча нечто фальшивое. Наконец решается, подходит и, пытаясь заглянуть в её книгу, интересуется:

ОН – Не помешаю?
ОНА – Уже мешаете.
ОН (после неловкой паузы) – Жаль. Не хочу быть навязчивым. Я, знаете ли, не люблю завязывать знакомства. Потому что не умею. Но денёк такой славный…
 
Она молча демонстрирует раздражение и яростную заинтересованность процессом чтения. Он смущён, слегка распускает узел галстука, почти разворачивается, чтобы с позором ретироваться, но в последний момент решается на новую попытку:

ОН –  А что Вы читаете, позвольте спросить?
ОНА (резко захлопывая книгу) – Благодаря Вам, я уже ничего не читаю.
ОН (неожиданно даже для себя) – Вот и прекрасно. Тогда не составите ли мне компанию. Тут в тридцати шагах летнее кафе. Я бы угостил Вас мороженым?
ОНА – И Вы утверждаете что не умеете знакомиться?! - (откладывает книгу на скамейку рядом собой). Так я Вам скажу, что Вы правы. В Вашем исполнении этот процесс не только неловок, но и ужасно утомителен.
ОН – Тем не менее разговор-то завязался! Вот, и книгу Вы отложили. Кстати, что всё-таки за книжка?
ОНА – Грин.
ОН (восклицает удивлённо и радостно одновременно, при этом тоже усаживаясь, а заодно и протягивая руку за книгой)– Надо же, «Алые паруса»?! Любимая детская книжка!
ОНА (торопливо накрывая книгу рукой, в результате чего его рука накрывает её руку) – Нет. Это «Крысолов» - книжка для взрослых. И попридержите руки, если собираетесь просидеть на этой скамейке, хотя бы минуту.
ОН ( скоропостижно одёргивая руку) – Извините. Но Вы же видели я Вас коснулся случайно.
ОНА ( внезапно рассмеявшись) – Ну ведь и Вы всё ещё на скамейке. А не под ней.
ОН – Ну вот и славно. Вам гораздо больше идёт смеяться, чем сердиться.
ОНА – Это всем больше идёт. Но советую Вам, как начинающему ловеласу, никогда не указывать женщине, что ей больше идёт, а что меньше.
ОН – Да неужели?! Надо запомнить. А как же тогда женщины узнают, что им действительно к лицу. Ведь не доверяться же мнению другой женщины. 
ОНА – Не притворяйтесь идиотом, хотя как раз это у вас получается неплохо. 
ОН – Ладно не буду, но с условием, что и Вы перестанете  изображать злюку, и согласитесь на чашечку кофе, мороженое там, ну и так далее.
ОНА – На и так далее можете не рассчитывать. А кофе с мороженным… Ну так и быть. Почитать Вы всё равно не дадите…
ОН – Не дам.

Она встаёт. Он берёт её книжку и тоже поднимается. Уходят в правую кулису, откуда затихая слышится:

ЕЁ ГОЛОС – Только плачу я сама.
ЕГО ГОЛОС – Нет-нет я настаиваю…

Вдали духовой оркестр играет танго. Музыка сначала нарастает, потом откатывается пока не исчезает вовсе. Из-за левой кулисы раздаётся:
ЕГО ГОЛОС – … ливневые дожди и грозы, а тут такая погода – просто подарок!

Появляются из-за левой кулисы. Она чуть впереди, улыбается. Он – пиджак через плечо, рубашка расстегнута, из кармана пиджака высовывается язык-галстук.

ОНА – Ну вот наше кругосветное путешествие по парку и подошло к концу. Откуда убыли туда и прибыли…
ОН – Забудьте убыли, считайте прибыли.
ОНА – Поэт из Вас, ещё хуже, чем ловелас.
 
Садится на скамейку. Он сначала стоит в лёгком замешательстве, потом тоже присаживается, уложив пиджак на колени галстуком к зрителям.

ОНА – Так что же всё-таки занесло Вас сюда через треть века?
ОН – Банальная случайность. Но думаю закономерная. Сошёл на станции за сигаретами, и опоздал на поезд. Хотя сейчас мне кажется, что подсознательно хотел опоздать. С этим городом, с этим парком столько связанно…
ОНА ( отворачивается,  напряжённо и слегка взволнованно) – С этим парком? 
ОН – Да. Ещё одна банальная история.
ОНА – И конечно любовная.
ОН (раздражаясь) – Ничего смешного.
ОНА (задумчиво) – Да я и не смеюсь.
ОН – Извините. Да Вы угадали - любовная история. Хотя точнее – история любви. Я был тогда молод, почти юн. Она тоже любила сидеть на этой самой скамейке и читать. А я любил украдкой смотреть на неё. Каждый день. Каждый день я собирался подойти к ней и познакомиться, и каждый день не решался. Она была такая… А я… (поглаживая пиджак) У меня даже костюма приличного не было.
ОНА – Да… История действительно банальная…
ОН (не обращая внимания, не слыша) – А потом распределение, работа… Я тогда всё время думал о ней … Потом помнил. Потом вспоминал. Ну а когда женился…
ОНА – Не о ней Вы думали. Вы думали о себе вместе с ней. Она – лишь приложение.
ОН – Зачем вы так…
ОНА – Потому что будь иначе Вы обязательно нашли бы её. Но Вас устраивало такое её положение, положение мечты. А вы не задумывались каково это быть чьею-то мечтой? Что с ней стало?
ОН – По правде говоря…
ОНА – Нет-нет не отвечайте. Вопрос риторический. Хотите я Вам расскажу эту же историю, но с её точки зрения?
ОН – А Вы то откуда можете знать?
ОНА – Ну, Вы же сами сказали, история-то банальная. Так вот сидела как-то сидела молодая, почти юная красивая девушка на скамейке в парке, читала себе книжку, возможно даже так любимые Вами «Алые паруса», и вдруг поймала на себе взгляд молодого красивого юноши. Может он и не был так уж красив, может даже был плохо одет, ввиду своей малообеспеченности,  но он был влюблён, и влюблён в неё. Девушка сразу это чувствует. А влюблённый человек всегда красив. А потом ночью он ей приснился, и наутро тоже не шёл у ней из головы. И она снова пошла в парк, и там снова был он, и так каждый день, пока однажды он не исчез.
ОН (дрожащим голосом) – А дальше?..
ОНА – А дальше? Дальше в Лиссе победила революция и весь алый шёлк реквизировали на стяги. Артур Грэй от расстройства скрылся в неизвестном направлении под именем Дориан, заказал свой портрет и пустился во все тяжкие. А бедняжка Ассоль с головою окунулась в семейное счастье, лишь изредка урывая часок-другой, чтобы сбегать на берег своего разочарования и неслышно повыть.
ОН (хватая её руку) – Так это были Вы?
ОНА (освобождая руку и вставая) – Нет-нет, что Вы. Просто история действительно банальная. А теперь простите меня ждут мои кошки.

  Разворачивается и убегает за правую кулису. Гремит гром. Он встает, надевает пиджак, видит книгу на скамейке. Поднимает её:

ОН – Надо же, книгу забыла.

 Звук дождя. Он кладёт книгу в тот же карман где галстук, смотрит на небо, поднимает воротник пиджака и торопливо уходит за левую кулису.


ЗАНАВЕС.

19.08.2001