Философская функция

Сергей Бородин
Отечественная философская мысль во все времена воистину являлась всенародным достоянием, поскольку нашему вольнодумающему народу всегда было свойственно философски подходить ко всем перипетиям жизни. Без этого он просто не выжил бы, постоянно подвергаясь на протяжении тысячелетий неимоверным моральным и материальным испытаниям на этническую прочность, на национальную жизнестойкость, на физическое выживание. Исконному родовому обществу славян помимо отправления традиционных воинских, управленческих и хозяйственных функций, отменно формализованных и отлаженных следованием вековым традициям предков, было крайне необходимо для поддержания здоровой нравственной атмосферы наличие неформальной прослойки, представители которой с позиции традиционного народного миропонимания осмысливали происходящие события и растолковывали суть случившегося другим членам общества. Практически в каждом роде спонтанно выделялась философически одарённая личность, поскольку вольнодумство испокон веков являлось фактически одной из наиболее характерных национальных особенностей русского народа. Так вот, эта национальная черта нашего народа как раз и зиждилась на таких стихийных мыслителях (ведунах), которых по-гречески принято называть философами. Им довелось на протяжении всей непростой истории славянской цивилизации выступать хранителями духа народного. Именно благодаря этим ревностным стяжателям народной мудрости мы сегодня и имеем такое богатое духовно-культурное наследие наших предков, которое просто обязывает нас поддерживать глубину, разносторонность и своеобразность осмысления бытия жизни.

Совершенно очевидно, что мыслитель, формализующий в своих философских концепциях суть происходящих в человеческом обществе социальных процессов, однозначно вступает в мировоззренческий конфликт с консервативными кругами общества, которые наделены властными полномочиями. В этом-то и заключается диалектика общественной эволюции – одни стремятся законсервировать уже достигнутые успехи, а другие стремятся концептуально сформулировать идеологию развития. Если у власти стоят истинные правители, а философией занимаются прирождённые к такому занятию люди, то конфликт между ними протекает в перманентной форме в конструктивном ключе.

От характера протекания такого конфликта между философами и властителями, на самом деле, зависит состояние общества: либо прогресс – либо стагнация, переходящая в застой. И тем, и другим требуется недюжинное мужество для честного и профессионального исполнения своих общественнозначимых функций. Только в этом случае в обществе устанавливается сбалансированная система сдержек и противовесов, что является необходимым и достаточным условием поступательного прироста народного достояния. Если же та или иная сторона даёт слабину, то общественные процессы приобретают характер ущербности. Если властители отрекаются от достигнутого их предшественниками в пользу безоглядного введения новых жизненных установлений и тотального искоренения традиционных порядков, то общество ввергается в состояние «перегретого парового котла», когда в любой момент может произойти социальный взрыв в среде той части общества, которая  ориентирована на традиционные ценности. Если философы занимают соглашательскую позицию и за подачки от власть предержащих готовы только славословить в их адрес и услужливо провозглашать существующий режим власти в качестве самой передовой и самодостаточной формы человеческого существования, то в обществе устанавливается тривиальный тоталитаризм со всеми вытекающими из сего факта последствиями.

В современном обществе России происходит достаточно занятный и во многом уникальный процесс кардинального обновления философской элиты, что объективно спровоцировало слом той самой системы «сдержек и противовесов» властной доминанте, ввергшего, в свою очередь, страну в состояние глубокого системного кризиса. Конечно, можно не соглашаться с тем фактом, что сложнейшая система функционирования государства так уж сильно зависит от каких-то там философских умозаключений. И, тем не менее, философия, как наука наук, имеет опосредованное влияние на все стороны жизни общества. То, что принято называть государственной идеологией, концепцией развития, стратегическими направлениями государственной политики и тому подобное, на самом деле основывается на определённом философском базисе. А отсюда проистекает и та высочайшая моральная ответственность философов перед своим народом за результаты своей интеллектуальной деятельности.

Быть философом не столько почётно, сколько весьма непросто, а порой – крайне опасно. Жизнь предъявляет философам чрезвычайно жёсткие требования нравственного плана помимо реализации ими природных способностей к такому роду деятельности. Почему сейчас ускоренными темпами происходит полноценное обновление функционального состава философской элиты общества? Всё дело в том, что большинство из тех, кто числился в различных бумажных реестрах «философом», реально давно уже перестал соответствовать такому высокому общечеловеческому предназначению. Существовавшая в Советском Союзе философская школа была создана в своё время властными структурами с откровенно утилитарной задачей «общенаучного» прикрытия всей как прогрессивной, так и реакционной социально-административной деятельности советских государственно-политических органов. После краха в 1991 году Союза Советских Социалистических Республик хорошо отлаженная государственная философская машина, нацеленная на обслуживание марксистско-ленинской парадигмы общественного развития страны, сразу же начала давать сбои. После восстановления общественно-политических отношений капиталистической формации отчаянные попытки представителей философии научного коммунизма вписаться в новые жизненные реалии оказались однозначно негативными. Прежняя советская методология исследований общественных процессов в современных условиях всевластия рыночных производственных отношений неизменно приводила философов коммунистического толка к стопроцентно ложным результатам, что не позволяло «записным философам», происходившим из недр социалистической школы общественной мысли, адекватно осмысливать сущностные реалии установившегося в России капиталистического государственного строя.  Резкое ускорение общественных процессов в стране наряду с отсутствием современных исследовательских инструментов, организационной неразберихой и фактическим прекращением государственной поддержки развития общественных наук отодвинуло официозных философов прежней эпохи на обочину событийного потока реализации нового государственного строительства.

Нынешнее же поколение российских философов, призванное к жизнедеятельности существующим в данное время мировоззренческим кризисом, сформировалось и осуществляет свою общественную функцию за пределами официальных философских оргструктур. Это связано с переходным периодом сегодняшних дней, когда в процессе облачения ныне возникших философских концепций в «одежды» государственной идеологии научно-философская номенклатура прошедшей эпохи развитого социализма чисто формально всё ещё сохраняет за собой административные должности в профильных учреждениях.

Означенные  «учёные вчерашнего дня» продолжают вариться в своём соку, как бы не замечая собственную отчуждённость от бурления жизни за окнами своих кабинетов. При этом около них плотным роем вьются всякие-разные ушлые людишки, которые пока суть да дело под шумок оформляют себе значимые учёные звания и степени, уважив насущными подношениями, как подобает в таких случаях, полузабытых старичков в философских мантиях. В дальнейшем эти вновьиспечённые «липовые философы» ведут себя в соответствии с принципом «Не высовывайся!», поскольку, естественно, в научном плане представляют собой абсолютный ноль. Данная паразитическая поросль «философов в футляре», к сожалению, имеет свойство быстро размножаться, повсеместно подвергая голословной обструкции талантливых философов новой волны. Околонаучная сумятица «футлярных» философов существенно замедляет процессы актуального развития общественной мысли, тем самым внося дополнительную социальную неразбериху, что не позволяет обществу на качественном уровне преодолеть состояние сумятицы в своём стремлении к адекватной философской самоидентификации. 

И всё же пробудившийся народ смог выслать вперёд своих естественным образом проявившихся ведунов-философов для духовного водительства народных масс. Рано или поздно эта живительная волна смоет нынешних бумажно-футлярных философов, вслед за чем народная мудрость обретёт своих истинных выразителей, для которых воплощение в жизнь философской функции общенародного развития будет священнодействующим.

Постепенно в повседневной жизни российских народов всё более и более проявляется ведическая компонента древнего устроения нашей Родины. Это устроение предполагает соответствие всего и всех реальной мере внутреннего совершенства Homo sapiens. Ложь, паразитизм, очковтирательство и иллюзия сущностного самообмана навсегда покинут сферу человеческих взаимоотношений.

И тогда мудрость народная взыграет всеми красками своей живительной силы!


30.09.2000



Сергей БОРОДИН