Первая любовь Мишки Комарова

Маленькаялгунья
         Первого сентября Мишке крупно не повезло – учительница посадила его за парту вместе с Лизкой. Он поглядывает на соседнюю парту и завидует Валерке, которому не хватило пары. «Везет же,  – думает завистливо Мишка, - где хочешь, там и сиди!». Он ерзает по скамейке, роняет на пол карандаши. Наклонившись за ними, нечаянно толкает соседку. Когда выпрямляется, встречается с укоризненным взглядом учительницы Веры Федоровны:
- Миша, сиди спокойно, - ласковым голосом  она делает ему первое замечание.
- Не толкайся, - вторит учительнице сердитым шепотом Лизка.

Мишка старается сидеть тихо, но ему это плохо удается – Мишка устал сидеть на одном месте. Его непоседливая душа ждет - не дождется звонка, чтобы сорваться с места. Он косит озорным глазом на свою соседку по парте, и его веснушчатое лицо недовольно морщится. «Вображуля, - решает про себя Мишка. –  Лизка-подлизка».

Лизка внимательно слушает,  о чем говорит Вера Федоровна, правильно положив руки на парте – одну на другую. Она вся какая-то правильная, даже волосы у нее разделены  на две половины безукоризненно ровным пробором и туго заплетены в небольшие косички. Белые банты на плечах похожи на  огромных бабочек. Мишка хочет их потрогать и тянет руку. Потревоженные бабочки резко взлетают, и его бьет напряженный взгляд соседки. Мишка изумленно таращит круглые  голубые глаза на Лизкины, спокойно сложенные на парте, руки в черных нарукавниках. Он может поклясться, что Лизка его ударила. Мишка щупает свой лоб, нажимает ладонями на глаза и отодвигается подальше от девочки.

- На перемене вы будете ходить парами, как и сидите. Не бегайте, дети, и ведите себя так, чтобы мне не было за вас стыдно, - закончила Вера Федоровна свой первый урок.

Веселый звонок срывает первоклашек с места. Внезапно Мишка чувствует, как чья-то рука вцепилась в него мертвой хваткой и пытается удержать на месте.
- Ты чего? –  он недоумевающим взглядом  смотрит на Лизку, пытаясь вырваться.
- Ты слышал учительницу? – Лизка строго глядит на Мишку. – Теперь ты будешь гулять на переменах со  мной!
- Дудки! – Мишка показывает кукиш свободной рукой.
 Он знает, что сильнее девчонок и тащит Лизку, почти волоком, до двери класса, где Вера Федоровна ждет свой 1-Б класс.

Учительница с напряженной улыбкой  наблюдает, как рыжеволосый крепыш  Миша Комаров пытается оторвать от себя худенькую Лизу Кузнецову.
- Миша, ты будешь ходить в паре с Лизой, и не обижай ее.
Мишка покорно сникает, а  довольная Лизка, за спинами одноклассников, показывает ему язык.

Всю перемену первоклассники ходят в коридоре парами по кругу. У Мишки потеет рука от цепкой, похожей на птичью лапку, ладошки Лизки и он тоскливо ей предлагает:
- Давай, поменяемся местами.
- Нет, ты убежишь и опозоришь Веру Федоровну! – бабочки на плечах возмущенно   взлетают.
- Не убегу, - бубнит себе под нос Мишка.
- Клянись! – требует суровая Лизка.
- Честное слово! – Мишка бьет себя кулаком в грудь и для верности клятвы  смотрит на Лизку круглыми, как у совенка, глазами. Сам же за спиной переплетает между собой указательный и средний палец – так все делают, когда врут.
Несколько секунд Лизка колеблется  и ослабевает свою хватку.
 Счастливый Мишка с воплями несется по коридору под заливистый звонок на урок, не зная, что этот побег из-под строгого надзора  станет единственным.

Лизка больше не верит Мишке и упрямо сжимает его ладонь на переменах. Мало того, на следующий день девочка вдобавок еще и глохнет. Она слышит только Веру Федоровну, а его, Мишку – нет. На уроке он шепотом рассказывает ей  о своем щенке, которого назвал Верным, но бабочки спокойно прикорнули на ее плечах.

 Мишка злится на глухую Лизку и с силой дергает за бабочку, которая дразнит его  розовым цветом. Оглушительный удар «Арифметикой» по лбу заставляет Мишку пожалеть о своей выходке.
- Миша, не приставай к Лизе! – слышит Мишка  сквозь звон в ушах голос Веры Федоровны.
Он возмущенно сопит курносым носом, и его веснушки пропадают, на покрасневшем от обиды, лице. «Учительница с Лизкой  -  за одно. Предательницы!» - решает  Мишка и с силой толкает Лизкин правый локоть. Довольный, он видит в ее тетради кривую линию, перечеркнувшую, старательно выведенные  ее рукой, цифры. Лизка  поднимает на Мишку  растерянные глаза, в которых закипают слезы.  «А, получила? Сейчас разноется,  и будет тянуть руку, чтобы поябедничать. А, плевать!» - злорадствует про себя Мишка. Но Лизка сидит молча с опущенной головой и не жалуется на него Вере Федоровне. Мишке становится даже жалко Лизку. Он беспокойно ерзает по скамейке, но не хочет, чтобы Лизка догадалась о его жалости.

    Два последующих дня Лизка ходит печальная, и Мишка сам берет ее за  безжизненную руку, выходя из класса на перемену. В конце одной из перемен Веру Федоровну срочно вызывают в учительскую.
- Дети, я вернусь к началу урока. Гуляйте без замечаний, - просит она ребят и спешит  в конец длинного школьного коридора.
Мишка тут же убегает в туалет, а ожившая Лизка  незаметно скрывается за дверью класса.

Когда  любопытный Мишка заглядывает в свой класс, то в изумлении замирает, увидев Лизку,  забравшуюся прямо ногами на первую парту. В руках она держит открытый портфель. Мишка не успевает узнать в нем  собственный новенький портфель, как девочка резким движением рук делает красивый полукруг. Содержимое из раскрытого портфеля  разлетается по всему классу. Мишка стоит, как вкопанный, поражаясь  вероломству Лизки, потом сжимает кулаки и кидается за ней. Лизка смеется и бегает между рядами парт. В этот момент звенит звонок на урок, и дети, с криками от избытка энергии, врываются в класс. За ними входит Вера Федоровна.

   Улыбающаяся Лизка  уже чинно сидит за партой. Мишка не знает, что ему делать и растерянно топчется посреди класса.
- Миша, садись за парту,- торопит его  учительница и замечает  разбросанные по полу школьные принадлежности.
- А это чье? – брови Веры Федоровны от удивления подлетают на лоб, а потом строго соединяются на переносице.
Она наклоняется и поднимает с пола тетрадь.
- Комаров! – требует учительница ответа на свой вопрос.
- Это мое, - хрипит  Мишка под соседней партой, доставая цветные карандаши и линейку.
Дети смеются, глядя, как красный Мишка по-рачьи пятится задом.
- Почему ты раскидал свои вещи? Я же просила всех гулять до моего возвращения в коридоре! – Вера Федоровна сердится на непослушного Мишку.
- Это Лизка  все раскидала, - Мишка с ненавистью смотрит на безоблачное лицо соседки и дает себе клятву убить ее сегодня же.
Ребята смеются, не веря словам Мишки. Не верит и учительница. Так в его дневнике появляется первое замечание за сорванный урок. От мысли об отцовском ремне, Мишке хочется убить Лизку тут же в классе, но он откладывает свою месть до конца занятий.

    После  уроков Мишка с Васькой поджидают Лизку за углом школы. Она выходит из дверей здания с девчонками и весело смеется, размахивая мешочком со сменной обувью.
- Гадина, - заводится Мишка, - еще и смеется.
- Врежь ей портфелем, - дружески советует Васька. – Она ведь с края идет.
- Еще как врежу! – обещает Мишка, мечтая скорее расквитаться с  подлой Лизкой за свою предстоящую дома порку.

Он смотрит на удаляющуюся спину Лизки, берет разгон и, поравнявшись с девчонками, на ходу  бьет портфелем по ее спине. Но Лизка не падает, а от неожиданности запускает Мишке вдогонку свой мешочек с обувью, попав ему прямо в затылок. Мишка по инерции делает пару прыжков и утыкается носом в кучу опавшей листвы. Длинная резинка, продетая по краю мешочка, пружинит и возвращает орудие мести в руку Лизки. Девчонки со смехом рассыпаются в разные стороны. Мишка вторично терпит позор от Лизки и с негодованием глядит на ее улепетывающую фигурку.

  Выдранный дома отцом, Мишка  временно притихает и делает для себя открытие – Лизка, оказывается, не  такая уж противная. Она часто на переменах заполняет расписание уроков в его дневнике и делится с ним вкусным домашним съестным. Мишка, с набитым ртом, рассказывает ей о футболе и своем друге Верном, глотая слова вместе с бутербродами Лизки.

 Вскоре Вера Федоровна назначает Лизку санитаром класса, и она по утрам,  у дверей класса,  придирчиво проверяет руки первоклассников. Мишка не пытается больше проскользнуть мимо Лизки незамеченным и моет руки в раковине школьного туалета,  тщательно вытирая их о штаны.

Изредка у них еще происходят стычки. Тогда Лизка, демонстративно забрав портфель, пересаживается за парту  к одинокому  тихоне Валерке, и тот радостно улыбается. Мишка на перемене лупит Валерку, чувствуя на своей спине Лизкины острые кулачки. Все уроки Мишка сидит хмурый, забыв, как  завидовал Валерке, мечтая сидеть один.

  На следующий день Лизка обычно возвращается к Мишке, как ни в чем не бывало садится на свое место, и Мишкины веснушки разбегаются до ушей от его счастливой улыбки.

Когда всех, кроме Мишки и Валерки, принимают в  октябрята, то Лизка успокаивает плачущего Валерку, которому родители -баптисты  запретили носить «звездочку». Лизка не понимает родителей старательного Валерки и гладит его по вздрагивающей от рыданий спине. А про него, расстроенного Мишку, безжалостно говорит:
- И правильно, что тебя не приняли, ты плохо учишься и ведешь себя, - она осуждающе смотрит на  Мишку зелеными глазами.
Из-за этих глаз Мишка чувствует себя виноватым, но кричит  Лизке в лицо, чтобы увидеть обиду в ее строгом взгляде:
- Лизка-подлизка!
 
В третьем классе Вера Федоровна разрешает ребятам гулять на перемене с теми детьми, кого они сами выберут. Дети радостно меняются парами: девочки теперь ходят с подружками, а мальчикам есть, что обсудить друг с другом. И только Мишка   порой привычно нащупывает Лизкину руку и на перемену выходит с ней. Мишку не дразнят – боятся его кулаков. Все четыре года сидят вместе и  гуляют на переменах вдвоем отличница Лизка и  Мишка, завязший по уши в своих «двойках». Старания Лизки дают временный эффект, и в пятый класс Мишку не переводят из-за неуспеваемости.
- Эх, ты, Мишка, - грустно говорит ему Лизка и впервые видит в его  отчаянных глазах  застывшие слезы.

Летом Мишкины родители переезжают в другой район, и он исчезает из Лизкиной жизни на несколько лет. Лизка из угловатой тонконогой девочки превращается  в  хорошенькую девушку, обрезает свои косички и редко вспоминает конопатого  озорника Мишку Комарова. От бывших одноклассников она временами узнает о печальной судьбе своего бывшего соседа по парте: неусидчивый Мишка теперь постоянно «сидел» в местах не столь отдаленных.

Мишка появится в  жизни Лизки еще раз, перед Женским днем 8 Марта, как подарок из детства. В дверь раздастся неожиданный звонок. На пороге квартиры Лизки  будет стоять  широкоплечий молодой  человек с букетом цветов и растерянно улыбаться, глядя на девушку в ситцевом халатике. Лизка, так же растерянно,  начнет вглядываться  в полузабытые поблекшие веснушки.
- Мишка, - еще не веря своим глазам, неуверенно выдохнет  она.
- Узнала, все-таки, - расцветет  в улыбке Мишка. – Ну, здравствуй, Лизка – моя первая школьная любовь!- скажет он, вручая ей цветы.

Они проболтают на кухне за чаем целый вечер, вспоминая школьные годы, одноклассников и свою первую учительницу Веру Федоровну. Лизка будет охать и вздыхать, слушая об исковерканной судьбе мальчика из неблагополучной семьи.
-Я же без тебя в новой школе совсем озверел, все искал на переменах твою руку. Прогуливать школу стал, забросил уроки, потом связался со шпаной, - Мишка обреченно махнет рукой.

Уходя, он спросит разрешения поцеловать Лизку, в первый и последний раз.
- Прощай, Лиза. Жаль, что наши  дороги жизни разминулись. Сохрани себя такой, какая ты есть и никого не бойся. В городе тебя никто не посмеет обидеть, если  скажешь, что ты - первая любовь Мишки Комарова.


***
Журнал Мавочки и Дельчики
Конкурс "Первый раз в первый класс" 26.09.2010
http://www.proza.ru/2010/09/26/208
11 место (40 авторов)