О средствах нового литературного языка

Владимир Юрлов
         О средствах нового литературного языка

Сейчас стало появляться всё больше и больше статей о развитии литературного процесса. Спорят, гадают, выкидывают из языка архаизмы, вставляют сленг. Конечно, стилистика немаловажный аспект литературного творчества, и на него, прежде всего, обращают внимание наши уважаемые критики.
Как Вы считаете, может ли появиться что-то новое в литературе? До нас было  уже столько написано и прочитано, что слабые, конечно, способны попытаться зародить в чувствительных душах сомнение. Ничего, мол, нового уже не придумаешь! И зачем стараться?! Ничего подобного, уважаемые господа! Ещё как придумаешь! Ведь в мире существует столько нового, неизведанного и неоткрытого!
Конечно, писали авторы и до нас, однако всё, что они выносили на суд публики, было написано так называемым старым языком. Они применяли избитые средства выражения, которые за столько веков уже успели давно всем наскучить.
Теперь пришло время нового литературного языка, господа! Я не побоюсь слова «новизна» и ещё раз акцентирую на нём Ваше внимание, потому что знаю, что многие из Вас пока не готовы к кардинальным переменам и остаются консерваторами и ретроградами. Дескать, зачем нам нужен какой-то там новый язык, если мы до этого неплохо и даже с успехом пользовались старым?! Кто здесь нашелся такой умный, чтобы навязывать нам новые правила?! Всё верно, господа! Эссе это написано не для того, чтобы навязывать Вам чуждые правила, а для того, чтобы донести до Вашего сознания объективную реальность, которая уже существует, хотите Вы этого или нет. Готовы?
Итак, Вам известно, что литература представляет собой один из видов искусства, и, чтобы полноценно воздействовать на читателя, ей следует обращаться не только к разуму, но и к чувствам. А что способно затронуть тонкие струны человеческой души сильнее, чем музыка? Именно для того, чтобы приобрести новизну выражения, прогрессивная литература должна стать музыкальной. Для этого ей придётся войти в гармоничное созвучие с музыкой и стать собственно не литературой, а музыкой букв, слогов и слов. Да, господа, не удивляйтесь, теперь мы будем не только читать, но и слушать! А вместо нот зазвучат в нашей душе буквы. Собственно в этом постулате, вроде бы, нет ничего нового. К этому стремились многие авторы, и у некоторых даже неплохо получалось. Многие догадывались об этом, но не решались высказать свои догадки вслух. Они использовали средства музыкального выражения в своих литературных опытах скорей интуитивно, нежели осознанно.
Теперь пришло время чётко определить новые принципы, которые станут неотъемлемой частью литературного процесса.  Итак, господа, среди средств нового языка перечислим следующие:

1. Ритмика. Неожиданные пируэты (по технике исполнения приём пришёл из фигурного катания). Логичные и алогичные вставки.
2. Замысловатые восьмеричные кольца, по форме напоминающие знак, изображающий в математике бесконечность. В музыке – это рефрен, или представляйте, как хотите.
3. Сложные геометрические звучания. Векторные отголоски. Пирамидальные, шаровидные, квадратные конструкции.
4. Темп (andante, vivace и т.д.) Уважаемые авторы, подумайте, как передать в литературе скорость исполнения произведения! Иными словами, даже читатель, привыкший переваривать чтиво медленно, должен непременно почувствовать  темп. В изобразительном искусстве движение воздушных масс передается прямыми линиями, исходящими от статичного объекта.
5. Акценты (пояснять вряд ли необходимо).
6. Крещендо, диминуэндо (могут представляться в виде кульминации и концовки).
7. Звучание нескольких тонов или словесный аккорд. Сложный приём. При этом требуется составить из ничего незначащих в отдельности слов гармоничное вещество или квинтэссенцию, насыщенную духом.
8. Унисон и его альтернатива – исполнение с разбегом в октаву.
9. Параллельное звучание нескольких инструментов и выразительных средств. Эффект оркестра.
10. Оппозиция «голос-музыка».

Как видите, некоторые из перечисленных пунктов заимствованы из математики. Если помните, я ранее упоминал, что литература обращается в равной степени к разуму и чувствам. Конечно, математические моменты создаются разумом, но в произведении приобретают чувственно-музыкальный оттенок.
Итак, господа, я раскрыл перед Вами все козыри. Правила игры давно известны. Теперь дерзайте! Творите на славу и не забывайте Господа (в последнем слове акцент смещается на первый слог)!