С верой в свой народ

Сергей Бородин
Непредвзятый историко-философский анализ русской общественной мысли позволяет внести, наконец, ясность в вопрос о нашествии на Русь многочисленных псевдорелигиозных сект и новоявленных пророков. Именно объективное и уважительное к разуму наших предков рассмотрение такой животрепещущей проблемы в её историческом аспекте позволяет ощутить твёрдую почву под ногами. Заветы наших мудрых предков, адресованные ныне теряющим разум потомкам, вписаны в анналы истории Руси аршинными буквами. Но «слепые» разумом русичи конца ХХ века уже не способны распознать обращенные к ним письмена. И что вдвойне печально – современные духовные поводыри русского народа вместо открытия людям животворящего света этих нетленных истин ещё плотнее затеняют их от народа.

Все те, кто хотя бы раз занимался воспитанием молодёжи, знает о самом действенном элементе этого процесса – о доверии к человеку. Да, конечно, далеко не все воспитатели обладают смелостью доверять воспитуемому те или иные ответственные поручения. Легче, надёжнее и спокойнее читать ему нотации, так сказать, теоретически воспитывать или держать его под своим жёстким контролем, не позволяя ему и шага ступить самостоятельно. Те же воспитатели, что в полной мере способны оказать доверие своему воспитаннику по части совершения им самостоятельных поступков на разумной основе, – это Педагоги с большой буквы. Естественно, при этом они многим рискуют, внутренне переживая за своего воспитанника порой настолько сильно, что их сердце не выдерживает подобных стрессов. И всё же в большинстве случаев им удаётся воспитать настоящих людей, способных на великие дела. Такой же подход должен превалировать и в вопросе привнесения в страну новых идей, новых принципов жизни, новых точек зрения на человека и его место во Вселенной.

Русские религиозные философы начала ХХ века, изучая народные быт и нравы, различными путями приходили к одному общему выводу – русским свойственна склонность к религиозному опыту. Даже в рамках школьного курса история наших пращуров достаточно чётко выявляет традицию русских воспринимать, изучать, осмысливать, проживать всё новое, неизведанное, помогающее лучше разобраться в себе и в жизни, чтобы максимально точно соответствовать божественному промыслу. На Русь приходили мудрецы и учёные как Востока, так и Запада. Целые народы вливались в Русь, неся с собой свою самобытную культуру. Уникальность же сознания русского человека состоит в его безграничности и незашоренности. Чистота помыслов вела древних русичей к осознанию философско-религиозных концепций, приносимых на их землю из чужедальних стран. Душа народная, пропуская через себя очередное новое учение, верша тем самым новый религиозный опыт, впитывала в себя всё праведное, при этом отвергая ложные псевдоистины. Так шло развитие общественной мысли Руси. Духовные пастыри доверяли своему народу: они знали и верили, что ничего грязного не прилипнет к его чистому сознанию. Доверяя сородичам, им не нужно было стращать свою паству всякими ужастями и карами. Вот что завещано всем поколениям потомков пращурами Земли Русской.

Теперь о существующей в конце ХХ века действительности Государства Российского. В духовное пространство России вторглась масса религиозных, философских, оккультных, сатанинских и псевдонаучных систем отправления различных верований и культов. Общественность и традиционные религиозные конфессии уже более 10 лет бичуют все эти новоделы: запретить, наказать, изгнать, остановить, ликвидировать и т.д. и т.п. И что же? В условиях открытого общества и наличия современных средств телекоммуникаций предотвратить проникновение всех вышеперечисленных систем нетрадиционных верований просто невозможно. В реальных условиях выявлено, что обличение с амвона сект и религиозных течений в их бесовской сущности тоже не помогает. Поскольку широко известно, что запретный плод вдвойне сладок, всё большее число российских сограждан с увлечением отдаются какой-нибудь приглянувшейся им духовной практике, в результате чего оказалось, что духовное пространство России на данный момент разобрано по кусочкам различными системами верований. Уже ясно, что продолжение патетики обличения в сектантстве всех и вся приводит к противоположному результату. По данному вопросу общество топчется в тупике беспросветного бессилия, массово теряя ранее стойких приверженцев самобытной российской культуры во мгле этого самого сектантства. И что же теперь делать дальше? В чём состоит выход из этого мировоззренческого тупика? За кем идти? Кого слушать?

А нужно-то всего-то прислушаться к голосу предков. И тогда можно будет услышать вот что.

Во-первых, всем борцам с религиозной экспансией следует успокоиться, переосмыслить ситуацию и далее руководствоваться только исконной мудростью своего народа.

Во-вторых, духовным институтам общества необходимо выйти из состояния самоизоляции, развернуться лицом к ищущим истину своим согражданам,  перестать запугивать людей и, самое главное, всецело довериться непогрешимой душе народа Святой Руси.

Почему же всё-таки россияне загнали себя в состояние поражения? Почему народ  безапелляционно приговорён духовниками России к распятию в сектах? К великому сожалению, надо признать, что так случилось из-за всенародного  посрамления в стойкости веры, чему люди напрямую обязаны снобистскому фарисейству и умозрительному книжничеству духовных институтов страны.

Сейчас всем истинно русским людям нужно во всеуслышание заявить о своей нерушимой вере в несгибаемость силы духа народа Святой Руси. Как это всегда бывало в славной истории русского народа, его соборное сознание, которому с  изначалия свойственны всеохватность, здравый смысл и чистота, всё то новое и необычное, что на сегодня привнесено в духовно-нравственное пространство России, апробирует на практике, взвешенно осмыслит, что-то, содержащее исконные знания древних времён, включит в свод национального духовного наследия предков, а что-то, несущее разрушительную энергетику мира инферны, напрочь выкинет вон из духовной палитры страны.

Сегодня любому независимо мыслящему человеку в общем и целом понятна причина взрывоподобного распространения сектантства (на настоящий момент в России действует свыше 6000 различных сект, в том числе и христианских), но в обществе почему-то господствует напряжённое замалчивание этой причины. И государство, и церковь, и большинство мирян придерживаются морально устраивающей всех позиции обличения исключительно внешних истоков духовной агрессии. Но ведь многолетнее пышное процветание в России альтернативных систем верований говорит само за себя: значит, есть для этого почва, значит, людей не устраивают существующие традиционные конфессиональные рамки доминирующих в стране форм вероисповеданий. Люди интуитивно чувствуют дисгармонию в общественной жизни и неосознанно ищут душевного равновесия, зачастую выходя при этом за пределы  устоявшихся в стране религиозных обычаев.

Можно констатировать поэтому, что причина сектантского разгула находится во  внутреннем мире каждого из россиян, что касается также и священнослужителей традиционных конфессий России. В связи с такой данностью, неуютной для внешне благопристойных обывателей, основной упор в борьбе за души людей священникам следует делать не на обличении и запрещении, а на собственном моральном очищении и избавлении от отживших форм и методов духовной помощи людям. Когда страна подвергается военной агрессии, тогда всё всем понятно: враг известен, и народ поднимается на битву с этим внешним врагом. Когда же осуществляется духовная агрессия, то как-то неуместно говорить о внешнем враге, поскольку враг постоянно оживает в душе каждого из подвергающегося духовной атаке гражданина. Это гораздо опаснее и страшнее, нежели внешнее вторжение на территорию страны. Поэтому духовники, призванные окормлять свою паству, обязаны без устали бороться именно с этим засевшим в душах людских врагом. Изматывающее же противоборство с внешними организационными формами прелести, отражающими всего лишь малую часть незримой духовной битвы в душах людей, – это, на самом деле, только-то и всего, что театрализованная борьба с ветряными мельницами, что официозным духовным организациям, подменяющим бескомпромиссность битвы за идеалы истинной веры деляческим соглашательством с агрессивным и коварным врагом рода человеческого, весьма выгодно и удобно демонстрировать перед заблудившимися в мире духов мирянами, тем самым прикрывая дырявым кафтаном своё позорное бегство с поля духовного брани.

Многотысячелетний опыт духовных побед в  перманентном  сражении с силами тьмы, переданный в назидание современным русичам их славными предками, показывает изначальную неуязвимость святая святых души народа перед искусителем. Но этот же опыт – грозное предупреждение всем не стойким в духе гражданам, в том числе и священнослужителям традиционных религиозных конфессий: народ, осознающий себя единым организмом, включает механизм спонтанного духовного самоочищения, защищаясь тем самым от негативных инфернальных влияний в случае неспособности устоявшихся в идеологической сфере страны духовных институтов сохранить нравственную чистоту общественных отношений, дабы упредить непрерывное нарастание в обществе атмосферы разврата, гнусности и морального разложения.

Похоже, что именно такая ситуация сейчас и наблюдается в России – русские по духу люди интуитивно ищут мировоззренческие концепции, наиболее действенные для выживания и развития самих себя как народа при том, что узаконенная – читай, омертвевшая – система духовного водительства граждан страны, препарировав под натиском духовных агрессоров существующий среди россиян процесс вероисповедания, с беспристрастным равнодушием сама по себе отодвинулась на периферию общества. И теперь никакие меры административного воздействия на население или обнародование  устрашающих антисектанстских реляций означенному делу уже не помогут. Так что на расцвет нетрадиционных духовных течений следует смотреть как на процесс стихийного исследования многомудрым народом Руси самых разных мировоззренческих идей с тем, чтобы найти среди них те, которые способны усилить его природную жизнестойкость в мире рушащихся идеологий, философских парадигм и всевозрастающего хаоса в головах и душах людей.

Уместно ещё раз повторить, что и религиозным деятелям, и государственным чиновникам нужно уметь доверять своему народу, его мудрости, стремясь при этом к чистоте собственных помыслов и высокому строю собственной души. Именно в подобной личной духовной гигиене и состоит реальный вклад каждого из современных русичей в осуществлении общепланетарной миссии русского народа по духовному возрождению всего человечества.

Кстати, многие пришлые духовные учителя, организовавшие в России эти самые многочисленные секты и проповедующие иноземные духовные учения, в последнее время жалуются на россиян, мол, после первоначальной ажиотажной популярности этих самых учителей, многочисленности новых адептов, открывавшихся завораживающих перспективах, в том числе и финансового плана,  вдруг неожиданно происходит массовое охлаждение людей к очередному гуру и его ашраму. И тогда ему, бедняжке, приходится тосковать в окружении единиц особо «преданных» фанатов, финансовое состояние которых, как правило, оставляет желать лучшего. Остаётся только пожалеть новоявленных пророков и неомиссионеров: соборное сознание русского народа через опыт проповедуемых духовных практик впитало в себя все полезные знания, что содержались в их учениях, и устремилось далее. При таком раскладе можно дать только единственный совет этим находящимся в состоянии развенчанной личной святости бедолагам – пора собирать чемоданы и убираться восвояси по причине духовной бесплодности их учений.


20.05.1999


От автора.

Я верю в свой народ. Стараюсь чутко прислушиваться к его нравственным исканиям в период переживаемого всеми нами безвременья. Я уверен, что у нас принципиально не смогут прижиться всякого рода низкопробные культы. Святая Русь выйдет из огня испытаний обновлённой, сильной, уверенной в своём приобщении к Истине, свет которой она будет щедро дарить страждущим и заблудшим.



Сергей БОРОДИН