Историческая справедливость

Кхмер
Оно, конечно, понятно - души прекрасные порывы, но...
Имеются неудобные вопросы.

Насчёт имён, написанных на обломках самовластья. Сплошь графья. А где, спрашивается, собственно народ, солдатУшки - бравы ребятУшки, каковых последних сиятельные вольнодумцы положили числом немалым?
Изъясняясь современным новоязом сие означает - "подстава". Вслепую использовали, втёмную. Боевые, так-перетак, офицеры, солдаты за ними пошли не за идею, а за воинское братство.

Что имеем в сухом остатке?

Во-первых, избирательность исторической справедливости. Мне представляется неправильным романтизация и поэтическое одухотворение бездарной авантюры, унесшей жизни практически непричастных (и не поименованных ни в каких мартирологах) людей.

Во-вторых, т.н. честь. Офицер, преступивший присягу - суть человек бесчестный, и если у него самого не достаёт души застрелиться, то самое место ему - на виселице. Это непреложный закон, не зависимый от времени и, извиняюсь за выражение, исторических реалий.

А в третьих, я - сам бывший офицер, и что бы не рассказывали мне о нюансах политической и социальной ситуации, я твёрдо уверен, что командир, впустую угробивший своих подчинённых - мерзавец и сволочь.

Дворяне, да...
Благородия.