Литература как тензор второго ранга
Валерий Суриков
Литература (искусство) как тензор второго ранга.
Литературу, искусство, конечно же, не следует мерить моралью. Но и одной отвлеченной эстетикой вымерить ее не удастся. И, видимо, потому, что истинно художественное произведение ТРЕХмерно — содержит и познавательную, и эстетическую, и этическую компоненту. Наряду с познанием, этикой и эстетикой в чистом виде можно учесть и перекрестные составляющие— эстетико-познавательную, эстетико-этическую и этико-познавательную и говорить , таким образом, уже о ШЕСТИ компонентах художественного произведения. А можно пойти еще дальше и допустить, что в принципе этико —эстетический дискурс произведения может отличаться от его эстетико-этического дискурса. Это звучит диковато, но при неторопливом чтении, например, «Войны и мира» обнаруживаешь, что, порой, невозможно понять, где причина, а где – следствие: удивительно совершенный текст тянет вверх или же абсолютно безупречная в нравственном отношении позиция персонажа является источником эстетического чувства.
Если мы признаем возможность несовпадения двух соответствующих перекрестных дискурсов, то для характеристики произведения нам понадобятся уже не шесть, а ДЕВЯТЬ компонент…
Тут придется сделать небольшое отступление и напомнить, что простое число полностью характеризует само себя и может быть названо тензорм нулевого ранга (три в нулевой степени — единица ). Вектор характеризуется уже тремя числами и может быть назван тензором первого ранга (три в первой степени— три ). А нечто, характеризуемое девятью числами, позволительно тогда назвать тензором второго ранга (три во второй степени — девять ). Не стоит пугаться этой терминологии. Нужно просто принять к сведению, что, пересчитывая, скажем, сдачу в магазине, мы занимается не чем иным, как тензорным исчислением. Тензоры, правда, примитивные, нулевого ранга, но это не меняет сути дела.
Теперь можно объясниться, зачем все это понадобилось . Оказывается, что симметричный тензор второго ранга ( шесть компонентов, перекрестные компоненты в каждой паре равны ) всегда можно повернуть в пространстве ( в нашем случае три координаты «пространства» это познание, этика, эстетика ) так, что перекрестные компоненты обнуляться и все сведется к трем главным компонентам — ранг тензора понижается, он как бы становится вектором . В приложении к литературе это означает, что всегда найдется ушлый критик, который на произведение глянет под таким углом, что сумет доказать: познавательный, эстетический и этический дискурсы в нем никак друг с другом не взаимодействуют(нет перекрестных компонент), и потому авторская затея с созданием художественного произведения явно не удалась.
Наряду с таким, естественным, понижении ранга возможна и более грубая, бесцеремонная редукция . Например, можно хлестким ударом отбить этическую ось — вдавить произведение( еще на уровне замысла) в плоскость, довольствуясь двумя компонентами. Можно усилить этот результат деконструкцией — откромсать, скажем, и познавательную ось . И далее решительно подключить трансгрессию — начать потихоньку стравливать оставшуюся эстетическую(а может быть, уже «эстетическую») ось. Предел здесь очевиден — сингулярность, единица, деленная на ноль, точка коллапса.
Представляется весьма полезным держать перед глазами ( или по крайней мере время от времени вспоминать ) эту последовательность : тензор второго ранга ( 9- 6 ), вектор (3), плоскость (2), линия (1),точка (0)…
Дискуссия о литдеятельности В .Сорокина, случившаяся в прошлом году в РЖ, оказалась в какой-то степени и попыткой определить место литературы-искусства в этой последовательности . Вся классика здесь исключительно слева — левее ШЕСТЕРКИ, вплоть до ДЕВЯТКИ. Девятка, то есть несимметричный тензор второго ранга— это область художественных шедевров . Как ни крути здесь произведение (или как ни крутись вокруг него ), но если, скажем, его этико-эстетический дискурс не совпадает с эстетико-этическим, свести его к трем главным компонентам, то есть выделить не взаимодействующие друг с другом этическое, эстетическое и познавательное начало не удастся. Все три начала есть, а ни одно из них о т д е л ь н о не ухватишь. Это и делает произведение бессмертным .Это и есть классика.
Что же касается В. Сорокина, то у него, увы —единичка, да еще в полуплевке от точки коллапса… То ли агонизирующая отвлеченная эстетика, в конец затерзанная физиологией, то ли откровенно поданная физиология, из которой методично выщелкиваются последние этические «блошки»….
И это, судя по всему, место всего либертинажа …
Работа опубликована в «Русском Переплете» (http://www.pereplet.ru/text/surikov15oct03.html)
© Copyright:
Валерий Суриков, 2003
Свидетельство о публикации №203122900060