Сумеречный дозор, или От педодизма к палёной телятине -

Мэкалль Мат Свер
- Лукьяненко "Сумеречный дозор"
     ( http://64.36.15.106/news1.asp)


"  Характерное шипение, переходящее в шкварчание.  Запах палёного мяса.  Слышатся охи, взвизги и рыдающие всхлюпы.

 - А ещё говорят, мол, телиться больно! - ошеломлённо взмычала корова.  Меж белоснежной шёрстки, у самого вымени горела на воспалённой шкуре раскалённая пятерня - свежевыжженное тавро Святой Инквизиции. - Муу * с горькой насмешкой *.

 - Вот нарушишь клятву - и будет тебе "Муу" - тогда узнаешь, что такое настоящая боль, - криво усмехнулся Инквизитор, страдальчески морщась и осторожно дуя на собственную подпалёную грудь.  В глазах Палача стояли слезы. - Это - для общего блага."

- из ненаписанной[ещё] пародии.


  Читая критические отзывы на "Лик Чёрной Пальмиры", я испытывал не чувство солидарности, а одну только обиду за хорошего киберпанка, Николаевского Монстра Воху(Васильева).  Оказывается, я просто давно не читал Лукьяненко.

  Да, мастер "круче" Вохи.  А его мировозрение столь близко к моему собственному, что - немыслимый для произведений такого класса случай - я не чувствую потребности перечитывать тексты.  Вот и забываю, вплоть до прочтения очередного шедевра, каково, по эмоциональной силе, воздействие этого магического реализма.

  Очередное "углубление" магии мира дозоров, Тени.  Мы заглядываем, вслед за главным героем на четвёртый уровень - и "краем глаза" видим пятый.  Мы узнаём много нового о месте магов в природе.  "Прямой"  взгляд на пятый уровень обещает ещё большие открытия.

  Маг третьего, пусть даже, впоследствии, второго уровня Антон странным, почти невероятным образом, оказывается раз за разом на самом острие политико-магической интриги - во всех смыслах.  Таким образом, его "сатори"("малые" просветления), в некотором, символическом смысле, проходят все Иные.  Что есть Добро?  Что есть Зло?  Что Делать?  С чего Начать?  Каждый раз приходит к нему за ответом сама жизнь,  поднимая ставку всё выше, много выше ценности его собственной жизни - согласно его убеждениям.  Со всех сторон слышатся подсказки, мол, всё - суета сует, как говорил Эклезиаст, кроме может быть... - и тут каждый предлагает свой вариант единственной непреходящей ценности: Люди, Иные, Мир, Покой, Родина, Долг и т.д. и т.п.

  И Антон, как и положено, отчаивается, открывает в себе второе дыхание, человечность, милосердие, бесчеловечность и готовность выполнить свой долг до конца.  К нему приходит новое знание, знание о ложноси нового знания, его, этого знания, истинности и опасности, его тщете и бесполезности.  Он машет огненным мечом, швыряет фаерболы, неловко подставляет под удар союзников и просто зевак(плохое слово, байстэндэр - точнее).  После всех метаний, он отвечает наконец единственно верным Дзенским "Мууу" - к радости всех копытных и беспомощному возмущению положившихся на него "Великих".  Так, очередное сатори "вырывает" его на новый уровень, "предоставляя" удобное и вполне правдоподобное магически-реалистическое объяснение его новых возможностей.

  Да, похоже, что Лукьяненко - стихийный Дзен Буддист, недалёкий уже от Просветления и, надеюсь, не торопящийся выбрать Нирванну.  А Дозор, хоть он и сумеречный, вновь поднял планку всего цикла.  Может быть, его появление и пройдёт незамеченным мировой критикой, но это, в своём роде, маленький шедевр.

"- Арина говорила... город на Луне...
      - Да,  верно,  -  кивнул Гесер.  -  Лунные города были бы.  Вокруг баз  с ядерными ракетами. Ты фантастику читаешь?
      Пожав плечами я покосился на книжку в мусорной корзине.
      - То,  что  писали  американские писатели в  пятидесятых годах  -  это  и случилось бы,  -  пояснил Гесер.  -  Да, космические корабли на атомной тяге... военные.  Понимаешь,  Антон,у  коммунизма в  России  было  три  пути.  Первый - развиться в  прекрасное,  чудесное общество.  Но это противно природе человека.
Второй  -  выродиться и  сгинуть.  Так  и  случилось.  Третий -  превратиться в социалдемократию скандинавского типа и  подмять под себя большую часть Европы и Северную Африку.  Увы,  среди последствий этого пути -  разделение мира на  три противостоящих блока,  рано или поздно -  глобальная война."

   * - Мудро.  "Наш ответ неокоммунистам" :-) *

"Жалко  Саушкина.  Хороший был  парень,  насколько это  возможно...  для Темного. Ты сам-то сильно переживаешь?

      - У меня не было выбора,  -  сказал я.  -  И у него не было...  и у меня.  Жаль."

"Нам не дано летать.
И все что мы можем - это постараться не падать."

* - Ту би, пока тубьётся - а тунебиться - это само, однако, придёт... *