Славный город Наманган

Мари Бизова
Организация называлась Учебным центром и занималась  подготовкой и переподготовкой кадров для разных отраслей  сельского хозяйства Узбекистана. Должность моя была методист и все бы  ничего, да пришли сложные времена, а точнее стабильное  финансирование нашего заведения дало трещину и, чтоб  как-то удержаться на плаву, наш шеф придумал отправлять  нас в командировки по районам для заключения договоров  на обучение. Нам с Татьяной достался славный город  Наманган, выдали нам командировочные и благословили.. 
С самого начала наше путешествие стало складываться  как-то необычно, воздушный лайнер, что должен был  доставить нас к месту будущих событий, совершенно не  соответствовал своему крылатому названию. Стюардесса  мило посоветовала пристегнуть ремни коих у нас не  оказалось, спинки отказывались принять вертикальное  положение и у основания моего сидения почти полностью  отсутствовала мягкая часть, но присутствовал  каркас, потому все было еще и не так страшно. Но когда я  услышала нарастающий рев двигателей и вся конструкция  лайнера пришла в движение, причем какое-то странно  вибрирующее с тенденцией к усилению, пожалела, что не  знаю ни одной молитвы так стало по-настоящему  страшно. Как взлетели и приземлились помню смутно,  шум и страх и неудобства испытываемые при полете  вылились в одну большую радость на земле ...

События, произошедшие далее, несколько смягчили наш  тернистый путь, на такси мы быстренько добрались до  Управления, где в отделе кадров нас очень хорошо  встретили и на машине отправили в самую лучшую гостиницу  своего города.  Красоты города как-то мало волновали, сказывалась  наверно усталость, но гостиница оказалась действительно приличной и быстренько устроившись в номере, мы вышли погулять, полюбоваться так сказать красотами  настоящего Востока. Гостиница была построена в старом  районе города и первое, что нас удивило это совершенное  отсутствие цивилизованных людей. Мы попали в  другой мир со своими законами, женщины  расхаживали по улицам в парандже мужчины, все с  растительностью на лицах, и исключительно в национальных  одеждах, а мы как два гадких утенка в этом незнакомом  мире в сарафанчиках на тонких лямочках, никогда больше мне не было так стыдно и неуютно как тогда, было такое  ощущение как будто совершенно голая.
Вернувшись в  гостиницу, мы так больше и не выходили из своего убежища,  только перекусить в ресторанчик в самой гостинице.  На следующий день отправились в управление на такси, иначе было невозможно, все кругом казалось нам чужым осуждающим и страшным. Водитель такси был не исключением, но  довез нас благополучно. День прошел в какой-то  бесполезной возне, а перед отъездом обратно в гостиницу  наш временный шеф предупредил нас, что вечером заедет за  нами, чтоб показать город.  Мы естественно сказали  "Да-да", а подумали "как бы не так"... и смылись в свое убежище. 

Только закрывшись в своем номере почувствовали себя в  безопасности.  Но это все были иллюзии, можно сказать, что мы не успели и чайку  попить,  как тихий стук в дверь. Ну мы, как и договорились,  ведем себя как мышки, будто бы нас и нет вовсе, у двери  помялись еще, постучали и шаги удалились. Мы несколько  расслабились, попили чайку наконец-то и, устроившись  удобненько на кроватках, приступили к чтению. И вдруг я  подсознательно, не пойму как, но чувствую, что на меня  смотрят, ручка двери чуть заметно движется и, что  самое интересное, в замочной скважине вижу глаз, самый  настоящий, живой и моргающий, смотрящий прямо на  меня. Неожиданно для самой себя такой приступ хохота  разобрал, не могу остановиться и голос нашей  коридорной еле говорящей по-русски:
- Что ж вы, дэвушки,  свидание назначаете мужчинам, а сами прячетесь?. 
Пришлось открыть, а они, наши кавалеры, сидят в холле, газетки почитывают, ждут-с нас. А ведь нам с ними  еще работать и работать и, можно сказать, все наши  договора вместе с подписями зависят от того, как эта  работа будет успешно складываться, а домой так  хотелось в самый первый день, вобщем поехали мы рассматривать достопримечательности Намангана...

Итак, наверное, надо рассказать хоть немного о наших спутниках. Наш временный шеф, мужчина узбек лет так,  как мне тогда казалось, сорока. Все стандартно, большой  живот и вообще общее впечатление ужасающее. Его  спутник намного лучше внешне, обычный мужчина не  отталкивающей внешности. Успокаивало то, что  связаны по работе значится никакого криминала хоть не  будет. А тем временем город давно остался позади и мы  вчетвером на жигулях катим по шоссе в неизвестном нам с  Таней направлении. Смотрю на нее, совсем пожухла  девушка, да и мне не до веселья, наши спутники поясняют, что нас ждут где-то за городом у  кого-то на даче, ...становится еще веселее ...

Подъезжаем.... уже стемнело и так черна ночь, что совершенно не видно местности, как впрочем и  дачи, кажется какое-то небольшое сооружение совсем не  похоже на шикарную дачу, этаж всего один, но  протяженность бесконечная, как казарма. По  огонькам окон не видно и конца, выходим из машины, жуть, такое состояние наверно у смертников, когда  ведут неизвестно куда. Встречает нас молодой бородатый узбек (хотя надо  сказать, что у наших спутников растительность на лице  отсутствует полностью, даже усов нет) говорят по-узбекски, я совершенно тогда ничего не понимала, но  знала, что Татьяна понимает все...так что это меня  успокаивает.
Он сопровождает нас через какие-то комнатки во что-то  типа гостиной по-узбекски, только сидят люди не на  полу а по-европейски за столом, освещение слабое, на  стенах светильники. Встает видимо хозяин, приветствует  мужчин и дело доходит до нас, знакомимся, хозяин  старше наших спутников, ему лет 50-60 но может и  моложе, худощавый и немногословный. Он мне показался с первого взгляда очень опасным, наши спутники казались на его фоне просто мальчишками, он больше молчал и изучал взглядом, почти не прикасался к еде, пили мы хороший коньяк, но это было тогда не важно, вкус не чувствовался и опьянения не было, сказывалось напряжение.

Хозяин предложил пройтись по его владениям и первым, куда он нас привел, был бассейн, открывается дверь и почти из темноты предыдущего помещения нас ослепляет свет и отражается, играет на воде, восторг, если одним словом описать мое состояние тогда. Бассейн был довольно большим, метров наверно десять в длину, может и больше, но не широкий. Отделка классная, по тем временам вообще царская, в бассейне нет никого. Следуем дальше, следующая комната бильярдная, опять слабое освещение и те молодые бородатые узбеки, что прислуживали нам за столом, гоняли видимо там шары, молча отошли от стола. Дальше не проходим, хотя дверь в конце бильярдной я заметила. Возвращаемся в бассейн, в конце дверь, как поясняет хозяин, в парилку, предлагает нам воспользоваться всеми этими прелестями, но после горячего. Возвращаясь обратно показывает нам гостевую комнату, большая кровать, еще кое-что из мебели, всё чисто и аккуратно кругом. Понятно, что нам были показаны далеко не все помещения.

Только снова расположились все мы за столом, как опять те же мужчины, что играли в бильярд принесли еду, что-то горячее из мясного, кажется шашлык, не помню точно. Хозяин произносит тост по-восточному длинный и завершает его, цитируя Амара Хайяма. Выпили и приступили мужчины к еде, хозяин не притрагивается и мне ну совсем не до еды, интересуюсь у него, откуда взята цитата из какого произведения поэта. Видели бы Вы выражение его лица, он как будто впервые вообще увидел меня, вернее увидел во мне человека разумного, в его глазах блеснул огонек интереса, и сам весь как-то выпрямился и помолодел лет на 10 точно. Спрашивает меня, почему интересуюсь поэтом и вообще восточной поэзией и конкретно, что нравится у Амара Хайяма. Оказалось хозяин наш гостеприимный большой любитель восточной поэзии и у него красивая правильно поставленная речь, русский для него явно имеет не второстепенное значение. Он просит меня прочесть что-нибудь, я что-то вспоминаю и мне становится уже интересно самой мы с ним как будто забываем о том, что мы не одни и увлечены только своими интересами на данный момент. Только я заканчиваю, он берет эстафету в свои руки  и читает и читает мне такие прекрасные стихи, а я слушаю и улетаю на небеса. Ко мне приходит такое необходимое моим мыслям и телу расслабление и его приносят они, эти волшебные строки поэта, не существующего уже много веков и продолжающего существовать в нашем общении.

Я наслаждаюсь его плавной нежной речью, слоги поэта  произносятся им и обволакивают меня эйфорией нежности я  уже давно ничего не читаю ему сама, все мои запасы  иссякли и теперь только он ласкает слух, просвещая меня,  уводя в свой тайный мир в который быть может он никого и  никогда не приглашал, а мне, случайному и новому человеку, в своей довольно таки большой жизни открыл створки своей  души нараспашку, и я вижу и познаю и восхищаюсь этим  миром, в котором много нового для меня, но такого  понятного и близкого. Он берет мои руки в свои и это меня не пугает, а  наоборот начинает нравиться, тепло и удовольствие во всем  моем существе усиливает свои потоки и когда он губами  прикасается к моим пальчикам я испытываю просто восторг неописуемый, мне это безумно нравится и хочется только  одного, чтоб это наслаждение не закончилось, а  продолжалось как можно дольше. И ладошки мои целует, и снова пальчики, со мной такого не было никогда, нет, руки,  конечно, мне целовали, но чтоб я при этом испытывала  неописуемый восторг ... это было впервые, да и сейчас могу сказать, что и потом больше никогда не было таких сладких  поцелуев. Не знаю с чем это было связано, наверно это и есть когда все все-все совпадет в определенный момент времени, если посчастливится и нет предела удивлению, тому, что чувствуешь в такие минуты и часы не забудутся никогда. Но тогда я об этом, конечно, не думала, а просто  наслаждалась и оказывается пока мы наслаждались так друг другом время не остановилось, а наоборот прошло, пролетели часы, как несколько минуток и когда мы  вернулись в мир было уже почти утро. Чем занимались, о  чем разговаривали наши остальные знакомые я совершенно  не помнила мне казалось, что мы были одни ...

Было еще совсем раннее утро, он повел меня за руку куда-то, вышли  через другую дверь, было прохладно, но не сыро, как обычно бывает уже в конце августа в Узбекистане, розы были кругом, целая плантация роз прямо таки королевских и они были так прекрасны на утренней заре, только просыпались и это был его еще один мир которым он хотел поделиться со мной, мир великолепный, любимый им. С какой гордостью он показывал и рассказывал о каждой представительнице этого мира цветов, мне почему-то особенно запомнились желтые с удивительно крупными лепестками. 
Прощаясь, он снова целовал руки и совсем ничего не говорил,  да все и так было настолько хорошо, что слова вряд ли могли лучше, чем взгляды и прикосновения передать наше с ним состояние. Я уехала с таким ощущением, как будто прожила за эти несколько часов здесь, в этом, сначала показавшемся мне страшном, доме целую жизнь полную надежд и новых переживаний и событий, как бывает в жизни  страх порой даже ужас, удивление от познания нового совершенства, осознание значимости происходящего в определенный момент времени и, конечно же, новая любовь. И только розы на моих коленях теперь остались реальностью от той жизни, скоро, совсем скоро и они завянут и уйдут навсегда, но те чувства, переполняющие меня в тот момент я знала, что останутся со мной навсегда.

Вот на этой бы лирической нотке и завершить мою сказку,  да ведь она из жизни, а в жизни так не бывает, и в действительности оказалось все не так просто, наша радость по прибытии в гостиницу была несколько преждевременна...
Так вот, наша работа продолжилась, и мы старались, как могли побыстрее оформить договора на обучение и покинуть славный город Наманган. Вот только наши помощники в лице наших бывших спутников не очень-то теперь старались нам помочь в этом. Многое, но конечно не все, зависело от них и когда на прямую встал вопрос или-или, то есть нам было предложено почти в отрытую - они собирают все необходимые нам подписи, затем следует вознаграждение им от нас, затем только мы уезжаем. Вот и пришла, так сказать, очередь моей спутницы нас выручать, она была девушкой, как годами старше меня, так и опытом работы, в общем сказала, что пришло время раздавать авансы  и ушла в наступление одна, по инстанциям собирать все необходимые подписи. Я даже не очень то и удивилась, что к концу рабочего дня все наши договора были с подписями, как и наши командировочные у нас на руках. Мы - ноги в руки и в гостиницу, не прошло и часа как мы в такси по дороге в аэропорт, удача улыбнулась нам и на вечерний рейс, на Ташкент мы взяли билеты, устроились удобненько в зале ожидания, ждем посадки на наш рейс.
Они подошли к нам настолько неожиданно, что под ложечкой засосало от нарастающего страха, потом, уже разумно оценив обстановку, страх ушел, что нам теперь, у нас и билеты на руках и вот-вот мы навсегда улетим в нашу привычную жизнь, а эта останется в воспоминаниях. Не получилось у них уговорить нас остаться еще на сутки и, уходя, один из них как бы невзначай бросил нам предупреждение,  что самолет-то может и не прилететь, у нас тут не столица, не забывайте, а в гостинице у вас номера-то и нет и вообще свободных номеров сейчас нет в гостиницах, какая-то конференция, что ли у них там была, ну если что – звоните, сказали они на прощание.

Мы успокоились окончательно и с удовольствием продолжили ждать объявления о начале регистрации на рейс, смутную тревогу вселило в нас объявление, что рейс из Ташкента нашего самолета задерживается на неопределенное время, но надежда еще оставалась, час шел за часом, а сведений о нашем самолете больше не поступало... больше всего стало нас беспокоить, что народ, присутствовавший в аэропорту стал заметно рассасываться, таять прямо на глазах. Ужас нашего положения мы осознали сразу, как только в справочном милая девушка, круглыми глазами так посмотрев на нас, убила все наши надежды улететь в этот день домой раз и навсегда. Сообщила нам, что рейс наш вообще перенесен на завтра и, что еще веселее, аэропорт закрывается на ночь и деньги за наши не использованные билеты нам вернут только завтра, так что девушки приходите завтра. Весело, правда?
Уже почти ночь, темнеет и аэропорт закрывают, как будто это магазин продуктовый, выходим мы на улицу с Татьяной и полный вакуум в голове,  да еще и денег, если честно, осталось после командировки почти ничего. Народ разъехался по домам, несколько случайных прохожих и мы на ступеньках аэропорта, вот такая картина. Подходит к нам женщина в черном, быстро так, суетливо предлагает ехать в Ташкент на частнике, вот, говорит, нашла транспорт, а их мужчин двое и одного пассажира сказали, не повезут надо еще двоих и вообще их надо уговорить им вроде деньги и нужны и мнутся. Мы по сумкам и карманам собирать все, что у нас есть, наскребли что-то пошли торговаться, подходим к машине, за рулем мужчина молодой узбек лет так по 25-30 не больше и рядом с ним его дружок, видимо ровесник, ну мы их упрашиваем и так и сяк, женщине нашей спутнице тоже позарез надо ехать в Ташкент именно сегодня, у нее завтра похороны, наконец они соглашаются только, говорят, надо заехать к ним домой жену предупредить...

Так вот мы быстренько попрыгали в машину и покатили довольные. Заехать домой, чтоб отпросить у жены оказалось делом не долгим и вот мы уже катим на всех парах по трассе Наманган-Ташкент и предстоит нам преодолеть перевал, то есть горный хребет, причем покорить самую высокую, на автомобильной дороге конечно, точку этих скалистых гор и тогда, спустившись с них, мы наконец-то будем близки к окончательной цели нашего путешествия. Наша машина, старый «Москвич» кажется марки 412, с пятью пассажирами разного пола на борту мчит по скоростной трассе и наша спутница в черном предлагает закурить, мы с Татьяной не курим, но почему-то поддерживаем нашу случайную спасительницу и мужчины закурили и мы все....так мы отходили от стресса...

Водитель со своим спутником еще и стали нашими гидами, рассказывают о достопримечательностях тех мест, что мы проезжаем, как раз они являются свидетелями тех событий связанных с нашумевшим когда-то хлопковым делом, когда были крупные приписки и несметные богатства  вкладывались кем-то во что-то и, как поговаривают в народе, строились шикарные по тем временам дачи с бассейнами и подземными дворцами, а внешне они мало отличались от обычных строений. Я сразу вспомнила нашу встречу на даче и нашего гостеприимного хозяина. И потом еще был рассказ о подземной дороге построенной опять таки неизвестно кем и на какие деньги, она связывала Наманган и Ташкент и еще они нам поведали, что раньше в те самые времена нас бы по этой дороге не пропустили за просто так, вернее их бы Да а вот девушек уверены что Нет.... Потом еще был перевал, где в кафе наши спутники на ночной ужин и угощения, кажется, потратили все те деньги, что мы заплатили им за свое путешествие, потом, когда спустились с гор, была еще встреча с работниками доблестного ГАИ,  что не входило в планы наших спутников, пришлось нам на ходу выдумывать новые для нас роли и распределять, кто будет кем и зачем мы вообще осуществляем это путешествие, а утром мы въехали в столицу доблестного Узбекистана. Я сама сейчас уже слабо верю, что все это было со мной, кажется, никогда в течение нескольких дней у меня не было такой массы совершенно противоположных по эмоциям ощущений....