Омар Хайам и разумный литературный выбор

Владимир Юрлов
Омар Хайам и разумный литературный выбор

Сегодня, спустя 900 лет со дня смерти великого мусульманского поэта, Омара Хайама, мы с интересом возвращаемся к его наследию, переоценивая некоторые особенности его странного поэтического гения. Конечно, поэт имеет право писать о чём угодно и в какой угодно форме и манере, не советуясь на этот счёт с читателем. Свобода слова является всегда святой неприкосновенностью, и это все прекрасно понимают. Вопрос в другом. Полезно ли такое чтение? Приносит ли оно душе облегчение? Или попавшее в руки к слабому, оно лишь оправдывает некоторые человеческие слабости и пороки?
Начнем с простого. Всем известно, что мир делится на форму и дух. И все догадываются, что материальное ниже духовного ровно настолько, насколько злой, нечистый дух ниже божественного начала. Вот ключ к классификации любого литературного творчества, как, впрочем, он годится и для оценки любого бытового явления.
Теперь перейдем к Омару Хайаму в частности. Никто не сомневается в философской направленности его поэзии. Только вот где он черпал свое вдохновение? Приверженец телесно-чувственной философии, он откровенно признавался в своем бессилии и порочной неспособности разгадать загадку существования и смерти. В своих поэтических шедеврах Хайам воплощал идею страдания низменной, никчемной и временно существующей формы, которой Господь неизвестно зачем придал материальную оболочку. Слишком много в стихах ведется разговоров о счастье, удовольствиях, и, прежде всего, чувственных наслаждениях, которые по собственному мнению поэта настолько же бессмысленны, насколько бессмысленно само бытие, и, тем не менее, он всё-таки призывает к ним. В  жизненной ловушке Хайама витает грусть, тоска и безысходность. А если он пишет о смерти и бессмысленности бытия, то я могу с уверенностью сказать, что именно злой дух, а никто иной, вселившийся в его физическую оболочку, подвиг Хайама на создание строк, которые на протяжении многих веков трогали сердца людей, мировосприятие которых совпадало с его собственным. Если великий поэт в свое время думал так, как многие из нас мыслят и чувствуют в наши дни, то разве не является этот факт достаточным оправданием сомневающимся и скорбящим? Гениальный мусульманин был признан, может быть, из-за того, что ему удалось лаконично и наилучшим образом, а также стилистически безупречно выразить идеи злого духа, претендующего на бесспорное первенство на земле. Тот, кто понял эту правду, полагает, что ему не опасны стихи Омара Хайама. Еще как опасны! Ибо великий мастер словесного жанра в некотором смысле превосходит отличного гипнотизера! Он может ослаблять сердца слабых людей и намеренно сбивать их с верного пути. Не поддавайтесь на такие мелкие уловки! Не читайте опасные вещи слишком долго, а если читаете ради эрудиции, то мотайте себе на ус и не принимайте сказанное слишком близко к сердцу, потому что мастер слова и мастер положительного душевного настроя – это далеко не одно и то же.
Зачем я задумал эту статью? Отнюдь не ради того, чтобы разоблачить и унизить великого поэта или потешить свою душу критикой! Нет, я написал это для того, чтобы ищущие и любопытные научились различать низшие сферы бытия, притягивающие дух к темному началу, от высоких легких сфер. А навела меня на мысль написать эту статью морщинистая и сгорбившаяся старуха, продающая вино-бормотуху на пыльном базаре.