С печаТью я гляжу на наше поколенье... или Когда вопиют камни им

Артем Ферье
Все знают, что уровень образования в России упал катастрофически и что невежественность нового поколения вопиюща. Тем, кто не знает – донесут и проиллюстрируют эту мысль в доходчивой форме.
Вот как это делается.

Факт из жизни. Имел место на  неделе.
Я гулял по Тверскому бульвару, наслаждался солнечным днём и светлым пивом, размышлял о вечности и об автогражданке.
От сих мыслей меня отвлекли две какие-то небритые назойливые личности, которых можно было бы принять за грабителей, когда б не камера и микрофон: один совал мне под нос микрофон, другой держал на плече профессиональную «соньку» и снайперски сосредоточенно «шУтил» мою скромную персону.
Атрибутика безусловно выдавала в нарушителях моих дум журналистов-телевизионщиков.
Я и сам журналист (правда, не тивишник), поэтому отнесся к коллегам благосклонно.
После дежурных фраз и улыбок мужик с микрофоном сказал, что хотел бы задать мне один вопрос, без какой-либо подковырки. Я согласился.
Вопрос был следующий: «Знаете ли вы, кто такой Тухачевский?»
Я ответил просто: «В общих чертах».
Коллега ответом не удовлетворился, попросил подробностей.
Извольте – открываю рот, чтобы дать коротенькую справку по памяти:
- Тухачевский Михаил Николаевич, где и когда родился – не знаю… – тут вижу, что ребята как-то… поскучнели. Черт, ну я действительно не помню год и место рождения Тухачевского! Ладно, спешу заткнуть пробелы в эрудиции тем, что знаю хотя бы смутно, перескакивая через этапы биографии полководца:
- В Первую Мировую войну пошел на фронт добровольцем, дослужился до подпоручика, командовал полуротой, попал в плен… В Гражданскую – командарм... Восточный фронт… Ряд успешных операций… Поход на Варшаву… 3-я армия… Катастрофа… Подавление Антоновского движения… Тактика выжженной земли… Применение заложничества… В тридцатые годы – начальник Генерального штаба РККА, с тридцать пятого – маршал, в тридцать седьмом – репрессирован, расстрелян.  Практическое и теоретическое насле…»
Тут меня прерывают с улыбкой – пожалуй, самой искренней из всех ненатуральных улыбок. Да, люблю порой порезонерствовать – знаю за собой такой грех.
          Они, в один голос:
- Спасибо-спасибо!

Вмешивается какой-то парень в рыжей кожанке, моего примерно возраста – четверть от века. Он давно стоит рядом, прислушивается с интересом – а тут, значит, сам выступить решил. Рубит категорично:
- Тухачевский в стратегии ни хера не рюхал! За него помощник, Триандафилов, всё сочинял!
Ну, понятно: Резуна человек начитался…
Телевизионщики:
- И вам большое человеческое спасибо! – с такой душевностью произнесено было… с карнегианской, я бы сказал, душевностью… Вот когда лет семь назад меня в такой же манере заверяли, во всяких фирмах: «Мы непременно будем иметь Вас в виду», я точно знал, что на моем резюме не то, что крест поставлен – для дартца его кадровики используют, это мое резюме…

Поэтому я нисколько не удивился, когда дней через пять увидел передачу (не буду говорить, как называется и какой канал), где был представлен этот самый видео-экзамен на знание военачальника – и ни меня, ни того безапелляционного парня, естественно, в программу не включили.

Были какие-то кислотно-индифферентные юноши и девушки, озадаченно хмурившиеся и переспрашивавшие: «Как-как? Бухачевский?»
Был какой-то субтильный типус в зеркальных очках больше головы (каждое стеклышко – больше), весь выполненный в стиле «унисекс» (даже – бороденка). Он робко предположил: «Тухачевский? Композитор, что ли?» Ага… Песенник. Складывается из формулы: «Тухачевский=Тухманов+Кобалевский»…
Были какие-то широкоштаные рэпперы, которые отвечали весело и гордо: «Не – мы только Децла знаем!» Что ж, эти казались самыми вменяемыми: хорошая тактика «уклончивых ответов»! Хотя не исключаю мысли, что и остальные просто прикалывались над наивными журналистами и их дурацкими вопросами…

Зато, естественно, ведущему программы такая мысль в голову не забредала. Он-то вполне серьезно, замогильно серьезно сокрушался по поводу падения образовательного и культурного уровня, неуважения к истории, всеобщей деградации – и делал выводы столь глобальные и мрачные, что Иоанн Богослов, послушай он эту программу, просто-таки устыдился бы ничтожности и суетности своего Апокалипсиса!

Я же лишь недобро усмехался, глядя в экран: «Ох, и клоун же ты, Андрюша!» И к общему моему возмущению этаким проституированием журналистики примешивалась, не стану отрицать, и личная досада на то, что, следуя чернушным своим интересам, показали юных «дебилов» во всем спектре, на страх и корвалол седеньким учительницам истории – но пренебрегли моей весьма просвещенной и более чем одухотворенной мужественной физиономией! «Абыдна, слюшай!»

И пришла мне тогда в голову идея: «А не провести ли среди этих журналистов-сокрушенцев, воздыхателей по былой «эрудированности» и борцов с «оболваниванием» нового поколения, конкурс на знание… скажем, Клаузевица?» Хотя бы фамилии… Всё ж таки, как ни крути, для военно-стратегической мысли этот товарищ  несколько позначительнее будет, нежели Тухачевский!

Но если честно, неосведомленность ребятишек в, казалось бы, элементарных вопросах порой действительно пугает…
Вспоминается такой случай. Сидели мы летом у костра, на даче у друга. И был с нами его младший брат, весьма смышленый и не дремучий отнюдь паренёк тринадцати лет. Учится в приличном лицее, по-английски не хуже меня болтает, а Си-плюх-плюх для него вообще почти родной.
Как часто бывает у нас под пиво, разговор ушёл в недалекие  исторические дебри. И вот вдруг этот компьютерный вундеркинд огорошивает меня вопросом: «Тём, а кто такие большевики?» И в честных голубых глазёнках – ни намёка на шутку…
Признаться, я был тогда шокирован… Хорошо – лежал, под сенью старой яблони, не то бы точно травму заработал, от резкого падения на копчик… А так – только пивом немного захлебнулся…
Но потом, оправившись от первого потрясения, я подумал: «А что, собственно, такого кошмарного? Ну да – не дошли они еще в школе до Новейшей отечественной истории. Поэтому, кто такие илоты в Спарте, он знает, а о большевиках – без понятия. Всё логично…»
Ясно, что тех, кто хоть немного Советской власти застал, такое «невежество», в тринадцать-то лет, приводит в ужас. Уж мы-то и в пять, разбуженные посреди глубокой ночи, могли без запинки выпалить имя и отчество Ленина, а в шесть – по минутам расписать хронику Октябрьского восстания. Но, если вдуматься, что за цаца такая Ленин и что за важность такая великая большевики, чтоб поперёд илотов да всяких тамплиеров их в образовательный курс совать? Как говорится, «в очередь, сукины дети, в очередь!» И пусть знают своё место в истории!

Еще же в защиту нынешней якобы одебиленной и ничего не ведающей молодёжи хочу сказать следующее: не далее как двадцать лет назад значительная часть населения самой грамотной в мире страны искренне верила в то, что
1. Когда-нибудь будет построено общество, руководствующееся принципом «от каждого по способностям – каждому по потребностям».
2. Все люди станут сознательными и согласятся жить по этому правилу. И будут непременно счастливы.
3. Войны и насилие в таком обществе исключаются, а преступность – явление социально обусловленное, преходящее и временное.
Ну и всякая подобная чушь…
Замечу, что среди людей, искренне разделявших идеалы коммунизма, были индивиды не только с высшим образованием, но и обремененные учёными степенями…
Замечу еще, что современный малолетний шкет, прогуливающий школу, чтобы  подработать мойкой машин, в такие идеи не верит. Он вообще мало во что верит, но знает твердо две вещи: «бесплатно работают только лохи» и «крыше надо отстёгивать, если нельзя прокинуть». И это объективная реальность, а не смутные идеалистические  концепции, когда-то данные в ощущениях двум бородатым немецким трубадурам. Во всяком случае, работает этот парень за собственный интерес, а не ради «светлого завтра», обещанного непонятно когда, для кого и зачем вообще. В отличие от многих вполне взрослых и куда более образованных мечтателей минувшей исторической эпохи…

Так спрашивается, о каком БОЛЬШЕМ одебиливании, оболванивании и оглуплении можно говорить? Куда больше-то, чем было при «совке»? И что толку в таком гуманитарном образовании, которое доводит человека до шизофренического состояния, когда можно презреть все очевидные законы природы и общества – и верить в вещи более чем странные?
Нет, я не против образования и знания истории – эти вещи порой весьма полезны. И в советском образовании было много хорошего – правда, это «хорошее» очень в малой степени относится ко всевозможным диковинным трактовкам исторических фактов…
Я просто предлагаю юным «пофигистам» хороший ответ на упреки «старшего поколения» в недостаточной образованности и «одебиленности» рекламой, бездуховной музыкой, «пепси» и «сникерсами»: «Ну, нам-то хоть ума хватает в коммунизм не верить… В отличие от некоторых…»

Хотя, разумеется, нет никакой личной заслуги нынешних апатичных и эгоистичных поколений в большей незамутнённости сознания и естественности восприятия: им просто перестали так активно пудрить мозги, как это делали их папам и дедушкам. Просто страна пошла на поправку – и вернулась от утрированного идеализма к нормальным, прагматическим, реальным и чисто-конкретным общечеловеческим ценностям. Надеюсь, что необратимо…