Нахалёнок

Кузьмин С.В.
«Есть в осени первоначальной»… Но бывают и в ее середине такие дни, когда погода так хороша, что с самого утра настроение просто бьет через край. Хочется смеяться и шутить по любому поводу.

Идя на работу через дубраву, шуршал порыжелыми листьями, вдавливал каблуком желуди в мягкую землю с тайной надеждой, что на будущий год из них появятся побеги.
С немалым сожалением вышел из-под низких ветвей на серый бетон тротуара. В наступившей тишине услышал за спиной частые шажки. Оглядываться не стал – мало ли народу спешит утром на работу или детей в школу. Через полминуты меня догнал и пошел чуть впереди мальчуган лет 8-9. Чистенький, отутюженный, с ранцем на спине. Тонкая шейка выглядывала из белого воротника рубашки. Ботинки начищены, на брюках складка – можно порезаться. Раненько пришлось встать маме, чтобы отправить сына в школу в надлежащем виде.

Чуть семеня, мальчишка шел впереди, кося взглядом на меня. Его левая ладошка выглядывала из длинноватого рукава пиджака как маленькое узкое веслецо. Что-то ковырнулось в памяти – мне ужасно захотелось посмотреть на его правую руку. Прикуривая на ходу, я чуть задержался и глянул за спину мальчишке – так и есть, правая ладошка была согнута. Пальцы держали край рукава пиджака, касаясь пуговиц. Когда-то, давным-давно, я точно так же ходил в школу, придерживая рукав пиджака пальцами.

Мальчуган оглянулся на меня, слегка замедлил шаг, дожидаясь, и снова пошел рядом чуть впереди. Из озорства я прибавил ходу – мой попутчик отстал, потом припустил почти вприпрыжку, стараясь быть впереди. Мне виден был его карий глаз, которым он косил на меня, и чистенькое смугловатое лицо. Паренек дышал уже ртом, ранец тянул его назад, а руки болтались невпопад. Но он не сдавался.

«Вот нахал!» – весело удивился я, сбавил скорость и громко сказал:
– Не гонись, все равно не обгонишь…
Мальчишка ничего не сказал, но бежать перестал и пошел рядом, изредка бросая дружелюбные взгляды.
– …и не горбись. Спину выпрями, и руками не маши.
Мальчуган быстро осмотрел меня своими карими гляделками и с готовностью выпрямился, держа руки по швам.
– … рукав отпусти, а пальцы чуть согни. Плечи назад отведи, а мо… голову кверху подними.
– … и грудь вперед, – мальчонка мне понравился, да и все ж веселее идти, – представь, что ты мамке торт двумя руками несешь. Мамке-то помогаешь?
– Помогаю… – это были его первые слова.
– Вот и молодец. Запомнил, как ходить надо? Вот так и ходи. И смотри у меня, двоек не нахватай в школе… – пошутил я. Справа показалась школа, и мальчонка уже бросил взгляд на дорогу, выбирая, где свернуть с тротуара.
– Ладно… – он несмело улыбнулся мне, свернул к школе, обернулся и осторожно поднял до плеча левую руку.
Я поднял над головой сцепленные ладони и тоже улыбнулся в ответ. Мальчишка пошел к школе, держа спину прямой, чуть покачивая руками. Но перед воротами потерял всю степенность и сорвался на бег, махая руками как ветряная мельница. А я пошел дальше.

День оказался мало загруженным, и после обеда я ушел с работы. Про мальчишку даже и не вспоминал. Народу на улице было много. И, уже пройдя школу, за идущим впереди человеком я увидел своего утреннего попутчика. Мальчонка шел с дружком, тоже школьником, и что-то говорил. Я уже хотел обгонять идущего впереди, как услышал, что говорил мальчишка: «…а голову вот так надо держать…».
Он прошел пару шагов, демонстрируя походку, полуобернулся к спутнику. Его спутник, вообще мелюзга в кепочке, семенил рядом, поминутно поддергивая лямки ранца.
– А ты откуда знаешь? – вопросительно пропищало это создание.
– А мне папа так сказал… а еще…
Обгонять мне их расхотелось.