У Котеля Маарави Западная Стена

Erik Mendel
К Котелю беспрерывно стекаются паломники. Приезжают со всех концов Израиля и со всех концов света. У входа  на площадь перед Стеной стоят столики, наполненные  картонными шапочками (кипот). Принято перед входом покрывать голову. И христиане из США, Канады, Латинской Америки, из Европы, Скандинавии, негры из Африки, японцы, китайцы, тайландцы, индусы – все покрываю голову и осторожно, можно сказать, бережно приближаются к всемирной святыне. Стена Плача.

До Шестидневной войны 1967 года вход для евреев был закрыт, без всяких исключений…
Сюда приезжают отметить Бар-мицву (совершенолетие 13-тилетнего подростка) из всех уголков Израиля. Громогласное чтение Торы, повязывание тфиллин. Радостные и возбужденные лица счастливых родителей, родственников и просветленные виновники торжества. Танцы в обнимку со свитками Торы…  И – заключительный «лехаим»…
Особенно впечатлительно благословение луны в начале месяца, когда ее серебрянный серп сияет на темном небосклоне в хороводе ярких звезд...

***
Прошел 9 Ава. Тысячные толпы заливали площадь перед Котелем. Сидели на камнях, устилающих площадь, постились, плакали, молились.
9 Ава – позади. Вроде бы, должно стать полегче…
Это время называется «бейн зманим» (между временами), когда не учатся ни детишки в хедерах и талмуд-тора, ни студенты в иешивах, ни женатые в колелях.
Некоторые используют это время для путешествий по стране, посещают могилы праведников, густо покрывающие Землю Израиля…

***
Вечер. Последние лучи заходящего солнца резко освещают каменные громады Котеля, выявляя самые мельчайшие трещинки и углубления, обычно невидимые глазом.
Слева, на большей части площади перед Котелем, молятся мужчины. Они могут уходить и под арку, где в больших пещерных залах можно видеть продолжение Стены, сложенной из гигантских каменных блоков, будто уложенных рукой великана.
Там спасаются от полуденной жары, там молятся у многочисленных святых шкафов со свитками Торы, хранящихся в них…

Справа – женщины. Их разноцветная толпа заливает каменные плиты площади.
Девочки, девушки, матери семей с детьми, пожилые женщины страстно молятся.
Молят за здоровье, за благополучие, за беременных, чтобы легко родили, за бесплодных, чтобы с Б-жьей помощью забеременели…
Со слезами - за многострадальный народ, чтобы враг, находящийся повсюду, не убил, не искалечил навсегда…
Есть за что молиться нашим праведницам…

Только массивная металлическая, решетчатая перегородка отделяет мужскую и женскую часть. Стена беспрерывна. Котель – для всех.

Мужчина в черной шляпе прильнул к Стене. Шляпа сдвинута назад и высокий лоб как бы хочет влиться в камень. Губы шепчут, льются слезы, застилая глаза, покрывая паром стекла очков и струйками стекая по заросшим щекам дальше в седую бороду…
- Властитель Мира, верни мне сына. Чтобы скорее вернулся к Истине, чтобы пришел домой… Пять долгих лет я его не видел. Забыл его запах, ласковость кожи… Как я хочу обнять его худые плечи, прижать к сердцу… Он уже взрослый мужчина.
Отец, что в Небесах, верни мне сына…
Горючие слезы непрерывно льются, капая на горячие плиты. Носовой платок промок насквозь и уже не впитывает в себя…

Рядом стоит невысокий мужчина, обросший седой растительностью. Протягивает руки вперед к  Котелю, как будто несет что-то драгоценное и хрупкое.
-Прими мою жертву… Прости… Пожалей, сжалься над нами…

А человек, одетый в элегантный черный костюм, с черной ухоженной бородой сидит на стуле вплотную к Стене. У него в руках Псалмы царя Давида. Распевно и очень быстро он читает их, энергично переворачивая листы. Периодически прикасается рукой к Котелю и затем подносит к губам прикоснувшуюся руку. Иногда его взор, затуманенный еле сдерживаемыми слезами, проходит по молящимся, как бы ища поддержку, ответа на что-то волнительное…
Остановившись на пожилом еврее с пышной седой бородой и уловив доброжелательный взгляд, приближается к нему; и – шепотом:
-Я должен с кем-то поделиться… Ты можешь меня выслушать?
Ответный кивок головы (ой). И вот они уже, пятясь (к Стене нежелательно поворачиваться спиной), удаляются от Котеля и присаживаются на каменной скамье у стены, отделяющей площадь Котеля от большой парадной площади, где часто проводят  принятие клятвы новобранцев.
-Я из Бней-Брака*. Аврех*, учу Тору…
В этом моя жизнь, мое счастье… 
Недавно мне приснился сон, из-за которого я и оставил учебу и приехал к Котелю помолиться…
Как будто меня вызвали на Небесный Суд. Судья в белых длинных одеяниях сидят полукругом. Один заявляет, что присуждено уничтожение многих евреев… Но вместо них можно взять достойного Праведника… Привели одного большого талмид-хахама* (Мудреца); его кандидатуру отвергли. Затем – еще нескольких Мудрецов поколения – тоже отвергли…
И вдруг вызывают меня. Я оторопел. Недоумеваю – причем же я. Ведь нужен большой талмид-хахам...
-Его…. Он подойдет…
На этом я проснулся. К чему бы это?..

***
Не глядя на позднее время – солнце уже зашло, и яркие прожекторы залили площадь и Стену, женщин на их половине много.
Тесной толпой стоят лицом к Стене, стараясь придвинуться хотя бы чуть-чуть поближе.
Пожилые, молодые, матери с детьми, девушки и дети.
Легкий шум-гомон от произносимых шепотом молитв и чтения Псалмов…
Старые женщины и древние старушки плотно сидят на каменных скамьях у стены, отделяющей от парадной площади. На одиночных стульях сидят больные, инвалиды и беременные…
Все в едином порыве – использовать каждую секунду на Святом месте, чтобы страстно обратиться к Творцу…
Жарко. Тесная толпа… Раскаленные дневным жаром глыбы Стены, каменные плиты пола излучают волны тепла…
(продолжение следует)