Светлые глаза

Виталий Полосухин
Зачем нужен тюль на окнах? Сквозь него почти не видно изнутри.  Мутная поволока покрывает изнутри окно. Снаружи не видно того, что происходит внутри. На верхних этажах тюлем не пользуются -  там свет и чистые стекла. А я живу на первом этаже, и тюль актуален. Хотя ночью снаружи даже через тюль видно лучше, чем изнутри. Если в комнате горит свет. Но ночью мимо окон никто не ходит. Мимо моих окон никто не ходит и днем, но тюль висит. А если. Вдруг.
Я выключаю свет в комнате и раздвигаю тюль. Ночь. Стою у окна.
О, эта излюбленная писателями поза - у окна. Когда герою надо подумать, он подходит к окну, скрещивает руки на груди и думает. Я - лирический герой.  Я подхожу к окну, скрещиваю руки на груди и думаю. Давай, о чем мне думать? Только умоляю, не надо вкладывать в мою голову высокопарных монологов о несчастной любви и одиночестве - ты и так измучил ими мои мозги! Давай я просто понаблюдаю. Вот двор - нет людей, нет звуков, только мертвые вещи. Большие вещи - мелочей ночью не видно. Призраки дневных динозавров. И небо.  Много звезд, но нет луны. Сегодня место луны вакантно. Место луны на небе вопиюще незанято. Но я знаю - луна есть и сейчас. Просто она  подразумевается.
Что-то не клеится внутренний монолог. Может ты спишь? И я могу немного могу побыть собой, а не образом и подобием? А может я теперь и есть ты? А может, я был тобой всегда? ... Я прикасаюсь к стеклу. Холодно, гладко и прозрачно. Пальцы не могут пройти сквозь невидимую, но вещественную преграду. Правильно, не божеское это дело - проходить сквозь. Бог должен проникать, наполнять, создавать, менять. И если я бог, я хочу изменить этот мир. Немного. Пусть не будет их. Но я же добрый бог. Пусть их не будет не совсем. Просто видеть их уже не могу. Пусть я их не буду видеть? Пусть они живут как хотят, но перестанут мучить мои глаза. Выколоть их из моих глаз. Пострадаю только я - могу я себе хоть это позволить - пострадать в свое удовольствие.

Утром я вышел проверять свою божественную природу. Нет, у меня не было этой мысли, я даже не чувствовал, изменился ли мир. Просто я вышел делать это, как выходил каждый день.
Я шел к метро, по узенькой улочке, стиснутой облезлыми домами и скучными городскими деревьями. Бездомные собаки лежали на обочине, бездомная рыжая кошка перебежала дорогу. Я не встретил ни одного человека – такое бывало обычно, когда я ехал на работу в десять утра. В такие минуты я чувствовал себя хорошо и спокойно, поэтому часто опаздывал. Всего три минуты до метро. Три минуты иллюзии того, что ты один на всем белом свете. Но у метро все вставало на свои места – струи людей вливались и выливались сквозь стеклянные клапаны этой гигантской перегонной реторты. Так было всегда.
Но не сегодня.
У метро не было ни единого человека. Так же мотались стеклянные двери, так же шумели шаги и голоса, так же выли клаксоны вдалеке. Только самих людей не было.
Я остановился. Я смотрел на пустую площадь. Я все слышал, но ничего не видел. И сознание чудовищной перемены медленно выползало из обморока моего рассудка.
Медленно я вошел в здание метро, механически пропустил сквозь турникет карточку и прошел сам. Еще не веря, спустился на пустую станцию. Пустые поезда подходили к пустым перронам, раскрывали двери пустых вагонов, сквозь гул тесного движения доносился голос диктора: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Кунцевская…» Двери закрывались, и пустые поезда уезжали.
И я на минуту сошел с ума. Я растопырил руки и прыгнул вперед, пытаясь поймать голос. Я обнял пустоту, снова растопырил руки и прыгнул в сторону. Потом я бросился с раскинутыми руками через всю станцию, и длинные полы плаща крыльями развевались за мной.
У эскалатора я остановился. К перрону снова подошел поезд – я стоял у первого вагона. Мой взгляд попал в кабину машиниста. Она была пуста. Я закрыл глаза, дал им отдохнуть и открыл снова. В кабине никого не было. Я вошел в поезд.
- «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - «Кунцевская».
Поезд двинулся с места и, набирая скорость, вошел в тоннель.
Вагон был пуст. Я слышал, как терлись друг о друга куртки и плащи, шуршали газеты. Тугой шум тоннеля поршнем продавливал трубу поезда. Внезапно этот звук оборвался, и поезд выехал на открытую линию. Утреннее солнце осветило вагон, отразилось от оконных стекол и никелированных поручней. Я схватился за них и пошел по вагону. Я вспомнил, как, возвращаясь ночью из Крылатского, любил такие пустые вагоны – можно было подтягиваться на ручках и выбирать любое место. Правда, пустыми такие вагоны были всего один переезд. Я не удержался и, схватившись за поручень, подтянулся. И до меня дошло.
Вот оно! Свершилось! Только я! Один! Всемогущий и безнаказанный! Начало и конец того, что звалось человечеством! Нет больше серых мятых и вонючих мужиков, нет больше квадратных булькающих и дышащих баб, нет полуживых бессмысленных стариков и полумертвых детей в кульках у нищенок. Этот шум, шум ваших вещей и болезней – все, что осталось от вас. Да, нет и пестрых девушек, летящих на тонких каблучках, но вы все равно всегда пролетали мимо. Да, нет и мудрых спокойных мужчин, взгляд которых успокаивает лихорадку мыслей, но ведь вас и раньше не было. Я смотрел в окно, на пустые шоссе и проспекты и медленно понимал всю красоту своего мира. Да, теперь это был мой мир. Я лег на мое сиденье моего вагона и растянулся, задрав ноги на спинку диванчика. Вдруг рядом, совсем рядом, над моим ухом зазвонил мобильник. Расстегнулась молния невидимой сумочки, и женский голос четко произнес:
- Алло. Подъезжаю к «Киевской»… Торт купить? Хорошо, зайду в магазин.
Я вскочил и уставился в пустое место, откуда доносился голос. Холодный ужас спиралью прошел сквозь меня, звуком вырвался из моих легких и застрял поперек горла, больно царапая трахею. Я пятился назад. Поезд вошел в тоннель, проскочил его и затормозил на станции. Я упал на спину, перевернулся и встал на четвереньки. Путаясь в плаще, я выполз из вагона и, лежа на холодном мраморе, пришел в себя. Пусть их. Это пройдет, как растворяется в воздухе звон тронутого ветром колокольчика на окне.
Я ходил по эскалатору вперед и назад, сидел на ступеньках и на перилах, плевал в рекламные щиты и пускал по желобам горсти мелочи. Монетки катились вниз, звонко подскакивали, разлетались в стороны, ударяясь о лампы, о стекло кабинки дежурного. На «Киевской» было так же шумно, как и всегда. Я ходил по станции как по музею и разглядывал мозаики, которых до этого никогда не замечал. На них были изображены люди, теперь люди здесь остались только на мозаиках. Но и они были ненастоящими, фальшивыми, слишком радостными, слишком благородными, слишком красивыми. Я достал пачку сигарет и закурил. Это меня особенно развеселило. Дымок сигареты среди мозаик и плафонов пустой станции метро выглядел дико. Я швырнул сигарету далеко вперед и изо всех сил крикнул.
Внезапно разом все затихло. Шум шагов прервался. Десятки невидимок повернулись в мою сторону, и я кожей почувствовал, как десятки невидимых пар глаз уставились на меня. Моя спина покрылась мурашками, я покраснел и мне вдруг стало безумно стыдно. Но я сжал этот стыд в кулак, вырвал его и отшвырнул вслед за сигаретой.
- Вы ничего не можете сделать мне! – крикнул я. – Вы не властны надо мной! Вы даже не тени – вы всего лишь звук! Звук! И поэтому пошли все к черту!
Я достал из пачки новую сигарету. Пальцы дрожали. Закуривая, я вошел в вагон и думал, куда бы поехать. Теперь я действительно свободен – мне не нужна эта бессмысленная «работа», я могу поехать куда угодно, смотреть на что угодно, и ничьи спины ничего не будут загораживать мне.
Я вспомнил, что раньше часто ходил мимо одного дорогого ресторана, у дверей которого стоял по-шутовски выряженный швейцар в викторианском мундире, а на парковке – только дорогие автомобили. Почему-то я решил зайти именно туда. На «Тверской» я вышел и оглядел пустой город. Уходила вдаль голая дорога. Черно-зеленый Пушкин возвышался на площади. Только Пушкин и я. Я подошел к самому пьедесталу и задрал голову, пытаясь поймать его бронзовый взгляд. Это было захватывающее ощущение. Мне показалось, что я лечу куда-то вверх, и я чуть не упал – закружилась голова. Я прошелся по бульвару до того ресторана. Несколько лакированных иномарок уже стояли поперек тротуара. Я достал ключи от дома и на ходу провел по эмали длинную царапину.
В ресторане было пусто и роскошно. Маленькие столики с белыми пирамидками салфеток, искорки столовых приборов. Тихо играла музыка, легкие интерьеры псевдоначала псевдодевятнадцатого века выглядели вызывающе пошло. Я присел за столик, взял чью-то чашку с полутеплым кофе и сделал глоток.
Мне стало скучно. Зачем я здесь? Я слушал музыку и чувствовал, что изнутри наполняюсь усталой грустью. Ее источника я не знал, но капля за каплей она медленно прибавлялась, уже собралась небольшая мутная лужица. Я допил кофе, думая, что это взбодрит меня, и вышел на бульвар.
Я бродил по пустым улицам, заглядывал в пустые магазины, сидел на пустых скамейках. Улицы шумели, но это был пустой, ничем не заполненный шум. Я начинал привыкать к этой пустоте. Пустой город, пустая страна, пустая планета. Только я в этом мире был по-настоящему реален.
Вечером я возвращался домой. В метро стоял гул часа пик. Без самого часа пик. Точнее, час был – пик не было. Никого не было. И моя усталая грусть плескалась уже под грудью.
Сквозь серый остывший воздух осеннего вечера я брел домой. Я шел мимо переполненных помоек и думал – как странно. Людей нет, но мусор есть, вполне осязаемый и обоняемый. Вон даже какая-то старушка в нем копается… Я сделал еще полшага и резко развернулся. Маленькая горбатая старушка в драном пальто заглядывала через край помойки. Я глубоко вдохнул, этот вдох поднял меня, и я, едва касаясь земли, махая руками, бросился к ней.
- Эй! Бабушка! Эй! Смотрите сюда, не пугайтесь!
Я кричал еще какую-то чепуху – я не знал, что мне кричать. Старушка вздрогнула, обернулась в мою сторону, сползла с края помойки, согнулась, встала на четвереньки и деранула в кусты. Я еще бежал за ней, давно понимая, что ошибся.
У двери квартиры я стоял, пытаясь поймать ускользающую мысль. Я не стал заходить к себе, а подошел к соседней двери. Глазка в двери не было – цепь навесить проще, чем просверлить глазок. В этой квартире жила одна девочка. Ничего особенного, просто девочка, с которой мы иногда встречались по утрам. В любое время года, сталкиваясь со мной на лестничной клетке, она бросала на меня взгляд и, опуская голову, проходила мимо. За все время, что мы жили здесь, а это обе наши жизни, мы сказали друг другу только одно слово – «здравствуйте». Я даже не помнил толком, как она выглядит, ни цвета волос, ни цвета глаз. Помню только, что взгляд у нее светлый. Уж не знаю, почему. Светлоглазая девочка. Я позвонил.
Легкий голос из-за двери спросил:
- Кто там?
Я промолчал. Но дверь вопреки всем правилам открылась. Я смотрел в перетянутую цепочкой щель. Там жили. Работал телевизор, звенела посуда на кухне, смеялся ребенок. Я чувствовал, что оттуда, из этой щели, смотрят. Но глаз не видел. Светлых глаз я теперь не видел. Я протянул руку через цепочку туда, внутрь квартиры, и мне показалось, что я ощутил пальцами человеческое тепло, ее тепло. Даже ее саму, мне показалось, я на мгновение почувствовал и увидел. Но всего лишь показалось. Теплые чужие запахи обволокли мою руку, и я вынес ее в коридор, чтобы не прищемило дверью.
Я вернулся к себе, разделся и машинально включил телевизор. На экране появилось лицо дикторши вечерних новостей.
- «Президент России Владимир Владимирович Путин прибыл с официальным визитом…»
Какое-то время я тупо смотрел на это лицо. Суховатое, сильно напудренное, когда-то красивое. Это было первое лицо, которое я видел за весь день. Я слушал, пялясь на это лицо, про то, как несуществующий президент прибыл в несуществующую страну. Как высказывались несуществующие политики, и как несуществующие проблемы мучили несуществующих людей. Кто-то заключал договора, кто-то судился, кто-то умирал на войне, а кто-то от голода, и только я понимал, что на самом деле ничего этого нет. Это была передача с того света.
Я достал из холодильника бутылку вина – оставалось еще три штуки. Сегодня мне снова надо было забыться. Сначала выпью вина, потом приму снотворного и засну. Может быть, если я проснусь завтра, все будет по-прежнему. Впрочем, я слабо в это верил – по-прежнему уже быть не может, по крайней мере, для меня.
- «А мы вернемся после рекламной паузы…» - сказала она. Нет, милая, никогда ты уже не вернешься. О, я, глупец! Не то мне надо было уничтожать, совсем не то. Если бы я был умным, я бы убрал из этого мира телевидение. Я убрал бы этикетки и плакаты. Я убрал бы газеты и книги из туалетной бумаги. Волосы и ногти, потовые железы и половые органы, рты и желудки, и особенно прямую кишку. Оставил бы глаза и пальцы.
Я выпил еще вина. Снотворное не действовало, и я глотнул еще несколько таблеток. Потом допил бутылку. Сверху в потолок кто-то тихонько постукивал, бормотали какие-то голоса. Я подошел к окну и взглянул на небо. Ну, здравствуй. Или ты опять спишь? Или, на самом деле, ты и есть я? Нет. Не мог я так галимо все устроить. Не должен был. Значит, ты. Ну послушай-ка, верни все обратно, а? Хотя бы девочку эту светлоглазую. Хотя бы луну верни.
Стук в потолок усилился. Я различил какой-то мотив. Кажется, «Чижик-пыжик». Точно. «Чижик-пыжик-где-ты-был-на-базаре-водку-пил». Кстати, о водке. Я немного витиевато подобрался к холодильнику. Он тоже урчал на мотив «чижика». Я хмыкнул и достал новую бутылку, долго мучился с пробкой, но, наконец, задыхаясь, открыл. Сердце при этом громко стучало: «выпил-рюмку-выпил-две-закружилось-в-голове». Это точно. Надо заснуть. Я сделал три долгих глотка из горла и закусил таблеткой. Телевизор бубнел совсем тихо, зато стук сверху усилился, и «чижик» звучал уже на всю квартиру. Черт, надо что-то с этим делать. Ходить наверх бесполезно. Я достал из угла швабру и стукнул что есть силы в потолок. Еще раз. Еще. Посыпалась снежком побелка, на потолке остались грязные смазанные следы. И «чижик» прекратился. Зато я наконец различил голоса. Говорили несколько мужских голосов. Я хорошо различал интонации, но смысл доходил до меня с трудом. Я только понял, что они собрались арестовать меня. Это была группа захвата. Я даже слышал из телевизора, как они переговаривались по рации. Они говорили обо мне, ругали, сговаривались, как захватить.
Мне стало холодно и потно. Я старался не дышать, выключил свет, но оставил телевизор, чтобы слышать их переговоры. Ползком я подобрался к входной двери, но выглянуть в глазок не решился, только прижался ухом. По лестнице кто-то прыгал, цокал каблуками со ступеньки на ступеньку – «чижик-пыжик-где-ты-был». Я понял – это отвлекающий маневр. Они хотят показать, что здесь все безопасно, но я-то не дурак, я слышу все, что вы замышляете. Я подполз обратно к телевизору и прислушался. Они поняли, что я раскусил их, и теперь они хотели убить меня. Но я живу на первом этаже, и у меня есть секретный ход – об этом они забыли. Я выглянул в окно – никого нет – и стал возиться со шпингалетом. Как назло он заел. И вдруг раздался громкий четкий стук в дверь. Я подпрыгнул, рванул последний раз шпингалет, отступил на шаг и прыгнул в окно. Стеклянные когти, разбившиеся, застрявшие в раме, прошли сквозь мою кожу, прорезали мышцы, я вывалился на холодную землю, пытался отползти в кусты, но руки уже не слушались меня, я только сквозь мокрые от чего-то ресницы видел, как зажигался в окнах свет, слышал, как захлопали, открываясь, балконные двери, люди выглядывали на улицу, кто-то пронзительно завизжал, какой-то мужчина перелезал на улицу прямо со второго этажа через балконные перила… Хорошо, что так много людей… Они не дадут меня в обиду… Нет… Нет.. Нельзя любить людей вообще. Светлые глаза…