Доктор

Анна Михневич
  Он шел по улице медленно, низко опустив голову и ни на кого не обращая внимания.Моросил дождь и дул прохладный ветер. Небо заволокли темные тяжелые тучи и мрачно нависали над городом. Путнику было холодно, и он все время подергивал плечами. Полы его черного пальто развевались на ветру, словно большие крылья ворона, а темные волосы прилипли к мокрому лбу.
  Мужчина шел по одной из тех улиц, где обитали только нищие и бродяги. Это была опасная улица, известная убийствами и изнасилованиями, но он не боялся. Здесь все его знали. Ведь он был местным доктором. Хотя местным назвать его нельзя, так как жил он не здесь. Этот доктор всегда приходил из ниоткуда и уходил в никуда каждые три месяца. Приходил он только ровно на неделю, но за этот короткий промежуток времени он спасал жизни многим бездомным. Обитателям подворотни это казалось странным, но никто не смел спросить его, откуда он и почему помогает им.Главное, он лечил их бесплатно и иногда даже давал деньги на еду. Почему? Возможно, из жалости. Бродяги и нищие, которых на современном языке называли просто бомжами, любили его и защищали при необходимости в пределах своего владения. Ведь такие улицы давно были распределены между их обитателями. Доктор всегда приходил поздно ночью, когда все уже спали, и молча проходил по улице. И каждый раз он появлялся, когда была полная луна.
  Странный. Молчаливый. Строгий. Отзывчивый.
- Доктор!
  Мужчина остановился и обернулся на зовущий его голос. Никто не знал его имени. Все называли его просто Доктор.
- Да?..
- Идите сюда...Нужна ваша помощь.
- Что случилось?
  У него был глубокий и хриплый голос, слегка приглушенный.Обычно таким голосом читают проповеди на церковных службах священники.
- Сегодня ночью ранили моего брата. Он пытался ограбить одного мужика, а у того оказался нож.
- Куда ранили? - спросил он, шагая за горбатым бродягой в грязных штанах и дырявом пальто.
- В живот, кажется.
  Дальше они шли молча. Наконец, они подошли к старому полуразрушенному дому с обшарпанными стенами в кусках выцветших обоев.На груде грязных одеял лежал молодой человек. Он был бледен. Его лицо искривила гримаса боли, а руки, все в крови, прикрывали ножевое ранение. Доктор присел перед ним и в свете фонаря внимательно осмотрел рану.
- Не волнуйся, - спокойно ответил он.- Твой брат будет жить. Сколько ему лет?
- Двадцать пять, вроде. Я уже не помню, когда у него день рождения. Я и свой то забыл.
- Раньше я вас не видел. Вы давно здесь появились?
- Два месяца, кажется, - ответил бродяга.
- А как узнал, кто я ?
- Вас все знают. О вас все говорят. Догадался, что это именно вы тот самый Доктор.
- Поднимай его и следуй за мной.
  Горбатый поднял брата на руки, который тут же застонал.
- Потерпи...Доктор, с ним правда будет все в порядке? Он - единственный близкий человек в моей жизни. Это мой младший брат.
- Все будет хорошо, - спокойно ответил Доктор, но при этом внимательным, изучающим взглядом посмотрел на нищего.
  Они прошли в другой конец квартала и остановились перед небольшим зданием, которое выглядело очень даже неплохо на фоне других полуразрушенных домой. Доктор открыл дверь, и они стали спускаться по многочисленным ступенькам. Снова дверь. За ней горбатый увидел большую комнату, в центре которой стоял длинный стол, а рядом столик с инструментами. В углу - раковина и кусок мыла, а на гвоздике белоснежное полоьтенце. Возле стены большой шкаф с множеством ампул, пузырьков и таблеток. В комнате пахло лекарствами и стерильностью. нищий открыл рот от удивления. Как давно он не видел такой белизны и чистоты. Под ложечкой засосало.
- Положите его на стол и выйдите. Подождите за дверью.
- Хорошо, - положив брата на операционный стол,послушно ответил нищий и тут же ушел, плотно прикрыв дверь.
  У него было такое ощущение, что все это происходит не сним. От Доктора веяло такой силой, таким великодушием и такой таинственностью. Кто он? Зачем помогает каким-то бомжам, о которых уже давно все забыли? Хотя, это не важно. Главное, чтобы он спас брата. И впервые за долгие годы своей никчемной жизни бродяга молился.
- Твой брат будет жить. Рана не серьезная.
  Нищий вздрогнул от неожиданности. Он даже не слышал, как открывалась дверь.
- Правда? о, спасибо, Доктор.
- Можете отнести его к себе. Вскоре я навещу вас. Вы откуда?
- Даже не знаю, что и ответить, - смешался нищий. - Я так давно переезжаю из одного города в другой.
- Ты не похож на остальных бомжей. В основном все уже очень больные, отчаявшиеся люди, многие напиваются до одурения, лишаются рассудка и памяти, живут только животными инстинктами, так как их мозг давно умер, а о душе и говорить нечего. Ради еды убьют родную мать. В вас же остались отстатки ума, доброты, душевности, вежливости. Это говорит о том, что вы совсем недавно стали вести такой образ жизни.
- Вы наблюдательны. Я живу на улице. - усмехнувшиь, ответил он, - около пяти лет. Немного потерял счет времени...
  Занимался рассвет. Дождь прекратился. Бомжи просыпались. Уже по всему кварталу пронесся слух о появлении исцелителя. Нищие разошлись по местам работы: метро, вокзалы, подземные переходы. Они сидели и просили милостыню.Половину заработка забирали "ублюдки" в кожаных куртках и с пистолетами за пазухой. Их все боялись, и никто не смел что-либо сказать. Один пытался обмануть их и на следующий день его нашли с перерезанным горлом в канаве.
  Горбатый весь день просидел с братом, который как только пришел в себя, стал просить воды. У него ничего не было, кроме банки пепси, которую он еще вчера подобрал на улице.
- Как он?
  Горбатый вздрогнул испуганно, так как опять не услышал, как Доктор подошел к нему. Как и тогда - появился бесшумно и незаметно, словно призрак. У бомжа пробежали по спине мурашки, когда он всмотрелся в его лицо.Лицо Доктора было болезненно бледным, и два больших шрама пересекали лоб. А глаза! Они словно видели тебя изнутри и светились проницательностью.
- Как чувствует себя твой брат? - спокойно повторил Доктор.
- Не знаю. пока только стонет, и все время просит пить.
- Ты давал воды?
- Нет. У меня ее просто нет. только пепси.
- вот вода.
  С этими словами Доктор протянул бутылку с прозрачной жидкостью, при виде которой у горбатого потекли слюнки. Как давно он пил прохладную чистую воду!
- Спасибо, - жрогнувшим голосом ответил он.
  Только сейчас бомж обратил внимание на руки Доктора. Большие ладони, длинные ухоженные пальцы и нежная кожа. Настоящие руки врача - хирурга.
  Не сказав ни слова, Доктор внимательно обследовал больного. А потом молча поднялся и стал уходить.
- Подождите! - окликнул его горбатый.
  Доктор остановился и обернулся. Его взгляд пронзил нищего. На какие-то доли секунды тот испугался.
- З-зачем вы это делаете? - осмелился спросить он. - Для чего? Для кого?
- Как тебя зовут? - неожиданно спросил Доктор.
- К-коля...Николай, - удивленно ответил нищий.
- А твоего брата?
- Леша...
- Как ты оказался на улице?
- Когда мне было 30 лет, тяжело заболела жена. мне пришлось продать все, что только было, чтобы покупать необходимые лекарства. Но она умерла. Я запил. Квартиру забрали обманным путем, купив меня бутылкой водки. Когда я пришел в себя и увидел нас с братом на улице, то поклялся, что никогда больше не волзьму в рот ни капли. Теперь, из-за моей слабости, я и мой брат, вынуждены влачить жалкое существование.А почему вы так интересуетесь нами? - с подозрением спросил горбатый (он давно разучился доверять людям).
- Нелегко жить с такой виной на сердце, - словно не расслышав его вопрос, тихо произнес Доктор. - Но каждый из нас несет на себе свой крест...
  Доктор медленно побрел дальше. Горбатый нищий более не осмелился окликнуть его.
  Вечером, когда бомжи возвращались с работы домой, они по одному приходили к Доктору, и каждого тот терпеливо осматривал и выслушивал их жалобы. Для кого-то он был отцом, для кого-то братом, для кого-то Спасителем и Исцелителем с большой буквы.Все его боготворили. Этот странный человек спасал им жизнь, нет, он делал ее чуть-чуть светлее. С его появлением в сердцах обездоленных и забытых появлялись надежда на то, что хотя бы Господь не забыл о них. Ведь он послал к ним Доктора.
  А через месяц недалеко от их квартала началось строительство. Строили здание, в котором, как позже узнали бомжи, будут жить они. В это просто было невозможно поверить. У них будет крыша над головой! Это Доктор добился разрешения построить что-то вроде дома для нищих. Здание было высокое, в два этажа, из темно-красного кирпича, с неширокой лестницей и большими окнами. У каждого бомжа теперь была своя комната, хоть и крошечная, но своя. Теплая и уютная. Кровать с шерстяным одеялом, тумбочка, где лежали зубная щетка и зубная паста. На первом этаже была комната, где стояли шкафчики с необходимыми медикаментами: таблетки от головной боли, от болей в желудке, от гриппа и ангины, зеленка, йод, бинты и вата, и многое другое. Каждый вечер их кормили. Пусть еда была скудной и не слишком разнообразной, но это была нормальная еда, а не отходы из мусоропроводных баков.Они могли пить ароматный горячий чай, а по праздникам могли съесть даже по кусочку пирога. Им выдали одежду:брюки, свитера, ботинки и пальто, чтобы можно было пережить холода. Бомжи боялись верить этому. И молились каждый вечер на Доктора, который принес столько радости в их жизнь. Главным был назначен Николай, и по решению Доктора все должны были слушаться его. Для Николая это показалось неожиданным и странным., но он не отказался от этого задания. В его жизни наконец-то появилось какое-то занятие, и он от всего сердца за все был благодарен Доктору.Так же, как и другие, он проникся к нему уважением  и сочувствием, потому что после разговоров с ним, он догадывался, что у Докутора есть тайна, о которой вспоминать тому не хочется.
  Бомжи этого квартала очень сдружились. Беда всегда сближает, да и Доктор здесь сыграл свою роль. На новый год он сделал каждому небольшой подарок, принес зеленую елочку, украшенную бумажными снежинками, а ночью все устроили грандиозныфй праздник, закончившийся не очень хорошо. Многие напились и чуть не поубивали друг друга. Доктора тогда не было, но он все равно узнал об этом. Ничего не сказал, только посмотрел на всех как на глупых детей. Словно он знал то, чего никто не знал и не мог знать.
  Доктор по-прежнему появлялся через каждые три месяца и лечил их. Брат горбатого Николая поправился и смог лично поблагодарить Доктора. На благодарность тот отреагировал совершенно спокойно. Только внимательно посмотрел на молодого человека своими глубокими проницательными глазами и отвернулся. Он не любил, когда его начинали благодарить, свлоно считал это незаслуженным или совершенно никому не нужным. Кто мог знать, что думает этот странный человек с великодушием и даром исцеления, соизмеримым со Вселенной?
  Как-то к ним забрел один бомж. Старик. Худой и беззубый. Сперва его хотели прогнать взашей. Не хватало лишнего рта! Но не прогнали. Доктор своим поведением, сам того не желая, привил обездоленным чувство жалости и сострадания, чувство взаимопомощи. Старика приняли и даже выделили угол. Этот старик был очень дряхлым и на удивление добрым. его все полюбили. незаметно он стал членом большой семьи бомжей. По вечерам за столом старик рассказывал смешные и грустные истории из своей длинной жизни. Все слушали внимательно, с интересом. Задавали вопросы, пытались учиться чему-то у него. Вскоре все узнали, что он болен. Эпилепсия. Но узнали об этом поздно. Даже Доктор не смог помочь. Появился в доме в самый последний момент, когда ничего нельзя было изменить. Просто когда все ужинали, старик неожиданно завалился набок. У него изо рта появилась пена, и он стал биться головой об пол. Все растерялись и испугались. Даже Николай, но тут же спохватился и бросился к старику на помощь. тот уже успел разбьить себе лоб. И в тот момент, когда Николай и Алексей попытались схватить старика за руки и как-то остановить его, за их спинами возник Доктор. Он бросился на помощь к несчастному, сразу оценив ситуацию. но было поздно. Старик умер ужасно. его выпученные обесцвеченные глаза надолго запомнились всем. Доктор ничего не сказал. Только вышел на улицу и потом долго его никто не мог найти. Все испугались, что он больше не придет, и стали винить себя во всем.
  Только Николай не прекращал поиски и все-таки нашел Доктора. Он сидел на куске грязной газеты, прислонившись спиной к стене.
- Вы заболеете, - сказал Николай. - стены здесь холодные и мокрые.
  Доктор поднял глаза и внимательно посмотрел на него. Промолчал и не сдвинулся с места.
- Вы переживаете из-за смерти старика? -  с нескрываемым уважением и восхищением спросил николай. Это человек вызывал у него чувство благоговения перед ним.
- Да.
  Молчание. Вихри ветра подняли и закружили над асфальтом куски газеты.
- почему вы так помогаете нам? Грязным вонючим бомжам.И как вы добились такого уважения и послушания у таких безнадежных людей, многие из которых способны убить любого ради куска хлеба?!
- Не знаю, - просто ответил тот. - я не добивался. Так получилось само собой. просто я помог им...
- Благодаря вам мы хоть отадленно живем по-человечески. Зачем вам все это?
- Такой уговор у меня с Богом.
- Что?!- никак не ожидавший такого ответа, воскликнул горбатый нищий.
- Я расскажу тебе одну грустную историю про человека, который сделал слишком много плохого в этой жизни, и поплотился за это...Я расскажу историю своей жизни. Родился в обеспеченной семье. Прекрасно учился в школе, окончил медицинскую академию с красным дипломом. У меня было такое прекрасное будущее... Мне безумно везло.Отец помог создать собственную клинику, потом появились аптеки по всему городу, я прославился уждачным исходом операций, и превратился в чудовище. Из больных, которые поступали ко мне, я лечил только самых богатых и брал за это огромные деньги.Купил квартиру, машину. Купался в шампанском. Выезжал за границу. Женился на прекрасной женщине. У нас родилась очаровательная дочурка.
  На этом месте Доктор замолчал, и Николай заметил, как задрожали его губы и веки.
- Мы назвали ее Кристиной.Это было светлое и доброе создание с кудрявыми золотистыми волосами и огромными голубыми глазами. Я души в ней не чаял. И все было так прекрасно. Я наслаждался жизнью рядом с любимой женщиной и дочерью. но всему когда-нибудь приходит конец. Моему счастью тоже пришел конец. Как-то я приехал на работу. Припарковал машину и стал заходить в больницу, когда ко мне подбежала старуха. Обычная такая старуха, только цыганка. А я ненавидел этих цыган. Она стала кричать, что ее сыну очень плохо, что он умирает. Я ответил,что пусть она идет в больницу и там решает этот вопрос. Она сказала, что и так уже нашал врача. А я взял и отпихнул ее. Зачем мне возиться со старой цыганкой, когда меня ожидали обеспеченные посетители! И тогда я вслед услышал то, что навсегда запечаталось в моей голове. Она крикнула: "Ты глубоко пожалеешь об этом. Будь ты проклят и проклята вся твоя семья!".Тогда я только усмехнулся, но зря...Через неделю в автокатастрофе погибли моя жена и дочь...Я тогда чуть с ума не сошел. И в тот вечер напился так, что не мог вспомнить как меня зовут.И именно в тот вечер у меня состоялся разговор с Богом.Я помню слепящий свет и голос, который отдается в каждой клеточке твоего головного мозга. Думаю, что это был Бог, а может голос алкоголя в моей крови...В общем, мне сказали, что смерть жены и дочери - это наказание за отказ в помощи нуждающейся. Это рок, кара за то, что я осмелился приравнять себя к тому, чем никогда не был...Когда я пришел в себя, то единственной мыслью у меня было - умереть. но смерть смеялась надо мной.Я резал вены, я пытался убить себя в автокатастрофе - шрамы на лбу подтверждают это, я травился и даже вешался, но, как видишь, все еще жив.И однажды я понял, что пытаюсь убить себя напрасно.На небе решили, что я недостаточно помучился. Я стал посещать церкви, чего раньше никогда не делал и даже научился молиться. И как-то раз, когда я выходил из церкви, одной нищей у ворот стало плохо.Я бросился к ней на помощь и спас ей жизнь. И впервые за долгие месяцы после смерти жены и дочери мне стало легче. Я тогда плакал как ребенок!...И именно в тот день я понял, что должен делать. Я поставил свою жизнь на служение нищим. Не знаю, делаю ли я это от всего сердца или только ради того, чтобы облегчить душу и замолить грехи...
  Доктор обернылся и замер. Он увидел то, что никак не ожидал увидеть.Он увидел слезы в глазах горбатого бомжа.Слезы горечи, понимания и сочувствия.И отвернулся, так как боялся, что не сдержит себя.Боль, жгучая, острая, разрывала сердце, которое и так было истерзано.
- Доктор, вы святой человек, несмотря на ваше прошлое.Вы делаете то, что обязательно зачтется вам на небесах.
  Доктор склонил голову, и его спина мелко затряслась. Николай с ужасом понял, что тот плачет. Тогда, чтобы хоть как-то успокоить его, он положил руку ему на плечо и успокаивающе похлопал по нему, как бы говоря, что все будет хорошо.
  Проходило время.Доктор по-прежнему приходил на эти улицы каждые три месяца, а потом неожиданно пропал. Нищие стали роптать, говорить, что и Доктор забыл о них, только Николай чувствовал какую-то тревогу.После того разговора они очень сблизились с Доктором.Николай даже помогал ему лечить больных. И только он знал, чтол Доктор смертельно болен.И когда он перестал появляться на квартале, то Николай стал догадываться, что случилось что-то ужасное.И при мысли об этом  на душе становилось очень тяжело.Не каждый день встретишь на своем пути таких людей.
  А в один прекрасный день жизнь Николая и его брата Алексея полностью изменилась. Их нашел какй-то мужчина в черном костюме и с дипломатом в руке и сказал, что Сергей Юрьевич Ворохов (Доктор) месяц назад скончался и все свое имущество завещал Николаю и Алексею...Это было его последним добрым делом на земле, последняя попытка оставить о себе добрую память в сердцах людей.