Париж

Сергей Федорович
Париж, о сколько в этом слове…

Вот и сбылось, я вернулся из Парижа. Увидеть Париж и умереть, в Париж по делу, срочно, “приехал барин из Парижа”. Разумеется, когда меня пригласили на конференцию в Париж, то я поехал не раздумывая.
Итак, 4 часа дня, я сажусь на автовокзале в автобус. Народ внутри страшно ругается. Они ехали из Москвы в одном автобусе, в Минске их пересадили в другой и надо снова отвоевывать удобные места. Что меня поразило, все таки 2 дня в автобусе довольно утомительно даже для здорового молодого человека. А тут было полно бабок предпенсионного и глубоко запенсионного возраста, а также родителей с детьми. Итак, поехали, Брест, граница и мы в Польше. За окном промелькнули спящие Варшава и Лодзь, днем автобус города старательно объезжал. Немецкая граница. Я начинаю ерзать в кресле. Кто их знает, вот сейчас возьмут и ссадят с автобуса. Но пограничник даже брезгует заходить внутрь. Паспорта собирает и раздает водитель. Есть! Поставили штемпель не говоря ни слова. И уже на территории Бранденбурга я схожу размять ноги на немецкой земле. Где-то на полпути бабки начинают хором жаловаться, что у них затекают ноги (ну еще бы им не затекать). Одна подзывает водителя и говорит “так и знайте, автобусом я больше в жизни в Голландию не поеду, только самолетом”. При подъезде к Амстердаму выясняется, что мы идем с опережением графика и вместо 7 утра приезжаем в 3 ночи. Народ снова шумит, многих встречают. Я тихо радуюсь, кажется у меня получается лишних полдня в Париже. Но к сожалению, автобус постояв в Голландии и Бельгии нагнал свой график. Тем временем за окном потянулись спящие голландские города, Хенгело, Амстердам, Роттердам и к утру мы уже были в Бельгии, постояв почему-то полчаса у штаб-квартиры НАТО мы все таки въехали в Брюссель. В бенилюксе большинство народа вышло и я разлегся сразу в двух креслах. Вот и первая остановка на французкой земле. Один парень говорит “всегда мечтал, чтобы вокруг меня звучала французкая речь”. Проезжаем Лилль, и дальше без остановок – до самого Парижа. Приезжаем оказывается на Монпарнас, здесь и мой хостел. А вы не знаете что такое хостел?
Ну, тогда как выражаются завсегдатаи “Добро пожаловать в хостел уорлд”. Это такой вариант общаги, в хостеле снимают не комнату, а койку, соответсвенно другие койки занимают чужие люди. Комнаты не делятся по полу, и соответсвенно населены “М” и “Ж” в равных пропорциях. В июле хостел был забит путешествующими американскими студентами. Однажды два подростка пришли поздно ночью сильно датые, один сразу залез на верхнюю кровать (там были двухъярусные кровати), другой никак не мог забраться, тот что был поудачливее хихикал над ним, как оказалось зря. Заснул с банкой пива в руке, под утро рука разжалась и банка со страшным грохотом ударилась о деревянный стул внизу. Другой раз в моем номере жили две хорошенькие студентки, судя по их лицам, они немного не так себе представляли парижский шик. Я то хоть тихо читал книжку на кровати, мой же сосед черезвычайно оживился, и все разговоры разговаривал, потом подумав достал из сумки фотоаппарат и начал фотографировать барышень. Вообщем свой сон они организовали так: одна спала на верхних нарах в одежде, зато ее одеяло полностью занавешивало нижнюю кровать.
Но хостел, это ведь только переночевать, ведь нас ждет Париж! Да, кстати с моей улицы была видна Эйфелева Башня. Особенно интересно было возвращаться ночью. Вся башня светится желтыми огоньками, а с самой верхушки прожектор освещает то один квартал Парижа, то другой. Ну чисто мечта капитана Немо.
А Париж – это прежде всего бульвары. Монпарнас, Сен-Жермен-де Пре, Капуцинов и многие-многие другие. Все бульвары забиты всякими мелкими кафешками и ресторанчиками, чувствуется, что смысл жизни для парижан в значительной степени состоит в том, чтобы вкусно поесть.
Первое мое впечатление в Париже – я снова вернулся в Лондон. Особенно это чувствовалось не в центре, а около него. Но со временем все ощутимее становилось разница – больше ресторанчиков, меньше магазинчиков, торгующих антиквариатом, старыми открытками и прочей чепухой, люди явно больше внимания уделяют одежде, толпа менее космополитична, во всяком случае на меня Париж впечатления столицы мира не произвел. “Париж- это праздник, который всегда с тобой”? Нет, мне кажется ни в коем случае нет, у него разумеется свой шарм, но нет ощущения праздничной ленивой публики, какой-то эйфории, взрывного веселья, как скажем в Барселоне или некоторых других южных городах. Скорее, это город – северянин, трудяга, впрочем не такой безжалостный, как Лондон или Москва, но некоторая суровость во взляде имеет место быть.
Итак, первое место куда я направляюсь, это остров Ситэ, собор Парижской Богоматери. Выглядещий с фасада, как стандартный английский “каседрал”, с тыла оказывается неожиданно утыкан всяческими химерами, водостоками и прчими непонятными сооружениями. Внутри такие же мрачноватые фиолетовые витражи, как в большинстве английских соборов.
И потом я пошел гулять по набережной Сены. Там, как и положено, сидели букинисты. Но… хоть бы английские книги были, я уж не говорю о русских, а то все сплошь на ихнем французком…. Сидящий на тротуаре клошар спрашивает у меня штопор (показывает бутылку вина и делает откупоривающий жест). Шарю по карманам, к сожалению, штопора нет.
Возвращаюсь в общагу на метро. В вагон входит мужик с баяном, обращается к “мадам и мусью”, и потом чего-то играет, закончив играть, обходит публику с кепкой.
На следующий день я поехал на саму конференцию, к счастью она оказалась не на краю города, как я думал раньше, а в двух шагах от Триумфальной Арки. Конференция называлась 3 Форум Европейской Нейронауки. Я, честно говоря, был просто поражен количеством участников, у меня был стенд номер 260, были стенды с номерами 400 и 500 с чем-то. И все эти стенды висели только полдня, после обеда новые 500 стендов, и так 8 раз. А еще были устные доклады, которые читали паралельно в нескольких разных залах. Вообщем, где-то так по скромным подсчетам около 5000 участников, если не больше. Стенд мой уехал не домой, а в почти родной ЮКей. Одна девица так долго его изучала, спрашивала как по делу, так и что из моего написанного можно почитать по этой теме. Когда она начала конспектировать, то я не выдержал и сказал, что пусть приходит к закрытию и забирает стенд домой. Чего она и сделала, пусть ее начальник почитает, вреда не будет.
Ну ладно, бог с ней с конференцией, лучше дальше про Париж. На запад от острова Ситэ по обе стороны Сены тянутся разные музеи. Я успел побывать только в музее человека, Лувре и музее Орсе. Ну музей человека, это просто этнографический музей, очень мешает, что все экспонаты подписаны исключительно по-французски. Лувр. В бывший дворец французких королей сделан современный вход. По центру средневекового дворика стоит огромная стеклянная пирамида. В нее и надо входить. Как это ни странно, но пирамида действительно вписалась в окружение. Внутри всякие древности и живопись до 18 века. Про древности могу только сказать что Британский музей на меня проивел большее впечатление. Живопись… Ну может быть приличные Боттичелли и Леонардо да Винчи. Больше ничего и вспомнить не могу. Ах, ну да, в Лувре Джоконда висит. Висит она в отдельном зале и к ней выстроилась огромная очередь японцев, которые фотографируются чуть ли не в обнимку с картиной. Вообщем в стиле, был чукча в Москве, Ленина видел. По-настоящему мне понравился музей Орсе. Там в основном французкая живопись от середины 19 века до начала 20. Естественно, это главным образом импрессионисты и постимпрессионисты. Совершенно чудные Моне!
Дальше на запад Марсово Поле с Эйфелевой башней. Башню я честно обошел, но решил не подыматься. Чего я там сверху не видел, вида города с птичьего полета? Так, в Рио с Каркавадо вид намного лучше. Да еще очередь огромную стоять. А так как всякий символ, башня не впечатлила, вообще из всей архитектуры 20 века, что я видел в своих путешествиях, мне по-настоящему понравился только Собор Святого Семейства в Баселоне.
Через Сену от Марсового Поля начинаются Елисейские Поля. Это очень широкая и дорогая улица. Там проводятся парады. Как раз в национальный праздник взятия Бастилии я там и был. Парад не застал, а в тот день говорят в Ширака стреляли, пришел после обеда, но флаги еще висели. Елисейские Поля заканчиваются на площади Де Голля. Там стоит Триумфальная Арка, совсем недалеко находится и Дворец Конгрессов, где проходила конференция. Да, иду я как то с конфренции по направлению к Триумфальной Арке. Возле меня останавливается машина, сидящие там смуглые, темноволосые люди чего-то лопочут по-французски, когда до них доходит, что я не местный “Ду ю спик Инглиш?” “Йес” “Откуда вы?” А они оказываются итальянцы, причем у одного еще и мама москвичка. И вдвоем на смеси английских и русских слов начинают объяснять мне, что они из Версаче (“Версаче знаешь?”), были в Париже на выставке, сейчас возвращаются в Рим, но что-то осталось нераспроданным и поэтому они решили раздарить остатки коллекции прохожим и протягивают мне из глубины машины объемистую сумку. Это говорят пальто из антилопы (“Антилопу знаешь?”) по 500 долларов штука, вот это вот они говорили к слову зря, я еще могу поверить в рекламную компанию с раздачей каких нибудь сумочек или поясов, но такой сыр по-моему бывает только в мышеловках. Явно какой-то лохотрон, какой именно я правда не понял, но сделал постную физиономию, и сказал, что не могу принять такой дорогой подарок. Кстати, не были ли эти граждане какой-нибудь кавказской национальности, этим и “мама-москвичка“ объясняется.
К востоку от Лувра начинаются парижские отели. Это не те отели, в которых комнаты сдаются, а те в которых жила знать в средневековье. Пожалуй, это самый красивый, самый милый район Парижа. Весь пронизан узкими улочками, на котрых стоят старые особняки, они не такие помпезные, как здания на набережной Сены, и по-моему лучше всего гулять именно в этом районе. А еще там много музеев. Я успел сходить только в музей Карневале. Это музей истории Парижа, но не совсем обычный. Там висят картины разных веков, изображающие Париж таким, каким он был в то время. Еще в этом районе находится Центр Жоржа Помпиду или он же Бобур. Это довольно странное сооружение, где все лифты и мусоропроводы вынесены наружу. Первое впечатление, что здание просто недостроено, потом рождается аналогия с трупом, которому выпустили кишки наружу. Разумеется, в здании находится Центр Современного Искусства.
В студенческом Латинском квартале, где находится Сорбонна, я тоже побывал, он находился совсем рядом с моей общагой. То есть я вначале просто приметил район, где очень много книжных магазинчиков, а потом уже нашел по карте, что это и есть знаменитый Латинский квартал.
К северу от центр находится знаменитый Монмартр, когда то там селились художники и прочие деклассированные элементы. Квартал красных фонарей по-прежнему находится тут же. Имя свое район получил по одноименному холму, с того места открывается вид на весь Париж. И Нотр-Дам-де-Пари, и Эйфелева башня, и Дом Инвалидов, и Сена, и остров Ситэ, все внизу. На самой вершине во искупление “грехов коммуны” в конце 19 века построили очень красивый храм в персидско-русском стиле. И вот стою я на смотровой площадке, любуюсь Парижем, заодно думая, что правильно на Эйфелеву башню не полез. Вдруг замечаю возле себя двух колоритных военных в парадной форме и французских фуражках-таблетках а-ля жандарм. “Во экзота” подумал я, и уже полез в сумку за фотоаппаратом. И тут прислушался о чем они говорят между собой “И чего тут Юр смотреть, две крыши зеленые, да столбы какие то, пошли отсюда”. С одной стороны фуражки выглядывала блинная рязанская физиономия, с другой такой же рязанский бритый затылок. Подумав, чего бы это значило, решил, что наверное все таки Иностранный Легион. На всякий случай засунул фотоаппарат обратно в сумку, публика там разная бывает.
В этом же районе находятся знаменитые парижские кабаре типа “Мулен Руж” и “Крейзи Хорс”. Интересно, что совсем рядом со знаменитым “Мулен Руж” находится не менее знаменитая пляс Пигаль. А знаменита она большим количеством “девушек”. Со мной все пытались заговорить прямо на улице по-французски, и обязательно дотронуться, хотя бы до руки. “Девушки” покрасивше сидят по местным барам, выставив наружу ноги в мини-юбках. Если замечают, что на них смотрят, то начинают усиленно барабанить по стеклу и всячески зазывать вовнутрь. Как только я прошел прилегающую к Пляс Пигаль улицу, тут же уткнулся в “Мулен Руж”, почитав ценник у входа, и пытаясь понять минимальный заказ 60, или все таки 120 долларов, а потом подумал, а какая собственно разница, развернулся и пошел в сторону метро.
И вот как-то незаметно пришел последний день, почему то все чаще и чаще на улице люди стали обращаться ко мне по-французски. Наверное, я как то незаметно начал пропитываться этим городом. Но уже пора домой, я сажусь в автобус. На этот раз мы проезжаем через исторические центры бельгийских Брюсселя и Антервепена и голландской Бреды, я любуюсь резными старыми зданиями и каналами, потом за окном темнеет, я засыпаю и просыпаюсь уже на немецко-польской границы.
На этом можно считать мое путешествие и закончилось.
Так какой же он Париж и парижане? Там совсем мало готики, иногда такое ощущение что его построили сразу в 18 веке, где-то весь такой барочный, так и напоминает мушкетера в кружевных панталонах, а где-то побеждает эстетика 19 века, много железа и все вокруг напоминает железнодорожный вокзал, кто помнит Витебский вокзал в Питере, тот меня поймет. Вообще иногда такое ощущение, что 20 век прошел мимо Парижа и он остался во времени, когда он был столицей мира.
Вряд ли можно найти более прижимистую, приземленную и неромантичную нацию, чем французы. Такая же и их столица, это не жестокий город, он не пермалывает кости, он просто очень будничный и прозаичный, как банк или рантье (словечко то кстати французское).
Да, и еще, вы будете смеяться, но в парижских супермаркетах в качестве муз.сопровождения ставят “Мадемуазель поет блюз”, Патрисии Каас.

А что там едят?
Прежде всего там едят французские длинные батоны, их едят на завтрак с разными конфитюрами, их едят на обед и ужин. Французская кухня очень разнообразна и ее трудно кратко описать. Но пообедать в ресторане в Париже очень даже недешево, даже если возьмешь просто комплексный обед. Очень скоро я обнаружил, что в китайских забегаловках все сытнее и намного дешевле. Но раз я в Париже, то хочется, чтобы был тебе и гарсон, и “мерси” и “сильвупле”, чтобы в бокале плескалось молодое божоле или на крайний случай мускат, чтобы столик стоял на парижском бульваре. Только вот незадача, когда выяснилось, что я по-французски ни в зуб ногой, то мне дали анголязычное меню и англоязычного гарсона, такого раскосого-раскосого, ему что английский, что французский, что родной китайский…. Это я кстати пишу, рассматривая клеймо “Мейд ин Чайна” на парижских сувенирах. А остальное все совпало и фужер муската, и столик на Монпарнасе, и виноградные улитки, и лягушачьи лапки. Виноградные улитки подают в собственной раковине, их делают с маслом, чесноком и травами, поэтому в раковине больше соуса чем самого мяса. Их приносят в специальном блюде с углублениями, в каждом углублении по ракушке, доллар штучка к слову, к ним полагается что-то типа миниатюрной вилки и странный агрегат, что-то среднее между пинцетом и щипцами. Поразмыслив, чтобы это значило, решил что щипцами надо держать ракушку, а вилкой выкалупывать мясо. Мясо разумеется похоже на “си фуд”, но на мой вкус все-таки немного грубее, хотя приготовлено изумительно. Лягушка тоже готовится с большим количеством масла и трав. Несмотря на распостраненное мнение, ее мясо скорее напоминает рыбу, чем цыпленка. Хотя может просто так приготовлено было. Опять таки всякие страшилки, типа думал что ел курицу, а оказались лягушачьи лапки не имеют под собой никакого основания. Лягушачьи лапки подаются в таком виде, что никакого сомнения в их видовом происхождении не возникает. Тем более, хм, грамм 50 курицы все таки 9 долларов стоить не будут. А на парижских улицах едят засахаренные орешки, вафли, их много разных типов, и крепы, их еще больше. Сколько я не искал жареных каштанов, так и не нашел, должно быть не сезон. А вот на крепах стоит остановиться чуть поподробнее. Первый раз я с ними познакомился еще в Англии, когда мой сосед-француз предложил мне попробовать кое, что чисто французское, креп. И принес блин, о чем я ему и заявил. Нет, это не блин, ответил француз, русские блины я знаю, они толстые и с икрой, а если он тонкий, то это французский креп. Так вот крепы бывают сладкие и соленые, сладкие подаются с вареньем, нутеллой или просто с сахарной пудрой. Соленые бывают либо с ветчиной, либо с сыром или даже с тем и другим вместе.
Еще одна особенность Парижа, огромное количество кондитерских, и надо сказать что пирожные в Париже отменные, хотя цены на них кусаются. Но опять, таки все таки надо было сожрать эклер с кофе в какой-нибудь парижской кондитерской, еще помнящей Сирано де Бержерака, что я и сделал. Кстати, те же почти те же самые конфеты, только на порядок дешевле, вы можете найти в супермаркете за углом. Это конечно будет не “эксклюзив”, но в принципе, какая разница.

А что там пьют?
В основном вино, его очень много на любой вкус, и даже дешевое, очень даже ничего. Есть местное пиво, но мне оно не понравилось, я его когда-то пробовал еще в Кембридже. Да и местное население по-моему его не пьет. Пивная Европа на востоке и севере. Из безалкогольных напитков, разумеется кофе, хотя с ним наравне соперничает шоколад. И например, утром на бесплатном завтраке десять раз подумаешь что выбрать, кофе или шоколад, который все таки посытнее.

А какие там девушки?
Первое впечатление, просто никакие, особенно белые. Черные парижанки, да попадабится и красивые и фигуристые. Но стоит пожить в этом городе, пусть даже несколько дней, пропитаться им, и вдруг обнаруживаешь в его обитательницах какой-то неброский шарм, какую-то тонкость что-ли.