Лакотский словник Н - Ш

Матохато
Наги, нийа(нийя), нагийа (нагийя) – все это только слова, называющие одну и ту же душу в разных степенях ее свободы. Наги – это свободная душа, нийа – душа в живом теле, нагийа – ложная душа. «Прежде о ложных душах никто всерьез не говорил, потому что их было очень мало, ведь всякий знал, что делать, когда Вечная Женщина ударит тебя слева. Когда стали плутать в своих мыслях, Ваканка научилась пожирать заблудившихся. Нагийа – это ее выделения. Но они не настоящие, так что если в кого и попадет нагийа, тот жить не сможет: или с ума сойдет, или беситься будет».

нууан шича (плохо плавать) – степень свободы души (наги), в котором она пребывает сразу после выхода из тела. Она еще не оправилась от удара, который Вечная Женщина обычно наносит слева, и не пользуется своей свободой.

оникара сапа (черная парильня) – состояние свободы души-наги, когда наги плывет к Песчаным Холмам. Этот путь очень тяжелый, опасный и болезненный, самое страшное случается если наги теряется в собственных мыслях.   Вместо этого наги может стать майашлеча или шункманиту танка.

Паха Сапа - Черные Холмы –  священное место лакота, где обретаются видения, для чего юноши постятся и спят особым образом. Достойного видения посещает посланник Вакан Танка, которого можно спросить и получить ответ. Внутри холмов скрыт мир индейского детства, куда однажды возвратятся живые и мертвые.

пахуска - желтые волосы – так называли европейцев за цвет их волос. Сами индейцы всегда были темноволосые. Способов собирать волосы существовало много, но основных приемов было всего два: волосы разделяли на прямой пробор и либо заплетали, либо собирали в хвосты. Типичный лакотский способ – собирать волосы в два хвоста, обернутые шкурками. Носили и косы, обычно две, или же один хвост на затылке. Для густоты к своим волосам кусочками смолы приклеивали бизоний волос.

пежута (pejuta) - снадобье, лекарство, изначально: приготовленные соответствующим образом кусочки кактуса пейотль, который жевали, чтобы увидеть священство Вакан.

Пета-ови ханкешни (Peta-owi hankeshni) - Бесконечный огонь  - символ жизни народа, это тот самый очаг, что согревает сердца всех индейцев, живущих вокруг него. «В сущности – это центр нашего мира», - говорил Матохато.

писпиза - луговая собачка

сапа - черный  цвет победы, символизирующий убитых врагов и затушенные вражеские костры. Черный  - цвет ночи, цвет Священных Существ, которые живут в мраке. Это цвет костей Земли.

ска – белый. Священный цвет севера, крыла Северного ветра, его символ – священная трава тонконог. Белый цвет часто является преобладающим цветом одежд святых людей, шаманов, что объясняется знанием священных вещей. Белый обозначает снег зимы, как наиболее уважаемого времени года для выхода на тропу войны. Также это цвет посвященного солнцу бизона.

скан (skan) – небо – как такового неба не существует, это просто другой мир, в котором существуют острова, подобные индейской земле. С такого острова однажды пришли белые люди. Цвет неба – синий.

Таку Сканскан - "Вечное Сейчас" – достаточно неясный для исследователей термин, поскольку он обозначает что-то очень важное и потому самое святое для любого лакота, в виду чего не поясняется. Эхака Сапа, один из самых сильных и почитаемых шаманов оглала, как-то невзначай заметил, что для души нет ни вчера, ни завтра, а есть только сейчас, в котором есть и вчера и завтра. Когда Дж. Гринэлл, присутствовавший при разговоре, поинтересовался, можно ли считать тогда вчера и завтра одним днем жизни, Эхака Сапа, усмехнувшись, ответил: «Почему только днем? И почему только жизни?».

Татанка (tatanka) - бизон, бык. Собственное имя бизоньего бога, духа всех живущих бизонов. Многие шаманы считали Татанку ничем иным, как маской самого Солнца. Ведь Татанка – это большой красный бизон, а красный цвет, как известно – это цвет Солнца. Во всяком случае бизоний бог – доброе существо единства Вакан Танка, чего нельзя сказать о чудовищном бизоне Гнаски, который, по некоторым разговорам, тоже никакой не бизон, а маска старухи Ваканки в нашем мире. Как Солнце пребывает в мире живых, так и Ваканка живет в мире умерших, но полной свободы она не имеет и потому частенько втайне от Солнца проникает в наш мир. Она пожирает души, не нашедшие дороги ни к Холмам, ни назад к Бесконечному огню. Перед тем как сожрать новую душу, Гнаски видит ее во сне, тем самым выдавая себя. Иногда это не наги, а еще живущая душа, нийя, которая может убить самого Гнаски. Это большая радость для всех и удача, белого бизона в этом случае дарят Солнцу. К сожалению убить белого бизона означает только сорвать маску Ваканки. Все остальные бизоны – солнечные существа, как и сами люди. «Все мы дети солнца, и много великих воинов родилось от браков бизоньего народа с людьми. Мы плачем, когда белые убивают бизонов, ведь они наши братья», - сказали делегаты лакота президенту Картеру.

типи ( для жизни) –  жилище, шатер.

уапапа ( лай собаки) – когда наги все-таки не находит верного пути, что случается очень часто, она может вернуться к Бесконечному огню, желающая этого душа слышит лай черной собаки или даже видит саму собаку. Вскоре такая наги опять возвращается в тело, становится душой-в-теле (нийя), хотя не обязательно человеком. Нехорошие люди, умеющие подражать лаю черной собаки могут завести наги в любой неживой предмет, наделив его тем самым чудесной, но опасной силой.

Уата (uata) - Северный Дух, Старик-разрушитель.

ун-хии – «я убил его» - крик трясогузки.

хеча – сарыч.

хечету эло (hechetu alo) - воистину так, это хорошо.

Хокшила чикала – маленький мальчик – индейцы не делали колыбели для своих детей, вместо этого они туго припеленывали их к особой досочке, которую, если есть необходимость, легко можно подвесить в типи наподобие люльки или же носить на спине.

Чантэ Ишта (Chante Ishta) - глаз сердца – источник истинной мудрости и любви.

ша - красный – символизирует цвет крови и жизненной силы. Святые люди называют темно-красную краску, используемую в Танце Солнца и в других священных церемониях, Цветом Новой Жизни. Красный цвет более яркого оттенка символизирует прошение о тепле и об изобилии животных, от которых люди зависят в пище, одежде и многом другом. "Человек, который красит красным, нравится духам",- говорил Маленький Волк. Красный цвет может обозначать и самих добрых духов.

Шунка сапа – черная собака – эта собака посланник Бесконечного Огня, который неохотно отпускает своих детей и всегда стремится вернуть их обратно. Лай собаки спасает заблудившиеся души, и только наги, увидевшая Вечный очаг Песчаных Холмов не обращает внимания на черную собаку. Конечно и этот очаг все тот же Бесконечный огонь, но душа, понимающая это, сохраняет свое настоящее лицо вплоть до Святого Дня.

шунка вакан галешка (galeshka) – пятнистая  (чубарая) лошадь, у которой по светло-серой шерсти разбросаны большие коричневые пятна. Такая масть и сама лошадь считалась счастливой, приносила удачу владельцу.

Шункаха Напин - Волчье Ожерелье – одевалось на шею умирающему, чтобы его душа не была одинока в своем пути. Сколько волчьих зубов было в таком ожерелье – столько спутников из Носящих-серые-одеяла обретала наги. Также это название созвездия.

шункманиту танка, чакси, йаке, Носящий-серое-одеяло – волк. Это не просто существо, но дух, потому что почти в каждом йаки может временно жить наги, пока она не соберется с силами, чтобы уйти к Холмам или Огню. Такой йаки называется чакси. Чакси и йаки составляют одно племя Носящие-серые-одеяла. Если чакси отзываются на жалобы других наги и помогают им добраться до Песчаных холмов, то такие чакси называются шункманиту танка. Наги может войти и в тело какого-нибудь койота (шункчинча), чтобы стать майашлеча, зверем-духом  Майа Овичапаха, который всегда поет у Бесконечного огня Песчаных холмов. Сама Майа Овичапаха часто показывается людям в облике желтой, как Мать-земля, самки койота.