Лакотский словник А - М

Матохато
Анпету Вакан (анпету - день, свет)  - Святой День – день, когда все вернутся в мир индейского детства, где все остается по-прежнему прекрасным. Об этом рассказала одна девушка. Однажды она встала рано утром. Густой белый туман стоял над Черными холмами, и она, всмотревшись в дымку, увидела последнее стадо бизонов, появившееся из ниоткуда. Вождь вел его прямо к горе. За ним следовали коровы, телята и несколько молодых быков, которым удалось уцелеть. Девушка увидела, как раскрылась скала. Мир внутри горы был чистым и зеленым, таким, каким она видела его, когда была совсем маленькой девочкой: реки были прозрачными, цвели дикие сливы. Бизоны возвращались в этот мир красоты, чтобы навсегда остаться в нем. Тогда вожак, в котором она, конечно, узнала бизоньего бога Татанку, обернулся и крикнул ей: «Однажды и вы вернетесь домой!».

Вакан Танка (Wakan - тайна) - Великая Тайна –  единство четырех Священных четверок: двух добрых Вакан Уасака (Солнца, Небесного Духа, Матери-земли и Отца скал с подчиненными им Луной, Ветром, Вечной Женщиной и Крылатым Духом. Главенствующей является первая четверка, но всем вместе подчиняются Бизоний Дух Татанка, Медвежий Дух Хунонпа, Четыре Ветра Татетоб и Вихрь Юмни. Здесь обретаются и души, как живущие в теле, так и освободившиеся от такового и пользующиеся разной степенью свободы) и двух недобрых Вакан Инктехи (антагонисты светлой восьмерки, субстанции мужского пола живут в воде, женского – в земле. Главную четверку составляют старуха Ваканка, Дух Севера, Двуликая Женщина и Великан-Людоед. Враждебны также Чудовищная Бизониха и ложные души, нагийа).

васичу (в ед. ч. васичун) - "забирает все", алчный, жадный –  белый человек, европеец

ви (wi) – Солнце – истинно индейский взгляд на мир подразумевает почтительное отношение к солнцу, которое является объектом преклонения как податель благ (солнце живых). Солнце является главной фигурой единства восьми (см. Вакан Уасака). В сомнительного рода единстве, какое составляют Вакан Уасака и сообщество Вакан Инктехи (см. Вакан Инктехи), Солнцу соответствует фигура Ваканки, страшной старухи с уродливым лицом, которую иногда считают солнцем для мертвых. В отличие от настоящего солнца, она несет смерть к  Бесконечному огню (см. Пета-ови ханкешни (Peta-owi hankeshni) и как и настоящее солнце может принимать облик бизона (Гнаски).

зи - желтый  - цвет, который после красного ценится больше всего. Он символизирует совершенство Солнца, это цвет его лучей.  Еще это цвет Матери-земли.

Ку – как и скальпирование один из обычаев войны: прикосновение к телу врага, в том числе каким-либо предметом, находящимся в руке. Прикосновение к врагу каким-либо предметом, находящимся в руке, голой рукой или другой частью тела, служило доказательством храбрости, а сделавший это заслуживал великие почести. Когда враг был убит, все, находившиеся поблизости, старались первыми добежать и прикоснуться к нему, обычно ударяя по телу чем-нибудь, находящемся в руке: ружьем, луком, хлыстом или палочкой. Остальные делали тоже самое - все кто успевал. Желающие могли скальпировать мертвого. Ни убийство, ни скальпирование не считались самыми почетным делом. Наибольшие почести доставались тому, кто первый прикоснулся к упавшему врагу. Если снятая с головы кожа обычно рассматривалась просто как трофей, иногда для того, чтобы принести ее в жертву или потанцевать с ней, что было, впрочем, не так уж важно, то  подлинным проявлением отваги, по индейской шкале ценностей, считалось прикосновение к живому и невредимому человеку без попытки убить его. Скальп ценился не очень высоко, он был просто эмблемой победы, для той же цели могла служить любая другая часть тела врага. Для некоторых было обычным делом отрезать руку или ногу врага, принести ее домой и потешаться над ней неделями или месяцами. У многих степных племен существовала практика, когда безнадежно больной или слишком неудачливый человек, потеряв желание жить, объявлял, что отдает свое тело врагу. На практике это означало совершение самоубийства через нападение на врага без оружия. Конечно, это был самый достойный способ умереть, гораздо более почетный, чем застрелиться, зарезаться или повеситься. Вешались в основном неудачливые в любви девушки.

Майа Овичапаха (Mаya owichapaha) - Та, что бросает их через край – судья душ, Вечная женщина, которая сидит у Вечного очага Песчаных Холмов. Посвященный ей зверь – волк шункманиту танка (собака Великого духа) и луговой волк майашлеча (Та-что-приходит ). Оба зверя занимают весьма высокое положение в системе мироустройства как помощники Отца скал, Старика, создавшего вселенную. Они научили людей охоте на бизонов и песням любви, которые потому и называются Волчьи песни, например такая:
Na meh' on how' uhk, nin nits' i vom.
A min uhk'i, ni mi hyut'; hin o wah tohis ab si vas ta' ut?
Na tos' hot si yoh', nit os' wis tom', to'si mi hyut's .
Где же ты, моя любовь, я всюду ищу тебя.
Я люблю тебя, Аминуки; почему ты сердишься?
Я буду работать, женюсь на тебе, буду любить тебя.
Люди подобны волчьему народу Носящих-серые-одеяла. Говорят, волки после смерти становятся людьми, а люди – волками.