ЦДЛ. 20 сентября 2003. Зарисовка

Злостный Критик
Наш сайт - это коллективный Козьма Прутков. (Ю. Ракита)

Третий день рождения Национальной Литературной Сети - это, несомненно, событие особенное. Конечно, не такое яркое, как годовщина первая или вторая, но достойное, чтобы упомянуть его особой строкой. В день рождения принято дарить подарки. И главный подарок для сетевых литераторов - это возможность собраться вместе, в оффлайне и... но об этом чуть позже. Не сомневаюсь, по поводу этого события выйдет много обзоров, каждый из которых со своей колокольни (а существует ли объективность в принципе?) опишет читателям, как и что происходило на этой встрече. Я же ставлю перед собой немного иную цель - донести до читателя саму атмосферу этой встречи, дух, который незримо наполнял помещения Центрального Дома Литераторов во время фуршета. Посему, перед вами не обзор, а просто зарисовка. Попытка передать то, что нельзя передать словами, а можно только почувствовать.
Любой театр начинается с вешалки, а фуршет в ЦДЛ, соответственно, с регистрации. Где-то в районе месяца на сайтах Национальной Литературной Сети висела форма, при помощи которой каждый желающий мог зарегистрироваться, чтобы посетить вышеуказанный фуршет. Внутри себя эта форма содержала ФИО регистрирующегося, его e-mail, логин и пароль. Когда я попытался зарегистрироваться под своим стихирушным ником, форма завопила, что я, мол, ввожу неправильный пароль. Когда я сразу же проверил этот пароль на сайте (мало ли что!), он тут же заработал, пропустив меня в авторский интерфейс. Однако, повторив попытку в форме, я получил нулевой результат. Ладно, подумал я и пнул ногой по системному блоку. После чего набрал логин Злостного критика и свой пароль. Каково же было моё удивление, когда форма заявила, что такого пользователя на сайте проза.ру не существует. Я, конечно понимаю, что клон - существо виртуальное, однако не настолько же!!! Закончилась моя борьба с системой тем, что я зарегистрировался безо всяких логинов и паролей как гость (скрепя сердце и скрипя зубами), и благополучно забыл про это. Что на самом деле и правильно, потому как на входе в ЦДЛ, про регистрацию никто не вспоминал. На одном из столов, правда, лежал список зарегистрировавшихся, однако в него абсолютно никто не заглядывал. Можно сказать, что он служил организаторам только для того, чтобы вычислить примерное количество гостей, прибывших на фуршет.
С грустью вспомнив такой же фуршет два года назад, когда всем посетителям давали бейджики, а тем кто не успел или забыл зарегистрироваться приходилось краснеть перед организаторами, я прошёл внутрь. На моих часах было 14.40, а посетителей было уже довольно много.
Существует мнение, что активная часть сайта каждые полтора года обновляется процентов на семьдесят. Справедливость этого утверждения мне пришлось прочувствовать на собственном опыте - было много незнакомых лиц, а отсутствие бейджиков сначала серьёзно мешало контакту. Впрочем, умудрённые опытом прошлого года, когда тоже бейджиков не давали, большая часть старожилов принесла их с собой, а некоторые изготовили их на месте при помощи листа бумаги и обычной канцелярской скрепки.
В фойе ЦДЛ, наряду с ассортиментом самого дома литераторов, были разложены книги многих авторов стихи.ру. В глазах рябило от разнообразия обложек, и я мимолётно отметил предпосылки к количественному и качественному росту современной русской поэзии. Прозы было мало, и на этом фоне гордо выделялся журнал "Полдень XXI век". Были представлены все номера этого журнала, за исключением нулевого номера за 2002 год, который уже успел стать библиографической редкостью.
Осмотрев столы с литературой (которые пополнялись по мере того, как появлялись новые авторы, желающие сдать на реализацию свои произведения), я начал искать знакомые лица. А они были. Нарисовался Юрий Ракита и тут же исчез в глубине зала. Откуда-то вынырнул Дмитрий Кравчук, в проходе возник легендарный хихирушник и самый закольцованный клон стихи.ру Некто, появилась известная в узком кругу издательница и поэтесса Эвелина Ракитская...
Я не ставлю перед собой задачи в этой зарисовке упомянуть всех, кого видел в ЦДЛ (что попросту невозможно). Ещё я не буду пытаться вспомнить всех кого узнал и с кем общался (просто не хочу). Я попытаюсь изложить последовательность происходивших там событий и вкупе с этим передать настроение участников фуршета.
В пятнадцать сорок в малом зале началась официальная часть. После приветственного слова началось награждение дипломантов, затем дипломанты читали свои стихи, а в самом конце свои стихи читали те, кто предварительно зарегистрировался для чтения своих произведений. В двух словах моё впечатление. Сейчас в Москве очень много одарённых поэтов. Даже чересчур много, и поэтому достаточно просто молодому таланту затеряться в толпе маститых признанных стихотворцев. И совсем обратная сторона медали - проза. Общая доля прозарушников среди гостей была настолько незначительна, что легко терялась в общей массе. Зато и уважение среди гостей к человеку, который пишет прозу оказалось гораздо выше, чем к поэтам.
Были и писатели, получившие дипломы в номинации "критика". Однако, они, похоже, стеснялись своего положения, и во время выступления пытались читать стихи и даже рассказывать анекдоты... Как гласит четвёртое правило Злостного Критика "Критики не любит никто".
Звучащие со сцены стихи делились на не очень хорошие, хорошие и отличные, хотя многие стихи как-то терялись на фоне общей серой массы. В этом плане особенно запомнилось выступление Дмитрия Три, который смог перекричать висящую над сценой атмосферу своим внутренним голосом, кристаллизованным в стихотворную форму.
Параллельно официальной части в фойе проходил фуршет. Наученные горьким опытом прошлого года, когда к моменту окончания официальной церемонии всё шампанское кончилось, и наиболее увлечённые личности глотали слюнки, старожилы на этот раз попытались совместить приятное с полезным. Пока в зале вручали дипломы, часть гостей уговаривала в этот момент выпивку и закуску. В ассортименте имелось шампанское, красное и белое вина, а так же водка с тоником (спрайтом, фантой, колой - по желанию гостей) и некоторые закуски. Пива не было. Потолкавшись здесь, я встретил Зинулю, с её обворожительной улыбкой, Асмодея, МиссВесну, Упавшую с Луны, Ёлку-моталку. Мелькнул образ Зиночки Скромневич. Несколько кругов по фойе нарезала Люлика, прикрыв свой бейджик курткой. Впрочем, страна знает своих героев, и остаться незамеченной Люлике не удалось. Появился известный хихирушник Клок Марли... Из Питера практически никого не было, мелькнула только Света Бодрунова, зато Рукомос здесь был представлен очень убедительно.
Первым закончилось шампанское (всё-таки творческая интеллигенция пока остаётся интеллигенцией), потом вино, потом водка. После чего остатки творческой интеллигенции стали потихоньку перебираться в бар на второй этаж. Взирая на висевшие на пути на второй этаж портреты литературных деятелей - лауреатов Нобелевки, практически каждый представлял себя в компании Солженицына, Пастернака и других российских звёзд мирового масштаба. Впрочем, фантазия авторов ограничивалась только количеством выпитого алкоголя.
Общее впечатление от общения такое - собрались хорошие знакомые, чтобы пообщаться в тесном кругу. Практически все оказались знакомы, каждый проводил время в своей компашке... Новенькие быстро влились в дружный коллектив, во всяком случае я не видел, чтобы кто-то ходил оторванным от коллектива. Правда туда-сюда в одиночестве сновал Ушелец, но я посчитал это частью его образа, а так же плохим настроением, что, в принципе, излечимо. Правда в фойе произошёл курьёзный случай - молодой парень подошёл к нам и спросил, что здесь происходит. Выслушав объяснения, он сделал понимающее лицо и пошёл за очередной порцией халявного шампанского...
На втором же этаже решались более серьёзные вопросы. Кравчук, Ракита, руководство Хи-хи.ру и даже термитника решали какие-то свои, понятные им одним проблемы. Кто-то запечатлел этот момент на фотоаппарат, снабдив комментарием: "быть ли Хи-хи.ру?" По ходу дела я узнал, как претендовать на вступление в Рукомос (о чём безуспешно пытался узнать через сеть почти полгода), пообщаться с Эклогой, Натальей Воронцовой-Юрьевой, которая весь вечер таскала с собой коробку конфет, посмотреть на пролетающую мимо пулей Асю Анистратенко, выслушать красивые стихи в исполнении Славянки, выяснить, где лучше всего издать книгу и решить множество других, не менее животрепещущих вопросов.
И к вопросу о итогах. Однажды, когда я ещё всерьёз занимался шахматами, мой тренер объяснял мне для чего нужно ездить на международные турниры. Оказывается, - не для того, чтобы повысить свой шахматный уровень - это достигается только часами упорного кропотливого труда. И не для того, чтобы заявить о себе - это вряд ли удастся с первого, да и со второго раза. Международные турниры дают возможность общения с матерыми, что потрясающе стимулирует дальнейший рост. Так же и в творчестве. (А что такое шахматы, если не творчество). Я надеюсь после этого вечера появится много новых талантливых литературных произведений, которые войдут в золотой фонд сайта, а, может, и литературы в целом. Поднимаю бокал за третий день рождения Национальной Литературной Сети. Присоединяйтесь!

23.30 20.09.03
Злостный Критик