Притча о дорогах Parable about roads

Грустный Ворон
                -   Будьте внимательны на дорогах!

                Автоинспекция

Где-то на пол дороге между и Раем и Адом, одинокий странник. Шаг его неспешен, поступь легка, как и мысли. Движения плавные и спокойный, он просто идет. Если бы у кого-то была возможность взглянуть на эту картину - она показалась бы ему странной, но взглянуть было некому, так что все было нормально и привычно.
Относительно погоды говорить не имеет и смысла, нет солнца или звезд, ветер не колышет его одежду, дождь не омывает его лицо, луна не освещает его лицо, мороз не сковывает дыхание. С пейзажем и общим видом почти та же ситуация - их просто нет. Под его ногами дорога, где-то вдалеке маячит горизонт, ничем не отличающийся от горизонта за его спиной.
Где-то на пол пути между Адом и Раем шагает человек. Он не спешит, но, вместе с тем изредка оглядывается назад, будто ожидая чьего-то появления или просто по привычке. Лик его не молод и не стар, глаза его то ли выцвели, то ли просто не имеют своего цвета, то ли тусклость освещения мешает судить об их цвете. Его облик прост и не запоминающийся, его одежда обыденна и повседневна.
Он немного щуриться, при взгляде вперед, будто высматривая что-то в туманной дали, при взгляде назад глаза его немного наполняются грустью, будто там осталось нечто важное для него. Он молчит, как и все окружающие, которых, в принципе, нет.
Кто-то идущий на распутье между Раем и Адом изредка поглядывает в небо, которое представляет собой бесцветный колпак натянутый сверху на землю, сливаясь с горизонтом тонкой, размывчатой кромкой. Дорога стелется под его ступнями прямой лентой. Отсутствие воздуха наполняется отсутствием звуков и запахов.
Возможно, у кого-то могли бы возникнуть вопросы, возможно у странника могли бы возникнуть ответы, возможно, нашелся бы собеседник или просто молчаливый компаньон в дороге, возможно даже нашлись бы темы для разговоров и даже споров. Но всего этого нет, и тишина нависает над идущим человеком.
Кто-то на середине пути между Адом и Раем о чем-то думает. Это не заметно на его лице и его движениях, просто люди обычно думают, занимая свой разум мыслями и раздумьями. Хотя это не обязательно и, возможно, он не о чем и не думает, просто шагая вперед, хотя трудно определить, идет он вперед или возвращается, как и куда именно он идет. Возможно, все это не имеет значение или просто второстепенно.
Как-то слишком уверенно человек идет по середине дороги между Раем и Адом, становится даже немного завидно такой целеустремленности и упорности. Хотя, быть может, эта уверенность - просто безвыходность или смирение. Или, того хуже, бессмысленное занятие. Хотя разница между всем этим не настолько велика, как может показаться. Но все равно почему-то очень завидно, наблюдать его упорство и спокойствие.
Упорство помогает достигнуть цели, вот только не ясно, если у идущего какая-то цели вообще, хотя процесс тоже может быть целью, и важно не то, куда приведет дорога, конечный пункт назначения, но и  она сама, дорога.
Когда-то на пол пути между Адом и Раем человек шагает вперед. Трудно судить о времени суток или года, так как этого всего нет, возможно, он шагает так уже целую вечность, возможно, всего несколько минут. На его лице нет усталости или приподнятости духа, присущего обычно в начале пути или при его завершении, но выводы из этого трудно сделать, надеясь не ошибиться.
Хотя дело не в ошибках.
Когда-то между Раем и Адом идет странник. Не ясно - еще слишком рано или уже поздно, торопиться ли он или наоборот, не спеша, откладывает приближения горизонта. Возможно, ему некуда спешить или он уже опоздал, хотя в этом нет большой разницы, ведь дорога еще не кончилась.
А самого странника ничего не отвлекает от дороги, будто все остальное не имеет для него какого-то значения, хотя, наверно, так и есть, или нет. Причем и то и другое одно и то же.
Как-то слишком уверенно на дороге между Адом и Раем смотрит вдаль человек, будто точно знает, что ждет его впереди. Насколько оправдана его уверенность - трудно судить, но начинаешь верить вместе с ним, в нечто почти непонятное и недостижимое, во что верит и он, если он вообще во что-то верит. Возможно, он потерял свою веру, или только начал ее поиски, ведь даже на пол пути между Раем и Адом не поздно что-то начинать, но, вместе с тем, он может что-то и заканчивать, приводить к логическому или не очень заключению, ставить точку, или писать новую строку с большой буквы.
В принципе это одно и тоже, ведь если что-то заканчивается, то это означает начало чего-то нового. Но все это, может быть, не начало или конец, а именно середина, равноотдаленная от начала и конца, тем самым распутьем, когда еще смотришь вперед, но уже начинаешь оглядываться назад.
Как-то невыразительно и скупо его лицо, идущего на пол пути между Раем и Адом, толи оно действительно бесчувственно, толи его чувства слишком глубоки и сложны для понимания, трудно судить. Чувства не материальны и, поэтому, не поддаются четкой классификации. Возможно он вообще ничего не чувствует или носит маску, но отличить маску от лица невозможно, если и есть вообще маски и лица здесь, на пол пути между Адом и Раем.
Каждое лицо - маска, как и наоборот. Притворство и правда, зачастую, одно и тоже, и отличаются лишь с точки зрения и восприятия определяющих и решающих. Маски удобны, но накладывают какие-то обязательства, как и истинное лицо предполагает определенное поведение и набор вытекающих действий и решений.
Почему-то на середине дороги между Адом и Раем человек, идущий вперед выглядит слишком безучастным как к направлению дороги, так и к самому пути. Будто его абсолютно не интересует, куда он попадет в конце пути, и куда ведет дорога. Хотя трудно судить о цели его дороги, не зная истинных причин и смысла его поступков. Но, вместе с тем, нельзя утверждать о неких преимуществах Рая над Адом и наоборот, так как они слишком ассоциативны для каждого в отдельности.
Он, идущий вперед, что тоже, кстати, еще не понятно идет ли он вперед, явно сделал свой выбор, или даже не задумывался о нем, оставляя это судьбе или еще каким-то другим факторам, независящим от него. Хотя слово "судьба" звучит слишком эпично и возвышенного, особенно где-то тут, на пол пути. Возможно, в начале пути или в конце, если они вообще есть, это еще и звучит осмысленнее или как-то риторично, то здесь такие слова пусты и беззвучны, как и все остальные.
Почему-то дорога между Раем и Адом однообразна и скучна, хотя трудно судить об этом, как из-за невозможности сравнения, так и из-за отсутствия желания сравнить ее  чем-то. Странник будто не предает этому значения, хотя, вместе с тем, кажется очень заинтересованным в достижении цели и самом пути.
Безразличие и интерес слишком часто чередуются и дополняют друг друга, привнося в жизнь некое разнообразие и, вместе с тем, скуку и тоску. Попытка поставить между ними четкие границы смешна и бессмысленна. Хотя странник и не пытается это сделать.
Когда-то здесь, между Адом и Раем не было дорог, как и не было этого странники, всего когда-то не было, хотя бы для того, что бы придать смысл нынешнему существованию всего этого, или иллюзорность дороги, Ада и Рая уже создает некий смысл чему-то реальному и уже существующему. Но человеку идущему сейчас это безразлично, или это слишком занимает его, что бы отвлекаться на остальное.
Рай и Ад могут даже и не ждать его, не догадываться о его существовании, как и сам странник может не знать о своем нахождении или возможной цели своей дороги, хотя нельзя сказать, что эта дорога принадлежит ему, тогда можно сказать, что и он принадлежит дороге, являясь ее неотъемлемой частью. Нечто нераздельно целое, или же две несовместимые части, в попытке найти точки соприкосновения.
Когда-то он достигнет своей цели, если она есть у него, попав в Рай или Ад, но быть может  все так и останется неизменным, будто замерев одним кадром в чьем-то воображении или на листе бумаги. Но странник не выражает заинтересованность в результате своей дороги, или это невидно с возможной стороны, которой тоже нет, так как некому смотреть за всем этим, ожидая, что этот путь когда-то закончиться, и это когда-то вообще произойдет, как и то, что все это вообще происходит.
Реальность и фантазия граничат в нашем разуме, зачастую вытесняя друг друга и смешиваясь, создавая неповторимый мир нашей жизни, в котором мы живем, понимания или нет, определяя все происходящее. Когда-то каждый из нас определяет границы реальности, ошибаясь или нет, но другие так и продолжают жить в мире иллюзий и миражей, веря, что живут в реальном мире.
Зачем-то дорога между Адом и Раем абсолютна прямая и однообразная, будто в попытке скрыть истинность направлений или от бездарности ее строителей, если таковые имелись когда-то. Но странник не похож на скучающего, сама дорога уже привносит некое разнообразие в его существование.
Он не задумывается над смыслом происходящего, сосредотачиваясь на чем-то внутреннем, хотя внутри может быть лишь отражение внешнего, что часто встречается на этой дороге, среди редких странников, выбравших этот путь. Возможно, сам путь выбирает их по каким-то критериям или случайно, наблюдая за всем происходящем. Или сам смысл этой дороги, как и всех остальных, вне зависимости от направления, это путник, идущий по ней. Но так же можно сказать, что смысл каждого из нас - дорога, вне зависимости от того, куда мы попадем в результате и попадем ли вообще.
Зачем-то странник идет вперед по дороге между Раем и Адом, четко выбрав направление. Был ли его выбор правильным или ошибочным, случайным или закономерным - непонятно по многим причинам. Знает ли он сам истинность своего пути или просто идет, не предавая этому значения, остается не ясным, как и много другое, какими-то второстепенными подробностями, так интересующими кого-то или его самого.
Интерес не всегда оправдан, как и не всегда подкреплен чем-то настоящим, люди в попытке отодвинуться от однообразия и серости существования часто создают или находят себе интересы в абсолютно неинтересных вещах и событиях. Но истинный интерес столь же обманчив, так как не универсален для всех.
Откуда-то издалека идет дорога между Адом и Раем, уходя куда-то за горизонт, прячет себя в далеком завтра или вчера, отодвигая странника километрами и годами  от возможной цели. Но и сам странник может отодвигать свою цель, стараясь продлить саму дорогу или получить максимум удовольствия или мучения от ее прохождения, или в страхе достигнуть ее конца или вернуться в начало, так ничего и не достигнув. Дорога не мешает ему, или он дает дороге свободу выбирать направление и ее длину. Возможно даже, что им обоим безразлично все это.
Выбор многое определяет в жизни, хотя сама жизнь определяет зачастую наш выбор, давая нам иллюзорную свободу, и то, что мы выбираем уже предопределенно за нас и не нами. Хочется верить, что мы сами решаем что-то в нашей судьбе, но и судьба хочет вести нас, это то ли война, то ли компромисс между нами, о котором мы не догадываемся, поступая всегда по выбору, основываясь на чем-то и мотивируя свои поступки.
Откуда-то появляются странные мысли и многочисленные вопросы у странника и о страннике. Не известно, есть ли ответы и имеют ли смысл вопросы, да и сам смысл всего происходящего на дороге между Раем и Адом, как и смысл самих конечных пунктов дороги, если она куда-то и ведет в конечно счете, не ясен. Но никто не сможет ответить однозначно как страннику, так и нам, по разным причинам. И мы, и он не предаем значению частичной или полной безответности, продолжая свой путь, продолжая спрашивать и ждать ответов.
Ответы странным образом переплетаются между собой, цепной реакцией вызывая в нас новые вопросы, погружая нас в бездну догадок и неизвестности. Одни мучаются догадками, другие хранят в сердце ответы или дают их другим, спрашивающим и ждущим, ищущим и идущим своими дорогами между Адом и Раем.
Кто-то может спросить у меня, с таким же успехом надеясь получить удовлетворяющий его ответ, или теша себя надеждами, что я смогу развеять его сомнения или помочь с выбор направления на пути между Адом и Раем. Я не спешу отвечать одним, и молчу для других, оставляя место для домыслов и предрассудков. Но многочисленные вопросы и звучащие вокруг слова создают лишь больше пространства для настоящей тишины, окружающей меня и каждого из нас на своем пути.
Все эти слова, выше, перед вами и ниже не звучат вслух, не обретают смысл в чьем-то понимании, не становятся более- или менеезначительнее от чьего-то восприятия . Нельзя нарушить тишину иллюзорностью слов и звуков, все они лишь подчеркивают, определяя границы тишины внутри и снаружи. Есть время для слов, для молчания же нет времени, оно просто не нуждается в колебании любой из стрелок часов, оставаясь вне времени, витая еле различимой дымкой, обволакивая  горизонт бесконечной дороги.
Кто-то из идущих дорогой или дорогами между Раем и Адом ищет выход или пытается добраться до цели, другие даже не ведают о своем местонахождении или не придают этому значения. Кто-то торопится успеть, или спешит опоздать к чему-то или кому-то, если есть к чему и зачем, если же нет - можно придумать это самому или посоветоваться с другими идущими. Дорога прямая для одних кажется слишком витиеватой другим. Мы идем вперед, поворачивая и возвращаясь, стоя на месте и обдумывая следующий шаг. Или это сама дорога стелется под нами, проходит через нас, становясь тем, чем мы хотим или должны ее видеть и понимать.
Мы оглядываемся назад и всматриваемся в даль, пристально разглядываем что-то очень близкое или щуримся, пытаясь определить расстояние до объекта интереса где-то вдали. Мы ждем чего-то, или сами спешим к кому-то, веря или обманывая себя в нашей возможной нужности или оправданности ожидания.  Мы верим во что-то или кому-то, стараясь придать всему этому смысл и логику, или просто от безвыходности.
Каждый из нас идет своей собственной дорогой, но можно сказать, что у нас всех она общая, иногда для какой-то группы людей или двоих. Возможно, они понимают это и идут вместе, иногда идущие слепы и находясь в толпе подобных слепцов все равно одиноки. Дороги пересекаются или нет, кто-то встречается на них, теряет и находит что-то между Раем и Адом, другие пропускают перекрестки, третьи ждут на них, надеясь на встречу или приемника их пути. Дорога скрывает в себе сюрпризы и разочарования, трудности и отдых, печаль и радость. Одни находят что-то или нет, у других дорога сама дает им это, прикрываясь словами "судьба" и "фатум", тихо посмеиваясь или плача о нас, странниках идущих по ней.

Я не знаю, куда ведет моя дорога, я лишь иду по ней, я верю, что иду, я хочу верить. И где-то на пол пути между Раем и Адом я пытаюсь понять самого себя, обманув себя целью и смыслом всего происходящего, удовлетворяясь простыми ответами и размеренным шагом.
Я иду.
Я возвращаюсь.
Я ухожу.

Ты не знаешь, куда ведет твоя дорога, ты лишь идешь по ней, ты веришь, что идешь, ты хочешь верить. И где-то на пол пути между Раем и Адом ты пытаешься понять саму себя, обманув себя целью и смыслом всего происходящего, удовлетворяясь простыми ответами и размеренным шагом.
Ты идешь.
Ты возвращаешься.
Ты уходишь.

Мы не знаем, куда ведут наши дороги, мы лишь идем по ним, мы верим, что идем, мы хотим верить. И где-то на пол пути между Раем и Адом мы пытаемся понять друг друга, обманув друг друга целями и смыслами всего происходящего, удовлетворяясь простыми ответами и размеренным шагом.
Мы идем.
Мы возвращаемся.
Мы уходим.


08.09.2003.В.П.
Вейст