Краеведение, местные промыслы

Сибирячка Татьяна Муратова
3.2.  Краеведение и культура народов мира.
3.2.1. «Археологические памятники Северного Байкала».
Пунько Елена         ученица 11 «б» класса       лицей  №6  Северобайкальск
Целью данной работы стало составление карты, на которой нанесены основные археологические памятники Северного Байкала эпохи мезолита, неолита, средневековья. Строительство и введение в эксплуатацию БАМа привело к резкому усилению притока туристов. Все это вызвало значительное увеличение нагрузки на окружающую среду, включая и древние стоянки людей. Например, стоянки на мысе Курлы были разрушены при постройке БАМа, стоянка Сырой Молокон была утрачена в связи со строительством автомобильной дороги. Поэтому основной задачей работы является внесение посильного вклада в сохранение исторических памятников.
Составленная карта поможет жителям и гостям увидеть и бережнее относится к сокровищам побережья Байкала.
Карта может стать и визитной карточкой города, так как будущее связано с образовательным туризмом. Материалами работы могут воспользоваться работники школы туристко-экологического образования, учителя истории и географии школ города и района.
Источниками при раскрытии темы стали научные работы Е.В. Кислова, А.В. Тиваненко, а также археологические раскопки А.В. Харинского. Работа дает описание стоянок древних людей на мысах Курлы, Лударь, Тонкий, городищ на Лударской губе и других памятников археологии на Северном берегу Байкала.
3.2.2.«Древнее наскальное искусство Бурятии и Северного Байкала»
Зеленовская Елена     ученица  11 «б» класса         лицей №6      Северобайкальск
Изучение прошлого района, восстановление исторической памяти – наше общее дело. Далекое прошлое Забайкалья и севера Байкала имеет богатую историю, запечатленную в большом многообразии археологических памятников. Среди них множество произведений первобытного искусства, что позволяет считать наш край уникальным местом. Мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они обжили этот суровый край в более тяжелых условиях, имея в руках всего-навсего каменный скребок, шлифованное орудие или железное копье. К сожалению, хозяйственное строительство и освоение новых земель довольно часто ведут к уничтожению памятников археологии. В Бурятии раскопана учеными лишь ничтожная часть открытых памятников. Сведения о них разноречивы и не совпадают. Работа обобщает и систематизирует материал, который излагается в доступном широкому кругу читателей форме. Собран материал о петроглифах Лысой горы, о. Богучанский, мыса Лударь, с. Байкальского. Он может быть использован для проведения экскурсий и преподавателями истории и географии. В ходе работы дается анализ о описание петроглифов Бурятии на основе изучения исследований А.П. Окладникова, А.В. Тиваненко, А.Д. Цыбиктарова, а также отчетов об археологических экспедициях В.В. Свинина и А.В. Харинского и др. Сделаны интересные выводы о связях племен в далеком прошлом, исходя из сходства петроглифов. Оформлен иллюстрированный материал.
3.2.3. «Семейские в прошлом и настоящем»
Кондратьева Юлия        ученица 11 «б» класса          лицей №6 Северобайкальск
       С той поры, как староверы переселились в забайкальские земли, прошло много времени, не одно поколение сменило друг друга. В наше время молодежь начинает интересоваться прошлым своих предков каждый человек должен знать свои корни.
Большая группа русского населения вот уже более 200 лет живет в Забайкалье. О них ходят предания и легенды, то правдивые и дружелюбные, то насыщенные вымыслом. Периодически бывая в местах населения семейских, имея возможность наблюдать их жизнь, я решила проанализировать их прошлое и настоящее. В работе подробно излагается история появления старообрядцев, история переселения их в Забайкалье. Дается сравнительный анализ культуры бурят и семейский, их взаимовлияние. Одна из глав посвящена культуре семейских в прошлом и настоящем. В результате сравнения делается вывод, что как бы не менялся уклад, быт народа, его основа, дух остаются неизменными. Работа содержит большой фактический материал о фольклоре, обрядах семейских, дается описание костюма, составлен словарь диалектов. В нашем городе много семейских, возможно, впереди создание клубов и фольклорных коллективов семейских. Наряду с существующими центрами бурятской и эвенкийской культуры.
3.2.4. «Образовательный туризм в рамках школьной программы»
Каримова М.Н.  учитель истории   лицей  №6  Северобайкальск
Данная тема выбрана не случайно, так как рамки школьной программы не дают возможности глубже изучить те или иные темы без опоры на живые свидетельства истории и тем более привить любовь к изучаемому предмету. Да и современная классно-урочная система достаточно устарела, она пока остается системой варварского общества, так как все же на уроке и в стенах школы у учащихся проявляются не самые лучшие качества характера. Экспедиции на места стоянок древних людей, места поселения заключенных ГУЛага, пешие экскурсии по тропам, связанных с гражданской войной, в музеи с. Байкальского, п.Н-Ангарск позволяют не только давать знания по той или иной эпохе истории, но и помогают решать задачи физического, нравственного, духовного развития. Учащиеся в походах учатся жить в гармонии с природой, чувствовать ее. Совершая 10-20 км. Переходы развиваются физически (развивается выносливость, ловкость, сила). Работая в службах самоорганизации дети учатся умению планировать день, жизнь, строить теплые человеческие отношения.
Не все дети могут посещать турклубы, спортивные секции и за партой в школе проводят каждый день по 7-8 уроков, а это приводит к проблемам со здоровьем, 70-80% выпускников имеют различные заболевания. Уроки, проводимые на природе, могли бы оказать в укреплении здоровья школьников большую роль.
3.3. Местные производства и народные промыслы.
3.3.1. «Художественная обработка кожи и меха»
Судакова Наталья  ученица 11 класса Межшкольный учебный  комбинат
 Северобайкальск
                Художественные изделия из кожи и меха.
Кожа и мех – материал дорогой, поэтому  относится к нему нужно бережно. Изделия из неё надежно защищают от холода, пыли, влаги и в тоже время дают телу дышать. За 2-3 года вещи выходят из моды, изнашиваются и вылинивают в домашнем хламе.
Ежегодно в нашем хламе теряются 800 –1200млн.кв.дм. натуральной кожи. Но если подумать, вторая жизнь вещей может оказаться интересной и разнообразной. Ведь кожа и мех сейчас - модные вещи. Даже из маленьких, никудышных обрезков кожи можно сделать полезные вещи, приносящие радость владельцу.
                Использовать бросовое сырье – это решение экологической проблемы.
   А какая была бы экономия природных ресурсов, если бы мы рационально использовали отдых, бросовый материал. Да и экономическая проблема не была такой острой; сколько труб не коптили бы небо, готовя сырье для этих изделий. Если использовать то, что лежит у нас под ногами, на свалке, не  было бы необходимость разведывать новые месторождения ископаемых, добывать их, затрачивая огромные средства, причиняя природе новые раны. А какая экономия домашнего бюджета.
Эта проблема общегосударственная, но начинается она в стенах наших домов. Например, из обрезков кожи, меха и ткани получаются различные художественные изделия, которые входят в нашу жизнь как одно из ярких явлений народного ремесла, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.
   Методы решения проблемы: По образцам сувениров, выполненных народными мастерами, и изучив технологию  изготовления, можно  усовершенствовать технологию. Работа  заключается в следующем. Если раньше все детали композиции сшивались нитью (из жил животных), то  наша разработка – аппликация. Конечно, изделия на клею не столь долговечны и прочны, но зато их практически и экономически можно выпускать в производственных условиях.
При использовании новых технологий, рационально и безотходно используем сырье, и при этом создаются высоко художественные изделия, которые украшают нашу жизнь.
В процессе работы над художественными изделиями приобретаются практические трудовые навыки, воспитывается художественный вкус, развивается творческая инициатива, фантазия. Знания в этом профиле сочетают не только различные виды практической работы, но и открывают нам прекрасный мир народного искусства, который несет в себе  многовековые традиции о красоте и гармонии.
Самодельная игрушка - сувенир, панно, просто сувенир из мехового лоскута, из кожи, ткани в наших изделиях несет возрождение  забытых ремесел.
Перерабатывается вторичное сырье, появляются рабочие места и сувениры для туристов, художественные изделия, украшающие наш интерьер.

 3.3.2. «Художественная обработка дерева.  Изделие «Панно»
 Боннегардт Андрей  ученик 10 класса Межшкольный учебный  комбинат
 Северобайкальск
Для резьбы пригодны самые различные породы дерева, которые подразделяется на лиственные и хвойные.
Резьба по дереву всегда способствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия.  Развитию способствовали  простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции.
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасно  и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.
Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.
Домовая резьба не была однотипной и монотонной, она выполнялось в резной технике и подразделялась на виды.
Каждый вид резьбы подразделяется по характеру, поэтому разные элементы выполняются по технике, которая наиболее выигрывает и увязывается с архитектурой дома. Иногда на одном изделие используют различные виды резьбы – это дополняет декор, делает его богаче и живописней.
Большое внимание на мотивы прорезной резьбы оказали народная вышивка  и плетение кружев. Резьба на карнизах домов или  украшающая балкончики светелок напоминает кружево подзора, поэтому ажурные прорезные доски, свисающие с карнизов, и называют «подзорами».
Очень популярна в русском народном творчестве и скульптурная резьба. С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. Это были идолы и другие культовые фигуры, мебель и утварь. Наибольшее распространение получила скульптурная резьба с развитием кораблестроения.
К сожалению, дерево – недолговечный материал. Пожары, стихийные бедствия, войны помешали сберечь старинные образцы народного творчества, но то, что мы получили в наследство от мастеров прошлого, и то, что создают наши талантливые современники, нужно бережно хранить, чтобы передать будущем поколениям национальные традиции русского народа.
3.3.3. «Движение «Золотые руки Северобайкальска»
Пальчиков М.И.  директор
 Межшкольный учебно-производственный комбинат
  г. Северобайкальск
Целью движения «Золотые руки Северобайкальска» (ЗОРУС) являются: придание импульса возрождению народных и национальных ремесел и искусства; объединение, поддержка и поощрение энтузиастов-мастеров «Золотые руки», поддержка развития города; помощь в решении социальных задач города (увод учащихся от безделья, праздного времяпровождения, наркомании и других противоправных действий).
Организация движения «ЗОРУС»: проведение организационного собрания мастеров – педагогов города и создание клуба «ЗОРУС»; принятие устава; выборы руководителей; согласование работы клуба «ЗОРУС» с администрацией города и ГУО.
План работы клуба «ЗОРУС»:
1. Составление сметы расходов клуба (ГУО, МУК) – ноябрь.
2. Создание фонда финансирования клуба «ЗОРУС» (администрация города, спонсоры и т.д.) – 2001-02 гг.
3. Поиск подбор мастеров по разным ремеслам и искусствам (МУС) – ноябрь.
4. Организация рекламы и пропаганда движения – 2001-01 гг.
5. Приобретение инструментов и материалов – декабрь.
6. Создание (изготовление) выставочного оборудования (витражи, витрины и т.д.) – январь-март.
7. Изготовление эмблемы и дипломов клуба.
8. Поиск помещений.
Направления работы клуба «ЗОРУС»:
- резьба по дереву;
- дизайн;
- декоративно-прикладное искусство;
- роспись;
- работа по бересте;
- работа с природными материалами;
- работа с тканями;
- работа с бисером;
- вышивание;
- вязание.
В перспективе развития движения «ЗОРУС» планируется создание клуба, создание фонда финансирования, подбор помещения, приобретение материалов и инструмента, создание выставочного оборудования, организация 1-ой выставки. А также, поиск специального помещения, составление штатного расписания, работа не только мастеров-педагогов, но и мастеров города, привлечение к работе не только учащихся, а всех желающих.
Движение «ЗОРУС» может развиваться в разных направлениях: поддержка мастеров-энтузиастов, вовлечение в движение учащихся и всех желающих, движение на бесплатной или платной основе.
Движение может быть начато на базе помещений и мастеров МУК.
3.4. Человек, здоровый образ жизни.
3.4.1. «Стресс. Зависимость стрессоустойчивости от локуса контроля»
 Снегирева Анастасия ученица 11 класса Межшкольный учебный комбинат
 Северобайкальск.
Организация учебного процесса в современной школе, максимальная загруженность учащихся и учителей являются постоянно  действующим стрессором В этих условиях жизненно важны возможности повышения сопротивляемости стрессогенным факторам. В данной работе рассматриваются  понятия стресс, стрессоустойчивость, локус контроля.
Целью данной работы являются определение зависимости между стрессоустойчивостью личности и ее локусом контроля. Автором выдвинута гипотеза о том, что люди с внутренним локусом контроля более устойчивы к стрессу, чем люди с внешним локусом контроля.
В исследовании использованы психологические диагностические методики: .Опросник для определения стрессоустойчивости  Холмса и Раге , методика для исследования уровня субъективного контроля. Зависимость между стрессоустойчивостью и локусом контроля установлена с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
По результатам исследования установлена слабая обратная зависимость между стрессоустойчивостью и локусом контроля. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - –0,2. Это означает некоторое уменьшение уровня субъективного контроля при увеличении стрессоров. Локус контроля смещается в сторону экстернальности при нарастании неприятных переживаний и неудач. Внешний локус контроля играет роль защитного механизма, позволяя личности адаптироваться к негативным оценкам окружающих, снять ответственность за неудачи, сохранить самоуважение. При этом  внешний локус контроля не является побудительной силой для преодоления неудач, не мотивирует развитие личности.
 Данная работа имеет практическое значение, как для учащихся школ, так и для родителей и педагогов. Учет локуса контроля, формирование “хорошего внутреннего локуса контроля“, при котором ответственность за причины неудач экстернальна, а ответственность за преодоление неудач интернальна, способствуют социальной адаптации учащихся, их профессиональному самоопределению, повышению самоуважения.
 3.4.2. «Современный человек – нравственное здоровье путем    физического совершенствования».
Денисов Игорь, Низовцев Антон, Кортубаев Бахтыбек         
ученики 11 «а» класса  школа № 1  Северобайкальск
Цель: основной путь к нравственному здоровью через массовый спорт, начиная с детских лет.
Задачи:
· Пропаганда спорта среди населения.
· Вовлечение всего населения в спортивно-массовую жизнь.
· Строительство и реконструкция спортивных комплексов.
· Организация спортивных мероприятий.
· Прививание с детских лет отвращения к наркотикам, алкоголю, курению.
 В нашем городе хоть и уделяется внимание спортивной жизни, но, я считаю, что недостаточно. Для того чтобы внимания уделялось больше, нужно создать организацию, которая бы следила за развитием спортивно-оздоровительной жизни в нашем городе, и уделяла внимание развитию спортивного образования: введение в учебных заведениях не только физической подготовки, но и физической культуры, а существующим организациям было бы оказано финансирование, достаточное для развития спорта в городе. В городе необходимо создание теле-радио передач спортивного характера, внедрение экологически - валеологического образования, которое бы обучало население здоровому образу жизни и убеждало бы о вредном воздействии наркотических веществ.
Вывод: При увеличении процента людей, занимающихся спортом, социальные болезни общества, такие как, наркомания, со временем искоренятся, и улучшится как физическое, так и нравственное здоровье.
3.4.3. «Культура здоровья как основная и системная характеристика качества жизни».
Лебедева Ирина, Карпов Алексей               
ученики 11 «а» класса школа № 1 Северобайкальск
Цель: Показать, что  физическая культура – основа качества жизни, формирование целостной, самодостаточной личности, полезной для общества.
Задачи:  1. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
               2. Формирование здорового образа жизни.
 Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
     Труд – важнейший элемент здорового образа жизни. Звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Правильный режим сна,  физическая нагрузка, закаливание, гигиена, правильный распорядок дня – это всё ведет к здоровому образу жизни.