Общие темы

Сибирячка Татьяна Муратова
3.1. Общие темы.
3.1.1. «Разработка системы экологического образования в школах города Иркутска» (из опыта работы информационно-методического центра департамента образования).
Куприна М.А. директор МУ ЦИМПО г. Иркутска
В современном российском обществе экологическое образование подрастающего поколения выступает как один из ключевых факторов  стабильности и развития общества. Это позволяет рассматривать экологическое образование как заказ общества и государственных структур к системе образования.
Проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения г. Иркутска как жителей, заботящихся о своем городе, осознающих ответственность за сохранение природного комплекса Байкальского региона и, готовых включиться в его созидательную жизнь, в настоящее время является одной из приоритетных в работе городской методической службы. Так, например, за прошедший учебный год Центром информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений города (ЦИМПО) были проведены три конкурса экологической направленности среди учащихся иркутских школ, на которые были представлены социально значимые проекты. Это такие конкурсы как:
городской конкурс проектов учащихся "Проекты ХХI века", на который были представлены 13 конкурсных работ. Победитель конкурса - коллектив учащихся МОУ СШ № 66 "Пляж на реке Ушаковка."
К 340-летию г. Иркутска проведен городской конкурс экологических проектов «Любимому городу посвящается», целью которого являлось выявление и развитие способных и одарённых учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города, формирование экологического мировоззрения и основ природоохранной деятельности. Конкурс проходил в рамках реализации целевой программы «Развитие одарённых детей г. Иркутска в 2001г.».  Победителями конкурса стали учащиеся МОУ гимназия №3 с проектом «Скверик на Ленинградской».
Городской конкурс литературно-художественных  работ "Живи, Байкал!", участниками которого выступили около 500 учащихся, в том числе: из Иркутского р-на, г. Ангарска и Усть-Илимска. В результате конкурса были отобраны лучшие работы учащихся, которые составили основу выставочной экспозиции из 50 рисунков на тему охраны и бережного отношения к живой природе Байкала. 25  литературных работ вошли в сборник лучших произведений учащихся "Живи, Байкал!", который был сверстан в условиях летней экологической школы для победителей и призеров данного конкурса.
При методической службе ЦИМПО создан городской методический  совет учителей экологии, в функции которого входит:
оказание квалифицированной помощи в проведении опытно - экспериментальных исследований, пропаганда новых технологий обучения и современных моделей управления;
изучение потребностей и заказ учебно-методической литературы;
оказание организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
обобщение и распространение опыта для развития системы образования;
осуществление издательской деятельности;
экспертная оценка авторских, адаптированных, экспериментальных программ, пособий;
проведение окружных, городских олимпиад по экологии и Байкаловедению;
проведение теоретических и практических семинаров для учителей экологии;
проведение научно-практических конференций для учащихся.
В рамках реализации целевой программы «Развитие одаренных детей» ежегодно проводится летняя экологическая школа для победителей конкурсов, олимпиад по экологии. Работа школы осуществляется по образовательной программе, включающей в себя деятельность  четырех секций: экологической, биологической, литературной и художественной. Под руководством специалистов вузов и академических институтов учащиеся приобретают теоретические и практические навыки работы в полевых условиях, проходят обучающие тренинги, участвуют в очистке прилегающей к озеру Байкал территории, изучают антропогенную нагрузку на побережье озера в густонаселенных местах, занимаются литературным творчеством.
Специалисты центра принимают активное участие в проектной деятельности в рамках программы сохранения биоразнообразия Байкала Глобального Экологического Фонда. В 2000 году получен грант на разработку учебно-методического комплекса «Живая природа Байкала». В каждую школу города будет направлен экземпляр пособия с приложениями в виде популяризованных определителей по разделам: «Рыбы», «Насекомые», «Цветковые растения», «Млекопитающие», «Птицы», «Пресмыкающиеся».
Центр поддерживает тесные контакты с общественными организациями и официальными структурами власти, занимающимися вопросами экологии. Совместно с ИРОО «Байкальская экологическая волна» проведен семинар с участием учителей города по использованию пластиковых отходов. Совместно с департаментом охраны окружающей среды администрации области разработана программа проведения семинаров для педагогов города и области.
Таким образом, в настоящее время в городе разрабатывается система мероприятий по экологическому образованию и воспитанию учащихся и подготовке учителей к реализации интегрированных экологических программ обучения.
 
3.1.2. «Место музея «Истории БАМ» в образовательной и туристской деятельности города Северобайкальска». Поиск новых решений и взаимодействий.
Бадарханова З. А.  директор Музея «Истории БАМ». Северобайкальск
Сегодня музеи, особенно периферийные, испытывают серьезные испытания. Прежде всего, в изменившихся социально-экономических  условиях возникает вопрос финансирования и  материального обеспечения всех сторон работы музея. Происходит перераспределение социальных функций музея.
Необходим анализ реальной ситуации, высокий профессионализм музейных работников, новые эффективные формы работы, новые отношения с посетителем.
Кто наш посетитель? Это в основном молодежь, которую приводят учителя, воспитатели с целью получения знаний, новой информации. Неорганизованных посетителей мало, круг взрослых посетителей незначителен, что заставляет задуматься. Туристы составляют небольшую часть посетителей: так в 1999 г музей посетило 386 чел, а в 2001 – 645 чел., в том числе и иностранные туристы. География туристов обширна. Учитывая увеличивающийся поток туристов, в плане выставок  планируется тематика по экологии Байкала, этнокультуре Бурятии.
Необходимо изучение музейной аудитории, запросы, требования которых  становятся все более высокими.  Удовлетворить их можно лишь постоянно совершенствуя все формы  музейной работы а также сервис. Ведь одиночный посетитель заходит в музей отдохнуть… Необходимо, чтобы музейные ценности стали доступными ему – в виде буклетов, альбомов, книг, сувениров, копий, чтобы они вошли в познавательный мир современного посетителя.
Одной из основных задач по воспитанию духовной культуры подрастающего поколения и в целом музейных посетителей  является формирование не только патриотизма, нравственности, а также эстетических, экологических начал с помощью музейных экспонатов. С этой целью наш музей разработал программы эколого-краеведческого образования для учащихся  6- 8 классов, экологического воспитания для дошкольников, рассчитанных  на учебный год. Также разрабатываются новые тематические экскурсии, устные журналы «Край мой Северобайкалья», «Памятники природы нашего края», «В гостях у насекомых» и т.д.
Занятия проводятся не только в музее, но и на базе договорных учреждений. Программа постоянно осваивается в школе №2, №11 - с учащимися начальных классов; в школе-саду «Теремок» - с подготовительной группой; с  подготовительными группами детских садов «Аюна», «Подснежник»; со школьниками 6-7 классов ШТЭО; а также с учащимися профтехучилища.
Стали традиционными дни недели, посвященные Дню музея, Дню знаний, Дню инвалидов, встречи с интересными людьми в связи со знаменательными событиями.
Организуемые выставки из собственных фондов и фондов других музеев по теме экологии в частности:
- «Спасем и сохраним Байкал» (передвижная);
- «Обитатели морских глубин»;
- «Баргузинский заповедник. Из века в век.»
- «Камни-самоцветы Бурятии»;
- Флора и фауна заповедника «Баргузинский» - (в плане - I квартал);
характеризуются актуальностью  и вызывали большой интерес жителей района и туристов.
Один раз в полугодие оказывается шефская  помощь (лекции, экскурсии, встречи) по краеведенью и экологии Байкала.
3.1.3. «Воспитание экологической культуры у детей».
Попова А.Н.               
МУ ЦИМПО Департамента образования
Администрации г.Иркутска               
В последние годы экологические проблемы приобретают все большее значение для человечества и представляют реальную угрозу для его дальнейшего выживания. Конечно, значительная доля ответственности за современное состояния планеты лежит на политиках и на промышленниках, которые в безумной погоне за прибылью, забывая все святое, разрушают среду обитания, в том числе и собственную. Однако немалая ответственность за создавшиеся проблемы лежит и на каждом конкретном человеке. Выбрасывая мусор, ломая дерево, затоптав лужайку, сорванные и выброшенные цветы, разрушенный муравейник, непродуманное с экологической точки решение - все эти мелочи для отдельного человека в масштабах планеты ведут к тяжелым последствиям. А основная причина этих "мелочей" - отсутствие элементарной экологической культуры у конкретного человека.
Воспитание экологической культуры у детей - одна из актуальнейших задач современной школы. В условиях надвигающегося экологического кризиса, противостоять его угрозе можно, только воспитав и вырастив новое поколение экологически грамотных людей, понимающих и осознающих свою ответственность перед природой. Формирование экологического мировоззрения закладывается с малых лет и одним из важнейших приемов в его становлении является прикосновение детей к прекрасному миру живой природы. Впечатления, полученные от этого ребенком, откладываются в его сознании и остаются на всю жизнь и в дальнейшем влияют на его поступки и решения. Воспитание должно быть построено так, чтобы ребенок осознал, что природа, все таки "храм", а не "мастерская",  человек её частица, а не хозяин и тем более не победитель. Следовательно, в процессе формирования у ребенка экологического мировоззрения кроме обучающих задач важное место должны занимать воспитательные. Формы работы с детьми должны вызывать у них чувство ответственности, сопереживание и желание помочь окружающей его природе. Это могут быть экскурсии, ролевые игры, участие в экологических акциях ("Марш парков", "День птиц",  "День Земли" и др.), конференции и олимпиады по экологии и байкаловедении.
Ведущая идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения специальных знаний, умений, навыков на уроке, так и во время специально организованной внеурочной деятельности  детей. В воспитательном процессе лидирующая  роль отводится взрослым. Только личным примером можно убедить ребенка в правильности выбора его деятельности. Вместе с родителями дети бывают в лесу, на реке и именно там взрослые могут оказывать влияния на них. Родителям также в свою очередь необходимо знать основы экологии, чтобы предотвратить нежелательные поступки в отношении природы. При подготовке походов и экскурсий вместе со взрослыми и детьми обсуждаются цели данного мероприятия, правила поведения, и меры безопасности.  Именно взрослый человек, а не сверстник может научить  правильному и безопасному поведению в природе. На примере совместной работы школа - заповедник прослеживается  система воспитательных занятий проводимых учеными Байкало-Ленского  заповедника. Немаловажное значение в общении с природой имеет ее познание, именно здесь взрослый учитель  передает своим ученикам  знания, умения, и навыки  о природе и ее охране.
Для формирования экологической культуры необходимы не только теоретические занятия, но и умения применить их в практике. Важную роль в этом процессе играют летние экологические лагеря. Исследовательская работа по изучению флоры и фауны родного края обогащает  детей интеллектуально и эмоционально, У ребят и взрослых появляется потребность не только созерцать, но сохранять. Следует отметить, что в настоящее время на Байкале и в его окрестностях работает ежегодно несколько десятков детских экологических лагерей и число их постоянно растёт. В тоже время большинство экологических лагерей организуют воспитатели энтузиасты, и на первом этапе подготовки им необходима методическая помощь и  методическая литература, особенно краеведческого характера. Назрела необходимость создания единого методического центра для детских экологических лагерей, который обеспечивал бы организаторов лагерей, литературой, проводил курсы для подготовки учителей,  семинары для обобщения и обмена опытом. В Иркутске существует  центр информационной, психологической и методической поддержки образовательных учреждений при департаменте образования Администрации г. Иркутска, который смог бы взять на себя эту функцию - координатора этой работы.
Если содержание экологического образования определяется такими категориями, как сознание - мышление -  знание - деятельность,  то в основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности - отношения - поведение - ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно-нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащегося есть не что иное, как результат воспитания.

3.1.4. «Об экологической работе ДК «Железнодорожник».
Соседко Л.П.       зав. объектом досуга ДКЖ     Северобайкальск
Проблемы экологии неотрывны от понятий – культура, воспитание, образование. Дом культуры «Железнодорожник» - центр культуры молодого города, расположенного на самом берегу озера Байкал. Практически все население города от мала до велика осознают свою ответственность за его сохранение и  бережное отношение к окружающей природе, частью которой мы, по сути, и являемся. Одиннадцать лет дворцу культуры, и все эти годы жители города Северобайкальска с радостью приходят в зимний сад, в котором собрано свыше 80 видов экзотических растений мира. Здесь были почетными гостями участники всех форумов, проводимых в регионе, известные ученые, космонавты, представители культуры и искусства. В зимнем саду проходят многочисленные экскурсии для школьников, жителей и гостей города, фотографирование на память.  На базе зимнего сада были организованы клуб цветоводов – любителей «Татьяна», детский клуб «Почемучки», в котором ребята изучали рыб, морских свинок, крыс, черепах, попугаев - обитателей зооуголка средней школы № 11.
 С 1991 по 1997 год в ДКЖ действовало общество «Возрождение», ставившее своей целью девиз «От экологии мысли – к экологии пространства». Сейчас эту работу продолжает клуб философских знаний «Пламя», клуб здорового образа жизни «Благо», клуб «Родник здоровья». В последнее время многие серьезно занялись проблемой собственного здоровья, физического и психического состояния. Изучая эти вопросы, занимаясь в физкультурной группе «Тропа здоровья», многие участники пришли к пониманию того, что мысль материальна, и каждый просто обязан следить за чистотой мысли и желаний. Пришло осознание причинно-следственных процессов нашей жизни, осмысление связи поколений… Активистами клуба ветеранов труда «Сударушки» возрождается пионерское движение в школах города.
 В ДКЖ раз в квартал проводятся устные журналы, встречи народных целителей, психологов, специалистов по диетическому питанию, на которых можно получить рекомендации, как адаптироваться в межсезонье, укреплять суставы, позвоночник, мышечный корсет и т.д.
Проводятся встречи с работниками природоохранных организаций, с работниками СЭС, биологами, экологами школ города. Северобайкальцев волнует проблема сохранения окружающей среды прибрежной зоны и самого озера Байкал.
 Экология – это культура внутри себя и вокруг себя, умение вести себя в коллективе по отношению к коллегам и участникам  клубных объединений, взаимовыручка, взаимоподдержка, добрые отношения, дающие положительный импульс для жизни. Этому воспитанники ДКЖ учатся на занятиях в творческих коллективах, где все они участвуют в создании творческого продукта объединенных мыслей, объединенного труда, будь то спектакль «Мы –дети Галактики» или фестиваль «Колыбель Байкальских волн», конкурс «Под Северной Звездой»… Ребята пишут и исполняют авторские песни, шефствуют над коллективами предприятий Северобайкальского филиала ВСЖД, выезжают в красные уголки с концертами, праздничными поздравлениями.
Практически все коллективы ДКЖ достигли уровня в творчестве, достойного званий «образцовый» и «народный». Это такие коллективы, как народный ансамбль русской песни «Жемчужина Байкала», народный ансамбль танца «Байкальский сувенир», образцовый ансамбль песни «Бумеранг», «Силуэт», народная студия бального танца «Д\Арт», образцовый детский хореографический ансамбль «Каприз», образцовый ансамбль спортивного танца «Здравствуй».
 В выставочном зале дворца культуры проходят выставки художников, фотографов, мастеров по камню, работы которых отражают красоту окружающего мира, байкальских пейзажей. Работает объединение художников, они выезжают на пленеры и затем делают творческие отчеты о своих путешествиях по заповедным местам Прибайкалья. Проходят уроки Красоты, на которых школьники встречаются с авторами, экспонирующими свои работы, поэтами, композиторами, проходят мастер - классы по танцу, живописи и т.п.
Установилось тесное сотрудничество с заповедником «Баргузинский», проводятся выставки детского творчества – живописи, художественной фотографии.
 После проведения в ДКЖ «Дог-шоу» «Я и моя собака», образовалось добровольное общество любителей собак «Друг», в котором дети наравне со взрослыми учатся правильному обращению с четвероногими друзьями, приучаются к правилам выгула собак, их дрессировке…
 Во дворце культуры работает библиотека – абонемент, читальный зал, детское отделение с книжным фондом  62 тысячи экземпляров книг с широким подбором периодических изданий разного профиля.  Библиотека проводит литературно-музыкальные вечера, встречи, конкурсы «Давай с природою дружить», экотурниры «Природа ищет друга». Оформлены книжные выставки «Эта хрупкая планета», «Экология: тревоги и надежды», «Байкал – достояние человечества».
Таким образом, вся многолетняя деятельность дворца культуры «Железнодорожник» Северобайкальского филиала ВСЖД тесно переплетена с культурно-образовательной социальной работой, проводимой в городе с людьми всех возрастных категорий от детей до пенсионеров.
3.1.5. «Воспитание личности через общение с природой».
Марьясова К.В.               
педагог дополнительного образования
Школы туристско-экологического образования
г.Северобайкальск
“Все мы родом из детства”
Если посмотреть на мою жизнь с высоты прожитых лет и приобретенного опыта, то с уверенностью можно сказать, что моя жизнь-это сплошное путешествие. А вернее, это жизнь в походных условиях, на природе, в экспедициях. Всё остальное, что происходит со мной - как бы второстепенное, всё то, что укладывается между походами.
Заниматься туризмом я начала со школьной скамьи, а поскольку росла ребёнком болезненным и слабым - в походы меня не брали. Но интуитивно я чувствовала - это то, что называется Жизнь! Я посещала все занятия, которые вела замечательная женщина - учительница географии, я пела с удовольствием туристские песни, я принимала участие в туристских слетах и соревнованиях. И хотя я не могла преодолевать многие препятствия,  была активным болельщиком за свою команду и могла фиксировать все события в полевой дневник и газету. 
Что притягивало меня к этим людям? Меня, слабенькую, болезненную, замкнутую и необщительную? Тогда я не могла это объяснить, сейчас  понимаю. Меня принимали там такой, какая я была, со всеми моими достоинствами и недостатками. Я себя чувствовала там самой собой! Мне не нужно было быть похожей на других, под кого то подстраиваться,  я там БЫЛА, а не казалась. Мне было комфортно, мне было ХОРОШО!
Постепенно я начала ходить в небольшие экскурсии и походы, окрепла, обрела много друзей и уверенность в своих силах и способностях. Когда я поступила в институт, конечно же, продолжила свои занятия. Только круг их стал шире: лыжный, пеший, горный туризм, занятия спортивным ориентированием и скалолазанием, альпинизмом и горными лыжами. Расширилась и география путешествий: Алтай и Горная Шория, Тянь-Шань и Приполярный Урал, Красноярские столбы и Южный Сахалин, Кодар и Удокан. Всё это очень привлекало и притягивало. Но самый главным магнитом всегда были люди, и тот замечательный, ни с чем несравнимый психологический микроклимат, который они могли создать. Красивее их, мне казалось, не было людей на белом свете. Что же делало этих людей красивыми? Сейчас, я знаю. Это общение с природой и общение друг с другом в особых природных, иногда даже экстремальных условиях. 
“Путь в педагогику”
С туризма и начался мой путь в педагогику. Ту полноту жизни, которую я ощущала, занимаясь туризмом, мне хотелось передать другим. Моим единомышленником был тогда мой молодой муж. Мы много занимались туризмом с детьми на общественных началах. Дети у нас были разного возраста: от семи лет и до выпускников. Рождались и подрастали свои дети, которых мы почти с рождения также приобщали к походной жизни. Постепенно, в молодом бамовском городке, на берегу уникального озера Байкал, мы обросли большой группой единомышленников, а наш туристский клуб стал популярным ни только  в нашем маленьком городке, но и в республике Бурятия, и тогда ещё, Советском Союзе.  Мы с успехом участвовали в Республиканских и Союзных соревнованиях,  организовывали слёты, соревнования, путешествия разной категории сложности. В них участвовали как школьники, так и молодые строители, и когда в городе открылась станция юных туристов, у руководства городского управления не было сомнений по поводу того, кто возглавит её работу. За десять лет СЮТур выросла, окрепла и стала выпадать из своих коротеньких штанишек. Сейчас это школа туристско-экологического образования, в которой работают 12 педагогов и занимаются более 400 детей. Школа располагает двумя туристскими базами, горнолыжной трассой, оборудованной собственными силами, паспортизированным экологическим маршрутом, протяженностью в 35 км на берегу Байкала.  В ней три ступени образования: первая - «Рюкзачок», где занимаются дети от 5 до 10 лет,  вторая – «Турландия”, для детей от 10 до 14 лет и третья- “Лицейская”, где занимаются подростки от 14 лет до выпуска, и получают допрофессиональную подготовку в области экологического туризма. В туристском лицее школьники вырастают до третьего взрослого спортивного разряда, участвуют в научно-исследовательских экологических и археологических экспедициях,  совместно с учёными Байкальского региона. Они осваивают компьютерную грамоту, экскурсионное дело, туристский бизнес, изучают историю и культуру своей республики и района, учатся быть здоровыми, осваивают культуру и психологию общения.
Результатами такой работы становятся разработки новых экологических маршрутов, описание флоры и фауны Байкала, гербарии растений, описание памятников природы и археологии, создание и обустройство туристских баз и приютов, обустройство своей горнолыжной трассы, десятки километров прибрежной полосы, очищенной от мусора, описание  спортивных туристских маршрутов различной сложности, фотоальбомы и видеоматериалы  экспедиций и походов.
В 1998 году школа вышла на федеральный уровень и получила статус – «кандидат на Федеральную экспериментальную площадку». В 1999 году приняла участие в республиканском конкурсе на лучшую школу года и стала дипломантом этого конкурса. В этом же году школа аттестована и аккредитована. Работает над проектом «Личность у Байкала - экологически ответственная и социально успешная». Школа интересна своим особым психологическим микроклиматом, где каждый чувствует себя нужным, принятым и понятым. Школа, где дети и взрослые проживают в радостной и творческой атмосфере. Школа сотрудничества детей и взрослых, школа доверия, взаимного уважения и взаимопомощи.
“Моя педагогическая система”
Предметы, которые я преподаю в туристско-экологической школе –«экологический туризм» и «этика общения» подарили мне возможность заняться новым курсом, который я назвала «мир глазами души». Программа рассчитана на детей возрастом 10-12 лет. Она учит детей общению друг с другом и общению с природой. В своей работе над программой я опиралась на книги М.Скребцовой и А.Лопатиной, составителей чудесных книг о природе, человеке и душе человеческой на основе накопленного богатейшего литературного наследия.   В этом году я начала работу по этой программе с пятиклассниками и результаты не заставили себя долго ждать. Активно познавая и осваивая (делая его своим) этот мир, дети как бы формируются сами, как личности. Не нужно больших усилий со стороны педагога в «привитии» детям таких качеств, как доброта, щедрость, терпение, умение радоваться и др. Дети учатся сами, сами делают выводы, а я им только помогаю в этом. Например, на одной из экскурсий на Байкале, в месте активного отдыха населения, дети находят  осколки битого стекла, но это уже не просто осколки, а стёклышки, над которыми потрудился Байкал. Они гладкие, отшлифованные и отточенные байкальской волной настолько, что детям хочется делать из них украшения, мозаику, хочется играть в эти стёклышки и любоваться ими. Не трудно догадаться о ходе нашей беседы с детьми, которая протекает в непринужденной обстановке здесь же на берегу Байкала. В результате, дети делают вывод, что у Байкала можно поучиться трудолюбию, терпению, доброте и любви. А сколько необычного можно услышать, когда слушаешь голос Природы. Мы называем это –«послушать тишину», когда разом замолкаем все, закрываем глаза и погружаемся всей душой в окружающий нас мир. Потом делимся впечатлениями. Кто-то услышал голос ветра, кто-то различил шёпот трав или разговор прибрежной гальки. О чём нам рассказывает Природа? Начинаются рассказы, маленькие истории и сказки, которые рождаются здесь же.
Цель  программы «Мир глазами души»- развить чувство природы в детях, точно так же как развиваются чувства музыкальные, художественные, поэтические. То есть, помочь детям научиться видеть, слышать,  понимать и принимать мир вокруг себя, а так же помочь осознать себя частичкой этого мира.  Что я вкладываю в понятие “чувство природы”? Это источник любви и тяготения к природе, который конечно же невозможно воспитать и развить без частого общения с природой и знакомства с явлениями природы. Поэтому краеугольным камнем в преподавании этого курса должны стать экскурсии и путешествия. Ведь без них нельзя как следует научить ведать природу.  К сожалению, школьный курс Природоведения дает детям, в основном, информационные знания об окружающем нас мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека, воспитанию через природу высокого и чистого духа. Ведь отрываясь от природы, мы не просто теряем с ней связь, и способность её любить, мы теряем здоровье, как физическое, так и духовное. Только культивируя Живую Любовь к природе, а не Мертвую Науку о ней, можно предоставить возможность душе расцвести, ведь душа каждого человека - это зародыш прекрасного цветка, в котором изначально заложены все добродетели.
Необходимость частых экскурсий и походов на природу обусловлена еще и тем, что дети должны знать и представлять себе природу, которая непосредственно их окружает. Природа должна быть осязаема и обоняема. Если, к примеру, ты - житель Сибири, ты в первую очередь должен уметь отличить ель от пихты, а осинку от березки, а уж после удивлять своими знаниями о растительном мире Африки или Южной Америки. Отсюда одна из задач программы - приобщить детей к природе настолько, что бы они не чувствовали себя чужими ей, а стали близкими, своими. Что бы они могли научиться сливаться с нею и научились пользоваться её животворными великими силами, дающими духовное и физическое здоровье. Другая, не менее важная задача - научить детей наблюдать природу, понимать её и учиться у неё.
Программа построена так, что приобщение детей к природе чередуется с воспитанием качеств души - добродетелей. Например, после экскурсии к сосне,  урок  продолжается в аудитории и называется «Добрая сосна». На занятие мы принесём сосновые шишки и иголочки. На доске написано слово «Сосна»
Звучит красивая музыка, и читаются сказки «Разговор сосёнок» и «Добрые сосны» из книг М.Скребцовой и А.Лопатиной. После прочтения сказок, мы беседуем по заранее составленным вопросам: «Почему сосна красна везде, где она растёт?», «Кого и чем кормит сосна?» и др. Вопросы могут возникать и по ходу беседы.  Затем дети делятся на группы, и каждая группа получает свою сосновую шишечку, Дети пишут небольшую историю этой шишки от лица самой шишки. Второй час занятия мы посвящаем беседе о таком человеческом качестве, как доброта. Что, значит, быть добрым, где и в чём она проявляется, можно привести примеры из жизни известных людей, могут дети рассказать о своих добрых поступках. В комнате, где проходит занятие - уютная, располагающая к общению обстановка, можно поставить стул специально для самой Доброты и пригласить символично её в гости. Дети, желающие набраться доброты, могут посидеть на этом стуле. В конце занятия я рекомендую детям завести дневничок самоконтроля, где они могут фиксировать все свои добрые дела. Занятие можно провести под лозунгом или девизом «Что бы мы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться» (Н.Н. Козлов).  В конце занятия пишем себе коротенькую памятку:  «Я постараюсь всегда поступать по-доброму, быть внимательным даже в мелочах.  Я буду добр ко всем людям и животным.  Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы сохранить природу».
Я показала примерную разработку одного из занятий, не приводя полную программу этого курса. Примерный перечень тем для такой программы:
- Экскурсия «Здравствуй, солнце!» Портрет солнца. Чему нас учит солнце?  Солнце и доброта.  Сила добра.
- Экскурсия «Ближе к небу». Бесконечность неба. Сокровища неба. Портрет неба. Нежность.
- Экскурсия «В поисках ветра». Где живет ветер. О чём шумит ветер. Ветры Байкала. Радость - великая сила.
- Экскурсия «На свидание к ёлке». Красавица ёлка. За что ёлку любят лесные жители. Стремление к совершенству и др.
Самое важное в процессе воспитания добродетелей,  как мне кажется, это не давать детям своё уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли, а пригласить детей в мир добродетелей, открыть им сердца людей, живших и живущих в этом мире и помочь им захотеть стать лучше и научиться жить счастливой жизнью. Ведь доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни и смерти, страданиям и испытаниям, - все эти качества и составляют основу полноценной счастливой жизни.
При обсуждении сказок или во время беседы, главное - давать детям возможность раскрыться, свободно выразить свою точку зрения и объяснить её. Любое давление со стороны взрослого мешает ребёнку ощутить себя Личностью, имеющей право высказывать свои мысли. Не должно быть неинтересных или неправильных мыслей, любое высказывание ребёнком по обсуждаемой теме должно приниматься, иначе у ребёнка появится комплекс, замедлится речь, и способность ясно выражать свои мысли, и тогда теряется весь смысл занятий.
Чтобы эффективными и успешными были занятия, группой обязательно принимаются  правила  проведения занятий. Вот некоторые из них: - во время занятий не отвлекаться на другие посторонние темы и дела, принять принцип «здесь и сейчас» и не создавать второго пространства, проявлять максимальное уважение к говорящему, и внимательно его слушать, правило поднятой руки для высказывания своего мнения, проявлять искренность и доброжелательность при общении друг с другом. Во время экскурсий и походов мы строго придерживаемся трех основных принципов: - не навреди, мусор унеси с собой, облагородь, т.е., сделай лучше, чем было до тебя.
Хочу поделиться своими основными принципами, которыми я руководствуюсь в  общении с детьми.
1.Доброжелательность и искренность.
2. Начни с себя, изменись сам, и мир изменится вокруг тебя.
3.Замечать достоинства и отмечать достижения каждого ребенка, какими бы незначительными они не казались.
3.Выказывать уверенность в том, что ребенок обязательно добьется успеха, даже если у него не все получается.
4. Не употреблять негативных слов в общении с детьми (нет,  ни так, ты не прав)
5. Взять за основу общения позитивные слова (да, конечно, хорошо)
6. На каждое «нельзя» - 10 «можно», каждое «нельзя» должно быть чётко обосновано
7. И последнее – «радость - непобедимая сила», долой уныние, только радостное проживание дает духовное и физическое здоровье. «Здравствуйте, я люблю вас, я рада  вас видеть, я - Рада, а вы мои Радужки!»
3.1.6. «Комплексная круглогодичная образовательная программа «Эндемики».

Елисеенко Н.М. Бухольцева О.В. гимназия №5 Северобайкальск

1. Гимназия – это особое воспитательное учреждение, ориентированное на работу с одаренными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению. При наборе учащихся в гимназию работает психолог, который выявляет ребят на самом первом этапе. В стенах гимназии работает творческий и работоспособный коллектив, немного авантюрный, в хорошем смысле этого слова. В этом, в первую очередь, заслуга нашего директора, которая всегда поддерживает учителей в их творческих начинаниях.
2. В течение нескольких лет коллектив гимназии работает над проблемой развития творческих способностей гимназистов. В результате этой большой работы создана система организации творческой, научно-исследовательской деятельности. В 2000-2001 учебном году гимназисты приняли участие в межрайонной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где получили 8 дипломов. В 2001-2002 учебном году по результатам работы этой же конференции было отмечено 17 работ. 19 июля 2001 года 6 гимназистов приняли участие в международном евразийском фестивале молодых исследователей «Байкал – 2001», где получили 5 дипломов.
В 2001-2002 учебном году учителями гимназии создана программа, которая условно получила название «Эндемики», девизом ее стали слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной образовательной работы в школе. По последним данным, примерно одна пятая всех детей школьного возраста (20 %) может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. Это важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Качественный скачек в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Проблема - одаренный ребенок в классической гимназии.
Цель – создать условия обучения одаренных детей в «Естественной среде», т.е. когда они не вырываются из круга нормальных сверстников.
Задачи:
1. Разработать теоретическую модель обогащения содержания.
В сферах
а) психолого-социального развития;
б) когнитивного развития;
в) физического развития.
2. Разработать дополнительные варианты обогащения содержания образования
      а) 5-6 классы (мини-курсы)
      б) конкурентные формы взаимодействия
3. Создать учебные программы, входящие в систему основного и дополнительного образования для одаренных детей.
4. Создать условия для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса личности «одаренного ребенка».
5. Активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер.
«Горизонтальное» обогащение содержания образования.
Исходя из диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся седьмого класса принято решение о введении модели «горизонтального» обогащения содержания образования.
В этом случае следует понимать систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами, которые направлены на решение проблемы развития ребенка в трех основных направлениях.
Восьмой класс. К традиционному учебному плану добавляются три специальных курса – «социальная компетенция
- для совершенствования сферы психо-социального развития;
- «обучение мышлению» – для совершенствования сферы когнетивного развития;
- социальные занятия, ориентированные на взаимодействие традиционной схемы решения задач физического воспитания.
                «Социальная компетенция»
Часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них в психо-социальном развитии. Чтобы преодолеть это несоответствие, создана программа, направленная на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.
Эти занятия важны не только для детей, испытывающих эмоциональные или поведенческие трудности. Их умение рассуждать, глубже понимать мотивы других людей в сочетании с повышенной чувствительностью к несправедливости и противоречиям, часто негативно сказывается на развитии аффективной сферы.
                «Обучение мышлению»
К числу наиболее популярных путей качественной перестройки содержания образования применительно к потребностям одаренных детей относится это направление.
3.1.7. «Школа социального успеха»
Марченко Н.В.  г. Усть-Илимск
В начале августа 2000 года мне позвонила знакомая и предложила поехать в Иркутск на первую сессию Байкальской кадровой школы, которую проводила команда мастеров международного движения «образование ради жизни».
Все, что я увидела на сессии, задело мою душу. Наконец-то я получила ответ на вопрос: «Как можно разбудить душу ребенка, раскрыть его творческий потенциал, заложенный в нем природой?». И я, бывший майор милиции, более 13 лет проработавшая с «проблемными» подростками, поняла, почувствовала, что я буду этим заниматься. Так началась моя новая жизнь. Семинары, новые города, много друзей, и приобретаемый свой опыт, и огромный опыт мастеров движения позволили открыть «Школу социального успеха» в Центре дополнительного образования.
Но сначала было две сессии Байкальской молодежной кадровой школы, активное участие команды «Сияние» в июле 2001 года в фестивале «Зов Байкала – зов Планеты».
Школа работает с сентября 2001 года, постоянно расширяется число ее слушателей. Ведь именно здесь ребята учатся жизни, творчески решая те задачи, которые ставит перед ними сама жизнь. Учатся осознавать ответственность за свою жизнь, жизнь своей семьи, Родины, планеты. Уметь быть успешными во всем, быть здоровыми, жить без конфликтов, по законам Любви и Радости. Кроме учебы у себя в городе, команда уже второй год продолжает учебу в БМКШ «Я – гражданин», и претворяя девиз инструктора-просветителя в жизнь: «Научился сам – научи другого», начала проводить в школах города просветительские семинары, целью которых является формирование  активной позитивной, проявляемой в творческих делах, здоровом образе жизни, общественной самоорганизации.
А впереди у школы новые горизонты: это и участие в V международном фестивале «Зов Байкала – зов Планеты», и проведение летнего отдыха ребят, и активное участие в создании и развитии Северной молодежной кадровой школы «Усть-Илимск – Братск – Северобайкальск».
А я, как руководитель школы, испытываю огромное счастье, работаю с ребятами, не устаю восхищаться их мудрости и добротой.