Общие темы

Сибирячка Татьяна Муратова
2.1. Общие темы.
 2.1.1.«Перспективы развития экологического туризма на Севере Байкала"
Марьясов Е.А.            
директор Школы туристско-экологического образования
 Северобайкальск
Успешное развитие экологического туризма предполагает обязательное наличие четырех факторов:
· высококачественные природно-рекреационные ресурсы (дикая природа);
· культура аборигенов;
· тщательно проработанная технология экологически безвредного для природы и культуры аборигенов пребывания туристов;
· экономическая выгода местных людей и бюджета;
Кроме того, необходимо наличие быстрого и безопасного транспорта для доставки туристов в начало маршрутов и обратно.
В Северобайкальском районе сохранилось значительная часть первоклассных мало тронутых человеком туристско-рекреационных ресурсов. При небольшой численности населения (около 45 тысяч человек) район и город Северобайкальск имеют достаточно развитую современную инфраструктуру (транспорт, связь, размещение, питание, культурно-бытовое обслуживание). Здесь достаточно высокий уровень развития образования, культуры, торговли, малого бизнеса. При этом эти два муниципальных образования в течение 2001 года держали лидерство в республике Бурятия по уровню социально-экономического развития.
Представителями аборигенов на Севере Бурятии являются эвенки. Эвенки - таёжные жители, охотники, оленеводы. Сегодня их численность очень невелика, потеряна в значительной степени культура, самобытность, традиционные ремесла. Но все же благодаря некоторым мерам предпринятым, государством, в последнее время наметились некоторые положительные сдвиги.
Так некоторые семьи получили в постоянное пользование родовые земли, занялись возрождением оленеводства, некоторые готовятся к работе с туристами. Началась работа с детьми эвенков по развитию культурных традиций, проводятся праздники народов Севера.
Экологически безвредные технологии пребывания туристов в условиях природной среды сейчас широко известны. Необходима их привязка  и переработка к местным условиям. Например, этим уже давно занимается турклуб «Даван» и Школа туристско-экологического образования. В зонах массового отдыха некоторый опыт накоплен в национальных парках - Прибайкальском и Забайкальском.
Экономическая выгода от туризма для местных людей и местного бюджета возможна при выработке политики в области туризма, совершенствования законодательства. Местным производителям туристских услуг необходимо проявлять большую активность по объединению усилий и защите своих интересов в конкуренции с внешними турфирмами   и при отстаивании своих интересов перед органами местного самоуправления.
 Северный Байкал отдален от крупных аэропортов и не имеет пока надежного автомобильного сообщения с западными и южными соседними территориями. Этот фактор с одной стороны тормозит развитие туризма, но с другой стороны дает время для того, чтобы подготовиться к приему массового неорганизованного потока туристов, который к примеру, сейчас наблюдается в летний сезон на юге Байкала и приносит большие экологические и социальные проблемы.
Главными целями и задачами в связи с этим являются:
1. Создание хорошо организованной и обустроенной зоны массового туризма. В её состав должны входить:
· сеть визитно - информационных туристских центров, туристских бюро и агенств;
· система, рекреационных и лечебных местностей:
а) Слюдянские озёра;
б) горячий источник Гоуджекит и центр зимних видов отдыха;
в) остров Ярки;
г) курорт Хакусы;
д) курорт Котельниковский;
е) курорт Дзелинда;
2.  Укрепление и развитие особо охраняемых природных территорий:
а) Баргузинский государственный заповедник;
б) Фролихинский государственный заказник;
в) Верхнеангарский орнитологический заказник;
г) Национальный парк им. Яна Черского (м. Котельниковский- гора Черского);
3. Развитие сети таёжных гостиниц и экомаршрутов:
а) эвенкийское хозяйство Шегнанда;
б) эвенкийское хозяйство Ширильды;
В) туркомплекс Томпа;
Г) туркомплекс Б.Коса.
4. Подготовка местных и приезжих людей для работы и отдыха в экотуристской среде.
5. Реклама местных производителей туруслуг.
Необходимо создать единый туристско-экологический образовательный центр на базе Северобайкальской муниципальной ШТЭО и экоцентра Нижнеангарской средней школы для подготовки гидов с развитием его до уровня колледжа.
Поддерживать создание и развитие визит-центров особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Создать единый Северобайкальский информационно-туристский центр с отделениями в Нижнеангарске и Северобайкальске.
Обеспечить координацию работы по развитию туризма в городе и районе за счет поддержки работы ассоциации турфирм «Северный Байкал».
Заложить в бюджет затраты на продвижение турпродукции местных фирм (участие в туристских ярмарках, изготовление рекламной продукции, поддержка северобайкальского сайта в Интернете).
Для поэтапной динамичной реализации предлагаемых мер необходимо заключить договор со специалистами во главе с доктором физико-математических наук Калихманом А.Д. (г. Иркутск) на оценку бизнеспотенциала Северобайкальской туристкой территории и разработку совместной программы развития туризма Северобайкальского района и г. Северобайкальска на ближайшие 5-10 лет.
2.1.2. «О Байкальской хартии экологического туризма».
Широков Г.И.               
руководитель Байкальской региональной ассоциации
туризма (БРАТ) г. Улан-Удэ
Байкальская Хартия Экологического Туризма является документом, вобравшим в себя наиболее продуктивные идеи,  предложенные в разное время учеными, общественными деятелями, практиками туризма, представителями органов государственной власти, неправительственных организаций и движений, и получившие признание в ходе проведения в Байкальском регионе мероприятий и проектов регионального, российского и международного уровней. Принята участниками 1-го межрегионального семинара
по сотрудничеству в области экотуризма 6 ноября 2001 года, г. Иркутск.

Хартия устанавливает стратегические ориентиры для устойчивого развития туризма в Байкальском регионе на переходе к новому тысячелетию. В ней нашли отражение подходы, содержащиеся в официальных документах Организации Объединенных Наций и Всемирной Туристской Организации, иных российских и международных организаций, определяющие пути развития сферы туризма как одного из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития общества в меняющихся исторических реалиях и превращающих мировой туризм в доминирующий фактор этого развития.
Необходимость разработки Хартии обусловлена ходом предшествующего развития туризма в Байкальском регионе, результатом которого стало превращение туризма в заметный фактор влияния на социально-экономическое и экологическое состояние региона, а также формирование единого туристского пространства в границах Байкальской природной территории.
Эта необходимость обусловлена, также,  признанием озера Байкал Участком Мирового Наследия ЮНЕСКО, повлекшим потребность создания долгосрочных условий для развития как собственно туризма, так и условий для сохранения уникальных природных ресурсов, социальных и культурных ценностей. Одной из наиболее значимых целей развития индустрии туризма является достижение более высокого уровня жизни Байкальского сообщества, при минимальных отрицательных, экологических и социальных побочных эффектах.
Хартия является документом, декларирующим общепризнанные цели и принципы, что делает возможным присоединение к ней всех организаций и лиц, разделяющих эти цели и принципы и (или) претворяющих их в своей практической деятельности.
Мы, участники 1-го межрегионального семинара по сотрудничеству в области экотуризма, организованного Байкальской региональной ассоциацией туризма (БРАТ), в г. Иркутске (Россия), признавая цели и принципы, изложенные в официальных документах Организации Объединенных Наций и Всемирной Туристской Организации, иных международных и российских, изданных в области туризма;
Ссылаясь, в частности, на следующие документы:
· Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;
· Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 года;
· Резолюция шестой Генеральной ассамблеи Всемирной Туристской Организации, принявшей Хартия туризма и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 года;
· Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию от 13 июня 1992 года;
· Конвенция по биологическому разнообразию от  б января 1995 года;
· Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 года;
· Глобальный этический кодекс туризма, одобренный Генеральной Ассамблеей Всемирной Туристской Организацией 1 октября 1999 года;
· Материалы 1-ой Российско-Германской конференции по развитию экологически ответственного туризма в России, 1992 год;
· Комплексная программа политики землепользования для Российской территории бассейна озера Байкал, 1993 год;
· Генеральный план развития экотуризма в регионе озера Байкал, 1994 год;
· Закон РФ «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.
· Декларация целей, задач и основных принципов стратегии сохранения биоразнообразия экосистемы оз. Байкал, 1999 год.
Отмечая вклад туризма в экономическое развитие, взаимопонимание между народами и мир, укрепление деловых и дружественных связей, соблюдение прав человека и основных свобод, особые возможности и возрастающую роль туризма в сохранении природной среды;
Считая своей основной целью всемерное содействие развитию экологически ответственного, устойчивого и доступного туризма в регионе озера Байкал, формирование отношений подлинного партнерства между всеми участниками туристского процесса, в том числе национальными, региональными и местными организациями, предприятиями, профессиональными ассоциациями, неправительственные организации, работниками туристской индустрии, а также принимающими сообществами, местным населением, средствами массовой информации и самими туристами;
Сегодня, 6 ноября 2001 года принимаем основные принципы Байкальской Хартии Экологического Туризма.
Хартия содержит 8 статей, определяющих основные подходы к развитию экологически ответственного туризма, рамки и ограничения, а также обязательства для участников туристского процесса, присоединившихся к данному документу.
ПРИНЦИПЫ
 Статья 1. Байкальская природная территория – основное звено в системе ресурсов туризма Байкальского региона.
1. Байкальская природная территория располагает основной долей наиболее ценных природных и историко-культурные ресурсов туризма Байкальского региона, на основе которых формируется и функционирует туристско-рекреационный комплекс.
2. Туризм, развивающийся на Байкале в течение 60 лет, на рубеже III тысячелетия  превратился в достаточно крупное общественно-политическое и экономическое явление, оказывающее все возрастающее влияние на социально-экономическую жизнь Байкальского региона, развитие межрегиональных и международных связей, а также процессы интеграции региона в отечественный и международный рынки. Одновременно он превратился в существенный фактор влияния на экосистему озера Байкал, делающий необходимым осуществление эффективных мер, направленных на упорядочение туристской деятельности и позволяющих ввести процесс развития индустрии туризма в экологически безопасные рамки.
3. Особыми факторами, определяющими пути развития туристской отрасли на Байкале, является наличие здесь сложившихся традиций и подходов, с ориентацией на которые активно формируется перспективная туристская дестинация, органично включенная в общероссийский и международный рынки туризма, а также роль Байкальского региона в качестве модельной территории, на которой в течение ряда лет отрабатываются механизмы развития индустрии туризма в условиях жестких  экологических ограничений и ярко выраженной региональной специфики.
Статья 2. Потенциал развития туризма.
1. Потенциал развития туризма на Байкале достаточно высок и связан  с наличием здесь богатых ресурсов туризма, позволяющих развивать различные его виды, а также с рядом условий и факторов, делающих развитие туризма перспективным. Среди них: удобное географическое расположение на пересечении транспортных линий, связывающие центр России с восточными регионами страны, а также со странами АТР; наличие промышленно развитых центров; благоприятные для организации круглогодичного отдыха природно-климатические условия, высокий культурный уровень  населения; растущая популярность региона в качестве туристской территории; уникальность природного комплекса озера Байкал; самобытность истории и культуры проживающих здесь с древних времен народов, а также давние традиции добрососедства и дружбы; признание озера Байкал главным сакральным центром Сибири; сосредоточие здесь большого количества историко-культурных памятников, связанных с эпохами  великого переселения народов, создания первых государств в Центральной Азии, развития дипломатических, торговых и культурных отношений между Востоком и Западом.
2. Потенциал развития туризма является исходным условием для формирования в Байкальском регионе современной индустрии туризма. В тоже время развитие туризма имеет пределы, обусловленные ограниченной способностью экосистемы озера Байкал к самовосстановлению. Важным, в определенной степени решающим условием успешного развития туризма является наличие здесь адекватной политики в отношении туризма, направленной на создание благоприятных условий для его успешного развития.
Статья 3. Политика развития туризма.
1. Развитие туризма в условиях Байкальской природной территории, увеличение его влияния на общество и природу региона требует осуществления сбалансированной,   гибкой политики, учитывающей и отражающей как интересы экономического и социально-культурного развития, так и интересы сохранения природных ресурсов, являющихся основой этого развития. Цель политики – создание долговременных условий, обеспечивающих достижение наибольших социально-экономических результатов на основе туризма, использование содержащихся в природе туризма стимулов для сохранения, возобновления и развития ресурсов, сохранение гармоничных отношений между интересами экономики и экологии.
2. Политика в области туризма и политика в области защиты окружающей среды должны быть интегрированы в одну общую политику развития экологически ответственного туризма, представляющего собой оптимальное направление экономического развития территории на основе возобновляемых ресурсов в условиях жестких экологических ограничений, и строиться на единых для всей Байкальской природной территории принципах и подходах.
3. Основой политики в отношении туризма должны быть принятые в условиях широкой публичности и доступности информации решения, учитывающие как данные науки о состоянии экосистемы озера Байкал и установленные в связи с этим предельные величины воздействия на нее, так и различные интересы Байкальского сообщества. Выработка и осуществление политики экологического туризма должны производиться на основе согласования интересов всех участников туристского процесса, а также иных слоев и групп населения, на которых оказывает влияние развитие туризма. Право на участие в выработке политики и ответственность за результаты ее осуществления, в равной степени распространяются на организации и их представителей, осуществляющих деятельность в области использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, организации туризма, на местное население, а также туристов.
4. Политика экологического туризма, а также туристская деятельность на Байкале должны осуществляться в гармонии со специфическими культурными, религиозными и природоохранными особенностями, обычаями и традициями Байкальского региона.
Статья 4. Туризм – фактор устойчивого развития.
1. Туризм должен развиваться на основе принципов, делающих его развитие устойчивым, а также повышающих его роль в качестве фактора, оказывающего благотворное влияние на достижение устойчивости общего развития Байкальского региона.
2. Экологическая устойчивость предполагает необходимость поддержания базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов, а также благоприятных для организации полноценного и безопасного отдыха условий. С учетом особой уязвимости Байкальской экологической системы и биологического разнообразия, а также возрастающих потребностей туристов в экологически чистой и эстетически привлекательной среде пребывания, должны создаваться и функционировать туристские объекты, системы обработки и утилизации отходов, эксплуатации земли, предотвращения атмосферного, шумового и визуального загрязнения окружающей среды.
3. Социальная и культурная устойчивость предполагает такое развитие туризма, которое, поддерживая развитие общественных институтов и культуры, не влечет негативного воздействия на социо-культурную жизнь местных сообществ. Условием достижения социальной и культурной устойчивости является введение мер, направленных на  снижение социального давления нерезидентов на культуру и быт  местных сообществ, повышение удовлетворенности местного населения результатами развития туризма, поддержание необходимого уровня общественной безопасности и здоровья.
4. Экономическая устойчивость предполагает обеспечение эффективного экономического развития в настоящем и будущем без ущерба ресурсам. Условием достижения экономической устойчивости является мониторинг экономического развития сферы туризма, позволяющий контролировать ее экономические результаты и использовать регулятивные меры, направленные на защиту экономических интересов местных сообществ, а также обеспечение потребностей туристско-рекреационного комплекса в условиях рыночной конкуренции.
5. Социально-экономическое воздействие туристского бизнеса является основным аспектом его устойчивого развития. Доходы от туризма должны интегрироваться в местную экономику, в местный уклад жизни, защиту окружающей среды и увеличивать положительное влияние туризма на развитие региона. Федеральным, региональным и местным органам власти и управления следует оказывать первоочередное внимание и стимулировать в финансовом плане все те формы и виды развития туризма, которые позволяют экономить природные ресурсы, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов.
6. Расширение производства туристских услуг, развитие туристских зон и объектов, увеличение масштабов использования отдельных категорий природных ресурсов (земля, вода, флора и фауна) в нуждах туризма должно осуществляться на основе сбалансированного подхода, с учетом всех реально существующих и потенциальных воздействий туризма на природную среду на всех стадиях осуществления туристского процесса, включающего этапы планирования, строительства и эксплуатации, утилизации отходов. Принятие решений об увеличении использования природных ресурсов должно осуществляться с учетом всех последствий этих решений, причем принцип ресурсосбережения  и достижения гармонии между естественным течением природных процессов и функционированием искусственно созданных объектов, должен главенствовать над интересами получения наибольших экономических результатов и создания максимальных удобств для пользователей.               
7. С целью уменьшения давления туризма на окружающую среду, достижения оптимального уровня развития туристской индустрии следует содействовать более равномерному распределению туристских объектов и туристских потоков по времени и пространству, способствовать сглаживанию сезонности, внедрению экологически безопасных и экономически выгодных технологий и методов.
Статья 5. Планомерное развитие туризма.
1. Развитие экологического туризма на Байкале должно осуществляться на планомерной основе, исключающей стихийные процессы и возможность появления негативных последствий для естественной природной и социо-культурной среды. Управление развитием туризма в условиях административного разделения Байкальского региона на отдельные территориальные субъекты должно строиться на основе координации деятельности между всеми участниками туристского процесса. Механизм координации развития туризма должен строиться и функционировать на принципах делового и социального партнерства, обеспечивающего равноправное участие в планах и программах развития государственных, муниципальных органов власти и управления, профессиональных, научных, общественных организаций всех субъектов Российской Федерации, входящих в Байкальский регион.
2. Эффективная координация развития предусматривает проведение постоянной деятельности по согласованию интересов природопользования, мониторингу, планированию, финансированию, законодательному и административному регулированию, поддержке местных производителей туристских услуг, продвижению на рынках, обеспечению прав туристов, которая может осуществляться в рамках  общественно-государственных советов по координации развития туризма как местного, так регионального и межрегионального уровней. Принцип спланированного развития должен применяться на всех уровнях управления развитием сферой туризма, планы и программы развития должны быть взаимоувязаны между собой, а процесс текущего планирования должен осуществляться на систематической основе, обеспечивающей достижение максимально возможных положительных результатов  как для всего региона, так и отдельных туристских районов и зон. Правовые акты и решения государственных и муниципальных органов власти и решения координационных советов не должны противоречить друг другу.
3. Планирование и координация развития туризма в целом, развитие отдельных туристских объектов и объектов инфраструктуры, а равно видов туристской деятельности должны осуществляться с соблюдением гарантий сохранения природного и культурно-исторического наследия. Не согласованная в установленном порядке туристская деятельность, ведущая к нарушению принятых планов и программ развития, и (или) влекущая ущерб ресурсам туризма не допускается.
Статья 6. Экономика туризма.
1. Экономические результаты развития экологического туризма являются основой, на которой развивается и совершенствуется туристско-рекреационный комплекс Байкальского региона. Доходы  от туризма, смежных и сопряженных с туризмом иных отраслей хозяйственной деятельности должны распределяться с учетом частных потребностей конкретных хозяйствующих субъектов и туристских центров, а также общих интересов сохранения природных и историко-культурных ресурсов туризма.
2. Государственным и муниципальным органам власти и управления следует направлять часть налоговых поступлений от данных видов деятельности на поддержание и восстановление ресурсов туризма, создание механизмов охраны и развития зон туризма, управление развитием. Субъектам хозяйственной деятельности как туристского, так и нетуристского профиля, чья деятельность оказывает прямое, либо косвенное влияние на туристский процесс, следует направлять часть доходов на поддержание экологического благополучия на участках, находящихся в их пользовании или собственности, на облагораживание ландшафтов, восстановление природных объектов.
3. В создании механизмов учета и распределения доходов от туризма, поступающих в бюджеты должны участвовать все заинтересованные участники туристского процесса в порядке осуществления деятельности координационными советами. Перераспределение доходов между отдельными административными районами, зонами туризма внутри Байкальского региона осуществляется естественным путем за счет свободной конкуренции районов и зон на рынках туризма, а также в результате принятия координационными советами отдельных решений, преследующих цель достижения равномерного развития и сохранение всех экотуристских территорий.
Статья 7. Местное население и туризм
1. Местное население экотуристских территорий является участником выработки и проводником политики экологического туризма. Местное население образует основную социальную базу для развития экотуризма в силу наличия у него особой заинтересованности в экономических и иных результатах развития туризма на территориях традиционного природопользования и отдыха местного населения, а также в сохранении природных ресурсов, являющихся основой существования местных сообществ. Туристские ресурсы, являясь всеобщим достоянием, в тоже время являются объектом особых прав и особой ответственности со стороны местных сообществ. 
2. Политика экологического туризма должна способствовать повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечать их потребностям. При планировании и эксплуатации туристских центров она должна предусматривать их максимальную интеграцию в местную социально-экономическую среду. Местное население должно привлекаться к туристской деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод.
Кадровая база туризма, при равных условиях должна в первую очередь формироваться за счет местной рабочей силы.
Статья 8. Обязанности участников туристского процесса
1. Участникам туристского процесса следует защищать в интересах настоящего и будущих поколений туристскую среду, включающую в себя человека, природу, объекты туризма, общественные отношения и культуру, которые в совокупности являются условием успешного развития туризма, а также выполнения туризмом своих функций.
2. Государственным и частным участникам туристского процесса следует сотрудничать в деле реализации настоящих принципов и контролировать их эффективное применение. Вместе с тем им следует решать все спорные вопросы на основе действующего законодательства и консенсуса. 
3. Профессионалам сферы туризма следует содействовать культурному и духовному совершенствованию туристов, способствовать росту туристского и экологического сознания, содействовать контактам посетителей с местным населением с целью улучшения взаимопонимания и взаимообогащения. Им следует развивать отношения партнерства между предприятиями туризма и местным населением, участвующим в приеме и обслуживании туристов. Вовлечение местного населения в туристский процесс является одним из важнейших средств развития сферы услуг для туристов во всех принимающих районах, позволяющих использовать новые возможности развития, повышать привлекательность и конкурентоспособность туристского продукта, вместе с тем способствующих устойчивому развитию туризма и справедливому распределению выгод, образующихся в результате его роста.
4. Местному населению в местах транзита и временного пребывания следует принимать туристов с гостеприимством, вежливым обращением и уважением, поддерживая этим бережное отношение туристов к окружающей природной и культурной среде, необходимое для развития гармоничных человеческих и общественных  отношений.
5. Участникам туристского процесса следует уважать социально-культурные традиции и обычаи, религиозные, философские и нравственные убеждений всех народов и отдельных групп населения, содействовать распространению общечеловеческих этических ценностей, являющихся одновременно основой и следствием ответственного туризма.
Статья 9. Свобода туристских путешествий
  1. Туристы и посетители обладают свободой передвижения по территории Байкальского региона, а также правом посещения всех территорий и объектов, вызывающих туристский интерес, за исключением территорий и объектов, посещение которых ограничено в установленном законодательством порядке.
2. Разделение Байкальского региона на территориальные субъекты не является основанием для введения ограничений на посещение данных территорий, либо введение иных мер, усложняющих доступ, а также ухудшающих условия пребывания. Административное регулирование туристских потоков, осуществляемое с целью уменьшения давления туризма на природную и социо-культурную среду должно производиться с учетом туристского потенциала территорий, с использованием экологически безопасных методов его увеличения, а также способами, гарантирующими соблюдение прав туристов. 
Семинар организован Байкальской Региональной Ассоциации Туризма в рамках Проекта Глобального Экологического Фонда «Сохранение биоразнообразия».
2.1.3. Поправка к Закону «Об охране озера Байкал»
Калихман А. Д.               
 доктор физико-математических наук,
 профессор Иркутского технического университета

      «ТУРИЗМ И ОТДЫХ НА БАЙКАЛЕ – ПО ПРАВИЛАМ ИЛИ БЕЗ»
Очень немногие помнят, сколько было разговоров о необходимости принятия закона о Байкале. Видимо столько же знают, что более двух лет назад Федеральный закон «Об охране озера Байкал» был принят. Закон взвешенный, строгий, однако большая часть из его 26 статей базируется на нормативно правовых актах, которые пока либо полностью отсутствуют, либо разрабатываются независимо в Бурятии и Иркутской области. Нас, занимающихся туризмом, естественно интересует статья 12 Закона «Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», согласно которой «организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую природную среду».
Первый вариант подобного нормативного акта разрабатывался при участии автора пять лет назад в виде одного из разделов «Норм антропогенных воздействий на экосистему озера Байкал» как нормативной основы создававшегося тогда же закона о Байкале. Нормы так и не были приняты, но раздел, связанный с рекреационными туристским воздействием, и созданный с учетом опыта оценки нагрузок в развитых странах, оказался востребованным.
В прошлом году, по распоряжению губернатора области к работе над «Правилами» вернулись и их удалось подготовить вместе со всеми заинтересованными ведомствами. Однако принятие «Правил» застопорилось правовым управлением по причине отсутствия ряда других нормативных актов к уже упомянутому выше закону.
Новое обращение к работе над «Правилами» связано с получением поддержки в рамках Проекта Глобального Экологического Фонда «Сохранение биоразнообразия» по проблеме укрепления нормативно-правовой базы сохранения биологического разнообразия озера Байкал. Создание "Правил" теперь уже на межрегиональном уровне диктуется признанием субъектами РФ - Республикой Бурятия и Иркутской областью - принципа рекреационного использования озера и рекреационной деятельности, как доминирующего вида деятельности человека на Байкале, с учетом включения озера в перечень объектов Всемирного природного наследия.
В основу «Правил» положен широко распространенный за рубежом принцип работы рекреационных территорий типа национальных парков, уникальных природных объектов с территориальным выделением зон постоянного антропогенного воздействия (населенные пункты и сопутствующая им хозяйственная и транспортная инфраструктура, места рекреационных объектов и т.п.) и зон временного рекреационного воздействия, связанных с временным пребыванием туристов на территории (места стоянок и остановок, тропы, локальные природные объекты). Основным механизмом реализации «Правил» являются предлагаемые формы экологических паспортов для зон постоянного и временного использования, которые предусмотрены также статьей 17 Закона «Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на Байкальской природной территории».
Принятие и утверждение «Правил» должно обеспечить введение мониторинга рекреационного использования центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а постоянное слежение за состоянием экосистем позволит принимать оперативные решения по ограничению антропогенного воздействия и вносить изменения в «Правила» с учетом состояния экосистем. Все, кто заинтересуется «Правилами» или пожелает принять участие в их обсуждении, прошу обращаться по указанному адресу.
Аркадий Калихман, доктор физико-математических наук, профессор Иркутского технического университета, с туризмом связан уже более сорока лет, 15 лет был председателем Иркутской областной Федерации туризма, являлся исполнителем ряда международных проектов по развитию туризма на Байкале – «Генеральный план развития экотуризма в регионе озера Байкал» (1995), «Путеводитель по Байкалу» (1996), «Планирование развития туризма на Байкале – объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО» (1997), «Методика Пределов допустимых изменений на Байкале» (1998), «Оценка бизнес-потенциала для развития туризма в Слюдянском районе» (2000).
Эл. почта <inba@irk.ru>
 2.1.4. «Бассейн Енисея вместе с Байкалом должны стать центром международного экотуризма».
Б.В.Пестряков               
Сибирский   институт   прикладных   и   
теоретических исследований, г. Красноярск
С.Б.Пестряков               
Институт экономики Государственной академии
цветных металлов и золота, г. Красноярск
Понятие «экологический туризм» все чаще фигурирует в программах международных экологических и туристических конгрессов и форумов. Пока лидером в России в этом направлении является озеро Байкал и его окрестности.
Уникальная первозданность красоты и чистоты Байкала известна во всем мире, что способствовало решению Всемирного банка финансировать разработку экотуристских проектов в Байкальском регионе. Сейчас уже можно говорить, что в центре России создаются международные туристские центры, соизмеримые с такими, как «Золотое кольцо России».
Изучение глубинных исторических корней образования жизни Руси на европейской территории перенесет туриста в историю создания уже Российской империи. Изюминкой таких сибирских центров должна стать широкая палитра ландшафтов, непрерывная смена впечатлений и ощущений, большая протяженность и отсутствие повторяемости на маршруте, экзотичность и даже экстремальность самого маршрута, подавляющего громадностью территорий, природных богатств.
Таким новым крупным международным туристским центром могут быть территория озера Байкал и бассейнов рек. Ангары и Енисея. Каждый год растет число туристов посещающих Байкал и Енисей. Эти территории долгое время были закрыты для иностранцев, и какая-либо инфраструктура туристского бизнеса международного класса долго отсутствовала.
При уже отмеченных достоинствах озера Байкал, оно все же больше приспособлено для не очень активного туризма или даже отдыха. Полноценный отдых ограничивается коротким летом, прохладной погодой и холодной водой Байкала. В будущем эти недостатки будут устранены строительством современных отелей с бассейнами и «утепленными» бухтами для занятия водными видами спорта. С другой стороны, можно совместить отдых на озере Байкал с экзотичным, динамичным путешествием по Енисею.
В 1991 году красноярская фирма СОЛО-ПОЛЮС открыла сквозной туристский маршрут Красноярск - Диксон - Красноярск для иностранных туристов на комфортабельном дизель -электроходе «А. Чехов» австрийской постройки. Енисейское речное пароходство по горячим следам подписало контракт с швейцарской компанией, которая полностью загружает круиз иностранными туристами и имеет высокие доходы. Высоко оценивая известность озера Байкал и удаленность наших территорий от Европы и Америки, они включили в свой круиз обязательное посещение Байкала. Маршрут строился следующим образом. Туристы, прибывшие в Красноярск, размещались на теплоходе и сразу же самолетом доставлялись на Байкал. После одно-двухдневного знакомства с озером туристы возвращались в Красноярск и отправлялись по маршруту «Енисейский меридиан». Из Дудинки они доставлялись в Норильск, один из самых крупных центров по производству драгоценных и цветных металлов в мире, и далее вылетали в Москву или другие города России. Прибывшая в Норильск новая партия туристов повторяла маршрут в обратном направлении.
Конечно, это только начало массового туризма на Енисее, а об экологическом туризме пока больше разговоров, чем действующих туров. Енисейский бассейн - мощная промышленная площадка России. Основную нагрузку на территорию дают гидро - и теплоэнергетика, рубки леса и производство пиломатериалов, разработка полезных ископаемых и металлургия. Ведется активная и настойчивая работа по снижению вредного воздействия промышленного производства на природу, но это только начало. Грядет большая опасность. Теперь уже очевидно, что центр нефтегазодобычи перенесется из Тюменской области в Красноярский край.
Как не допустить насилия над природой, как это происходило на тюменском севере? Думаю, что юридическое закрепление за бассейном реки Енисей статуса зоны экологического заповедника, высокая его посещаемость российскими и зарубежными туристами будут хорошими инструментами контроля за промышленными работами в крае.
Мощный поток на Енисее, большая скорость течения и впадение в него свыше 1100 рек позволяют пока сохранять чистоту воды, удерживать ценные породы рыб, интенсивно подпитывать флору и фауну тайги и тундры. У Енисея есть еще силы для сохранения своей первозданности.
В Енисее и на Ангаре самая мягкая вода. В ней лучше развариваются овощи и мясо, можно добиться уникальных вкусовых качеств чая и пива, маловероятно образование мочевых камней. Так что можно приглашать бизнесменов в деловые туры и предлагать им инвестировать производство в енисейской тундре самых экологически чистых винно-водочных изделий, пива.
Что уже есть и что еще надо сделать, чтобы бассейн реки Енисей мог получить статус зоны экологического туризма? Разделим обоснование этой проблемы на четыре направления: природа, история, цивилизация и экология.
Среднестатистический турист, обдумывая очередное путешествие, рассуждает в такой последовательности. Первоначально он определяет географическую область путешествия в соответствие поставленной целью. Например: незатейливый и спокойный отдых; получение эмоций от общения с пустыней, тайгой, горами, водной стихией; потребность в экзотичности маршрута, а возможно, и участие в каких-то экстремальных ситуациях; возможность получения новых знаний о флоре и фауне. Далее турист оценивает историческую значимость выбранного им региона. Туристу важно узнать, как жили и живут другие люди, как с этим соотносится его жизнь.
Удовлетворив географическую любознательность и историческую значимость предстоящего путешествия, турист задумывается об уровне цивилизации на его пути. Каковы сервис, условия проживания, питания, безопасность. Для некоторых важна информация о возможных деловых контактах и бизнесе. Убедившись, что ему гарантированы чистые воздух и вода, отсутствие вероятности природных или промышленных катаклизмов, турист принимает окончательное решение.
Посмотрим далее, как относятся эти четыре положения к территории Центральной Сибири (назовем эту территорию условно "Енисейский меридиан").
ПРИРОДА. Центральная Сибирь представлена бассейном реки Енисей, протянувшимся на четыре тысячи километров от Восточных Саян до Северного Ледовитого океана. Снежные вершины Восточных Саян на юге и причудливые горы Путорана на севере чередуются со степями Хакасии, огромными массивами тайги и тундры. За одно короткое путешествие можно побывать во всех климатических зонах, опробовать себя на горнолыжных трассах, позагорать на енисейских пляжах и вместе с чайками дойти на теплоходе до айсбергов Карского моря Северного Ледовитого океана, побыть грибником и ягодником и отведать уху из стерляди, осетра, нельмы, муксуна и омуля.
А уж с тунгусским метеоритом вообще международная интрига. Русские (советские) исследователи проявили, мягко говоря, необоснованную самоуверенность в оценке этой загадки. Идут жаркие споры в мире физиков и астрономов, но решения нет до сих пор.
В бассейне реки Енисей находятся центр Азии и центр России. Когда-то здесь была древняя Мангазея. Теперь это Туруханск, стоящий на слиянии рек Енисей и Турухан. Сотни лет назад сюда, в село Монастырка, съезжались купцы чуть ли не со всего Севера Российской империи и даже из-за границы. Сибирской пушнине нет равной в мире.
Животный ареал Севера и Арктики Красноярского края многообразен. Живой его эмблемой являются марал и северный олень. Это ходячая фабрика жизни, дающая аборигенам и жителям Центральной Сибири пищу, одежду и транспорт. В 1975 году доставили с Аляски 30 овцебыков, которые расплодились до нескольких тысяч голов. Истинным любителям животного мира нельзя отказаться от искушения поохотиться на бурого медведя (среднее течение Енисея) и белого медведя (Арктика), соболя, росомаху, белку и множество разновидностей таежной, тундровой и арктической птицы.
ИСТОРИЯ. История освоения Сибири русскими землепроходцами не менее интересна и трагична, чем освоение американского континента, так называемого «дикого запада».
После открытия доступа для иностранных туристов, ученых и бизнесменов (первый рейс на теплоходе «А. Чехов» от Красноярска до Диксона и обратно они совершили лишь в 1991 году благодаря фирме СОЛО-ПОЛЮС) международные этнографические экспедиции зачастили в бассейн реки Енисей. Селькупы и кеты, долганы и коряки, эвенки и эвены попали под их пристальное внимание. Весь мир знает об индейских резервациях в Америке и австралийских аборигенах. Однако всему миру интересно воочию увидеть и жизнь аборигенов российских.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Наиболее массовым туризмом в Центральной Сибири являются круизы на комфортабельных теплоходах по Енисею. Многие предпочитают более экзотические туры: сплав на плотах, лодках и малых судах, рыбную ловлю и охоту, путешествие на лыжах и мотонартах на Северный полюс. В настоящее время уже появилась необходимая сервисная база для удовлетворения желаний самого требовательного туриста.
Красноярский край -крупнейший в России промышленный регион. Горнодобывающая промышленность, производство драгоценных в цветных металлов, лесопереработка являются крупнейшими не только в России, но и в мире. В связи с этим в крае распространен деловой туризм.
ЭКОЛОГИЯ. Экология - понятие относительное. Турист должен сам для себя уяснить, что он понимает под оценкой экологической ситуации на пути его следования. Если ему нужна первозданная природа, то есть атмосфера, земля и вода, не нарушенные деятельностью человека, то Центральная Сибирь - идеальное место для этого. В этом отношении Центральная Сибирь относится к экологически благополучным регионам России, а огромные незадействованные человеком пространства и мощнейший в Евразии водопоток бассейна реки Енисей являются гарантами по охране природы. Это дает надежды отнести в ближайшем будущем туристический маршрут «Енисейский меридиан» к пригодным для экотуризма.
Пока еще не выработаны критерии по экотуризму. Да и спорить будет трудно с оппонентами, которые будут утверждать, что любой туристский маршрут должен отвечать действующим экологическим требованиям. Однако, как говорят, «слово не воробей», и нужно искать критерии по экотуризму.
РЕЗЮМЕ О ТУРИЗМЕ НА ЕНИСЕЕ. Местные туристические фирмы не проявляют интереса к въездному туризму, а единственный высоко комфортабельный пассажирский теплоход австрийской постройки «А. Чехов» с 1993 года фрахтует известная швейцарская фирма «Разбюро мительгургау». Поэтому основные пассажиры на борту «Чехова» -иностранцы. Дизель-электроход с начала июня и до конца сентября отправляется в круиз с почти стопроцентной загрузкой. Этот теплоход почти окупает убытки всего Енисейского речного пароходства.
Сибирский институт прикладных и теоретических исследований начал создавать банк данных по экотуризму на основе экспедиционных работ на Енисее и в Арктике фирмы СОЛО-ПОЛЮС, пропагандировать экотуризм, формировать его внутренний рынок.
В дальнейшем предполагается объединить усилия СИПТИ с иркутскими экотуристскими организациями для создания крупного международного центра под условным названием «Байкало-Енисейский экотуристский регион России».