Мониторинг 2

Сибирячка Татьяна Муратова
1.2.6. «Создание экологически чистого и биологически ценного лекарственного сельскохозяйственного продукта в условиях Байкальского Севера».
Кутернега З. Ф.               
преподаватель Школы Туристско-Экологического
Образования, руководитель опорного пункта  в               
Северобайкальске СИБНИИРСа Новосибирской с/х Академии.
В мае 2000 года в  научно-исследовательском институте Растениеводства и Селекции СО РАСХН г. п.Краснообска был заключен творческий договор о совместной работе и проведении агрономического эксперимента.
Тема договора: Экологическая оценка сибирского генофонда овощных растений  и картофеля в естественных условиях Байкальского Севера с использованием оригинальных дизайнерских сооружений с целью получения биологически ценных в пищевом и лечебном отношении овощных и лекарственных продуктов.
Экспериментальный участок находится в зоне прибрежной полосы Байкала на территории  бывшего санатория – профилактория «Тоннельщик». Площадь его составляет 0.5 га, удаленность от береговой полосы – 200 – 250 м.
Руководители данной программы:
- кандидат с.х. наук, заведующая лабораторией овощных культур и картофеля СИБНИИРСа -  Гринберг .елизавета Григорьевна;
- и заместитель директора по научной работе, кандидат с.х. наук , заслуженный работник сельского хозяйства  - Машьянова Галина Александровна;
Исполнитель в г. Северобайкальске:
-  агрохимик-почвовед, консультант  Кутернега Зоя Фиоговна.
Главная цель эксперимента:  получение биологически ценных в пищевом  и
лечебном отношении овощных и лекарственных продуктов, учитывая степень влияния
солнечной инсоляции и удаленности от акватории Байкала.

Проблема создания продовольственной базы в Сибири, а также создание экологически чистого с/х продукта была и остается важнейшей. Одним из способов решения этой проблемы является разработка научно-обоснованных  рекомендаций по эффективному использованию мирового отечественного и местного генофонда культурных и дикорастущих овощных растений и картофеля с целью селекции, сохранения растительных ресурсов, расширения ассортимента в различных по агроклиматическим ресурсам зонах, и в конечном итоге,  получения продукции с высокими лечебными и пищевыми достоинствами.  Известно, что растительная продукция и ,прежде всего овощная и картофель, выращенная в местных условиях, в полной мере использует ресурсы окружающей среды и биологическая ценность местных растительных продуктов значительно выше, чем завезенных из других зон.
В сибирском НИИ Растениеводства и Селекции накоплен обширный научный и практический материал  по изучению, интродукции и размножению лучших представителей генофонда овощных культур в пригороде г. Новосибирска, в северных районах Иркутской области и Бурятии, а также в уникальных по своим почвенно-климатическим зонам прибрежных районах Байкала. Результаты этих работ обобщены в ряде статей, сборниках статей «Технология возделывания овощных культур в зоне БАМа» (Новосибирск, 1988 - 188с). Успешно ведется селекционная работа с использованием этого генофонда. В СИБНИИРСе выведено и районировано 19 сортов овощных культур.
Перспективно расширение зоны экологического изучения созданного в институте Растениеводства и Селекции сибирского генофонда овощных культур и картофеля, для чего может быть использован опорный пункт в г. Северобайкальске.
Проверенные и выделенные лучшие образцы и наиболее эффективные экологически безопасные агрономические приемы возделывания, изученные на этом пункте, должны быть рекомендованы для широкого внедрения в зонах, являющихся климатическими аналогами.
Экспериментальные работы включают в себя опыт и контроль.
Посадка овощных, зеленных, цветочных культур и картофеля производилась с 20 мая по 10 июня 2000 – 2001 г.г. по оригинальной схеме, основанной на методике астрологической агрономии с учетом биодинамического земледелия (см. приложение 1). За основу взята восьмилучевая звезда, заключенная в круг (мандала). Суть заключается в следующем все виды овощных, цветочных культур располагаются в определенных геометрических формах, ориентированных по странам света и цветовой гамме.
По фазам развития растений (всходы, вегетация, бутонизация, цветение, начало и конец плодоношения) велись наблюдения, которые оформлены в научно-творческом отчете и сданы в Институт Растениеводства и Селекции в лабораторию овощных культур. Образцы выращенной продукции в сентябре 2000, 2001 г.г. сданы в биохимическую лабораторию для проведения анализов.
Полученные данные биохимического состава образцов овощей и картофеля свидетельствуют об уникальности проведения эксперимента.
Так, например, в томатах, огурцах, перце болгарском, кабачках, свекле, моркови наблюдается повышенное содержание сухого вещества (в %) каротина и аскорбиновой кислоты ( в мг/ 100 г), а также сахара (в %).
За критерий взяты параметры биохимического состава и ПДК нитратов для пригорода Новосибирска, где расположен СИБНИИРС.
В различных сортах картофеля также прослеживается тенденция  к увеличению сухого вещества и содержанию крахмала (в %) в клубнях.. Накопление нитратов (мг/кг) в выращенной продукции также не происходило, за исключением кабачков, что требует многократного дублирования исследований.
Данные выводы за период май – сентябрь 2000 – 2001 г.г. предварительные, так как окончательные выводы могут быть представлены после завершения экспериментальных работ (опыта и контроля), требующих длительного осуществления в течение 5 лет, поставленных в тех же условиях  на идентичных почвогрунтах  и сортовых особенностей исследуемых культур с использованием сверхчувствительных приборов, предназначенных для наблюдения за растениями.
Применение оригинальных дизайнерских сооружений (овощных пирамид), предусмотренных программой эксперимента, на агроучастке в 2000 – 2001 г.г. не применялись в виду недостаточного финансирования.
Особую роль в оздоровлении человеческого организма играют зеленные и пряно-вкусовые растения. На экспериментальном участке они высеивались в большом ассортименте. К примеру, кресс-салат и базилик фиолетовый содержат большое количество йода, стручковый горошек накапливает селен,  а шпинат и фасоль выводят радионуклеиды из человеческого организма и имеют свойства о противораковой активности.
Необходимо отметить, что при проведении агрономических экспериментов по выращиванию экологически - чистых продуктов  питания овощных культур и картофеля  не применялся навоз и ядохимикаты (гербициды и пестициды). В течение работы были использованы современные биотехнологии для защиты растений от болезней и вредителей с применением биологически чистых препаратов, безвредных для человека, теплокровных животных, птиц, рыб, пчел – «Байкал ЭМ»,триходермин, лепидоцид, битоксибациллин, аласиб, стимуляторы роста СИЛК и др.

Для частичной реализации задач, поставленных в данной программе руководителем опорного пункта СИБНИИРСа в г.Северобайкальске  Кутернега З.Ф. с Туристическим Клубом «Даван» и Школой Туристско-Экологического Образования в мае 2001 года был заключен договор о совместном проведении эксперимента на агроучастке прибрежной полосы Байкала.
Конкретно, в ШТЭО проводит свой эксперимент по методике преподавания экологических знаний методист, заместитель директора по науке Мошкина Мария Прокопьевна.
Была скомплектована группа учащихся ШТЭО в рамках ЛТО (летнего трудового лагеря) для проведения исследовательских работ на агроучастке. Дети в летний период во время работ и исследований получили много знаний и навыков труда. А также оздоровились.
Возраст обучающихся составляет 11 – 14 лет.
Проведение с учащимися на агроучастке исследовательской работы решает несколько задач:
Получение знаний в области агротехнических исследований, навыков научно-исследовательской деятельности, получение результатов для использования в учебной программе по экологии (в течение года), оформление материалов исследований для накопления учебно-методического материала. Кроме того, общение с учеными экологами, играет роль в определении выбора профессии, прививает  эстетический вкус.
Во второй декаде августа экспериментальный участок был снят на кинопленку. Видеопленка находится в фильмотеке ШТЭО.
Такая исследовательская работа может постоянно проводиться  с учащимися Школы Туристско-Экологического Образования во время прохождения экологической практики.
В заключении можно сказать, что данная программа проведения экспериментальных работ очень интересная и нужная. В конечном итоге она направлена на оздоровление человеческого организма с помощью экологически - чистых  и лекарственных сельскохозяйственных продуктов.
1.2.7. «Сохранение острова Ярки»
Малашкевич Ирина       
 ученица 9 «б» класса средней школы п. Нижнеангарск

Остров Ярки – уникальный природный памятник Северо-Байкальского района. Столетиями шло образование песчаной косы между устьями рек Кичера и верхняя Ангара под воздействием их течений, байкальского прибоя и ветра.  Одновременно остров заселялся растениями и животными, складывался природный комплекс. Остров отделяет от Байкала залив Ангарский Сор. Внешний вид Ярков представляет собой прекрасный ландшафтный парк с пляжем по всей протяженности острова, удобный для отдыха, любительского рыболовства. Циклические подъемы уровней в Байкале, происходящие на фоне подпора Иркутской ГЭС, уменьшили площадь Ярков в три раза. В связи с этим возникает необходимость принятия срочных мер по спасению острова, который находится сегодня под угрозой полного разрушения. Раньше Ярки представляли собой единый остров длиной 15 км с высотой дюн центральной и восточной части от 5-8до 12 м над уровнем воды озера. На сегодня  длина острова 10 км, так как образовались сквозные, местами судоходные, промывы, соединяющие Байкал и Ангарский Сор. В случае полного размыва острова Ярки Ангарский Сор, который представляет собой обособленную акваторию воспроизводства и нагула основных промысловых и других рыб, с особым гидробиологическим режимом (своя экосистема), может слиться с Байкалом. В этом случае возможно загрязнение наиболее ранимой котловины Байкала – северной его части – огромным количеством органики. Разрушению острова способствует отсутствие постоянного контроля за соблюдением правил природопользования со стороны отдыхающих и туристов. Неорганизованный отдых нарушает естественные природные условия, что приводит к медленному уничтожению растительности и животного мира острова: вытаптываются и уничтожаются редкие и уникальные виды растений на тонком слое песчаной почвы, которую затем разрушает ветер.
Эксперимент, проведенный в июне-августе 2001 года, был направлен на восстановление растительности о. Ярки методом посадки черенков ивы.
Основные задачи исследования:
· изучение и описание растительности острова Ярки с целью их использования для закрепления подвижных песков;
· сбор теоретического материала, подтверждающего целесообразность вегетативного размножения стеблевыми черенками;
· заготовка прутьев (хлыстов) ивы;
· посадка черенков;
· наблюдение за укоренением, ростом, развитием данного растения.
При работе были использованы методы наблюдения, сравнения и был сделан анализ проведенного эксперимента.
Остров Ярки расположен между устьями рек Кичера и Верхняя Ангара. Длина острова 10 км, ширина 7,5 км, площадь составляет около 100 га.
Границы: с северо-востока – воды Ангарского Сора, с юго-востока  - среднее устье Верхней Ангары, с северо-запада – река Кичера. Остров Ярки – бар, отделяющий Ангарский Сор, пологая аккумулятивная береговая дуга морского гидродинамического происхождения. Остров разновысотный, дистальные концы бара наиболее низкие, высота некоторых холмов в средней части бара достигает 10 м. Состоит бар из чередующихся ярко песчаных холмов, покрытых травянистой растительностью, разделенных пониженными участками генезиса. Юго-восточный берег острова местами состоит из плавающих островов, образованных водно-болотной растительностью, а местами – низкий, заболоченный, поросший травой. Западный берег острова представляет собой сплошной песчаный пляж, засоренный плавником. Площадь пляжа резко уменьшается или увеличивается в зависимости от уровня воды.  Почва на острове песчано-дерновая, местами – торфо-дерновая. На большей части острова почва отсутствует в следствие разрушения растительного покрова.
Характеристика основных жизненных форм растений.
Под влиянием комплекса условий окружающей среды растения в процессе исторического развития приобрели различные приспособленные черты, выражающиеся в строении, способах нарастания, динамике жизненных процессов. Все это находит выражение во внешнем облике растений. Видовой состав растительности острова ярки различен. Основные жизненные формы растений – деревья, кустарники, кустарнички и травы. Жизненная форма растений представлена многолетними растениями с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей их жизни. Встречаются береза, рябина, черемуха, очень редко лиственница. Большим числом видов представлена жизненная форма кустарники. У этих растений одновременно развито много равных по размеру стволиков. Высота стволов кустарника обычно не велика – от 0,5-0,8 м до 5-6 м.На Ярках встречаются ива остролистная  (сем. ивовые), спирея иволистная (сем. розоцветные), шиповник иглистый (сем.розоцветные), кедровый стланик, сосна малорослая, или карликовая (сем. сосновые). Кустарники встречаются на острове небольшими скоплениями или одиночно.  Большой интерес представляет кедровый стланик (Pinus pumila), как закрепитель подвижных песков. Своему образованию остров обязан, по-видимому. Именно стланику, имеющему мощную корневую систему. Его корневая система поверхностная, дает отводки, может образовывать придаточные корни, а густые кроны, несомненно, задерживают перемещаемый ветром песок. Кедровый стланик – хвойный, вечно зеленый, стелющийся кустарник, достигающий высоты 4-6 м. Побеги густо покрыты короткими желто-бурыми волосками. Хвоя длиной 4-8 см, по 5 штук в пучке, прижата к побегу. Хвоинки трехгранные, по краю с мелкими зазубринками, держатся на ветвях 2-3 года. Плод – шишка.  Семена длиной 5-6 мм, коричневые , без крылышка. Плодоносит почти ежегодно, но слабо, более высокие урожаи обычно раз в 2-3 года. Семена разносятся кедровкой или бурундуком.  Медленно растущая, весьма морозостойкая порода, устойчивая к воздействию холодных морозных ветров. Заросли кедрового стланика имею важное противоэрозионное, водоохранное и климаторегулирующее значение.
  ВО время летней экспедиции в местность Дагары в 2000 году учащимися нашей школы было заготовлено 18 корневых черенков кедрового стланика, и затем эти черенки были высажены на острове Ярки с целью восстановления этого вида. На следующий год по результатам эксперимента мы выяснили, что с помощью корневых черенков это растение не укореняется, из 18 растений укоренилось только 1 растение, и то очень слабо. На основе этого опыта исследования сделан вывод, что данный вид можно восстанавливать только путем посадки лесного сеянца. Лесной сеянец – молодое древесное или кустарниковое растение, выращенное из семян в открытом или закрытом грунте посевного отделения питомника. Для закладки лесных культур применяют 1-3-х летние сеянцы хвойных пород. Минимальный размер сеянца: высота стволика – 10 см, толщина у основания – 1,5 – 10 мм, длина корневой системы 10-20 см. Приживаемость зависит от подземной и надземной корневой системы. Все это обеспечивается оптимальными условиями.
Особую жизненную форму представляют собой полудревесные растения – кустарнички. К ним относятся произрастающие на острове голубика, брусника, шикша. Характерным признаком этих растений является регулярное отмирание верхних частей надземных побегов.
Работу по восстановлению острова мы начали с  изучения метода закрепления подвижных песков посадкой древесных и кустарниковых пород. Основное растение, которое применяется для закрепления песков – ива. На острове Ярки отмечено три вида ивы : ива трехтычинковая (белотал) Salix, ива козья (Бредина) Salix Caprea, ива остролистная (краснотал, шелюга красная) Salix acutifolia uwild. Мы выбрали иву остролистную.
Ива остролистная (шелюга красная) – кустарник или деревце высотой 10-12 м, листья ланцетные, к основанию суженые, к концу длинно заостренные, по краю – железисто-пильчатые. С верхней стороны они темно зеленые, блестящие, с нижней – светло зеленые или седоватые. Листовая пластинка длиной 6-12 см, шириной 1-2 см. Побеги тонкие, буровато-красные. Внутренняя  сторона коры лимонно желтого цвета. Ива хорошо размножается вегетативным способом –черенкованием.  Черенки укореняют в открытом и закрытом грунте. В открытом грунте, что и представляет собой остров Ярки, укореняют стеблевые черенки, заготовленные из побегов в период осенне-зимнего покоя растения. Черенки заготавливают ранней весной, осенью или зимой – после опадания листьев и до набухания почек.
Основные виды работ:
1. Заготовка прутьев (хлыстов) ивы в возрасте 1-2 года. Длина хлыстов составляет 1,5-2 м. Это хорошо развитые побеги толщиной 1-1,5 см. Заготовку вели вручную, острым ножом, делая срез как можно ближе к основанию побега. Побеги увязывали по 50-100 штук. Прутья заготавливали ранней весной, задолго до начала сокодвижения. Время заготовки – начало апреля. Количество заготовленных хлыстов составило 350 штук. Место заготовки – пойма реки Кичера, в районе местности Гаенда. Для сохранения в срезанных прутьях максимального количества влаги их складывали в погреб.
2. Посадка черенков. Глубина посадки черенков зависит от почвы. На легких почвах верхний срез черенков должен находиться на 1-2 см ниже поверхности почвы, на тяжелых – вровень с землей. Учитывая почву, направление ветра, черенки высаживались так, что верхушечная почка оставалась над поверхностью почвы открытой. Применяли косую посадку, чтобы верхушки черенков были направлены на север. Перед посадкой черенки подсушивали на солнце для того, чтобы на них оставался компост. Определились с местом посадки – 12 и 18 тонь острова Ярки. Время посадки – 18-19 июня 2001 года. Для посадки черенков было разбито 4 пробных площадки: 3 площадки на 12 тони и 1 площадка на 18 тони. Схема посадки следующая : расстояние между рядами – 150 см, между растениями –100 см.
 Местность -12 тонь острова Ярки. Первая площадка – размером 80 кв.м., количество высаженных черенков – 80 штук (в основном черенки, вырезанные из верхней части побега для эксперимента). Посажены со стороны Ангарского Сора.  Вторая площадка  размером 112 кв.м , количество черенков – 112 штук, высажены со стороны Ангарского Сора вблизи произрастающей растительности. Третья площадка размером 170 кв.м, количество черенков –170 штук, высажены со стороны Байкала в районе небольшого промыва.
Местность –17-18 тонь. Заложена площадка длиной 200 м. Расстояние между растениями 80-199 см. Количество черенков –136 штук, высажены по средней части идущего холма с небольшими участками произрастающей растительности.
Во время посадки черенков в бедные почвы вносился сапропель – органическое удобрение. Оно представляет собой отложившуюся в пресноводных водоемах смесь почвы с полуразложившимися растительными и животными остатками. Сапропель содержит органическое вещество (15-30%) – азот, фосфор, калий, известь, микроэлементы, витамины, антибиотики и биостимуляторы. Сапропель брали непосредственно с берега Байкала.
Всего было посажено 498 черенков.
В течение летнего периода 2001 года велись наблюдения за развитием черенков. В конце июня черенки укоренились, появились листочки. В июле, по мере дальнейшего укоренения и роста черенков, развились побеги – появилось по 2-3 побега с листочками. 12 июля были осмотрены все пробные посадки черенков. Приживаемость хорошая – из 498 посаженных черенков  укоренилось 483. Это составило 96%. Из первоначального количества выпало 20 черенков : на первой площадке – 10 черенков, на 2-ой – 4 черенка, на 3-ей – 2 черенка и на 4-ой – 4 черенка.  Хорошее развитие имели черенки, посаженные на 17 и 18 тони. 26 августа были проведены наблюдения с учетом того, что остров начал заливаться водой. Почва с черенками подверглась водной и ветровой эрозии. На 1-ой площадке в местности 12 тони все черенки находились в оде, многие вымылись. И всего осталось 10 штук, которые были посажены на небольшом возвышении. Сделан вывод, что черенки, вырезанные из верхушечной части побега, укореняются плохо, и, в последующем, такие черенки заготавливать не следует. На 2-ой площадке в воде находилось меньшее количество черенков. Песок очень влажный, и количество укорененных черенков составил 106 штук. В процентном отношении это 94,6%. На 3-ей площадке все черенки находились в воде. Уровень воды составил 20-30 см. Некоторые черенки полностью были покрыты водой. Более высокие растения находились над поверхностью воды. Количество сохранившихся черенков – 100 штук. Это составило в процентном отношении 58,8% от общего количества посаженных на этой площадке черенков. На 4-ой площадке в местности 17-18 тони воды не было, песок влажный, количество сохранившихся черенков – 90, что составило 66,1%. Почва на этой пробной площадке подверглась сильной ветровой эрозии. Часть черенков засыпало песком.
Вывод:
На основе результатов наблюдений лета 2001 года за посадками черенков мы выяснили, что посадка черенков ивы на острове Ярки возможна. Черенки хорошо укореняются. При этом необходимо учитывать все природно-климатические условия. Сегодня мы еще не можем говорить о полной приживаемости черенков, так как черенки должны еще перенести зиму – минусовую температуру. Возможно, многие вымерзнут, так как с осени долгое время не было снежного покрова. Результат нашего эксперимента будет более точным летом 2002 года, когда мы проведем учет перезимовавших черенков.  Черенки, посаженные летом 2001 года, переносят экстремальные условия, они подверглись водной и ветровой эрозии. Эту работу нужно продолжать в последующие годы, но посадку черенков вести с учетом проведенных ранее экспериментов, привязывая места высадки к имеющейся на острове растительности, чтобы у саженцев была защита.
                Литература:
1.Ванин Л.И. «определитель деревьев и кустарников» М, «Лесная промышленность» 1967
2.Гроссет Г.Э. «Кедровый стланик» М, «Лесная промышленность» 1959
3. Непомнящих П.К.  доклад «О территории с особым режимом природопользования, памятника природы – острова Ярки», комитет по экологии и природопользованию Северо-Байкальского района и г. Северобайкальск , 1997
4. Красная книга Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1988
5. Левицкий И.И. «Ива и ее использование», М, «Лесная промышленность», 1965
6. Новосельцев В.Д. «Справочник лесничего», М, «Лесная промышленность» 1980
7. Пономарева И.Н. «Экология растений с основами биогеоценологии», М, «Просвещение», 1978
1.2.8. «Геохимическая оценка степени загрязнения почв острова Ярки».
Луцкий Андрей               
 ученик 9 класса         школа № 1 п. Нижнеангарск
Северный берег Байкала представляет собой цепочку песчаных островов, отделяющих озеро от дельты реки Верхней Ангары, так называемого Ангарского Сора. Ярки – самый протяженный остров архипелага. Его длина 14 км, ширина изменяется от 60 до 100 метров.
Своеобразную красоту острову придают гряды дюн с песчаными обрывами – ярами и зарослями кедрового стланика на вершинах. Песчаный пляж и отмели с хорошо прогреваемой водой, обилие промысловой рыбы в Байкале и озерах Сора – все эти немаловажные достоинства сделали о. Ярки местом летнего отдыха не только жителей Северного Байкала, но и зарубежных гостей.
В настоящее время о. Ярки быстро разрушается, и может утратить свое рекреационное значение. Причинами разрушения являются и подъем уровня воды в Байкале, вследствие строительства Иркутской ГЭС, и уничтожение растительности, закрепляющей дюны. Растительность вытаптывается и вырубается в результате неорганизованного отдыха на острове. Местами она имеет угнетенный вид, подвержена болезням. Причиной такого уничтожения растительности может являться воздействие токсичных металлов, поступающих в почву при разложении накопленного на острове большого количества мусора. Это предположение возникло при проведении маршрутов по острову. Ежегодно, с лета 1999 года, эколого-туристический центр нашей школы организует детские экспедиции на остров. Там мы работаем по разным направлениям.
Цель моей работы: оценить степень загрязненности почв острова Ярки токсичными металлами и определить влияние загрязнения на растительность.
В задачи входило: провести почвенно-грунтовое опробование; проследить распространение загрязняющих веществ; выявить источники загрязнения; определить изменения в растительном покрове.
История хозяйственного использования острова насчитывает не одно столетие. До середины XX века на острове преобладало рыболовство. Мусор, накапливающийся в свалках возле зимовий, быстро разлагался, так как был представлен в большинстве природными материалами: пищевыми отходами, обрывками кожи, веревок, сетей, обломками древесины.
Начиная с 70х годов (начало строительства БАМа) по настоящее время, остров используется как место отдыха, и зона загрязнения расширилась. С прибрежной стороны Байкала волны выбрасывают пластмассовые и стеклянные бутылки. В осевой части острова накопление мусора происходит в результате того, что чаще всего мусор закапывается в песок в западинах между дюнами, у подножья дюн или прячется в зарослях кустарников вблизи временных стихийных стоянок отдыхающих.
Расположение свалок в зарослях березняка и кедрового стланика вызывает концентрацию элементов-загрязнителей непосредственно вокруг растений, и приводит к быстрому накоплению их в корнях, стволах, ветках, листьях. Например, куст кедрового стланика может собрать токсичные элементы с площади в среднем 30-40 кв. м. Главные корни стелются в поверхностном слое и расходятся от куста в разные стороны на 6-7 метров. Вторичные корни отстают от них вглубь на 50-60 м и, следовательно, достигают слоя концентрации химических элементов.
Концентрация химических элементов происходит в увлажненном слое песка, в котором содержатся органические вещества (торф, древесные угольки, отмирающие корни растений), а также гидроокислы железа, поэтому слой имеет яркую ржавую окраску. Под воздействием температуры и влаги происходит разложение мусора. Освободившиеся элементы-загрязнители с талыми и дождевыми водами в виде раствора просачиваются в песок. На пути движения раствора возникает адсорбционный геохимический барьер. Гидроксиды железа осаждают комплексные анионы мышьяка, марганца, хрома и др., а органические вещества сорбируют катионы меди, свинца, цинка и др. Элементы, среди которых встречаются токсичные металлы, концентрируются на осадителях и в дальнейшем усваиваются растениями. Некоторые металлы вызывают различные изменения у растений: пожелтение или посветление листьев, поредение травянистого покрова, появление налетов [1]. На некоторых участках происходит вымывание загрязненного слоя в прибрежные воды Сора.
Почвенно-грунтовое опробование проводилось в июне 2000 года. Был исследован западный участок острова на протяжении около 6 км, испытывающий наибольшую рекреационную нагрузку.
Места отбора выбирались в понижениях между дюнами, у подножья дюн со стороны Сора. На этой стороне располагаются все зимовья, стоянки, свалки. Грунт здесь более увлажненный (северная сторона), и поэтому корневая система древесной растительности развивается в сторону Сора. Расстояние между пробами в среднем 100 метров. Глубина  пробоотбора – 20-25 см. Опробование проводилось методом "конверта" размером 2ґ2,5 метра. В одной пробе объединялся грунт, взятый из углов "конверта" и по центру. Одновременно с взятием проб проводилось описание ландшафта и растительности. Отмечались источники  загрязнения: зимовья, стоянки, свалки.
Пробы анализировались в спектральной лаборатории Республиканского Аналитического центра г. Улан-Удэ. Получены данные по 26 элементам. Для определения аномальных содержаний элементов был рассчитан местный геохимический фон -   т.е. средняя величина содержания каждого элемента. Определение фона проведено путем построения графиков распределения содержания химических элементов по выборкам из 76 проб.
Сравнение результатов анализа с геохимическим фоном показало, что аномальные содержания имеют:Mn, Cr, Pb, Zn, Ag, As, La, Mo. По каждой пробе для перечисленных элементов были вычислены коэффициенты концентрации и суммарный показатель загрязнения (СПЗ). По результатам вычислений построены графики аномальных содержаний и карта геохимических аномалий.
Все элементы, имеющие аномальные значения, относятся или к особо опасным токсичным металлам [2], либо к оказывающим неблагоприятные воздействия на растительность [1], поэтому они являются элементами-загрязнителями.
По распределению аномальных содержаний элементы делятся на 3 группы: образуют аномалии по всей территории – As, Cr; в восточной части – Zn, Cu, Ag, Mn, La; в западной – Pb. Такое распределение для природных аномалий не характерно. Совместно не образуют  аномалий As и Сr, а другие, наоборот, в природе чаще находятся совместно, например Pb и Zn.  Кроме того, выделенные аномалии имеют многоэлементный состав. Это свидетельствует, что источником загрязнения являются бытовые отходы.
По распространению геохимических аномалий видно, что загрязнена вся исследованная территория острова.
Установлена связь между интенсивностью аномалий и рекреационной нагрузкой на  остров. На участках, неудобных для размещения стоянок, загрязнение низкое или вообще отсутствует. Самые посещаемые места отдыха характеризуются наибольшей концентрацией загрязняющих веществ.
Оценку степени загрязненности острова можно провести, сравнивая наши результаты с данными по исследованию почво-грунтов пос. Нижнеангарск [3]. Значение СПЗ равное 4,9 в пробе № 4 сравнимо с загрязнением почв около средней школы (СПЗ=4,39). Проба № 23 (СПЗ=2,6) близка по значению СПЗ=2,54 в районе рыбозавода. Одинаковые значения СПЗ=5,1 имеют проба № 8 (рыбацкое зимовье) и территория ЖКХ с центральной котельной. Ведущие элементы загрязнения, как в поселке, так и на острове – мышьяк и хром.
Отрицательное влияние элементов-загрязнителей на растительность установлено только в двух случаях. В месте взятия пробы №1 (СПЗ=3,8, ведущие элементы загрязнители – Zn и Cr) наблюдалось пожелтение хвои стланика, отмирание кончиков хвоинок, образование недоразвитых шишек, появление белого налета. Эти изменения бывают вызваны повышенным содержанием цинка и хрома, что соответствует данным опробования: На участке пробы № 13 (СПЗ = 5,2, As, Mo, Cu, Zn) на листьях березы развивается пурпурная парша).
Выводы:
Длительное использование о. Ярки, как места отдыха, привело к накоплению мусора, и основными источниками загрязнения почв, грунта на о. Ярки являются свалки.
Загрязненность природной среды острова навечно оставляемым мусором сравнима с загрязненностью техногенной среды поселка.
Степень загрязненности острова не опасна для человека, но опасна для растений. Увеличение концентрации загрязняющих веществ может привести к массовой гибели растительности, которая сдерживает разрушение острова.
Необходимо упорядочить организацию отдыха на острове и вывозить мусор.
В дальнейшем я продолжу опробование почв в  восточной части острова.  На участках с выявленными аномалиями будет проведено детальное обследование растительности.

                Литература.

1. Беус А.А., Григорян С.В. «Геохимические методы поисков и разведки месторождений твердых полезных ископаемых». М., Недра, 1975.
2. «Геохимия окружающей среды» М., 1990.
3. «Информационная записка № 5 о результатах экологических исследований». Нижнеангарск, ОАО "Байкалгео", Эколого-геохимическая партия, 2000 г.
1.2.9. «Проблемы рекреации на острове Ярки».
Петров Алексей               
 ученик 8 класса  школа № 1 п. Нижнеангарск
Эколого-туристский Центр.               
В моей работе рекреация рассматривается  как отдых на острове и как место проведения отдыха. Проблемы рекреации связаны с уничтожением растительности и разрушением дюнного рельефа острова.               
  Уничтожение растительности вызвано и подъемом уровня воды и рекреационной деятельностью. Мало кто знает, что Байкал используется как водохранилище для каскада Ангарских ГЭС, и подъем уровня связан с затрудненным стоком байкальской воды в Ангару. Зато интенсивный приток отдыхающих на остров у всех на виду, и существует мнение, что рекреация – это основная причина, и есть предложения запретить туризм, закрыть остров для посещения.
 Но Ярки – это одно из немногих мест на Северном Байкале, пригодных для отдыха.
 Поэтому возникает основная  проблема рекреации: как согласовать развитие туризма и необходимость сохранения уникальной природной среды. Очевидно, что нужно предпринимать меры по устранению рекреационных нарушений, но для этого следует выявить причины их возникновения.
Цель работы – выявить причины рекреационных нарушений и обосновать возможность их устранения.
Для достижения цели поставлены задачи:
· выяснить условия проведения отдыха (природно-климатические условия, рекреационные потребности, численность посетителей);
· изучить изменения и нарушения ландшафта в результате его неправильного использования посетителями;
· проанализировать воздействие рекреационной деятельности на природу острова.
Работа выполнена с использованием материалов школьных экологических экспедиций 1999-2001 гг. Для изучения острова были проведены маршруты, в которых велись непрерывные наблюдения за состоянием рельефа, выявлялись факторы, способствующие разрушению рельефа, отмечались участки наибольшей рекреационной нагрузки, велись наблюдения за поведением отдыхающих.
 С помощью анкетирования были получены сведения о структуре и численности рекреантов, а также предложения по улучшению условий отдыха на острове
Остров Ярки является одним из немногих живописных и уютных уголков Северного Байкала. Своеобразную красоту острову придают гряда дюн с зарослями кедрового стланика на вершинах, обилие уютных, с песчаными берегами и ровными отмелями, где хорошо прогревается вода, участков. В середине лета устанавливаются дни с сухой, иногда жаркой погодой. В озерах Сора и Байкала обилие промысловой рыбы. Все эти немаловажные достоинства сделали о. Ярки замечательным местом летнего отдыха жителей не только п. Нижнеангарск.
 По данным анкетирования, проведенного нами в не самых благоприятных погодных условиях  11-12 августа 2001 года, на острове находилось около 120 человек. Из них 74% - жители Нижнеангарска и 26% - приезжие (туристические группы и гости).
Из числа жителей Нижнеангарска 50% прибыли на остров только на выходные дни (это в основном служащие различных учреждений). 50% живут на острове одну-две недели. В этой категории преобладают старшеклассники школы.
В числе приезжих – студенты, преподаватели ВУЗов, ИТР, представляющие Кольский полуостров, Санкт-Петербург, Томск, Красноярск, Железногорск, Усть-Илимск, Нерюнгри. Только 47% из них посещают остров впервые. Эти данные свидетельствуют о большой популярности острова. Его знают далеко за пределами района, многие выбрали постоянным местом отдыха.
Короткое лето ограничивает продолжительность  массового отдыха на острове. Сроки отдыха с  конца июня по  середину августа с пиком посещений во второй половине июля. Во время пика посещений  возрастает  рекреационная нагрузка на остров, а из-за большой плотности посетителей увеличивается число стоянок.
Отдыхающие располагаются в  удобных для отдыха местах. Предпочтение отдается защищенным от часто меняющихся ветров полянам между дюнами. Удобными считаются места, где есть незаболоченный выход к Сору. Самое популярное место отдыха определяется возможностью купаться в теплой воде. Поэтому лагуна 11-12 тони является наиболее посещаемым участком с высокой плотностью отдыхающих.
 Непригодными для стоянок участками являются зоны размывов и побережье Байкала, хотя они часто используются для игр и других развлечений.
На острове имеется ряд природных объектов, представляющих особую ценность для природы острова и являющихся наиболее уязвимыми. К ним относятся разрушающиеся дюны, кедровый стланик и деревья, которых осталось очень мало на острове, травянистые растения, среди которых есть занесенные в Красную Книгу РБ и эндемики острова, торфяной вал со стороны Сора.
Неблагоприятными условиями, осложняющими отдых и вызывающими рекреационные нарушения, являются: подъем уровня воды, нехватка дров, большая плотность отдыхающих.
Показатель плотности отдыхающих на площадь всего острова в середине августа составлял примерно 1 чел./га. Число отдыхающих на участке 10-12 тоней 40 человек на 1га,  на 18 тонн из-за отдаленности плотность ниже-0,4 чел/га.
В июле во время пика посещений, плотность соответственно увеличивается.
 В числе отдыхающих условно можно выделить 3 группы: рыбаки (одна ночевка у костра на берегу, чтобы следить за поставленными сетями), местные жители (отдых на выходные дни) и туристические группы – приезжие и местные жители (отдыхают от 3-х до 15 дней).
Каждая из групп имеет свои особенности и по-своему влияет на остров.
- Кратковременное пребывание рыбаков не наносит значительного разрушения растительности и дюнам, но остается много не разлагающегося мусора.
 Более сильное разрушение острова происходит на участках с повышенной посещаемостью, в результате активного отдыха вытаптываются большая площадь. 
Меньше загрязнение на остров оказывают приезжие, к тому же многие из них увозят весь мусор с собой.
В результате проведенных нами наблюдений за поведением отдыхающих определен ряд причин, вызывающих рекреационные нарушения:
Первая причина – потребительское отношение к природе и низкий уровень экологической культуры. Результаты анкетирования показали, что 83% нижнеангарцев и 61% гостей видят бедственное экологическое состояние острова. Степень загрязненности острова местные оценивают как высокую (28% опрошенных) и среднюю (72%). Большинство гостей считают, что загрязнение среднее (90%). Эти данные говорят о высокой сознательности отдыхающих, и что нарушения должны быть минимальными. Но загрязненность высокая и повинны в том, к сожалению, местные жители. Оставляют мусор немногие, но беда в том, что оставляют они в основном пластиковые и стеклянные бутылки из-под спиртного. Этот  не разлагающийся мусор быстро накапливается и остается на острове навечно. Туристические группы (и приезжие, и местные), более организованы, многие неоднократно посещают остров. На местах их стоянок всегда чисто.
Вторая причина – незнание экологических проблем острова. Результаты опроса такие:
93% местных жителей и 56% приезжих выбрали его постоянным местом проведения отдыха. 95% нижнеангарцев и 81% гостей знакомы с проблемой острова. Тем не менее, нарушения по этой причине происходят даже у очень аккуратных туристов.
Третья причина  - это недостаточность условий для проведения отдыха, которая заключается в отсутствии оборудованных стоянок и в нехватке дров.  Эта проблема остро встает особенно для приезжих, которые становятся  вынужденными нарушителями экологии острова.
Четвертая причина – высокая плотность отдыхающих и крайне неравномерное распределение по острову. По этой причине нарушают природу острова все категории отдыхающих.   Высокая плотность отдыхающих на определенной территории способствует   площадному вытаптыванию растительности.
Большая плотность отдыхающих на острове объясняется тем, что на Северном Байкале мало мест с такими же условиями для отдыха.
Пятая причина – подъем уровня воды. Эта причина самая главная и по мнению отдыхающих (так считают 74% гостей и 62% нижнеангарцев). Подъем уровня воды в Байкале сократил площадь острова, а значит, увеличил рекреационную нагрузку на центральную часть острова.
При анкетировании мы обратились к отдыхающим с просьбой высказать предложения по созданию условий для отдыха, не наносящего вреда природе. Предложения были такие – проводить воспитательную и информационную работу, заповедовать территорию и даже запретить отдых на острове. Большинство гостей предложили организовать подвоз дров. Странное предложение установить контейнеры, организовать мусоровывоз – поступило от местных жителей, которым проще забрать свой мусор в поселок.
Первые две причины можно устранить проведением информационно-просветительской работы, но потребуется много лет для достижения результатов. По-видимому, нужно поступить, как предложено в анкете: "Воспитывать и ужесточать контроль". Рабочий 54 года.
Для устранения третьей причины следует создать условия проведения отдыха. Особенно необходимо обустройство стоянок и подвоз дров, чтобы сберечь растительность. Но это потребует больших финансовых затрат и может оказаться напрасным трудом при отсутствии контроля. Совет отдыхающих по этому поводу такой: "Отвести определенные места отдыха". Врач, 45 лет.
Устранить четвертую причину – это, значит, решить очень сложную проблему сокращения плотности отдыхающих. Проблема сложная потому, что в окрестностях поселка мало мест для отдыха, и Ярки являются основной зоной рекреации. Выход из ситуации может быть таким: "Административными мерами сократить посещение". Геолог, 34 года.
Пятая причина – подъем уровня воды может быть решена только на уровне правительства.
Таким образом, 41% отдыхающих сами определили пути решения проблемы рекреации на острове: для создания условий, при которых можно развивать туризм и сохранять остров от разрушения, нужно обустроить зоны отдыха, воспитывать и контролировать одновременно.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
· О. Ярки обладает уникальными рекреационными ресурсами.
· В результате интенсивного рекреационного использования нарушена природа острова.
· Рекреационные нарушения вызваны различными причинами, связанными с массовым, неконтролируемым туризмом
Все перечисленные причины можно устранить, если улучшить условия для отдыха.
При разработке плана мероприятий по улучшению условий отдыха следует учитывать предложения, высказанные отдыхающими в анкетах: взять под контроль посещение острова, проводить воспитательную и информационную работу.
Нужно незамедлительно начинать проводить природоохранные мероприятия, поскольку остров разрушается быстрыми темпами и очень скоро может потерять свое рекреационное значение. Я предлагаю следующие первоочередные меры и пути выхода из проблемы:
· Выделить о. Ярки в особую рекреационную зону и установить разрешительную систему с оплатой за отдых для всех посещающих остров. Эта мера  позволит:
1) регулировать численность посетителей
2) проводить информационно-просветительскую работу
3) получить дополнительные денежные средства для улучшения условий отдыха
· Организовать службу контроля за отдыхающими и за экологическим состоянием острова.
· Разработать правила экологически правильного поведения на острове.
· Разработать систему штрафов за нарушение экологических правил.
· Обеспечить условия отдыха, не наносящего вреда природе острова.
· Обратиться к правительству, с целью обращения внимания на проблемы острова, связанные с подъемом уровня воды.
1.2.10. «Восстановление природных сообществ после стихийных бедствий»
Буткевич А. Р.      
учитель биологии средней школы
  Целью нашей работы является наблюдение за восстановлением растительных сообществ, в которых эдификаторами или подростом является сосна (кедр).
Полигонами для изучения выбрана местность Туналикан, где расположено зимовье школьного участка хозяйства «Киндигир» для охоты на ондатру. В 1997 г. после лесоповала школьной бригадой сделана расчистка участка леса и построен кордон. В 2001 году осенью на выбранном участке мы сеяли семена сосны сибирской.
Семена перед посадкой измерялись учащимися 10 класса,  были построены вариационные ряды по размеру семян для каждой шишки, учащиеся 7 класса  занимались работами по вычислению среднего количества семян в шишках. Нами сделаны попытки вырастить саженцы в тепличных условиях. О результатах работы пока сказать трудно, но работу эту мы будем продолжать не только в Туналикане, но и на трех участках экологической тропы: в районах лесоповала (2001 г.), гари (1993 г. стан № 4) и стандартной площадке в районе стана №1.
С весны 2001г плановые работы по восстановлению природных сообществ проводит Северо-Байкальский лесхоз, который постоянно оказывает нам методическую помощь. Большой объем работы по восстановлению кедровой сосны мы  не в состоянии выполнить из-за отсутствия техники, людей, недостаточной изученности технологий.
1.2.11. «Ботанические достопримечательности Северного Байкала»
Мошкина М.П.               
 преподаватель ШТЭО г Северобайкальск

Флора северо-западного побережья Байкала  интересна тем, что  она представлена как сибирскими, так и дальневосточными видами растений.  Байкальский хребет, вплотную примыкающий к  Байкалу, является западной границей распространения дальневосточной флоры. Маршруты по Байкальскому хребту чрезвычайно интересны в познавательном плане: здесь за сравнительно короткое время можно познакомиться с флорой различных поясных сообществ: луговых, лесных, степных, тундровых, субальпийских,  подгольцовых. Здесь можно увидеть, как  заросли берега горных рек уникальными плантациями  «кореянки» чозении толокнянколистной, как пышным зеленым ковром высотой 5 см расстилаются заросли  представителя высокогорной флоры ивы Назарова. Если повезет, в сыром лесу можно встретить удивительно красивый снежно-белого цвета коралловый  гриб. Изящные цветки камнеломки пегой, аквамариново-синие озерца водосбора железистого – такая красота  никого не оставит равнодушным. Школа туристско-экологического образования  постоянно проводит экспедиции по сбору гербария  растений прибайкальской зоны.
1.2.12.«Экология лекарственных растений» (программа дополнительного образования)
Бердомина С.А.      
учитель биологи  и химии средней школы п. Нижнеангарск
Пояснительная записка:
1. Научить основам рационального сбора лекарственных растений.
2. Знакомство с лекарственными растениями нашего района.
3. Научить создавать гербарии.
4. Применение знаний на практике.
Цель программы: сформировать у школьников систему знаний о лекарственных растениях и заложить основу рационального использования.
 Задачи:
· Образовательные: сформировать основные понятия экологии; сформировать систему знаний об экологических группах лекарственных растений; сформировать представление о классификации растений; рассмотреть биологические и экологические особенности  лекарственных растений.
· Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно - логическое мышление; формировать навыки исследовательской работы.
· Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям на конкретных биологических объектах.
Где применяется эта программа:
1. Фрагментами на уроках биологии в 6-7 классах по теме «Классификация растений», на уроках биологии 9 классах по теме «Здоровье», на классных часах и внеклассных мероприятиях.
2. Практически - во время редких экскурсий на природу.
3. На уроках природоведения в 5 классе.
Принципы программы:
1. Принцип систематичности и последовательности формирования системы знаний. При изучении материала информация проходит несколько этапов усвоения: ощущение – восприятие – представление – понятие (т.е. от простого к сложному), просто понятие – сложное – специальное общебилогическое.
2. Принцип устойчивости и вариативности. На каждом этапе процесса обучения к уже известной (устойчивой) информации добавляется новая информация (вариативная).
3. Принцип наглядности. Знакомство с различными видами лекарственных растений, умение сравнивать биологические и экологические особенности наглядно.
4. Принцип взаимосвязи глобального, познавательного  и краеведческого подходов. Рассмотрение вопросов использования различных растений на этих трех уровнях; особенности экологического подхода в разных странах.
5. Принцип активности и деятельности в процессе обучения предполагает активную роль школьника при руководящей роли учителя. Реализации этого принципа будут способствовать методы проблемно- поискового характера.
6. Принцип междисциплинарности предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, способов взаимоотношения общества  природой на всех уровнях экологических знаний.
7. Принцип развития личности реализуется в процессе научно-исследовательской деятельности  на занятиях, т.е. школьники учатся владеть методами сравнения, анализа, синтеза, обобщения и выделения главного. Так развивается  логическое мышление школьников.
8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Программа ориентирована на возраст 5-9 классов.
9. Принцип связи с жизнью. Курс содержит информацию,   которую затем можно и нужно использовать на практике: нетрадиционная медицина, выращивание лекарственных растений у себя на участке.
1.2.13. «Байкальская нерпа»
 Михельсон Лев               
ученик 8 класса гимназия №5 Северобайкальск
   Единственный представитель млекопитающих в озере Байкал-нерпа. По квалификации байкальская нерпа относится к семейству  настоящих тюленей.
1.    Кто же прародитель нашей нерпы, как она попала и выжила в пресной воде, какие изменения произошли с ней в течение миллионов лет - вот вопросы,  которые мы поставили перед собой.
   Байкальская нерпа, обитая в пресном озере, приобрела новые биологические признаки, характерные для эндемиков и отличающие ее от родственников, обитающих в морях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Каспийского моря.
  Проанализировав и сравнив между собой три современных вида тюленей, можно предположить, что они произошли от одного общего предка, совмещавшего в себе многие из тех первичных черт, которые в той или иной мере определяют сходство его современных потомков. Все три вида возникли раньше ледникового периода в третичное время, причем их предками были тюлени, обитавшие в дериватах Тетиса.
    Предок заселял северные области Азии, лагуны, обширные пресноводные водоемы, имевшие достаточно широкие и короткие связи  между собой и морем. В процессе дальнейших  палеогеографических изменений наиболее удаленная  от моря часть на каком-то этапе неогена оказалась отрезанной и стала прародительницей байкальского тюленя (нерпы).
    Свидетельством древности нерпы является также однотонный, серовато-серебристый окрас спины и брюха, отсутствие пятнистости рисунка и, конечно, мощное вооружение передних конечностей.
Вывод:
1.Нерпа появилась в третичное время.
2.Ее предки, также как и предки каспийской и кольчатой нерпы, жили на Севере Азии (Полярные районы Сибири).
3.Изменение строения конечностей (мощные длинные когти передних ласт) произошли во время ледникового периода, т.к. увеличилась и без того большая  толщина льда на Байкале и длительность ледового покрова.
1.2.14.  «Среда обитания чегиба».
Соколова Дарья   
ученица 8 класса гимназия №5    Северобайкальск
В своей работе я сравниваю баргузинского соболя и светлого соболя и выясняю, как влияет среда обитания на красоту нашего баргузинского соболя. 
(Баргузинский соболь - «чегиб» от эвенкийского «чэгиб»)
Наиболее благоприятные условия для обитания чегиба:
Во-первых - большое количество хвойных пород деревьев, а именно кедра и кедрового стланика, которые дают соболю пищу и приют.
Во-вторых - наличие водоема.
В третьих - долгая суровая зима. Недаром  М. Спафарий  писал о чегибе: «Зверек редкостный и красив, а красота его приходит вместе со снегом и опять со снегом сходит…»
Когда-то баргузинский соболь был на грани исчезновения, хотя жил в наиболее благоприятных для его существования условиях. В 1914 году их осталось всего 20-30 особей. Такая ситуация может повториться и в наши дни. Со слов моего знакомого охотника Баландина Анатолия, в прошлом году истребили очень много соболя,  что нынче  соболя у нас практически не осталось.
Чтобы исправить это положение, я предлагаю запретить добычу соболя хотя бы на два года, как это было сделано в 1912 году царским правительством.
1.2.15. «Нерпа - промысел и охрана».               
Иванова Ольга               
 ученица 11 «Б» класса средней школы № 1 Северобайкальск
Цель: Раскрыть роль и значение нерпы в жизни региона, осветить экологические проблемы, связанные с её добычей.
Задачи:
Вызвать интерес у всех живущих на земле Прибайкалья к острой проблеме: «Сокращение популяций нерпы на Байкале» и экологии Байкала.
Нерпа – красивейший  эндемик Байкала. Значение нерпы для населения.
Добыча и обработка промысла: использование нерпы в хозяйстве и быту. Нерпа на международном рынке.
Вред, приносимый популяции человеком. Охрана байкальской нерпы.

Тезис: Производство мехового сырья высокого качества от байкальской нерпы на местных предприятиях, а также заготовка особо ценного жира – сырца – что обеспечит много проблем для края, поскольку промысел и производство сырья и изделий высоко рентабельно. Предложения по охране нерпы и внедрению экологически чистых технологий добычи нерпы и переработки сырья.