Что показала конференция

Сибирячка Татьяна Муратова
Материалы Международной Байкальской Конференции
    "Экология. Туризм. Образование"
       20-23 февраля 2002 года      
Координатор конференции Марьясова Клавдия Васильевна Составитель сборника Муратова Татьяна Антоновна

Что показала конференция.
Международная Байкальская конференция «Экология. Туризм. Образование» в Северобайкальске состоялась 20-23 февраля 2002 года. Что можно сказать об ее итогах? Нужны ли городу подобные мероприятия? Каждый организатор и участник может сделать свой собственный вывод. Попытаюсь и я дать оценку прошедшему событию, хотя полностью охватить всю конференцию невозможно.
Представленные на конференции доклады, всего их было  более ста, условно можно разделить на несколько общих тем. Это глобальные темы («Северное Прибайкалье – территория объекта мирового природного наследия» П. К. Непомнящих), экологические проблемы планеты («SOS! Планета Земля! Е. Бурлаков), краеведение и культура народов мира, Золотое Кольцо Байкала («Венок Байкалу» Т. Ветрова), местные производства и народные промыслы, развитие туризма, образование, человек и его здоровье, человек во вселенной, духовное воспитание, инфраструктура города Северобайкальска. Но самый обширный блок был представлен  мониторингом основных окружающих сред. Здесь были освещены фактически все темы:  вода, почва, растения, животный мир, воздух, энергия, климат, человек-природа, общественный мониторинг. Тема исследования окружающих сред,  представленная  директором заповедника «Баргузинский» Янкусом Г. И. определила  важность и первоочередность этих работ сегодня, когда происходит непонятная возня вокруг заповедников, издавна занимающих активную позицию в поиске разумного сосуществования человека и природы. Без наблюдения за природой, анализа состояния природной среды, разработки перспективы ее развития в будущем, а это и есть мониторинг, невозможно строить дальнейшие отношения человека с природой, а тем более, создавать зону устойчивого развития, к чему мы стремимся сегодня. Государство отклонилось от финансовой поддержки этой деятельности на должном уровне, но она не исчезла. Работу проводят преподаватели, студенты, учащиеся. Превосходные исследовательские работы учеников 8 класса гимназии №5 Олега Мансуронова «Исследование воды реки Тыя и ее влияние на экосистему озера Байкал»,  Алексея Сталидзана «Земля – сложная самоорганизующаяся климато-экологическая система», ученицы 9 класса Нижнеангарской средней школы  Ирины Малашкевич «Сохранение острова Ярки», ученицы 10 класса 11 средней школы Евгении Милюшкиной « Байкалу – чистые стоки» и другие доклады детей, нисколько ни уступающие перечисленным, достойно составляют одно целое с исследованиями ученых в заповедниках  Прибайкалья и Забайкалья и в целом в Байкальском регионе.
Объединение творческих поисков и рабочих процессов исследований в Байкальской зоне ведет к одной глобальной программе  федерального уровня. Программа подключит к деятельности учащихся и их преподавателей, студентов и научных сотрудников научно-исследовательских институтов, лабораторий и экологических организаций в едином плане по Байкальскому региону. Совместная работа приведет к созданию и определению предельно допустимых нагрузок и норм для развития туризма в Байкальской зоне, о чем был представлен проект профессора Иркутского технического университета Аркадия Калихмана  «Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Издания исследовательских работ молодежи послужат учебниками для нового подрастающего поколения и привлекут молодых людей к научной работе, включающей в себя  работу в походных условиях,  исследования и обработку  документации с привлечением  научной базы сети Интернет. Уже во время конференции учителя просили копии докладов учащихся для применения на своих уроках в школе, поэтому издание первого сборника для северобайкальцев необходимо, надо искать возможность его публикации. За ним последуют другие, по результатам молодежных конференций, олимпиад, фестивалей, происходящих вокруг Байкала. Они объединят все молодежные движения, которые совместно определят направление работы и выйдут на общую федеральную программу поддержки молодежи в Байкальском регионе.
Урок Красоты, проведенный Вячеславом Изразцовым, несомненно, обогатил наши души прекрасным. Он не стал выступать на секции, где время было настолько ограничено, что его не хватило для всех желающих выступить, но его разговор об единении человека с природой на фоне фотографий природы Сибири, повлиял на участников конференции в гораздо большей степени, нежели пространные доклады о природе без природы. Духовное богатство русского языка, на высоком уровне продемонстрированное детьми, представлявшими четыре сборника поэзии и прозы «Радуга» учеников П.В. Ринчиновой, не только сохраняется из поколения в поколение, но совершенствуется  и звучит  мощно и утверждающе в устах детей. Духовное воспитание подрастающего поколения через богатство языка по методу работы преподавателя можно в полной мере использовать учителями-филологами разных школ. Творческий процесс созидания  научно-исследовательских работ, стихов, предметов народного творчества  самими детьми навсегда оставляет в душе ребенка желание создавать, а не разрушать и действует более эффективно, чем  вызубренные истины в учебниках.
Я  выступаю за проведение конференций, олимпиад, игр молодежи в нашем городе. После общения  Президента России  с народом  в прямом эфире на всех уровнях громко зазвучала молодежная тематика. Чиновники страны пытаются попасть в новый поток  молодежной  политики, не отстать и не остаться позади. Они ищут пути, как создать этот поток. Примечательно, что в регионе Байкала не надо ничего создавать. Конференция  показала  уровень готовности молодежи (представители были из 17 мест) участвовать в  созидании, 50% докладов были представлены молодыми людьми, которые уже определились в выборе, несмотря на то, будь то ученик 7 класса или молодой специалист. Два года участия в конференции «Шаг в будущее» для них не прошли даром. Этих молодых людей не надо наставлять на путь истинный, не надо вытаскивать из ямы с наркотиками, на них надо положиться, за ними надо идти остальным.
 Для тех, чьи дети попали в беду, мы увидели пример, как можно освободиться от наркозависимости. На конференции присутствовали два парня с Алтая, которые преодолели зависимость по методу Акбашева. Родители могут узнать  адрес этого заведения и использовать шанс спасения своего ребенка. Дети, пройдя курс реабилитации, часто сами становятся   инструкторами и помогают своим сверстникам  освободиться от наркозависимости. В Байкальском регионе нужны такие ребята для эффективной работы с молодежью.
 В целом конференция состоялась. Каждый взял для себя все,  что посчитал нужным и важным для себя. Я хочу поблагодарить всех, кто стал участником конференции и кто принимал участие в ее подготовке. Спасибо представителям общественности, с ноября подключившимся в работу,  семье Марьясовых, Инне Коптевой,  Клавдии Мисюркеевой,  семье Бардеевых, Ларисе Соседко, Светлане Хободоевой и другим. Личное спасибо Ольге Кочергиной за помощь в обработке тезисов.
               Татьяна Муратова, координатор по сбору и обработке информации конференции.
                18.03.2002

1.Экология.
1.1. Общие темы.
1.1.1. «Северное Прибайкалье – территория объекта мирового природного наследия»
(Непомнящих П.К.)
1.1.2. «Идея создания проекта эколого-туристского, этно-культурного, оздоровительно-образовательного комплекса» (Клементьев А.Г.)
1.1.3. «Природные ресурсы Северобайкалья и принципы их использования» (Янкус Г.А.)
1.1.4. «БАМ – объект исследований» (Нелюбин А.П.)
1.1.5. «Срочная экологическая экспертиза в Северобайкальском регионе» (Эпштейн В.И.)
1.1.6. «Байкал как небеса…» (Пэт Расмуссен)
1.1.7. «Северобайкальск- наш город» (Бурлаков Е.)
1.2. Мониторинг.
1.2.1. «Организация биологического мониторинга в Баргузинском заповеднике и проблемы экотуризма» (Ананин А.А., Ананина Т.Л.)
1.2.2. «Исследования воды реки Тыя и ее влияние на экосистему озера Байкал» (Мансуронов О.)
1.2.3. «Байкалу – чистые стоки» (Милюшкина Е.)
1.2.4. «Влияние строительства БАМа на режим малых рек охранной зоны Байкала». (Синюшкина Н.)
1.2.5. «Радиометрическое исследование рекреационных территорий северо-восточного побережья озера Байкал». (Емельянов А.)
1.2.6. «Создание экологически чистого и биологически ценного лекарственного сельскохозяйственного продукта в условиях Байкальского Севера». (Кутернега З.Ф.)
1.2.7. «Сохранение острова Ярки» (Малашкевич И.)
1.2.8. «Геохимическая оценка степени загрязнения почв острова Ярки» (Луцкий А.)
1.2.9. «Проблемы рекреации на острове Ярки». (Петров А.)
1.2.10. «Восстановление природных сообществ после стихийных бедствий». (Буткевич А.Р.)
1.2.11. «Ботанические достопримечательности  Северного Байкала». (Мошкина  М.П.)
1.2.12. «Экология лекарственных растений» (программа дополнительного образования) (Бердомина С.А.)
1.2.13. «Байкальская нерпа» (Михельсон Л.)
1.2.14. «Среда обитания чегиба». (Соколова Д.)
1.2.15. «Нерпа – промысел и охрана». (Иванова О.)
1.2.16. «Апробированные новинки ООО «Атмосфера» по технике защиты атмосферы и очистки сточных вод»  (Серебряников А.К.)
1.2.17. «Земля – сложная самоорганизующаяся экосистема». (Сталидзан А.)
1.3. Глубинная экология.
1.3.1. «Байкал как единое культурно-образовательное пространство и прообраз будущего». (Гончарова Н.Г.)
1.3.2.«От Байкала до Байкала. Путь к Истине».(Муратова Т.А.)
1.3.3. «Ревизия знаний по Нострадамусу и Библии». (Некрасов Г.Л.)
1.3.4. «21 век и целостное видение мира. Глубинная экология – основные ориентиры». (Изразцов В.Н.)
1.3.5. «Экологические аспекты Новой политики 21 века». (Бардеев В.В.)
2. Туризм.
2.1. Общие темы.
2.1.1. «Перспективы развития экологического туризма на Севере Байкала».
 (Марьясов Е.А.)
2.1.2. «О Байкальской хартии экологического туризма». (Широков Г.И.)
2.1.3. Поправка к Закону «Об охране озера Байкал». (Калихман А.Д.)
2.1.4. «Бассейн Енисея вместе с Байкалом должны стать центром международного экотуризма». (Пестряков Б.В., Пестряков С.Б.)
2.2. Золотое Кольцо Байкала.
2.2.1. «Венок Байкалу» (Ветрова Т.Н.)
2.2.2. «Опыт Баргузинского заповедника в организации экологической тропы «Нергели» (р. Шумилиха) (Гусев Е.С.)
2.2.3. «Туризм в Северобайкалье.Перспективы развития.2002 год.» (Марьясова А.)
2.2.4. «Деятельность экологического клуба «Эндемики» (Ковшарова Т.В.)
2.2.5. «Байкальский регион в русле общегосударственной политики» (Екимов Г.Ф.)
2.2.6. «Развитие организационного туризма с учетом национальных, временных условий». (Ганюгин В.А.)
2.2.7.«Национальные виды традиционного природопользования в деятельности УПХ «Киндигир».(Ганюгин О.В.)
2.3. Городская инфраструктура.
2.3.1. «Построй себе «Терем» (Турчанинов А.В.)
2.3.2. «Хлеба и зрелищ!» (Зинченко В.П.)
2.3.3. «Производство высококачественных натуральных соков и морсов на основе байкальской воды» (Бардеев О.В.)
2.3.4. «Окно в мир» (Ашуров Р.С., Муратов В.П.)
3. Образование.
3.1. Общие темы.
3.1.1.«Разработка системы экологического образования в школах города Иркутска» (из опыта работы информационно-методического центра департамента образования)(Куприна М.А.)
3.1.2. «Место музея «Истории БАМ» в образовании и туристской деятельности города Северобайкальска» Поиск новых решений и взаимодействий. (Бадарханова З.А.)
3.1.3. «Воспитание экологической культуры у детей» (Попова А.Н.)
3.1.4. «Об экологической работе ДК «Железнодорожник» (Соседко Л.П.)
3.1.5. «Воспитание личности через общение с природой» (Марьясова К.В.)
3.1.6. «Комплексная круглогодичная образовательная программа «Эндемики» (Бухольцева О.В., Елисеенко Н.М.)
3.2. Краеведение и культура народов мира.
3.2.1. «Археологичесие памятники Северного Байкала» (Пунько Е.)
3.2.2. «Древнее наскальное искусство Бурятии и Северного Байкала». (Зеленовская Е.)
3.2.3. «Семейские в прошлом и настоящем». (Кондратьева Ю.)
3.2.4. «Образовательный туризм в рамках школьной программы».(Каримова М.Н.)
3.3. Местные производства и народные промыслы.
3.3.1.«Художественная обработка кожи и меха» (Судакова Н.)
3.3.2. «Художественная обработка дерева. Изделие «Панно». (Боннегарт А.)
3.3.3. «Движение «Золотые руки Северобайкальска» (Пальчиков М.И.)
3.4. Человек, здоровый образ жизни.
3.4.1. «Стресс. Зависимость стрессоустойчивости от локуса контроля» (Снегирева А.)
3.4.2. «Современный человек – нравственное здоровье путем физического совершенствования». (Денисов И., Низовцев А., Кортубаев Б.)
3.4.3. «Культура здоровья как основная и системная характеристика качества жизни» (Лебедева И., Карпов А.)
4. Экология, туризм, образование – перекресток дорог.
4.1. «Детские экологические экспедиции как форма экологического образования».
(Луцкая А.К., Кондратенко В.А.)
4.2. «Экологическое просвещение в заповеднике «Баргузинский» (Лясота И.В.)
4.3. «Переоценка ценностей и перестройка умов через образование и воспитание» (Андреев. И.Е.)
4.4. «Роль учреждений дополнительного образования в развитии общества»
(Мошкина М.П.)

Все материалы конференции (доклады участников) ищите на моей странице Прозы ру.