Подарок кладоискателям

Ольга Чука
Эту удивительную историю несколько лет назад рассказали мне российские журналисты, прилетевшие в далёкий мексиканский штат Табаско для того, чтобы взять интервью у "виновников" начавшегося сниматься тогда совместного российско - мексиканского фильма. Мне "выпала честь" немного поработать на съёмках, но это уже другая история...

В тот день снимали эпизод с рабочим названием "свадьба".
Выйдя из "павильона" -  маленькой  белой, разукрашенной гирляндами разноцветных пластиковых цветов, церквушки, устало опускаюсь на ближайшую скамейку. Вокруг вяло существует заштатный мексиканский городишко, лениво томясь во влажной и душной тропической жаре. По случаю съёмок центральная площадь оцеплена полицией, спасающей нашу группу от зевак. Заторможенно думаю о том, что местные жители наблюдают, наверное, сейчас за мной из-за полицейского кордона, как за заморской невидалью.  В одном месте оцепления полиция расступается. В сторону церкви, а, значит -  в мою, энергично шагают два человека - мужчина и женщина - нездешне высокие, светловолосые. Обречённо понимаю - придётся разговаривать, тем более, если это соотечественники. Так и есть. Здороваемся. Перекидываемся несколькими фразами. Меня не покидает неприятное ощущение, что мы находимся в зверинце, причём, не в качестве зрителей. Боже, как же тошно! Делать какие-то усилия, говорить о чём-то, думать - всё лениво! И эта жара... Не спасает даже то, что общаюсь  на родном языке. Они же, напротив, явно  взволнованны и возбуждены! Похоже, их просто распирает желание рассказать мне что-то,  не относящееся к проходящим съёмкам. Повинуясь обстоятельствам, вынужденно задаю вопрос.  Перебивая друг друга, журналисты начинают рассказывать и... я забываю треклятые съёмки, треклятую, плавящую мозги и всё живое, жару, забываю обо всём!
                ***
Некоторое время назад Виктор и Наташа услышали от известного мексиканского художника русского происхождения о том, что недалеко от Мехико живёт мексиканец - художник и скульптор, каким-то образом связанный с российской историей. Журналисты нашли номер его телефона и с большим трудом договорились о встрече. Смеясь, они рассказывали мне о том, что Маэстро( так принято в Мексике уважительно называть людей творческих профессий) капризно - манерным, старческим голосом "бредил" им что-то о происках КГБ, заявляя о невозможности использования во время интервью никакой записывающей аппаратуры. Условия были выполнены, о чём они, впоследствие, горько пожалели, так как всё услышанное и увиденное в доме старого мексиканского скульптора сначала ввело их в ступор, затем же - в состояние растерянности и восторга от прикосновения к великой тайне. Такое, возможно, выпадает на долю человека всего один раз в жизни!
               


В тридцатых годах начала 20-го века Мануэль, тогда ещё пятнадцатилетний подросток и начинающий художник, послал одну из своих первых работ на национальный конкурс и стал его победителем, что дало ему возможность за счёт государства поехать учиться изящным искусствам во Францию. В Париже, на одной из выставок, молодой мексиканец, отличающийся редкой, экзотической красотой, случайно (!)  знакомится с русским аристократом, находящимся в это время  с семьёй в эмиграции  - князем  Юсуповым.

                ***
- ?!!!
- Да-да. Ты не ослышалась. Тем самым. Стрелявшим в Распутина...
- !!
                ***

Юный, подающий надежды художник заинтересовывает князя. К тому же, оба они находятся вдалеке от Родины, оба - непоняты , а потому - одиноки.
Князь предлагает  ему место личного секретаря и  представляет  жене и детям. В этой роли и в качестве безоговорочно принятого "близкого друга" мужа и отца, Мануэль прожил, просмеялся, проплакал, прорадовался, прострадал, одним словом - провёл с семьёй Юсуповых 15-ть самых счастливых, по его словам, лет  жизни, вплоть до самой смерти князя. Русский великовельможный изгнанник стал первой и последней любовью будущего известного мексиканского художника...
               
"Его смерть навсегда разбила моё сердце! Заставила вернуться на Родину, в Мексику и окунуться с головой в работу. Долгие годы мы переписывались с любезно не забывающей меня вдовой князя - доньей Ириной. А как же иначе?! Я ведь являлся членом их семьи последние пятнадцать лет жизни Феликса. Из её писем я узнал о появившихся разногласиях между нею и детьми по поводу права наследования архивом князей Юсуповых. Письма становились всё более тревожными. Ах, как это было неприятно! ЕГО жена, ЕГО дети!!!
И вот, однажды, она появилась у меня здесь, в этом доме. Я был тогда уже известен, перестал нуждаться в деньгах и купил дом, в котором вы сейчас находитесь. Ирина привезла мне архив и умоляла сохранить его до лучших времён. Она так страдала от того, что всё это может быть распроданно по частям! Это было печальное зрелище, печальная встреча... Я свято пообещал ей выполнить всё, о чём она меня просила. Мы с грустью распрощались и больше никогда не виделись...
Сейчас я покажу вам Архив. Прошу вас выполнить моё условие - никаких фотографий! Я согласился на встречу с вами только из-за вашего Горбачёва. Вы же, наверняка, слышали эту страшную историю убийства Леона ( Троцкого - прим. автора) вашим же КГБ?!!..."
               
Пред изумлённым взором растерянных журналистов предстал архив князей Юсуповых! Личная переписка с членами царской семьи, фотографии, альбомы, стихи, шутливые поздравления, переписка о заговоре и убийстве Распутина - десятки самых известных имён России конца 19-го - начала 20-го века. Царские, истёртые временем, но усыпанные драгоценными каменьями, ризы и т.д. и т.п.

               
"Иногда, когда в нашем городе проходит карнавал, я одеваю это на себя ( кивок в сторону праздничных одеяний Юсуповых, Романовых! ) и, в память о Феликсе, иду вместе со всеми в весёлом карнавальном шествии по улицам. Мне кажется тогда, что он где-то рядом - такой же тонкий в талии, ослепительный, улыбающийся, шепчущий мне на ухо что-то смешное по-французски, перемежая это вашими русскими словами. Я узнаю их по большому колличеству шипящих..."


                ***

Среди мексиканских тропиков - кружится голова, слышится грустный, старческий, слегка манерный голос, чей-то тихий, мелодичный смех, неразборчивое нашёптывание с переливчатым, грассированным "р", музыкальные обрывки каких-то до боли знакомых вальсов. Всё это - в декорациях скульптур, картин и старческого лица в проблесках былой красоты...

...Дверь за посетителями закрывается.

                *****

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Спустя месяц, по делам, оказываюсь в российском посольстве в Мехико и на доске объявлений вижу призыв к российским гражданам, живущим в Мексике, по сбору денег на выкуп предметов русской старины.

Деньги никогда не были собраны...