Что я больше всего ценю в людях

Олег Булдаков
Моя мама всегда говорила, что я - большой фантазер, что в моей голове крутится все, кроме одного – уроков.
Да ну их, эти уроки! Узнать бы, кто придумал задавать их на дом, я б ему (или ей) показал. Как будто в школе мы недостаточно учимся, просиживая там полдня, а то и больше. Пишем, считаем, чертим, поем, даже бегаем кроссы и по канатам ползаем. А учителям все равно мало! Вот вам еще, голубчики, домашнее задание. И попробуйте только его не выполнить!
Могли бы хотя бы тем, кто и так хорошо учится на дом ничего не задавать. Они и без их заданий страшно умные. Взять хотя бы Кольку Иващенко, или нет, лучше эту... Ленку Вершелеву. Мы ее Вермишелью зовем. Они, наверное, когда еще в садик ходили уже знали, что отличниками будут. Все дети мечтают кем-нибудь стать. Врачом или директором банка. А эти двое все свое детсадовское детство, похоже, мечтали отличниками быть. Знайками-зазнайками. Колька вон и прям похож на Знайку из “Приключения Незнайки”. Такой же коротышка, и в очках. Сидит, что-то пишет старательно, аж язык высунул, чтоб учитель его старание видел. А левой рукой тетрадку прикрыл, чтобы никто у него ничего не списывал. Больно надо у него списывать!
Вот если бы я таким умным, как он, я бы всем давал списывать. Что мне жалко, что ли?!
Или нет, я бы лучше фирму открыл, и домашнее задание для всех делал. А что? Мне не трудно. Я бы задачки за две минутки решал. Может быть даже мировой рекорд по скорости решения задач поставил. Все бы ко мне приходили и просили: “Ген, а Ген, ну реши задачу!”. И из других школ тоже. И я бы так нехотя решал. Раз! – и готова задачка. Раз! – и еще одна...
- Петров! Ну, Петров! Опять ты в облаках летаешь. Не успеешь ведь вовремя сочинение сдать.
Это у нас Вероника Михайловна. Русачка. Она конечно ничего. Особенно, когда волосы распустит. Я даже не решил еще: добрая она или все-таки злая. Когда “двойбан” вкатит так хуже ее и не сыскать. Но бывает, пожалеет и мне “трояк” поставит. Вздохнет так устало и “три” нарисует. Ей, наверное, всех жалко. Нет, она все-таки хорошая. Не то, что наша математичка. Вот кто у нас злая училка – так это Маргарита Ивановна. Ей только в фильмах ужасов сниматься. Может она инопланетянка? Я недавно один фильм смотрел: так там все учителя были инопланетянами, а школьники их раскусили, чем-то облили и...
- Петров! Ты же не успеешь. До звонка пятнадцать минут осталось.
- Успею, Вероника Михайловна.
Так, надо собраться. Тема: Что я больше всего ценю в людях? Ага... Больше всего в людях я ценю... что же я ценю... Блин! Вермишелина уже пятую страницу дописывает. Больше всего в людях я ценю... в людях я ценю... Нет, так я ничего не напишу. Надо о ком-то конкретном думать, а потом в общем писать. Вот в Максе Егорове я что ценю? Он сильный, иной раз так врезать может – мало не покажется. Ну, не со зла, конечно! Просто он такой большой. Если бы он был моим другом, я бы тогда во дворе никого не боялся. Но он со мной дружить не стал. Я и до плеча-то ему не достаю, и он в секцию ходит. На матах дерется, говорит, что одинадцатиклассника на обе лопатки укладывает. Врет, конечно! А вообще скучно с ним. И списать у него нечего. У него ведь в голове кроме матов вряд ли что-то еще есть. Ну не в смысле матерных выражений, а в смысле этих матрацев для борьбы. Он после школы чуть ли не каждый день в свою секцию ходит. Это про него - сила есть – ума не надо.
А может быть я ценю больше всего ум? Нет, умным быть точно скучно. Только и делай, что уроки учи. Не погулять тебе вволю, ни попридурятся. Ты же умный. Сиди и занимайся. Ну, будет Колька все на свете знать, ну и что из этого?! Зато он не будет знать, что такое веселится и развлекаться до чертиков. Он и сейчас этого не знает. На всех классных вечерах сидит в уголке и скучает. Наверное, думает, лучше бы я сейчас дома про геометрическую прогрессию или квантовую физику учил. Интересно, он и на свидания с книжками ходить будет, и девушке про всемирный закон тяготения рассказывать будет? Нет, умным быть определенно скучно.
Что-то я отвлекся. Больше всего в людях я ценю... ммм... красоту. Не даром же говорят, что красота – это страшная сила! Вон, Катька Четверикова страшная, ужас прям. Уши проколола, сережки вставила, думает сразу красивой стала. Дура она. Только и умеет, что дразнится. Генка – тупой, как стенка. Где это она тупые стены видела или острые?!
Лучше Вовка Добряков. У него и фамилия добрая и сам он неплохой пацан. Я сколько раз у него просил английский списать – ни разу не отказал. Да, он добрый. У него дома и кошка живет, и рыбки светящиеся есть, он мне сам показывал, и собаку ему родители на день рождения подарили. Вот только драться совсем не умеет. Его частенько старшие ребята колотят, а он ни на кого не обижается. Говорит, что не злопамятный. Не... Я не злой, просто память у меня хорошая. Отомщу и забуду. Ну а то, что он в Ленку Вермишелину влюблен, так это ерунда. В нее все мальчишки влюблены.
Она очень даже ничего. Симпатичная. Вырастит, замуж выйдет. За Вовку и выйдет, вон как на него смотрит, глаз не спускает. Интересно, а дети у нее тоже такие же умные будут. Хотя папа говорит, что на детях природа отдыхает. Это что же получается?! На мне она тоже отдохнула. Папа – начальник, мама – заведующая. Значит, не быть мне ни начальником, ни заведующим? Нет, я так не согласен...
В людях я больше всего ценю... самостоятельность... нет, что такого в этой самостоятельности. Ну, картошку сам пожарить можешь, брюки себе нагладишь, ну зубы без напоминания почистишь. И что в этом ценного? Попадешь на необитаемый остров – там быстро всему научишься. И себя с постели поднимать, и пуговицы пришивать, и костер разводить. Что ж тогда остается? Юмор. Почему бы и нет. Вон Вадька Кропотов рожи корчить умеет и анекдотов тонну знает. На переменках без него со скуки помрешь. А на той неделе в столовке Маргарите Ивановне, нашей математичке, в тарелку муху дохлую подкинул. Она даже не заметила. Так ловко у него получилось. Ох и кричала она на наш 7 “б”. Вся школа слышала! Но никто из наших Вадьку ей не выдал, вот такой дружный у нас класс. Сейчас как математичку увидим – смеяться охота. А что, может и правда написать юмор. Все равно до звонка еще минут десять осталось, больше ничего не придумаю.
Так и напишу. Больше всего в людях я ценю юмор. Потому что, если у человека все в порядке с юмором, он выпутается из любой ситуации и нигде не пропадет. И любую свою неудачу будет воспринимать с улыбкой. Точка.
И ничего, что мало. Краткость – сестра таланта.

* * *
Ну вот... Сегодня Вероника Михайловна объявляла оценки за сочинение.
У Кольки-Знайки как обычно “пять-пять”. Могла об этом и не говорить. Можно подумать он может “пять-четыре” получить. У Вермишелины аж “пять с плюсом”. Даже у Макса и то “три-четыре”. Вот и до меня добралась.
Как обычно… “два”.
Что ж, по справедливости.
Еще и добавила:
- Петров! Если у тебя с чувством юмора все в порядке, то свою оценку ты будешь воспринимать нормально.
Дома стопудово опять влетит. Только лучше сначала сказать папе. Он все-таки меня понимает, тоже “двойки” из школы приносил. Конечно, не так много и не так часто, как я... Он-то знает, что не в “пятерках” счастье. Эх, Вероника Михайловна, Вероника Михайловна…
И почему сочинение на дом не задали? Я бы тогда у папы спросил, что же я больше всего ценю в людях.
Хотя, пожалуй, я и сам уже догадался, что же на самом деле я больше всего ценю в людях. Скорее всего, справедливость.

  *   Рассказ опубликован в лит. альманахе "Воскресение" (г. Екатеринбург), 2004г.